TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.01.2021
18:42

Метаморфозы великого художника Бирштадта

    Начну с исповеди по поводу таких вот репродукций, при всей красоте содержащих, на мой взгляд, что-то пугающее. Бирштадт. Гроза в Скалистых горах. 1859. Бирштадт. На . . .

15.01.2021
14:28

Продолжаю серию разоблачений про подмену интернет-ресурсом искусствоведения развлекаловкой

    Меня глубоко пронзило разоблачение Никитой Михалковым желания Грефа оглупить народ России, чтоб им было легче управлять: лишить глубокого образования. Ещё меня . . .

14.01.2021
18:32

Нет! «Летний день» Герасимова не печаль

    Не печаль, хоть там и есть следы “слёз” природы, дождя, на стекле окна. Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло. Как нет печали и в картине, насмешливо названной . . .

12.01.2021
16:16

С какой точки зрения лучше смотреть на живопись

    Мне понравились такие вот картины Кульбина. Предваряя будущее повествование, тут же скажу: это ж смелость надо иметь - нарисовать в общем жёлтый песок… синим. И не . . .

10.01.2021
15:27

Ни в зуб ногой

    Ну вот я и почитал вещь, про которую не понимаю, что она значит – рассказ “Мгла" (1904) Бориса Зайцева. Я недавно разбирался с другим рассказом его же и того же года . . .

09.01.2021
10:56

Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я

    Наткнулся в Яндекс-Дзене на канал “Tallir Art Historian". Человек толкует о ценности “Чёрного квадрата” (1915) Малевича. И всё – мимо сути. (Одно только было бы не мимо – . . .

07.01.2021
13:12

Вот, у кого в интернете на их улице праздник – у кидал народа

    Некий “Жизнь в обрамлении” (8813 подписчиков) написал статью про васнецовскую “Алёнушку”. Васнецов. Алёнушка. 1881. Фрагмент. Так что она изначально называлась . . .

06.01.2021
19:23

Кульбиты Кульбина

    "Мальчик и туда, и сюда, в результате никуда”, - так меня, отставшего в любовных делах юношу, определила одна тёртая, наверно, и опытная женщина, подруга той, за . . .

04.01.2021
18:58

Любовь к мысли

    Где-то когда-то я вычитал, что представители первобытных племен от малейшего раздражения, выводящего их из дремоты, стараются исчезнуть. Могут сидеть часами . . .

03.01.2021
17:13

О пользе догматизма в искусствоведении

    Художники в принципе амбициозны. И даже не потому, что умеют то, чего не умеют другие. А потому, что даже видят не так, как другие. И язык у них получается не такой, . . .

01.01.2021
13:31

Добром добра не будет – только через зло!

    Попытка медленного чтения рассказа “Сон” (1904) Бориса Зайцева. Ну чем, смотрите, не воспевание вот этого и тут мига ("был четвертый час дня – в июне, при слегка . . .

31.12.2020
14:20

3 Соломон Воложин Что вы прочли в стихах – не то, что хотел сказать поэт, если вы знаток и если произведение – неприкладного искусства

    Вот – одно из стихотворений серии “Багряный пир зари”, которая была опубликована в журнале “Золотое руно” (№ 2, 1908) . Расстегни свои застежки и завязки развяжи . . .

30.12.2020
13:26

Какой Гитлер художник

    Я должен начать издалека. Моя дочка в школе плохо относилась к литературе. Кончала она школу уже при реставрации капитализма, то есть после гласности. Помнится, я . . .

29.12.2020
13:19

Результат разговоров с рисующим

    Рисующий – Святослав Котельников. Разговоры – по интернету. Есть вариант, что всё – закономерно. Тогда и случайности – тоже закономерны. И вот так случилось, . . .

27.12.2020
16:09

Опять эта из «Оборонсервиса», теперь уже академик РАХ

    Я об её стихотворения уже зубы ломал (см. тут). Жаловался, что нет учебников по признакам графомании. А с живописью ж совсем беда – там измов (примитивизм, . . .

26.12.2020
20:41

Рассуждение о Грозном – простое

    Уже не помню, когда это было… Возможно, когда актуальны были мысли Новодворской о целесообразности раздела России на множество государств…. Тележурналист . . .

26.12.2020
15:10

Железная логика во всём вокруг Навального

    Быть логичным не значит быть правым. Высказывание моего покойного товарища. Главный выгодополучатель от отравления Навального – компании, добывающие . . .

25.12.2020
14:16

Хотите посмеяться надо мной из-за Саврасова?

    Роясь в интернете, меня загипнотизировала такая картина. Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Я глянул, что написано под репродукцией – ого! – Знаменитое имя… Потом, . . .

24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

     

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик стройной теории сложных взаимосвязей. На фига им? Это ж следить надо… напрягаться… соотносить – думать, в общем. – ЗАЧЕМ? Голова не для думания дана, а для осознания удовольствия, полученного телом. Глазами, там, или ушами. – Я же – как тот надеющийся влюблённый, мечтающий о взаимности: вот-вот и придёт. И что я в них нашёл, в не моих читателях? – Наверно, помню те редкие случаи, когда от моих слов человек буквально перерождался… Взаимность – достижима!

    Ну и вот одно из таких перерождающих слов – тут, место, где я разобрал три первые стихотворения Маяковского. Головоломные. Но с ритмом и рифмой, которые мне позволили, сославшись на них, дезавуировать то безобразие всеобщее в мире вокруг и в скучных стихах (если головоломку нескучных стихов всё же суметь приблизительно понять).

    Но есть ли что-то, подобное словесным ритму и рифмам, в живописи, которою – можно думать – Маяковский хотел в последнем итоге выразить тот же трагический (из-за неожиданностей) героизм, на какой указали чёткость ритма и рифмы в тех трёх стихотворениях?

    Маяковский. Рулетка. 1915.

    Наверно, в живописи мне надо стиховые повторяемости (в ритме и рифме) забыть как конструктивные аргументы. В живописи, наверно, надо обратить внимание на роль повторов через наоборот.

    Чтоб самому стало яснее, что мне забрезжило, разберём такую аналогию, которая почему-то всплыла в памяти.

    У меня есть двое детей: сын и дочь. Прямые противоположности. Сын пассивный, дочь активная. Они оба привод в садик восприняли как беду. Но сын решил её как-то пережить. Забивался подальше и ни на что не претендовал (что устраивало воспитательниц). А дочь поступила иначе. Когда её привели первый (и последний) раз в садик, она легла спиной на пол и била в него ногами с отчаянным криком до тех пор, порка не успевшая уйти на работу мама её не подняла и не повела обратно домой, зарёкшись ещё раз пробовать её сюда привести.

    Дочка тоже применила повторы. Но не конструктивно, а разрушительно по отношению к обычности, добившись всё же конструктива необычного – стала ребёнком, не посещавшим детсад никогда. (Была бабушка дома и, в конце концов, в принципе без садика обошлись.)

    Бурлюк, товарищ Маяковского, ездил по Западной Европе, знал несколько языков, получал все манифесты футуристов, и Маяковского-живописца манифесты могли навести на ритм разрушения как, наоборот, средство для выражения созидания совсем не того, что разрушалось.

    Рулетка, в общем-то, разоряет собравшихся на ней обогатиться…

    Это похоже на возможное сомнение Италии, обделённой в Европе начала ХХ века колониями, победит ли она, если войной себе добудет новые, более богатые колонии. С другой стороны, иначе, чем войной, их не приобретёшь. И без них – никак. (Капитализм – по Фурсову – вообще такой, что не может без наживы на некапиталистической периферии.) Так что Италия, хоть и опасалась, но нарывалась.

    Дочка, бия ногами в пол, была, наверно, более уверена в своей победе из опыта других побед (впрочем, не знаю).

    У Италии её порыв к агрессии был не без опаски. Это был трагический героизм. Ему соответствовал такой призыв из манифеста футуристов 1909 года:

    "…у бегущей лошади нет четырех ног: у нее двадцать…” (http://futurismo.accademiadellacrusca.org/txt/1.txt).

    Балла. Движение автомобиля. 1913.

    У Маяковского же была своя беда: за три ареста в бытность его эсдеком, большевиком, охранка его, ещё несовершеннолетнего, запугала и соблазнила политику бросить и отдаться искусству. А революционером он в глубине души остался, причём с верой, что революция вот-вот повторится. Но. Как быть с таким утяжелением? – Им тоже двигал идеал типа героического героизма.

    И он прибег к разрушающему ритму многих неконцентрических кругов, когда у настоящей рулетки они концентрические.

    Теперь остаётся только разобраться с моей идеей-фикс: есть тут где “текстовые” странности, свидетельствующие о наличии подсознательного идеала трагического героизма?

    Я думаю, что сколько ни говорят о политизированности итальянских футуристов (они потом с фашистами сомкнулись), в самом начале они не были так политэкономически подкованы, чтоб осознавать, что они выражают интересы итальянского ущемлённого капитала. Ими руководил дух времени в Италии. Но.

    "Первый манифест футуризма появился в печати на французском языке 20 февраля 1909 года в субботнем выпуске парижской газеты "Фигаро"” (http://belpaese2000.narod.ru/Univer/Ricerca/Tesi/vagnert.htm).

    Сам Маринетти начинал в Париже. Он родился в Египте, учился во Франции . Увлекался литературой, в первую очередь французской. Выучился на юриста, а это ж далеко от политэкономии.

    Нет. Его манифест состоял из 11 пунктов, а начальная буква его фамилии 11-я в итальянском алфавите. (Во французском М – 13-я.)

    Но всё-таки можно думать, что пункты его манифеста зародились там в мозгу, где обретался подсознательный идеал.

    Так же далёк от политэкономии Джакомо Балла.

    Сложнее вопрос с картиной политически осведомлённого Маяковского. Он футуристский манифест прочёл. Но там же нет ни одного слова с корнем “полит”. Зато есть выпады против лени и логики, мифологии и мистики, пошлости и посредственности, и против культа древннх в искусстве. Привыкшему к иносказанию в условиях царской цензуры легко было отнести эти “фэ” к русскому самодержавию и капитализму.

    Однако всё же, чтоб переплавить это в подсознательный идеал хватало неправедно задушенной политической страсти Маяковского.

    Так что я, не сильно греша, могу счесть и ритм разрушения концентрических кругов рулетки счесть порождением именно подсознательного идеала.

    И тогда – через мысль, а не непосредственно – могу сказать, что я понял картину Маяковского и поэтому она мне нравится. Хоть для непосредственного переживания – ерунда на постном масле. И не мои читатели меня не поймут.

    20 ноября 2020 г.

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100