TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, изобразил в своей поэме поход российского народа (всех ста пятьдесяти его миллионов) против большевиков, против советской власти, против Ленина. Описал восстание, поднятое против тех, кто довёл страну до жесточайшего голода. И какую страну – ту, что ещё совсем недавно кормила всех вокруг себя. Кровавый бунт, описанный поэтом-футуристом, уничтожал “ВИЛьсона”, то есть Владимира Ильича Ленина, и сметал установленный им большевистский режим” (Филатьев. https://biography.wikireading.ru/274389). После гражданской войны Маяковский был против отступления революции в НЭП. Против упора Луначарского на эволюцию с воспитанием в коммунистическом духе. Против централизма в этом деле воспитания – в "сотворении культа “сверхчеловека” Ленина и Пушкина” (https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-bogostroitelstva-kak-osnovanie-kulta-a-s-pushkina-v-sssr).

    Я понимаю, что у Луначарского это было воспитание масс по принципу “делай по образцу”.

    А понимание бывает двух типов: пассивное и активное. Пассивное – по образцу. А активное – усвоить образец, переварить и выдать своё в том же, в общем, духе.

    И Маяковский, я понимаю, был за активное. В культуре – за самодеятельность масс, пусть и неразвитых. Он готов был самоуничтожиться в той же поэме “150000000”.

    "Текст — это инструкция для самодеятельной эстетической активности аудитории. Ср. пожелание Маяковского относительно поэмы “150 000 000”: “Хочу, чтоб каждый дописывал и лучшил”…

    Один из далеко идущих выводов, сделанных футуристами за счет превращения текста в явление, полностью аналогичное естественным фактам, состоял в том, что художественные сообщения бывали объективизированы, оторваны от отправителей, лишены того содержания, которое обычно имел индивидуальный творческий акт. Эту сторону футуризма тщательно изучила К. Поморска, которая приводит такие данные о деятельности и биографиях футуристов, как рост анонимных текстов — поэма Маяковского “150 000 000”… от футуристов требовалось “стоять на глыбе слова "мы"”… перенесение на авторское “я” свойств “не-я”,” (Смирнов. Смысл как таковой. С.-Пб., 2001).

    Без примера (кроме понятного акцента на МЫ) это трудно постигаемо.

    Ну например:

    Идём!

    Идемидем!

    Го, го,

    го, го, го, го,

    го, го!

    Лирическое “я” притворяется малограмотным (слитное написание “идём-идём”) и не умеющим даже повторить фонемы (только ритм смог повторивший повторить). Но даже и при повторении ритма тот внёс своё: добавил два звука.

    Но вообще в поэме позиция "не-я”, с которым солидарен, выражена в отношении крестьянина, которому Октябрьская революция дала землю, но скоро стала отнимать урожай:

    "…хочешь крови моей ведро?”.

    Я аж решил проверить, правда ли голод начался вскоре после прихода к власти большевиков.

    Правда. Несколько месяцев были тихие (горизонтальный участочек синей линии), а потом началась гражданская война, и полезли кривые вниз.

    Чутьё у Маяковского отменное. Знал бы он, что при Парижской Коммуне не было голода, потому что ею руководили из 68 членов разных партий 23 анархиста.

    Ленин 2 раза упомянут в поэме.

    Революция

    на булочную бросит голод толп.

    Но тебе [возмущённому голодом единому Ивану]

    какое дам названье,

    вся Россия, смерчем скрученная в столб?!

    Совнарком —

    его частица мозга, —

    не опередить декретам скач его.

    Сердце ж было так его громоздко,

    что Ленин еле мог его раскачивать.

    Положим, декрет о земле не мог не быть крестьянами одобрен. Но Маяковский же зол на Ленина, значит, можно преуменьшить заслугу его в лозунге “Власть – советам, земля – крестьянам…”.

    Товарищи газетчики,

    не допытывайтесь точно,

    где была эта битва

    и была ль когда.

    В этой главе

    в пятиминутье всредоточены

    бывших и не бывших битв года.

     

    Не Ленину стих умиленный.

    В бою

    славлю миллионы,

    вижу миллионы,

    миллионы пою.

    Внимайте же, историки и витии,

    битв не бывших видевшему перипетии!

    Маяковский тут впрямую признаётся, что битва против Ленина, против военного коммунизма – не бывшая битва во время писания поэмы (он её просто предвидит, и она – за советы без большевиков – таки началась после гражданской войны, после времени написания поэмы).

    Но вообще-то, читать поэму – казнь. Едва с ума не сходишь от непонятности, что к чему. Даже и зная про ""ВИЛьсона”, то есть Владимира Ильича Ленина”, читать невозможно. Но понимаю, почему так сделано. – По одному случаю со мной.

    Пом директора по кадрам в секретном НИИ, где я работал, получил, как я понял впоследствии, в перестройку, распоряжение от куратора КГБ по нашему НИИ, чтоб я за длинный язык был уволен якобы по собственному желанию. Пом спустил распоряжение по инстанции моему начальству, но и решил сам разобраться. Воспользовался случаем (я к нему пришёл вручить своё заявление о просьбе продвинуть меня в очереди на получение кооперативной квартиры в связи с согласием впереди стоящих пропустить меня, в чем те на моём заявлении подписались). Устно я добавил, что на заявлении нет ходатайства непосредственного начальства, так как я к нему не пошёл, понимая, что ему не до меня, ибо (я прослышал) на него накатал кто-то анонимку, что он выдавал подпольщиков немцам, тогда как, наоборот, он им помогал и потому начальником теперь служит. Пом вытянул меня на откровенный разговор о моём мнении по еврейскому вопросу. Я скрывать ничего не стал и объяснил, почему не скрываю (чувствую себя русским, а не евреем и лично не испытываю никакого антисемитизма). И сказал, что это 20-я беда в СССР. (В Литве, хоть литовцы и истребили всех евреев, не успевших эвакуироваться, но после войны те истребители исчезли из поля зрения, и антисемитизма стало меньше, чем на Украине, откуда меня в Литву привезла мама десятилетним.) Пом, в связи с близившимся, как он сказал, поднятием – забыл где – еврейского вопроса в СССР предложил мне написать своё мнение в какую-нибудь центральную газету. Я согласился. Написал. Отослал в Литературную газету с предложением в конце… (Газета выходила на 16 страницах. На 9-й бывало о международных событиях.) Я предложил при сообщении на 9-й о том международном обсуждении еврейского вопроса в СССР на 8-й странице дать подвал о композиторе Вайнберге. Что в ЛГ и сделали. Пому я письмо не показал, а только сказал, что послал в ЛГ (и через год получил кооперативную квартиру). А само письмо я написал так закручено, чтоб газете было невозможно сделать из него цитату, не искорёжив мой текст. Я это сделал, чтоб с чистой совестью рассказать лучшему другу (он еврей, не считавший еврейский вопрос в СССР таким уж неважным), что со мной произошло. Он меня всё равно не простил и назвал предателем, с чем я не согласился. Хоть всё же гордился, что моё письмо, благодаря стилю, не было ни опубликовано, ни процитировано.

    В общем, я Маяковского понял с этой нечитабельностью поэмы. А сам Маяковский её ещё и издал анонимно.

    Но всё это я пишу в качестве подхода к рассмотрению его стихотворения “Юбилейное” (1924), где он восстаёт против Луначарского с его богостроительством и культом Ленина и Пушкина в связи со 125-й годовщиной рождения поэта.

    "…перенесение на авторское “я” свойств “не-я”” я могу себе позволить считать рождённым подсознательным идеалом Маяковского, прудонизмом или анархизмом как настоящей революцией, которая сорвалась из-за большевиков, начиная с января 1918 года.

    А это ж особое ощущение, когда подсознательный идеал рождает, чем осознаваемым себя выразить.

    И Маяковский вполне мог чуять, что с Пушкиным происходили такого же качества озарения.

    Но Пушкин был поэт вдохновляемый точно не тем, чем Маяковский. Зато из Пушкина Луначарский делал не то, чем тот был по-настоящему ценен. И Маяковскому хотелось стать на сторону по-настоящему ценного Пушкина, ценного художественностью (следами подсознательного идеала, если по-моему, и что чуял и Маяковский). Но! Как быть с верностью анархистской революции? – Надо поймать себя на моменте предательства этой революции. То есть, когда проявляешь слабость и отдаёшься ревности из-за неверности Лили Брик (не с мужем, Осипом, а с кем-то четвёртым), а так же, когда не пишешь простецкие плакаты. (Р-р-революционность же в морали у Маяковского это теория стакана воды, ревность не предполагающую, а то же в живописи – простонародные плакаты.)

    Я

    теперь

    свободен

    от любви

    и от плакатов.

    Вот в такую минуту слабости революционера и можно подъехать к врагу, Пушкину, с позитивом в душе и искренне: плакать о своей духовной слабости революционера.

    Как плакать?

    Способом издевательства над экстраординарным, что есть эстетическое по меньшей мере (если пребывать в моей системе ценностей, что эстетическое {необычно о знаемом} ниже художественного {необычно о незнаемом, о подсознательном идеале}).

    Например.

    Все знают, что земля – шар. – Так вот это:

    Можно

      убедиться,

      что земля поката, —

    сядь

      на собственные ягодицы

       и катись!

    является ж экстраординарностью? Это ж эстетическая ценность? Ниже она, чем художественность… Вот я, мол, перед тобой, Пушкин-художник, и смеюсь над всего лишь эстетичностью, как и ты поступал: кюхельбекерно и тошно.

    Или вот пример: насмешка над такой всего лишь эстетической ценностью, как рифмоплётство:

    Только

    жабры рифм

    топырит учащённо

    у таких, как мы,

    на поэтическом песке.

    Всё это примеры единства с Пушкиным. Но. Как изворот от плоского плача несгибаемого революционера о своей слабости (стихи, что перед выше процитированными):

    Нет,

    не навяжусь в меланхолишке черной,

    да и разговаривать не хочется

    ни с кем.

    Он имеет Пушкина за кошку, перед которой не стыдно заголиться, если это словесной эквилибристикой сопроводить.

    Этакий выпад против Луначарского, занимающегося с помощью Пушкина богостроительством: постепенным поднятием народа до аристократического уровня Пушкина. Чем, собственно, бессильно пытаюсь заниматься и я (публика, которая заходит в канала Яндекс-Дзена не та, чтоб просто понимала хотя бы, что я пишу).

    Ну, или вот ещё пример в том же роде:

    Нами

    лирика

    в штыки

    неоднократно атакована,

    ищем речи

    точной

    и нагой.

    Но поэзия —

    пресволочнейшая штуковина:

    существует —

    и ни в зуб ногой.

    Например

    вот это —

    говорится или блеется?

    Синемордое,

    в оранжевых усах,

    Навуходоносором

    библейцем —

    "Коопсах”.

    "Коопсах” это мещаннейшая вывеска кооператива сахарной промышленности, выполненная с использованием модного в элитарных художественных кругах отступления от натуроподобия (лицо нарисовано… синим), но с использование азбучного контраста дополнительных цветов: синего и оранжевого.

    Такая вывеска имеет эстетическую ценность, над которою можно посмеяться как над второсортной по сравнению с художественной в обществе настоящего художника Пушкина, идейного врага ультрареволюционного поэта, анархистский коммунизм которому давай немедленно, если покопаться в последней глубине его души.

    Вот только вопрос: эта последняя глубина его души оставила какие-то следы, чтоб стихотворение “Юбилейное” мне позволить себе назвать художественным? – Что-то эта ультратонкая игра в насмешку над насмешками отдаёт игрой сильного ума, а не проявлениями подсознательного идеала.

    Или какая-то общая тоска как странность при юбилейной тематике это как раз и есть искомый след – идеал-то анархического коммунизма, пахнет, свершиться может только в благом для всех сверхбудущем, что есть это попросту пессимизм.

    11 ноября 2020 г.

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100