TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.09.2018
12:36

Не можешь - садись в лужу!

    Я раздираем надвое: думаю, что о любом произведении искусства или околоискусства могу сказать что-то дельное (раз сотни статей написал), и что я только то и могу, . . .

28.09.2018
11:19

Что меня гложет?

    Толковать живопись я начал стихийно, со спора с одним однокурсником, считавшимся знатоком живописи (мы же на инженеров учились) и имевшим у себя, хоть он жил в . . .

27.09.2018
15:47

Стоит ли иное у Сорокина читать.

    Я считаю субъектную организацию важнейшим критерием авторского намерения. О. Меерсон Начну издалека и признаюсь, что я уже проверил ту мысль, которая у меня . . .

24.09.2018
12:08

Накрутил себя.

    Александров, помню, его фамилия. Председатель научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных… Я пришёл на заседание этой комиссии рановато. Он пришёл ещё . . .

23.09.2018
09:36

Есть шанс...

    Есть шанс как-то доказать, что у Эдуарда Мане идеал абы какой жизни (то есть – импрессионистский) был подсознателен. Мане. Гражданская война. 1871. Самым чётким . . .

21.09.2018
18:28

Над чем смеётся Рубин.

    Вначале я предложу читателю посмеяться надо мной. Я с произведениями искусства похож на кота из известной басни. Во всеоружьи юный кот На первую охоту вышел И . . .

19.09.2018
22:50

Николай Чоччасов

    Я не раз отступал от своего правила – открывать скрытый художественный смысл произведения неприкладного искусства. И обращался к произведениям и неискусства . . .

16.09.2018
14:11

Исписался.

    "В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Ильи и Эмили Кабаковых “В будущее возьмут не всех”. Это итог работы за 6 десятилетий. И впервые . . .

15.09.2018
15:36

Наобум лазаря.

    Как я ни уверен в себе (из-за многочисленных совпадений моих мыслей с, в общем, общепринятыми), но меня угнетает непризнание больших авторитетов, и я в себе . . .

12.09.2018
10:23

Насколько чуток Владимир Крылов?

    Недавно (см. тут) я познакомился с репродукциями картин Владимира Крылова и (см. тут) поспорил с ним о Малевиче в связи с его, Крылова, видео https://www.youtube.com/watch?v=XMablvmxspg . . .

11.09.2018
12:30

Наваждение.

    Не могу оторваться от художника Андрея Тутунова. Я посмел спорить с именитым Маниным о художественном смысле иных его картин. И у меня совесть скребёт: не натянул . . .

09.09.2018
16:49

Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.

    Читаю книгу “Они” (2005) – Слаповского и неприятно. Была б сатира – просто б бросил с самого начала. А тут не сатира. Вот уж которого персонажа по очереди вводит . . .

08.09.2018
12:26

Тяжело любить советский народ.

    Надо же… Написал статью, которую не взялся печатать обычно печатающий меня журнал. И отправили её оттуда в более смелое издание. А то пребывает под какой-то . . .

07.09.2018
10:34

Я допустил ошибку.

    Я когда-то допустил ошибку относительно Ильи Кабакова – назвал одну его картину произведением постмодерниста, художника не имеющего идеалов. А, получается, идеал . . .

06.09.2018
19:45

В муках отсутствия хорошего чтения.

    Я (вечно я с себя начинаю…) раз обратил на себя внимание редакции “Литературной газеты”. Принял участие в конкурсе критиков, по итогам была редакционная статья – . . .

05.09.2018
07:48

Бедность как ценность.

    Я слаб в анализе картин. Поэтому вынужден пользоваться чужими анализами. Но у меня есть претензия на силу синтеза. Так и там меня поджидают ловушки. Я ж себе . . .

31.08.2018
16:46

Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"

    Нельзя возразить этому: "Сезанновский кубизм 1907-1909г. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм . . .

29.08.2018
15:15

Упрямство.

    Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть (тут и тут) доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – . . .

28.08.2018
13:33

Разоблачение вранья о роли Прохоровки.

    Можно ли верить тому, что рассекреченная к 75-летию карта сражения под Курском http://kursk-75.mil.ru/ действительно была изготовлена когда-то тогда же, в 1944-м году? На том . . .

28.08.2018
09:01

Попытка поспорить с Вейдле.

    Он написал в “Умирании искусства”:

    "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, исключительные явления… как иллюстрации к четвертому Евангелию Петрова-Водкина” (https://predanie.ru/veydle-vladimir-vasilevich/book/73253-umiranie-iskusstva/).

    Потому попытка, что наобум Лазаря. Нет того, чтоб я знал, что это за вещи художника, ни того, чтоб я знал, когда они написаны, ни того, чтоб я знал, что Петров-Водкин, став выражать Гармонию в связи с революцией (см. тут), так в этой фазе идеала и остался навсегда (и потому есть вероятие, что и иллюстрации к четвёртому Евангелию не прорелигиозны, а прореволюционны). – Прогореть – ничего не стоит. И ещё я не знаю, чем четвертое Евангелие отличается от трёх остальных.

    Но. Постараюсь не натягивать.

    Начнём с отличия четвёртого Евангелия.

    "Четвертое Евангелие, написанное апостолом Иоанном, отличается от предыдущих трех евангелий и содержит больше теологических размышлений по отношению к особе Христа и значению веры… подчеркивает Божественную природу Христа… Но Иоанн также отмечает факт человеческой природы Иисуса, желая показать ошибочность учения религиозной секты его дней, гностиков, которые не верили в это” (https://otvet.mail.ru/question/72560891).

    Теперь, что это за иллюстрации четвёртого Евангелия?

    "Первые полгода [1924] пребывания в Париже не принесли ожидаемых доходов: осенью Кузьма Сергеевич продал французскому издательству “Плеяды” (Plйiades) 28 рисунков на евангельские сюжеты, выполненные в России в 1920 году (к сожалению, судьба этих рисунков неизвестна). Вероятно, из дошедших до нас первых вариантов этой серии являются рисунки тушью “Отречение Петра (Страстная ночь)” и “На кресте. (Страстная ночь)”, хранящиеся в настоящее время в Русском музее” (http://www.zolotayapalitra.ru/Article/147).

    Петров-Водкин. Отречение Петра. 1919. Бумага, тушь.

    Может, вторая вещь неверно названа… И на самом деле вот она…

    Петров-Водкин. ГоловаХриста. 1921. Бумага, тушь.

    А вот ещё нечто близкое по используемым материалам и времени.

    Петров-Водкин. Целование Иуды. 1919. Бум., тушь, перо.

    В своём экземпляре Евангелия он делал пометки, подчёркивания, записи (http://www.zolotayapalitra.ru/Article/211). Значит, просто религиозным человеком он не был. Но Иисуса считал исторически жившим человеком.

    "…когда в Евангелии от Матфея речь идёт о молитве Христа в Гефсиманском саду (26:39, 42, 44), Петров-Водкин пишет: “Кто же мог слышать? Нет, молитва была не такою! Словом не выразить этой молитвы”” (Там же)

    Что там, в Евангелии?

    " 39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

    40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?

    41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

    42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

    43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.

    44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово”.

    Ну что значит – не выразить этой молитвы? Просто взволнован художник и слова ему кажутся кощунством. Ну что может сказать человек, предчувствующий свою смерть и решивший ею искупить зло в любимых им людях?

    "Обращение К.С. Петрова-Водкина к этой книге датируется маем 1920 года, о чём свидетельствует запись на титульном листе” (Там же).

    В апреле Япония начала мстить вторжением за расстрел своего гарнизона в Николаеве.

    Но в апреле началась Бакинская наступательная военная операция частей XI Красной армии и Волжско-Каспийской военной флотилии, проведённая в тесной координации с азербайджанскими большевиками с целью свержения азербайджанского правительства и установлению Советской власти в стране.

    Но в мае началось просоветское восстание в Армении.

    18 мая отняли у англичан корабли Каспийской флотилии, отведённые белыми в Иран.

    Зато 31 мая бой под Гомелем не выиграли, контрнаступление против вторгшихся до Киева белополяков сорвалось.

    Зато 30 мая был страшно проигран бой под Викторовкой РККА с махновцами. А те вообще как бы свои, за коммунизм, только без центральной власти.

    Кровь, кровь, кровь… Второй год гражданской войны.

    12 апреля Рурская Красная армия была ликвидирована. Было подавлено революционное движение рабочих в Рейнско-Вестфальской области, где рабочие пытались создать свою Красную гвардию… Лидеры социал-демократии теряли авторитет в массах рабочих.

    Мировая Революция не зажигалась. Жертва Христа ничего почти за два тысячелетия не дала. Даст ли что вот уже двухлетнее жертвование собою России?

    Пётр нарисован потрясённым: насколько сильна оказалась в нём слабость человеческая! Даже будучи предупреждён Христом, он всё равно струсил. Он не годится для новой жизни. Провидчески смотрит вдаль Иисус, игнорирующий Иуду. Он что: ещё надеется, что его жертва всех людей переделает в антииуд? Или он провидит, что вряд ли?

    А уже распятый, не ещё не умерший… О чём говорят его щёлочки-глаза? Он, Иисус, теперь только тут, в страдании личном? Или он о будущем печалится?

    Это уже два года спустя. Гражданская война явно идёт к победе. Что Петра-Водкина опять смущает? Нет никакой тенденции к духовному перерождению людей?

    Церковь, она верит, или делает вид, что верит. А он? Для чего он сделал лицо Христа не похожим на привычное? Чтоб отличаться от церкви? Он смел в прошлом году не верить истинности слов Матфея. (И правда, похоже, что он больше верил Евангелию от Иоанна, который единственный из четырёх евангелистов не свидетельствовал о человеческой слабости Христа.) Так он поверит Церкви? А власти, взошедшей на крови, он поверит? Он достиг, наконец, темноты, землистости лика, какого требовала настоящая русская иконопись. Значит ли, что он перенял, наконец, от веры её идеал благого для всех сверхбудущего? В пику власти-силе, обещающей благое историческое будущее…

    Или это сияние кожи тоже не зря? Это – вместе с темнотой лика – всё то же, что и прежде у него: соединение низкого и высокого, то есть подсознательный идеал Гармонии! Да идея Справедливости и не может умереть!

    Ведь Вейдле почему ратует за религию как за спасение искусства?

    Он просто упустил, что чудо не только в религии есть. Оно как бы есть в действии подсознательного идеала любо типа, а не только типа благого для всех сверхбудущего, к которому относится и христианский идеал. Один из типов – Гармония. – Вот картины Петрова-Водкина и пронимают ЧЕМ-ТО, словами невыразимым. Но на что можно всё-таки намекнуть моим косноязычием.

    23 июля 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340795  2018-08-28 14:39:25
Sweetheart
-

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100