TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.08.2018
16:46

Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"

    Нельзя возразить этому: "Сезанновский кубизм 1907-1909г. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм . . .

29.08.2018
15:15

Упрямство.

    Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть (тут и тут) доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – . . .

28.08.2018
13:33

Разоблачение вранья о роли Прохоровки.

    Можно ли верить тому, что рассекреченная к 75-летию карта сражения под Курском http://kursk-75.mil.ru/ действительно была изготовлена когда-то тогда же, в 1944-м году? На том . . .

28.08.2018
09:01

Попытка поспорить с Вейдле.

    Он написал в “Умирании искусства”:

    "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, исключительные явления… как иллюстрации к четвертому Евангелию Петрова-Водкина” (https://predanie.ru/veydle-vladimir-vasilevich/book/73253-umiranie-iskusstva/).

    Потому попытка, что наобум Лазаря. Нет того, чтоб я знал, что это за вещи художника, ни того, чтоб я знал, когда они написаны, ни того, чтоб я знал, что Петров-Водкин, став выражать Гармонию в связи с революцией (см. тут), так в этой фазе идеала и остался навсегда (и потому есть вероятие, что и иллюстрации к четвёртому Евангелию не прорелигиозны, а прореволюционны). – Прогореть – ничего не стоит. И ещё я не знаю, чем четвертое Евангелие отличается от трёх остальных.

    Но. Постараюсь не натягивать.

    Начнём с отличия четвёртого Евангелия.

    "Четвертое Евангелие, написанное апостолом Иоанном, отличается от предыдущих трех евангелий и содержит больше теологических размышлений по отношению к особе Христа и значению веры… подчеркивает Божественную природу Христа… Но Иоанн также отмечает факт человеческой природы Иисуса, желая показать ошибочность учения религиозной секты его дней, гностиков, которые не верили в это” (https://otvet.mail.ru/question/72560891).

    Теперь, что это за иллюстрации четвёртого Евангелия?

    "Первые полгода [1924] пребывания в Париже не принесли ожидаемых доходов: осенью Кузьма Сергеевич продал французскому издательству “Плеяды” (Plйiades) 28 рисунков на евангельские сюжеты, выполненные в России в 1920 году (к сожалению, судьба этих рисунков неизвестна). Вероятно, из дошедших до нас первых вариантов этой серии являются рисунки тушью “Отречение Петра (Страстная ночь)” и “На кресте. (Страстная ночь)”, хранящиеся в настоящее время в Русском музее” (http://www.zolotayapalitra.ru/Article/147).

    Петров-Водкин. Отречение Петра. 1919. Бумага, тушь.

    Может, вторая вещь неверно названа… И на самом деле вот она…

    Петров-Водкин. ГоловаХриста. 1921. Бумага, тушь.

    А вот ещё нечто близкое по используемым материалам и времени.

    Петров-Водкин. Целование Иуды. 1919. Бум., тушь, перо.

    В своём экземпляре Евангелия он делал пометки, подчёркивания, записи (http://www.zolotayapalitra.ru/Article/211). Значит, просто религиозным человеком он не был. Но Иисуса считал исторически жившим человеком.

    "…когда в Евангелии от Матфея речь идёт о молитве Христа в Гефсиманском саду (26:39, 42, 44), Петров-Водкин пишет: “Кто же мог слышать? Нет, молитва была не такою! Словом не выразить этой молитвы”” (Там же)

    Что там, в Евангелии?

    " 39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

    40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?

    41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

    42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

    43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.

    44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово”.

    Ну что значит – не выразить этой молитвы? Просто взволнован художник и слова ему кажутся кощунством. Ну что может сказать человек, предчувствующий свою смерть и решивший ею искупить зло в любимых им людях?

    "Обращение К.С. Петрова-Водкина к этой книге датируется маем 1920 года, о чём свидетельствует запись на титульном листе” (Там же).

    В апреле Япония начала мстить вторжением за расстрел своего гарнизона в Николаеве.

    Но в апреле началась Бакинская наступательная военная операция частей XI Красной армии и Волжско-Каспийской военной флотилии, проведённая в тесной координации с азербайджанскими большевиками с целью свержения азербайджанского правительства и установлению Советской власти в стране.

    Но в мае началось просоветское восстание в Армении.

    18 мая отняли у англичан корабли Каспийской флотилии, отведённые белыми в Иран.

    Зато 31 мая бой под Гомелем не выиграли, контрнаступление против вторгшихся до Киева белополяков сорвалось.

    Зато 30 мая был страшно проигран бой под Викторовкой РККА с махновцами. А те вообще как бы свои, за коммунизм, только без центральной власти.

    Кровь, кровь, кровь… Второй год гражданской войны.

    12 апреля Рурская Красная армия была ликвидирована. Было подавлено революционное движение рабочих в Рейнско-Вестфальской области, где рабочие пытались создать свою Красную гвардию… Лидеры социал-демократии теряли авторитет в массах рабочих.

    Мировая Революция не зажигалась. Жертва Христа ничего почти за два тысячелетия не дала. Даст ли что вот уже двухлетнее жертвование собою России?

    Пётр нарисован потрясённым: насколько сильна оказалась в нём слабость человеческая! Даже будучи предупреждён Христом, он всё равно струсил. Он не годится для новой жизни. Провидчески смотрит вдаль Иисус, игнорирующий Иуду. Он что: ещё надеется, что его жертва всех людей переделает в антииуд? Или он провидит, что вряд ли?

    А уже распятый, не ещё не умерший… О чём говорят его щёлочки-глаза? Он, Иисус, теперь только тут, в страдании личном? Или он о будущем печалится?

    Это уже два года спустя. Гражданская война явно идёт к победе. Что Петра-Водкина опять смущает? Нет никакой тенденции к духовному перерождению людей?

    Церковь, она верит, или делает вид, что верит. А он? Для чего он сделал лицо Христа не похожим на привычное? Чтоб отличаться от церкви? Он смел в прошлом году не верить истинности слов Матфея. (И правда, похоже, что он больше верил Евангелию от Иоанна, который единственный из четырёх евангелистов не свидетельствовал о человеческой слабости Христа.) Так он поверит Церкви? А власти, взошедшей на крови, он поверит? Он достиг, наконец, темноты, землистости лика, какого требовала настоящая русская иконопись. Значит ли, что он перенял, наконец, от веры её идеал благого для всех сверхбудущего? В пику власти-силе, обещающей благое историческое будущее…

    Или это сияние кожи тоже не зря? Это – вместе с темнотой лика – всё то же, что и прежде у него: соединение низкого и высокого, то есть подсознательный идеал Гармонии! Да идея Справедливости и не может умереть!

    Ведь Вейдле почему ратует за религию как за спасение искусства?

    Он просто упустил, что чудо не только в религии есть. Оно как бы есть в действии подсознательного идеала любо типа, а не только типа благого для всех сверхбудущего, к которому относится и христианский идеал. Один из типов – Гармония. – Вот картины Петрова-Водкина и пронимают ЧЕМ-ТО, словами невыразимым. Но на что можно всё-таки намекнуть моим косноязычием.

    23 июля 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340795  2018-08-28 14:39:25
Sweetheart
-

27.08.2018
13:43

Империя как федерация.

    Всё началось в вопроса самому себе: зачем Гоголю понадобился в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Рудый Панько (он – якобы автор всего сборника)? А ответ . . .

25.08.2018
09:24

Насилие.

    Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так . . .

22.08.2018
18:06

Труднейшая задача.

    Я вычитал у крупнейшего специалиста по Гоголю, Гуковского, что Гоголь “Вечерами на хуторе близ Диканьки” вознамерился прославить украинство в рамках Российской . . .

16.08.2018
08:35

Не понятно ли...

    Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал . . .

14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое… Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни . . .

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

11.08.2018
13:36

Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?

    "Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты” (http://www.colisart.ru/news/124.html . . .

05.08.2018
16:37

Это великое дело проверки.

    Можно, я начну издалека? Идею синусоподобного изображения превращения идеалов друг в друга я узнал из статьи Прокофьева “Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория . . .

04.08.2018
10:00

Ответ искреннему человеку.

    Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти мимо. Крылов В. Собор Василия Блаженного. 1999. Холст, масло. Автора той, название . . .

03.08.2018
08:40

Лем и другие.

    Большинство знаменитых и заслуживающих внимания книг невозможно читать – скучны. И у меня выработалась привычка преодолевать эту скуку как бы . . .

01.08.2018
10:35

Чего не понимает Улицкая.

    Она не понимает того же, до чего не догадался Карл Маркс. А мог бы догадаться, ибо гений. Глядя на зародившееся массовое производство, он мог бы догадаться, что оно . . .

31.07.2018
10:39

Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?

    Гримасы гиперреализма. Хеновес. Заключён. 1967. Он испанец. "Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, . . .

29.07.2018
10:46

Разоблачение.

    Уважаемые читатели мои! Я берусь писать нехарактерное для себя. Я не открывать художественный смысл картин стану, а разоблачать натяжки при попытках извратить . . .

28.07.2018
22:21

Посвящается...

    В день Крещения Руси настоящим прорелигиозным художникам посвящается. Проба оценить религиозное искусство на примере произведения общепризнанного гения . . .

26.07.2018
10:46

Чёрно о Чернигине.

    Повторение – мать учения… Давайте, читатель, я повторю для разминки то, что мне уже известно. Вот можете вы подтвердить, что на данной картине сильно выражено . . .

24.07.2018
08:48

Не махинаторство ль?

    Иные удивляются, как много я статей пишу. А это стало очень просто делать. Мне. Я взял себе “на вооружение” теорию художественности по Выготскому. Она заявляет, . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100