TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.09.2018
10:34

Я допустил ошибку.

    Я когда-то допустил ошибку относительно Ильи Кабакова – назвал одну его картину произведением постмодерниста, художника не имеющего идеалов. А, получается, идеал . . .

06.09.2018
19:45

В муках отсутствия хорошего чтения.

    Я (вечно я с себя начинаю…) раз обратил на себя внимание редакции “Литературной газеты”. Принял участие в конкурсе критиков, по итогам была редакционная статья – . . .

05.09.2018
07:48

Бедность как ценность.

    Я слаб в анализе картин. Поэтому вынужден пользоваться чужими анализами. Но у меня есть претензия на силу синтеза. Так и там меня поджидают ловушки. Я ж себе . . .

31.08.2018
16:46

Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"

    Нельзя возразить этому: "Сезанновский кубизм 1907-1909г. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм . . .

29.08.2018
15:15

Упрямство.

    Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть (тут и тут) доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – . . .

28.08.2018
13:33

Разоблачение вранья о роли Прохоровки.

    Можно ли верить тому, что рассекреченная к 75-летию карта сражения под Курском http://kursk-75.mil.ru/ действительно была изготовлена когда-то тогда же, в 1944-м году? На том . . .

28.08.2018
09:01

Попытка поспорить с Вейдле.

    Он написал в “Умирании искусства”: "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, . . .

27.08.2018
13:43

Империя как федерация.

    Всё началось в вопроса самому себе: зачем Гоголю понадобился в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Рудый Панько (он – якобы автор всего сборника)? А ответ . . .

25.08.2018
09:24

Насилие.

    Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так . . .

22.08.2018
18:06

Труднейшая задача.

    Я вычитал у крупнейшего специалиста по Гоголю, Гуковского, что Гоголь “Вечерами на хуторе близ Диканьки” вознамерился прославить украинство в рамках Российской . . .

16.08.2018
08:35

Не понятно ли...

    Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал . . .

14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое…

    Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни было бояться. Хоть и не хотят они ничего в этой жизни из материального упустить. И вот, желая думать о себе лучше, чем они есть на самом деле, они исповедуют юдаймонию.

    "…это идеальная жизнь. Согласно Аристотелю, eudaimonia означает быть “достойным по своему собственному выбору” и не нуждаться ни в чем… это направление всей человеческой деятельности которое делает жизнь целостной и удовлетворенной. Слово eudaimonia состоит из двух частей eu – хороший, величественный и daimon – божественность, бог или богиня… Eudaimonia была прежде всего понятием полноты, совершенства и завершенности, которая “даруется извне” тем, кто практикует лучшее из того, к чему он способен и что он может делать” (http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=49599).

    И, завоевав Египет, такие аристократы с увлечением перенимают местный обычай о вечной загробной жизни. И велят из своих трупов делать мумии. Только, в отличие от египтян, на саркофагах на места объёмных деревянных крышек-лиц они распоряжались помещать живописные портреты. О которых заблаговременно заботились. Заказывали их задолго до старости. Требовали, чтоб портреты как можно более походили на оригинал.

    Ну и – художники сами расстарались – чтоб выражалась жизненность лица. При том, что глаза изображённых устремлялись всегда в достигнутую (!) вечность, и всё лицо должно было быть – наоборот! – отстранённым от бренности.

    А жизненность хорошо выражалась (кроме как похожестью и асимметричностью лиц) – художники это знали – пастозностью красок. Потому что бугристость красочной поверхности обеспечивает этой поверхности как бы жизнь из-за изменчивости вида от перемены в освещении, происходящей от любого перемещения зрителя.

    Женщина в голубой накидке (фрагмент). 54-68 гг. н.э.

    I - III в.

    Такая противоречивость не может нынешних зрителей не волновать смутно. Действует закон художественности по Выготскому: чувствуют люди, что ЧТО-ТО хотел художник сказать. Может, о трагизме несоответствия людских желаний и достижений? Ну какие они боги… Совершенно конкретные люди. Ан, нет, туда же… Достигли, мол, как боги, вечности в изображении. А на самом деле?.. – От такой и подобной изменчивости переживаний вам – нравится смотреть. Вы и свою жизнь, чего доброго, станете оценивать итогово и как бы со стороны. Вдруг и у вас свои достижения. И, хоть и горе было, но можно и его, как экзистенциалисты, оценить положительно. Или и это самообман? И как тогда с достижительностью? Или она всё же была? Если человек был творец… Как художник. И что если все художники фаюмских портретов плевать хотели на заказчиков-аристократов, бездельников, и выражали себя!? – Тогда они предвестники Ницше?

    "Ницше не любил сладкое, видя в этом силки, расставленные природой для пассивных людей, чтобы вообще не дать им возможности свободного творчества, базирующегося на воле, а не на принципе наслаждения. Это приводило его к критике удовольствия и людей, им мотивированных.

    Считая, что человек вышел из материи, он также считал, что тот находится в живом процессе эволюции, борясь и преодолевая свою материальность и становясь при этом сверхчеловеком, т.е. творческим гением, приказывающим природе, а не исключительно следующим ее приказаниям. Ницше находил нематериальное счастье в таком творческом взаимодействии с материей, и для него духовность человека определялась именно этим. Это его духовное творческое счастье было ближе к юдаймонии Аристотеля, чем к гедонизму Эпикура” (https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=17983).

    Тогда все без исключения художники, рисовавшие такие портреты, в глубине души смеялись над потугами своих довольных собою заказчиков, практически не отличавшихся от гедонистов.

    Им надо бы "начисто “забыть” о смерти, обессмысливающей жизнь и парализующей волю к действию… [отвлечься тем, что позволило бы] “забыть” о страхе смерти как раз потому, что сами были смертельными или страшащими… Это интересный и весьма своеобразный гедонизм… это великое открытие, для Гитлера…” (http://sdamzavas.net/2-75213.html).

    Я таких называю недоницшеанцами. Тот же Гитлер, например, любивший Ницше, себе мало в чём отказывал. "Гитлер был гедонист, ибо искать "жизненного пространства" для немцев означает именно искать пространства для наслаждения жизнью – за счет другого… А вот аристократия была гедонистична, и это был гедонизм, тесно связанный с агрессивностью и милитаризмом” (http://krotov.info/spravki/2_life_ukaz/04_g/gedonism.html).

    Но завоевания в последнем итоге кончаются поражением. Империя Александра Македонского – наглядный пример. Что от неё осталось?

    И тут я дохожу до последней глубины. – Уверены ли были творцы фаюмских портретов, что их творчество их-то к Вечности – в отличие от достижительных заказчиков – таки приобщает?

    Вряд ли. Хоть они воочию видели, что египетские мумии физически сохраняются немыслимое число лет, но то – физическое сохранение. А они ж претендуют на духовное! Они ж видят, что никто не помнит, чем именно знаменит фараон прошлого и даже как его зовут.

    И потому в глазах портретируемых, если и удовольствие, то очень необычное и мужественное – от чего-то неземного, невыразимого, а может, и принципиально недостижимого. Что и есть подсознательный идеал настоящего ницшеанца. Кем и был каждый художник тогда, если он не был христианином и не рисовал иконы.

    Христианские же иконописцы тонко почувствовали эту недостижимость и соответствующий личный героизм, как индивидуализм, и писали иначе – с другим выражением глаз! Добрым, если позволить себе сказать одним словом. – Религия-то – спасения, а не принципиальной недостижительности, чему ты, ницшеанец, героически противостоишь и – горд. (До требования отказаться от натуралистического изображения в иконах было ещё далеко-далеко – то случилось в 787 году. Сперва, в 692 году, наоборот, узаконили натурализм: "изображать Его только “по человеческому естеству”” - Википедия.)

    VI в.

     

    VII в. VI в.

    VI в.

    Написал, и аж жутко стало. Смею ли я говорить о таких тонкостях, как выражение глаз?

    С другой стороны, а почему бы и нет. Ведь всем людям свойственно понимать выражение глаз. Хоть признаки не поддаются никакому словесному описанию. Чудо – другое: что живописцы могут выражение глаз передавать.

    А я ведь позволяю себе и похлеще: судить, сознаваемым или подсознательным идеалом движим был художник.

    Энкаустические иконы, по-моему, движимы сознаваемым. Прошло ещё сравнительно мало времени с возникновения христианства. Второе пришествие и Царство Божие на небе были радостно ожидаемы. В общем доброе выражение глаз на иконах не было неожиданным (а я именно неожиданное считаю признаком следа подсознательного идеала). То есть художник занимался иллюстрированием всем знаемого. Его искусство – прикладное. Религиозное.

    Иконоборцы были в чём-то правы, восставая против изображения Богочеловека как человека. И можно считать, что их противники упрёк как бы учли.

    Неожиданность можно ждать, когда прекратился натурализм в иконописи, когда потребовалось, чтоб изображённое стало "окном в потустороннюю реальность” (https://azbyka.ru/ponyatie-kanona-v-sovremennoj-ikonopisi-i-hristianskom-iskusstve#b21). Например, исчезновение теней с лица, плоские фигуры с резко очерченным контуром, без объёма и веса, и замена прямой перспективы обратной могло поначалу зрителей поражать. Вживаясь (или самообманывая себя на этот счёт), я могу допустить что эти неожиданности – след подсознательного идеала о мерзостности бренной жизни, что воспирималось в зрителях тоже подсознанием. Вон из жизни! Заболеть, пострадать, умереть – вот благо! Скорей туда, где всё не так.

    Натурализм и не начинался в живописи римских катакомб (наверно потому, что в Риме были наибольшие гонения на христиан).

    Богоматерь с младенцем. III век.

    Я только не знаю, как быть с иконописным каноном, когда он возник.

    Вот указание, как рисовать, например, Адама?

    "Адам юный, без бороды, стоит пред Безначальным Отцом, который, блистая великим светом, держит его за руку шуйцею [левою рукой], а десницею [правою рукой] благословляет. Вокруг их видны [в пособии не оговорено, какая перспектива, и вообще есть мнение, что первоисточник, Дионисий Фурноаграфиот (1670-1744) с трудом пробивался сквозь опять натуралистическую моду; а более ранние инструкции мне недоступны] горы, дерева, разные птицы и животные, а вверху небо с солнцем и луною” (https://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija-ili-nastavlenie-v-zhivopisnom-iskusstve-sostavlennoe-ieromonahom-i-zhivopistsem-dionisiem-furnoagrafiotom/2_4).

    Итак, Адам юный. А как рисовать юношу:

    "Когда на прокладке [основных тонов] нарисуешь лицо, или что другое, тогда наперед наводи телесный цвет плавкою [жидким слоем краски], о которой сейчас мы сказали, утончая ее к краям, так чтобы тут она чуть-чуть покрывала прокладку; потом наводи телесный колер на выдающиеся части тела, мало-помалу утончая его к краям, как и плавку, и у старцев обозначь им все морщины, а у юных одни углы глаз” (https://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija-ili-nastavlenie-v-zhivopisnom-iskusstve-sostavlennoe-ieromonahom-i-zhivopistsem-dionisiem-furnoagrafiotom/1_17).

    Или вот правило:

    "Св. Захария – седой старец еврейского типа с кудрявыми волосами ниже ушей и узкой бородой до пояса; на нём – длинный хитон с узкими рукавами и длинным узорчатым поясом, на голове – кидар, в руках – хартия с надписью [переписан из Библии текст]" (https://azbyka.ru/otechnik/books/file/22029-%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BA-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B8%D1%85.pdf).

    Есть в инструкциях и нормативные рисунки.

    Нет. С наскока не вживёшься. Неужели даже и при известной мне, скудной, регламентации возможно вдохновение, пусть у иконописца и не утихает всё время страстная ненависть к плотской жизни?

    Что прихожане впечатлялись, я верю. А что иконописцы творили – не могу представить.

    А вот почти полное несоответствие инструкции с изображением (только изумление апостолов и евангелистов изображено, как и предписано). Из-за того, что инструкция написана много позже того, как рисовали?

    Вознесение. VIII - IX вв.

    "8. Восхождение Богородицы на небо

    В отворенном погребальном вертепе вокруг опустевшей гробницы стоят изумленные апостолы. Среди них Фома держит и показывает им пояс. Над ними Пресвятая на облаках восходит на небо. Близ Нее Фома, несомый на облаке, принимает из рук Ее пояс” (https://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija-ili-nastavlenie-v-zhivopisnom-iskusstve-sostavlennoe-ieromonahom-i-zhivopistsem-dionisiem-furnoagrafiotom/3).

    Может, писанных инструкций в IX веке и не существовало ещё. Устно передавали. Тогда места творчеству побольше можно представить. Но всё равно…

    13 августа 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340745  2018-08-14 10:34:33
Воложин
-

340746  2018-08-15 12:46:24
Л.Ш.Лисинкер artbuhta.ru
- На "...Художник занимался иллюстрированием всем знаемого..."/

Поправка - "...Художник занимался иллюстрированием ВСЕМИ знаемого..."/

----------- ----------

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

11.08.2018
13:36

Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?

    "Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты” (http://www.colisart.ru/news/124.html . . .

05.08.2018
16:37

Это великое дело проверки.

    Можно, я начну издалека? Идею синусоподобного изображения превращения идеалов друг в друга я узнал из статьи Прокофьева “Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория . . .

04.08.2018
10:00

Ответ искреннему человеку.

    Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти мимо. Крылов В. Собор Василия Блаженного. 1999. Холст, масло. Автора той, название . . .

03.08.2018
08:40

Лем и другие.

    Большинство знаменитых и заслуживающих внимания книг невозможно читать – скучны. И у меня выработалась привычка преодолевать эту скуку как бы . . .

01.08.2018
10:35

Чего не понимает Улицкая.

    Она не понимает того же, до чего не догадался Карл Маркс. А мог бы догадаться, ибо гений. Глядя на зародившееся массовое производство, он мог бы догадаться, что оно . . .

31.07.2018
10:39

Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?

    Гримасы гиперреализма. Хеновес. Заключён. 1967. Он испанец. "Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, . . .

29.07.2018
10:46

Разоблачение.

    Уважаемые читатели мои! Я берусь писать нехарактерное для себя. Я не открывать художественный смысл картин стану, а разоблачать натяжки при попытках извратить . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100