TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.04.2014
13:01

Ностальгия по настоящему. Что настанет.

    Я удивился, услышав вчера, что в Крыму губернатор будет не избираемым населением. Как в Ингушетии, где кланы. Казалось бы, крымчане такими самостоятельными себя . . .

26.03.2014
12:54

Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.

    Я атеист. Воинствующий. Но я понимаю, как сладко √ верить в Бога. Который есть во всём. Всё пронизывает. А наверно, мыслим аналог Бога, но не Бог √ художник. Если он . . .

16.03.2014
19:39

Трепло.

    Стихи. Не стоит ждать народного "спасибо". Просторен гроб, когда в нем ни цветка. Плевками смоют грязь, когда спесиво плюют на крышку гроба свысока. Но все же . . .

11.03.2014
12:24

Что такое вестернизация русской литературы.

    Интересно, это с подначкой написано, чистоплюем-автором, находящимся в области сознания персонажа, тоже чистоплюя в глубине души? ⌠- Помилуй бог, - сказал я, . . .

09.03.2014
16:45

Столкновение и его результат.

    Смотрим на картину. Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436. http://smallbay.ru/article/van_eyck2.html А теперь сравниваем, как по-разному об этой картине пишут. для . . .

02.03.2014
15:19

Поллайоло.

    Какие пронзительные слова: ⌠┘ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления■ (Выготский).

    И Выготский приводит пример Поллайоло.

    Около 1464.

    Выготский замечает: "Мы воспринимаем, с одной стороны, изображенное┘ как трехмерное, с другой стороны, мы воспринимаем игру линий на плоскости, и именно в этой двойственности заключена особенность графики как искусства".

    Ранее Возрождение. Ему только б обнажённого изобразить. В последнем итоге не важен сюжет: мифологический, христианский (истязания какого-нибудь святого) или вот такая драка непонятно кого с кем, - лишь бы обнажить. Сюжет - для маскировки главного: воспевается культ тела.

    У Поллайоло нарисован, да, с одной стороны, ужас, с другой √ сквозит, - в плоскостности, в явной изображённости, в графике как таковой, - что это всего лишь рисунок же, не вживайтесь-де очень уж сильно.

    И тут меня пронзают слова другого великого, Макса Дворжака: "Возрождение избегало сложности" (История искусства как история духа. С.-Пб.; 2001. С. 257).

    Ну взгляните на гравюру: кто предполагается зрителем её? √ Какой-то теоретизирующий человек. А писал свою сентенцию Макс Дворжак, подходя к искусству, следующему за всеми видами Возрождения (от Раннего до Маньеризма) открывшее ⌠художественное использование жизненной правды, покоящейся на наблюдении фактической жизни народа, как физической, так и психической■ (С. 266).

    Относятся ж ко всем видам Возрождения слова Дворжака, что западноевропейское человечество ⌠построило на ⌠эсхатологической■ вере в спасение искусственную дуалистическую систему духовных и материальных, земных и небесных благ■. И как западноевропейцы изменчиво ни относились к этим полюсам (то ли акцентируя материальное и сейчас √ в Раннем Возрождении, то ли гармонию, но в историческом будущем √ в Высоком Возрождении, то ли духовное и опять сейчас √ в Позднем Возрождении, то ли духовное, но аж в сверхбудущем √ в Маньеризме), - искусство у человечества на Западе всё это время было под влиянием ⌠идеалистического настроения■. Не то, что позитивный дух в последующее время. Что во всех видах Возрождения ни ценили, это была ⌠сфера художественного обожествления объективной формы и ее чувственного обличия, достигшая в своем развитии, благодаря независимой силе воображения, сверхреального совершенства, дошла в эпоху Микеланджело до границы, которую уже нельзя было превзойти■ (С.256 ). А ⌠темных глубин и нерешимых вопросов бытия■ (С. 256) ни один из видов Возрождения не касался.

    Потому сейчас смотришь на тех же почему-то сражающихся насмерть прекрасных обнажённых мужчин, и это как-то тебя не касается.

    И не потому, что художественный смысл (культ тела) скрыт, собственно, за ужасом, что эти тела будут повреждены столь острыми мечами, или за красотой тел, поз √ за изяществом линий и сдержанной, утончённой игрой тонов от белого до тёмно-серого.

    То ли дело, когда знаешь, кто за что сражается. Особенно, если это ⌠за что■ обманное или недоосознанное, как на киевском майдане. Фашисты и заразившиеся их яростью √ за западный комфорт Личности (с большой буквы). ⌠Беркут■ - за личную Ответственность за всё, что вне личности (с маленькой буквы ⌠личность■ по сравнению со всем вне себя).

    Безыскусно и ⌠в лоб■ выдаст радетель одной стороны что-то, скажем, с ритмом и рифмой √ и рёв восторга своих сторонников сделает из него кумира на час по разряду искусства.

    Но пережила ли века и гравюра Поллайоло, хоть она и обладает всей полнотой художественной загадочности?

    2 марта 2014 г.

24.02.2014
15:38

Филонов.

    Поскольку я слышал звон, что Филонов авангардист и советская власть его шпыняла, я, наткнувшись на его "Портрет И.В. Сталина" (1936), подумал, что и он в долгу не . . .

18.02.2014
11:52

"Огни" и "Сны России".

    Опять о Чехове. Если вспомнить (мне, а читателю надо поверить на слово), что я почти не заметил у Чехова изменений идеала, который вдохновлял его сочинять . . .

10.02.2014
17:52

Ярость Набокова в "Лолите".

    ═ ┘недостаток общих высоких идеалов. То же самое относилось, собственно, и ко многим американцам из среды творческой интеллигенции, подавленным . . .

03.02.2014
15:10

Rambler's
Top100   Rambler's Top100


Rambler's Top100