TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.01.2014
23:04

Пушечное мясо для революций.

    Студенческие беспорядки в феврале 1899√го. Неурожай и голод 1901 года охватили 147 уездов европейской части России. Возвращение политического террора: выстрел в . . .

26.01.2014
14:13

Зря рекомендованный Формайт.

    А ну-ка √ эксперимент. Читаю порекомендованное произведение, ⌠Ветеран■ Форсайта, которое подозреваю никчемным, раз порекомендовал американец. Есть способ читать при такой предвзятости: читать и тут же описывать, как мне не нравится это читать.

    Так. Что там, в первом предложении?

    ⌠Видел все это владелец маленького дежурного продовольственного магазина на углу■.

    Ясно √ экшн. Какой-то детектив.

    Пишет какой-то всезнающий автор. Только было настроился ⌠всё видеть■ глазами этого владельца, в которого влез этот автор┘ Хотя зря. Ведь владелец не может так определять свой магазин: ⌠на углу■. То есть уже тут торчит этот всезнающий┘ И я уже не верю ни ему, ни владельцу. Разве можно обратить внимание на человека на той стороне улицы, потому что тот прихрамывал? Я сомневаюсь. Правда, судя по себе. У меня мысли в голове часто водятся. А владелец от безделья мог и обратить┘

    И мне ж надо читать и всё запоминать. Детектив же. Что угодно потом может оказаться имевшим значение. Эта хромота, скажем. Или, в общем, пустота улицы.

    А я не хочу сосредоточиваться. Терпеть?

    О, господи. ⌠┘между Лейтоном, Эдмонтоном, Долстоном и Тоттнемом■. Определение местонахождения магазина. Мне запоминать эти собственные имена?.. √ Какой кошмар.

    О. Я узнал стороной (по скайпу), что эти собственные имена больше ни разу не встретятся. √ Ну, как я и предполагал. Сор, а не текст.

    Говорят (по скайпу), что вожделенные мною противоречия состоят в том, что последние три строки рассказа входят в контры со всем остальным.

    О, господи.

    Терпеть логические накладки? Или отметить?

    1. ГУЛАГ не признак коммунизма, а признак его извращения сталинщиной.
    2. ⌠сохранить презентабельность■ нельзя ⌠забаррикадировавшись за дверьми своих квартир■. Презентабельность √ вещь публичная, а не частная.
    3. ⌠единственный магазин в округе, поскольку все остальные магазинчики и лавки позакрывались■ не предполагает, чтоб были ⌠немногие оставшиеся на плаву■.

    Впрочем, возможно, что здесь очень плохой перевод, а автор имел в виду ⌠единственный презентабельный■.

    Непонятность: ⌠Сюда чужакам лучше не соваться. А хромающий мужчина был чужаком■. √ Почему это видно? Или нам не дано знать тонкости, ведомые владельцу и автору? Или автор, просто забыл, что мы-то не знаем?

    ⌠Парни были разные, но от обоих так и веяло угрозой■. А это почему? Следующее описание их одежды не даёт ответа.

    Описание драки тоже непонятное. Надо сводить плечи, чтоб ударить изо всей силы? Надо пригнуться, чтоб ударить в нос?

    Надо ли запоминать, что в этом месте владелец-свидетель умолк?

    Как можно говорить о каком бы то ни было равенстве сил, когда с одной стороны ⌠лежал в зародышевой позе, чтоб защитить жизненно важные органы■, а с другой ⌠целых четыре ноги в высоких тяжелых ботинках■?

    Так. А как относиться к тому, что в начале предложения: ⌠назвал свое имя и адрес■, а в конце: ⌠не примет вызова, пока он не скажет, кто звонит■? √ Неужели надо читать рассказ как бы по диагонали?..

    Так. Теперь вопрос: 999 √ это НЕ телефон полиции или скорой помощи, раз лишь после разговора по телефону 999 ⌠мистер Патель смог наконец вызвать полицию и ⌠Скорую■■? √ Смотрим сайт ⌠MOYLONDON■: ⌠Полиция: 999 Пожарная: 999 Скорая помощь: 999■. √ Ни-че-го не понятно. Тут уж переводчик не может быть виновным┘

    ⌠Оба патрулировали улицы, памятуя о расовых беспорядках, происходивших здесь этой весной■. √ То есть, будь это новички в полиции, они б не патрулировали? Патрулировать или нет, отдано на усмотрение констеблей? Или надо вообще не так читать, а √ как бы по диагонали? Но раз вспомнены расовые беспорядки, то, может, потому побитый и был ⌠чужаком■, что был белого цвета кожи, что автору выглядит само собой разумеющимся. Но не читателю.

    ⌠Они [врачи], как и полицейские, соблюдали все положенные в данном случае инструкции и процедуры, до последней буковки■. √ Имеется в виду, что читатели знают о них? √ Нет. Оказывается, это была просто лишняя фраза. Ибо дальше описываются действия врачей и констеблей.

    Теперь точка зрения повествователя переместилась из магазина вон. Но автор этого не заметил. Она, точка зрения, и раньше металась от владельца к следователю, не отражаясь ни в чём.

    Есть, видно, две вещи: 1) ⌠твердое покрытие, чтоб фиксировать, таким образом, и шею, и спину■ и 2) ⌠носилки■.

    ⌠Карета ⌠Скорой■ была его [констебля] территорией, и он отвечал за все, что в ней происходит■. √ Ошибка перевода √ ⌠в ней■ вместо ⌠на ней■.

    Далее: ⌠Но ведь и полицейским тоже надо делать свою работу■. √ При чём здесь противительный союз? √ А. Это автор находится в сфере мыслей врача, думающего, что констеблю ж ясно, что никаких показаний полуживой не даст, и, вообще-то, нечего констеблю лезть в ⌠скорую помощь■, но...

    Идёт довольно полное перечисление действий по посадке в ⌠скорую помощь■. Это √ балласт? Надо, наверно, читать и не очень обращать внимание на то, что, собственно, читаешь. По диагонали? Или читать для чтения букв?..

    Далее √ о пути следования машины. Это зачем? Так √ по инерции? Чтоб писать что-нибудь? √ При молчаливой договорённости, что писатель пописывает √ читатель почитывает √ всё в порядке. А мне, не признающему такой договорённости, надо терпеть и ждать обещанного противоречия. √ Далеко до конца? √ Чёрт, далеко. Я на первой электронной странице, а их 12! √ Я не выдержу.

    А. Была не была. Гляну конец.

    ⌠Похороны состоялись на кладбище для ветеранов, расположенном неподалеку от базы Специального военно-воздушного полка. Тело старого солдата было предано земле. Играл оркестр, прогремели залпы прощального салюта. Народу на похоронах было немного, человек двенадцать, и среди них √ знаменитый барристер [высшее звание адвоката в Англии].

    Тем же вечером из озера близ Уэнстед Машиз, в восточной части Лондона, были извлечены два тела. Их идентифицировали, выяснилось, что принадлежали они мистеру Марку Прайсу и мистеру Гарри Корнишу. Согласно заключению патологоанатома, смерть в обоих случаях наступила в результате удушения, а орудием убийства служил весьма необычный предмет √ струна от пианино. Завели дело, но оно так и осталось нераскрытым■.

    Кто эти двое? Неужели убившие? Мистеры┘ Убийство с целью ограбления в неблагополучном районе было инсценировкой? То есть есть фасадная часть общества (она √ в 11 с тремя четвертями 12-й страницы), а есть √ скрытая. И что?

    Прочтём, что выше на 12-й странице.

    А. Понятно.

    Адвокат √ 24 года назад, в 1972-м, был сослуживец убитого. Они вместе геройски воевали против коммунистов в Омане (верю; сосед√вертолётчик ездил в Йемен воевать). А в Англии с 1970-го смерть за убийство отменена. Адвокату необходимо было на суде выгородить убийц товарища и убить их на воле самому.

    ⌠Джек Бернс [тот, в образ кого вошёл сейчас голос автора] вдруг с запозданием понял, что, говоря о торжестве правосудия, этот самоуверенный адвокат имел в виду вовсе не суд в Олд Бейли, но торжество правосудия по Ветхому Завету■.

    ⌠19 Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал:

    20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать■ (Левит 24).

    Ну известное дело про лживую политкорректность западного общества. Только это слово ⌠лживая■ применил я, не считающий себя приверженцем политкорректности западного общества. А приверженцу надо переназвать лживость, назвать красиво, чтоб ЭТА мораль считалась правильной.

    Есть тут вожделенное мною противоречие, ценностное противоречие? С одной стороны, со всем пафосом развёртывается дифирамб правосудию, этой помещённой на флаг ценности либерализма для внешнего показа, скажем, перед тем же проклятым коммунизмом, пусть в 1996 году (время действия) и поверженном, но. С другой стороны, с тихим пафосом показано иное правосудие.

    Но они разве равно показаны? Одно ж победило другое. И авторская симпатия, выразившаяся в неожиданности появления другого, находится на стороне другого.

    То есть, тут НЕТ равноценного столкновения правд. То есть автор с самого начала был за другую правду. И просто играл с нами, читателями. Пустил по ложному сюжету и в конце только вывел на истинный. То есть не было того подсознательного, что требовало б от него сталкивать равные ценности. То есть это произведение нельзя отнести к высшим проявлениям искусства. Чтиво. Перед нами просто некая иллюстрация одной из моралей. Моралей же много √ столько, сколько есть типов идеалов (их приблизительно семь). Ветхий Завет, по-моему, выражает мораль исключительности индивида.

    24 января 2014 г.

     

24.01.2014
12:45

К 76-й годовщине со дня рождения Высоцкого

    или Образный смысл √ это не художественный смысл. Накануне 76-й годовщины со дня рождения Высоцкого я был уличён в существующих и не существующих ошибках в одной . . .

22.01.2014
10:17

Короче, чужой Коротич.

    Я каждый вечер, годами, слушаю украинский националистский телеканал. Знаю, сколько ненависти с него льётся десятилетиями. Я теперь вижу, как он показывает этот . . .

20.01.2014
12:41

Нет. Не растерял Растеряев...

    Усомнился я┘ Послушайте (тут). И посмотрите. Ходики идут. На столе вино. Солнца луч стучит в закрытое окно. Я пока что трезв. А вчера был пьян. Философия одна √ . . .

18.01.2014
21:17

Кабаков постмодернистом притворился?

    Все встречались с рифмоплётами. В их произведениях есть противоречие: фразирующее произношение сталкивается с тактирующим. А никакого особого впечатления на . . .

28.12.2013
12:22

Надо ли каяться за попытку построить коммунизм.

    Я, занимающийся открытиями художественного смысла произведений искусства, всегда скрытого, если произведение таки художественное, решил сделать отступление . . .

18.12.2013
18:41

Аранышев. Проверка.

    Я получил возражение на свой вывод, что Аранышев √ пробуддист (см. тут). Картина "Звуки тишины", мол, символистская. А символизм √ это ж нечто мечтательное о чём-то . . .

16.12.2013
17:01

И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла.

    Хочется как-то отреагировать на события на Украине. Разрешите, я перепечатаю давно стоящий в интернете материал 1993 года создания. Мало ж кто туда заглядывает. Плюс . . .

15.12.2013
12:29

Аранышев.

    Было так. Я спросил Яндекс: "Лучшие художники современного искусства". Что-то выбрал в предложенном перечне сайтов, открыл, а там список из нескольких фамилий с . . .

13.12.2013
13:34

Но как я пролетел!

    Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции . . .

11.12.2013
14:00

Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?

    Отправной точкой моего разбора являются две идеи: идеостиля и повторяемости его в веках. Например, тяга к классицизму в советском искусстве. Классицизм √ . . .

08.12.2013
18:02

Франсуа Буше.

    Я рококо понимаю как индивидуалистический бунт против обществизма при классицизме. А поскольку сильнейшая степень такого бунта есть в веках повторяющееся . . .

01.12.2013
22:40

Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.

    Я всё ругаюсь на искусство, ограничивающее себя образами для выражения того, что хочет сказать художник. Слабо, мол. Выражает знаемое. То ли дело, мол, выражать . . .

01.12.2013
15:47

Не про "Идеального мужа" Богомолова.

    Что бывает если отдаться тому, что тебя несёт? Вдруг что-то остро-интересное? Меня несёт всё усиливающееся ощущение падения высокого искусства. Падение √ из-за . . .

27.11.2013
12:33

Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.

    Герман не прогнулся перед наступившим капитализмом. То же будет и с ⌠Трудно быть богом■. http://art-otkrytie.narod.ru/german-st.htm Признак состоит в том, что Герман сделал в . . .

25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100