TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.06.2014
11:10

М-да.

    Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Гоголь. Этот фильм, ⌠Перемирие■ (2010) Проскуриной, явно сделан как бы в ответ оранжевым, пик . . .

01.06.2014
21:27

Смотрение в себя и русскость.

    Смотрение в себя и русскость. Когда-то я стоял на Кузнецком мосту перед одной картиной на персональной выставке некого художника (запомнил почему-то фамилию √ . . .

28.05.2014
11:32

Хочу!

    Обнимитесь, миллионы! Шиллер. Хочется что-то позитивное сказать о западэнцах. Всё-таки аж охранники похищенных российских журналистов их жалели. Жалели из-за . . .

26.05.2014
14:45

Посвящается евромайдану...

    Посвящается евромайдану, как поводу ещё раз, после Гуляй-Поля, осознать, насколько вредно дискредитировать анархизм, эту душу коммунизма, спасущего . . .

19.05.2014
12:01

Сюрреализм по форме, но реализм по сути.

    ═ Мои картины ≈ не сны усыпляющие, а сны пробуждающие. Магритт. Для начала договоримся о понятиях. Я предлагаю считать реализмом то, что общество ещё не знает, а . . .

12.05.2014
14:38

Визбор блудлив?

    Можно пожаловаться? Я не уверен. Когда я написал свою первую вещь, прочитавшая её знакомая сказала: ⌠Теперь посмотрим, будет ли вторая■. Я тоже где-то читал, что . . .

08.05.2014
17:06

Агит-проп: Юрий Журавель.

    Вдруг┘ Что-то неожиданное случится. И в политическом рисунке откроется┘ нечто большее, чем агитка за своё. Ю. Журавель. Небесная сотня. Для незнающих, если такие . . .

03.05.2014
20:47

Безобразие!

    Красивая это картина? Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934. Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат . . .

30.04.2014
14:13

Разгадка секрета.

    Дело давнее, но если поверить, например, Аннинскому┘ ⌠Как закалялась сталь■ никак не могла пробиться к опубликованию, а потом √ к признанию писателями. ⌠Новая . . .

26.04.2014
11:31

Осмеяние осмеивающего.

    Проверяю мысль своей подруги, что Градский написал оперу ⌠Мастер и Маргарита■ (1985 - 2009), чтоб посмеяться. ⌠Предисловие■ в либретто это подтверждает: ⌠Эта . . .

20.04.2014
11:15

Фу, Макаревич!

    Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем . . .

15.04.2014
14:02

Вот вопрос: почему это не волнует?

    Коржев. Влюблённые. 1959. Попробую раскачать себя чужим вживанием в то время: ⌠Предательство государства со стороны высшей власти в период репрессий, молчание и . . .

11.04.2014
19:51

Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.

    ⌠Чистота и страсть художника с необходимостью требовала для развоплощения в себя как в идею √ материала противоположного■. Так я написал раз (см. тут) о Родионе . . .

01.04.2014
13:01

Ностальгия по настоящему. Что настанет.

    Я удивился, услышав вчера, что в Крыму губернатор будет не избираемым населением. Как в Ингушетии, где кланы. Казалось бы, крымчане такими самостоятельными себя . . .

26.03.2014
12:54

Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.

    Я атеист. Воинствующий. Но я понимаю, как сладко √ верить в Бога. Который есть во всём. Всё пронизывает. А наверно, мыслим аналог Бога, но не Бог √ художник. Если он . . .

16.03.2014
19:39

Трепло.

    Стихи. Не стоит ждать народного "спасибо". Просторен гроб, когда в нем ни цветка. Плевками смоют грязь, когда спесиво плюют на крышку гроба свысока. Но все же . . .

11.03.2014
12:24

Что такое вестернизация русской литературы.

    Интересно, это с подначкой написано, чистоплюем-автором, находящимся в области сознания персонажа, тоже чистоплюя в глубине души? ⌠- Помилуй бог, - сказал я, . . .

09.03.2014
16:45

Столкновение и его результат.

    Смотрим на картину. Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436. http://smallbay.ru/article/van_eyck2.html А теперь сравниваем, как по-разному об этой картине пишут. для . . .

02.03.2014
15:19

Поллайоло.

    Какие пронзительные слова: ⌠┘ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления■ (Выготский). И Выготский приводит пример Поллайоло . . .

24.02.2014
15:38

Филонов.

    Поскольку я слышал звон, что Филонов авангардист и советская власть его шпыняла, я, наткнувшись на его "Портрет И.В. Сталина" (1936),

    подумал, что и он в долгу не остался. Надсмеявшись, заодно, над приспешниками социалистического реализма.

    Что такое реализм? - Это открытие художником в социуме такого, что социум сам ещё не осознал. Ну, например, Тургенев открыл нигилизм, а того в упор не замечали до Тургенева.

    Социалистический реализм, сколько помню, это открытие в социуме ростков будущего. Будущее же предполагалось - социалистическим. В отличие от всех, мол, других времён, не вооружённых знанием законов развития общества, предсоциалистическое общество таким знанием вооружено-де, поэтому, мыслилось, художнику возможно открыть не только то, что уже есть, но ещё не осознано, а и то, что только нарождается.

    Смех Филонова заключался, думаю, в том, что он усомнился, что именно социализм в СССР строится. (Семёнов теперь считает, что построен был политаризм, от древнегреческого отличавшийся наличием индустрии. Другие это просто государственным капитализмом называют.) Филонов, думаю, заподозрил, что будет вовсе не социализм, - что есть хорошо, - а что-то очень плохое. Так прозрение хорошего требовало гладкописи. - Он её и дал: нате вам, дураки. Но. Есть же не только техника наложения мазков. Есть же ещё и выражение глаз┘ Что-то в них очень жёсткое, не с хорошим ассоциирующееся. - Есть же ещё и резкость освещения и постановка света┘ Эти тени на лице что-то тоже доброты натуре не сообщают. А ведь это год принятия Конституции, год примирения с бывшими классовыми врагами, им дали право избирать и быть избранными, кончилось лишенство. Народ стал юридически един. - Есть же ещё контраст натуры┘ Другие как-то не подчёркивали так черноволосость Сталина. Тут же она - такой мрак ночи непроглядной, что не дай бог. И этот холодный фон┘ Каким-то чудом тёплый тон лица и костюма исчезает. И вспоминается один фильм "Жена Сталина" - я просто испугался (хотите верьте, хотите нет), подумав, а вдруг бы я жил в то время. Просто испугался. Никогда не пугался, а смотря то кино - испугался. Живопись гораздо менее действенна. Но, можно сказать, что только дурак мог не заметить, что тут же воплощённая жуть нарисована.

    Возможно, Филонов и над собой тут издевался. Он же┘

    ⌠Дело в том, что не только "передвижники", но уже и художники авангарда были убеждены в необходимости организации искусства и идеологического контроля над искусством. И. Голомшток рассказывает, что на этой позиции настаивали "и те, кто хотел, как Маяковский, насадить "диктатуру вкуса", и такие аутсайдеры авангарда, как П. Филонов, которые требовали от государства, уважая каждое из течений, судить о них с единственно верных, научно выверенных и идеологически правильных позиций "аналитического искусства", разработанных самим Филоновым... Ту же идею предельно просто выразил А. Родченко: "Как мы видим, все в РСФСР ведет к организации. Так же и в искусстве - все должно вести к организации". А П. Филонов конкретизировал ее: "Искусством надо действовать в понятии организации его, как тяжелой индустрии и Красной Армии, и действовать в едином государственном плане". Таким образом, к строгому администрированию в области искусства и централизации управления художественной жизнью шли не от Наркомпроса Луначарского, в то время совершенно бессильного, и не от партийных органов, занятых тогда другими проблемами, а от самих художников и теоретиков революционного авангарда"■ (http://sbiblio.com/biblio/archive/bogolubova_ocherk/).

    Луначарский, правда, к 1936 году уже 7 лет как не был наркомом. И за эти годы культуру уже прибрали к рукам. √ Вот Филонов над собою и смеётся. Оно и понятно: кто запредельно ударился в государственность, будучи художником, не мог не почувствовать, что социализм √ это не государственность, а самоуправление.

    Поэтому я не думаю, что было предательством себя (см. тут) браться за портрет предателя социализма, разоблачающий его предательство.

    Хотя┘ Не исключено, что всё вышенаписанное есть результат моей некомпетентности и предвзятости. Предвзятость √ в страшности Сталина, приобретённой мною от антисталинистов, десятками лет поддерживаемых до сих пор нерассекречиванием архивов. А некомпетентность √ простое ж полное незнание "аналитического искусства".

    Неким Сергеевым высказано предположение, что Филонов имел какое-то знакомство с теорией эмбриолога и философа Дриша о витализме. Этот Дриш сделал поразительный опыт. ⌠ему удалось, разделив пополам начавший развиваться зародыш, получить два нормальных зародыша, из чего он сделал вывод, что развитие есть процесс целенаправленный, а не механический■ (Чайковский. Наука о развитии жизни. М., 2006. С. 147). То есть у зародыша есть некое поле, которое ⌠знает■, где у зародыша будет голова, а где ноги. При разрезании поле повторилось. И какая ему была разница, что распоряжаться каждому из полей теперь пришлось вдвое меньшим количеством молекул. То же ж было и с неразрезанным зародышем несколько дней назад в его существовании. Понимать Дриша и Чайковского можно так, что это поле, сколь бы малым ни было количество эмбрионального вещества, его порождающего, обладает индивидуальностью будущего организма. И тогда оно в принципе отвечает за свободу воли. В противоположность причинности, силе и управляющему действию включения и выключения генов в развитии.

    Приводить цитату из самого Филонова, подтверждающую связь его идей с идеями Дриша, не имеет смысла √ такая она тёмная. А вот поразмышлять самому насчёт свободы воли┘

    Сталину было как бы предопределено в социализме выступить против свободы воли и социализм-самоуправление (прудонизм, иными словами) предать. (Да, предать, ибо и у прудонистов, и у марксистов итог, коммунизм, строй безгосударственный.) Или, если сколько-то прав Жуков, что Сталин хотел, да не успел, приступить к переходу от тоталитаризма к самоуправлению, то само подавление свободы воли было необходимостью на каком-то этапе. Если на социалистическом этапе, то никакого предательства у Сталина нет. Коллективистское образование построилось при Сталине. И не построилось бы, не будь подавлена свобода воли каждого. Подавлена свободою воли самого Сталина. То есть он √ необходимое зло для будущего или сверхбудущего добра.

    И тогда возможен у Филонова, скажем так, гоголевский эффект, когда Гоголь любит своего гадёныша Хлестакова.

    Тогда можно иначе взглянуть на тёплый тон лица и костюма Сталина. Его всё-таки много в портрете.

    В паре с давящей чернотой и холодным фоном результат получается √ объективный, а не эмоциональный (будь он антисталинистский или не сталинистский). То есть, в итоге, это √ обыкновенный (а никакой не социалистический) реализм: Сталин √ необходимое зло. И где тут авангардизм? Исключение из правила? Т.е. идейно Филонов себя не предал, но стилистически √ всё-таки предал.

    Я проверил, нельзя ли засечь в этом портрете что-то, связанное со множеством точек зрения по высоте (что как-то соотносилось бы с желанием быть объективным и оторваться от единственной, индивидуалистической, точки зрения на изображаемое). Я заметил, что очень вытянутое лицо у филоновского Сталина. Но, оказалось, что это √ из-за молодости того. Чем моложе, тем больше шевелюра. И у других художников, живописавших Сталина молодым, соотношение высоты к ширине почти такое же, как у Филонова.

    Никак под авангард не подтянуть эту вещь.

    Тот же Сергеев пишет:

    ⌠Та перспективная точка, с которой мастер видит предметы и их трансформации, а также взаимоположение предметов, не есть перспективная точка человеческого глаза. Аналитическая способность разума превосходит силу зрения и оттого замещает ее, словно бы стесняясь ее недальновидности. Творческий интеллект имеет дело не с предметами и их реальным положением, но со всеми возможными положениями всех возможных предметов. Именно эту мысль утверждает Филонов своим аналитическим методом. Человек не может в один момент увидеть процесс генезиса объекта, его возникновение, развитие и обретение застывшей формы, в то время как интеллект способен такое помыслить. Реалистично изобразить мысль - вот воистину нетривиальная задача, и Филонов до какой-то степени приблизился к ней┘■

    Ну что ж. Такова его свобода воли.

    Корольков излагал такую мысль (это было в XIX веке) Константина Леонтьева, апологета консерватизма:

    ⌠Прогресс! Никогда у человека... не было так мало шансов понять себя... Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект.

    Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у человека нет другого достойного выхода, кроме как вынести еще и этот надрыв■.

    Цветы мирового расцвета. 1915.

    Это, конечно, надрыв √ рисовать мысль о развитии. Так что не зря люди пожимают плечами, глядя на изображение мысли Филоновым, не очень-то и глубокой, по-моему.

    А вообще грустно. До какой выспренности люди доходят под влиянием идей. У Лермонтова гениально об этом.

    ⌠Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо, с своими бесчисленными жителями, на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!...■.

    Это Лермонтов √ про язычников. А потом пришли тысячелетия христианства. С не меньшим заблуждением. А в начале ХХ века √ целый букет безрелигиозных воззрений нахлынул. И все √ с Абсолютом спознаются. Авторы жизнь почти готовы положить за свою идею. Тот же Филонов только от отчаянного голода нарисовал Сталина какому-то ЖЭК-у, что ли. И так эта их убеждённость заразительна, что и через век, например, на концерте перед открытием Зимней Олимпиады в Сочи, чтоб не прослыть отсталыми, использовались мотивы и имена уважаемых на Западе русских авангардистов, в том числе и Филонова. И в рамках зрелища (вульгарное ж деяние) сумели даже выразить порыв, который охватил человечество в начале ХХ века, называемого веком Прогресса.

    23 февраля 2014 г.

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100