TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.12.2024
21:43

Вечное повторение на службе у предателей России

    Это можно было предвидеть… Раз Россия, ужаснувшись демократии 90-х, шатнулась в традиционализм, то стихи поэты должны были начать писать преимущественно . . .

09.12.2024
21:00

В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных

    Он поверил, что отмена частной собственности на средства производства благотворно влияет на людей: они из плохих становятся хорошими. Это было в значительной . . .

07.12.2024
21:17

Озарение Вольфа Шмида

    Стоило мне так долго жить (мне 85), чтоб сегодня, вот, прочесть некоторым образом то, за приятие чего наукой об искусстве я неумело бьюсь уже больше полувека. Текст . . .

03.12.2024
23:06

Недостойный ответ Лозы на «Никогда мы не будем братьями»

    Почему недостойный? – Я ориентируюсь на Пушкина. Он тоже ответил стихотворением “Клеветникам России” на политические речи. Как ответил стихотворением Лоза на . . .

28.11.2024
20:52

Что я себе позволяю

    Прочёл у Вольфа Шмида такую сноску: "На роль физиологии при возникновении и развитии идей в мире Чехова указывает А. П. Чудаков, приводя одну из заметок из . . .

26.11.2024
14:59

Как теперь работает душа у той, кто написала: «Никогда мы не будем братьями»

    Я не согласен с теми, кто считает украинцев с русскими одним народом. Теперь особенно ясно, что в политическом (не этническом) смысле это стал вполне другой народ, . . .

24.11.2024
21:30

3-е продолжение уныния с Чеховым

    Читаю всё ту же книгу Катаева “К пониманию Чехова” (2018) – https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19, а огорчает он меня всё по-новому. "Ещё одно направление филологии - . . .

23.11.2024
19:47

Филологический восторг

    Я прочитал рассказ Чехова “Толстый и тонкий” (1883) по наводке теоретика Шмида, самого Шмида не читая, и ничего в рассказе не понял. Вернее, не увидел, как тут можно . . .

21.11.2024
20:59

Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие

    Решетников. Опять двойка. 1952. Ведь семья эта по тому времени очень зажиточная. Один велосипед для малого чего стоит. А часы какие богатые, деревянные. Платяной . . .

19.11.2024
19:47

Провал Льва Толстого

    Он “Смертью Ивана Ильича” опустился к прикладному искусству, осуществив замысел сознания: плохо жить индивидуалистом, надо жить не для себя. Доказательство? – . . .

16.11.2024
21:33

Проследим за логикой искусствоведа

    Он, Попов, Алексей Валентинович, рассуждает о таком портрете: Угаров. Портрет композитора А.П. Петрова. 1971. И пользуется сравнением с такими картинами: Салахов . . .

14.11.2024
21:30

Продолжение уныния с Чеховым

    Кто читал начало (тут), знает, что уныние – от беспомощности некоего Катаева адекватно понимать произведения Чехова. И это в довольно свежей книге “К пониманию . . .

08.11.2024
18:50

Наверно, не попала под репрессии картина

    Я устал от политических коннотаций своих последних статей. И… Старый способ: иду на ненавистный – за обслуживание балдёжа перед репродукциями картин – канал . . .

07.11.2024
21:08

Моя китайская месть Губерману

    Месть простая. (Смейтесь, если хотите.) Я ж считаю что человечество когда-нибудь примет моё предложение резко отличать от произведений неприкладного искусства . . .

06.11.2024
15:04

Как «Антифейк» Первого канала не смог искусствоведчески побороться с измышлениями украинских националистов

    Что врут на Украине? "Украинец, ставший одним из лучших художников XIX века . Его привыкли называть русским художником, значительно умаляя влияние Украины. Это . . .

04.11.2024
21:21

Мой провал

    Озаглавил после того, как написал до конца. Я пишу для рафинированных любителей искусства. А в России – разделение людей: на Уралвагонзавод и креативный класс . . .

02.11.2024
19:25

Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели

    Антисоветчики в СССР были правые и левые. Левые считали социализм лжесоциализмом и дорогой к реставрации капитализма в качестве ужаса, правые – в качестве . . .

01.11.2024
15:56

Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году

    Я немного обижен на мою маму. Когда она умерла, на её лице застыла горькой складкой губ обида. Она в 73 года умерла. Могла б, может, и дольше прожить, если б медицина . . .

29.10.2024
21:46

Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал

      Попалась книга о чеховских произведениях – Катаев. “К пониманию Чехова” (2018). Одной страницей - https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19. "Если "Чайка" - это пародия на . . .

28.10.2024
21:29

Академизм – это стабильность

     

    Началось… В России перейдут к 36-часовой рабочей неделе. Искусственный интеллект и роботы скоро вытеснят людей из работы, и надо усиленно готовиться к переходу в коммунистическое самосовершенствование – в жизнь преимущественно в искусстве. Чтоб не впасть в вырождение-балдение. То есть, в частности, надо особенно жёстко бороться с балдением перед известными картинами.

    Есть такой канал “Живопись” на дзен-портале. Оттуда я время от времени черпаю энергию сопротивления балдению. На этот раз авторесса оставила без разбора известнейшую картину К. Маковского.

    К. Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872. Холст, масло.

    Ну а чтоб не балдеть перед картиной, надо знать дух времени, когда она написана.

    "1863 год стал последним годом первой революционной ситуации… [Но она породила передвижничество, захватившее в чём-то и К. Маковского] Спад движения c 1864 до 1868 г…. Началом подъема явились студенческие волнения зимой 1868—1869 гг., а далее он неуклонно из года в год нарастал, пока к 1879 г. в стране не сложилась вторая революционная ситуация” (https://scepsis.net/library/id_1609.html).

    То есть в 70-х годах должно было начаться и охранительное движение. Его выражал академизм: всё должно быть, как века назад.

    "Маковский… с середины 1870-х годов перешел к академизму” (https://megabook.ru/article/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%20%D0%95%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87?ysclid=ll6eb8ggut536461797).

    Можно думать, что тенденцией перехода к академизму явилась и разбираемая картина 1972 года.

    Академизм – это "направление, которое отличает сдержанность в цветовых решениях” (https://present5.com/akademizm-v-russkoj-zhivopisi-vo-vtoroj/).

    Каким несдержанным в цветовом отношении был когда-то К. Маковский видим тут:

    К. Маковский. Автопортрет (фрагмент). 1860.

    "Для академической живописи характерна эстетизация персонажей и их окружения… идеализация, а не передача характера и портретного сходства” (Там же).

    Видно это в детях? – Видно: какие они упитанные да розовые! Эти пухленькие ручки мальчика… И какие красивые оба! Особенно девочка.

    И – академическая сдержанность и в выражениях их лиц. – Гроза ж на носу. Страшно ж. Девочка ведь уже довольно большая. Знать должна, что в поле и убить может молнией. А что у неё на лице? – Тревожная прикидка, успеет она добежать или намокнут они. А мальчику и вовсе уже хорошо: он же прижался к сестре – всё.

    А девочка – как ни красива, но какой-то общей красотой, без запоминающейся характерности.

    Ну и "гладкость мазка, тщательная, вплоть до натурализма, проработка деталей” (Там же).

    Смотрите:

    у подосиновика чёрные чёрточки на ножке, у репейника видна фиолетовая опушка цветка, у кашки и лисьего хвоста чуть не каждый цветочек отдельно нарисован, на ступне каждый ноготок виден. А небо и вовсе, как живое: движется – впечатление такое.

    Артистичность (выражение через наоборот) на высшем уровне: ветер, гроза, страх выражают… идеал социальной стабильности.

    Из-за этого противоречия, наверно, картина так популярна. Это же странно – противоречие, даже если его сознанием и не воспринимаешь.

    11 августа 2023 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100