Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.12.2024 |
Вечное повторение на службе у предателей России
|
09.12.2024 |
В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных
|
07.12.2024 |
|
03.12.2024 |
Недостойный ответ Лозы на «Никогда мы не будем братьями»
|
28.11.2024 |
|
26.11.2024 |
Как теперь работает душа у той, кто написала: «Никогда мы не будем братьями»
|
24.11.2024 |
3-е продолжение уныния с Чеховым
|
23.11.2024 |
|
21.11.2024 |
Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие
|
19.11.2024 |
|
16.11.2024 |
Проследим за логикой искусствоведа
|
14.11.2024 |
|
08.11.2024 |
Наверно, не попала под репрессии картина
|
07.11.2024 |
|
06.11.2024 |
|
04.11.2024 |
|
02.11.2024 |
Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели
|
01.11.2024 |
Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году
|
29.10.2024 |
Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал
|
28.10.2024 |
Академизм – это стабильность
Началось… В России перейдут к 36-часовой рабочей неделе. Искусственный интеллект и роботы скоро вытеснят людей из работы, и надо усиленно готовиться к переходу в коммунистическое самосовершенствование – в жизнь преимущественно в искусстве. Чтоб не впасть в вырождение-балдение. То есть, в частности, надо особенно жёстко бороться с балдением перед известными картинами. Есть такой канал “Живопись” на дзен-портале. Оттуда я время от времени черпаю энергию сопротивления балдению. На этот раз авторесса оставила без разбора известнейшую картину К. Маковского. К. Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872. Холст, масло. Ну а чтоб не балдеть перед картиной, надо знать дух времени, когда она написана. "1863 год стал последним годом первой революционной ситуации… [Но она породила передвижничество, захватившее в чём-то и К. Маковского] Спад движения c 1864 до 1868 г…. Началом подъема явились студенческие волнения зимой 1868—1869 гг., а далее он неуклонно из года в год нарастал, пока к 1879 г. в стране не сложилась вторая революционная ситуация” (https://scepsis.net/library/id_1609.html). То есть в 70-х годах должно было начаться и охранительное движение. Его выражал академизм: всё должно быть, как века назад. "Маковский… с середины 1870-х годов перешел к академизму” (https://megabook.ru/article/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%20%D0%95%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87?ysclid=ll6eb8ggut536461797). Можно думать, что тенденцией перехода к академизму явилась и разбираемая картина 1972 года. Академизм – это "направление, которое отличает сдержанность в цветовых решениях” (https://present5.com/akademizm-v-russkoj-zhivopisi-vo-vtoroj/). Каким несдержанным в цветовом отношении был когда-то К. Маковский видим тут: К. Маковский. Автопортрет (фрагмент). 1860. "Для академической живописи характерна эстетизация персонажей и их окружения… идеализация, а не передача характера и портретного сходства” (Там же). Видно это в детях? – Видно: какие они упитанные да розовые! Эти пухленькие ручки мальчика… И какие красивые оба! Особенно девочка. И – академическая сдержанность и в выражениях их лиц. – Гроза ж на носу. Страшно ж. Девочка ведь уже довольно большая. Знать должна, что в поле и убить может молнией. А что у неё на лице? – Тревожная прикидка, успеет она добежать или намокнут они. А мальчику и вовсе уже хорошо: он же прижался к сестре – всё. А девочка – как ни красива, но какой-то общей красотой, без запоминающейся характерности. Ну и "гладкость мазка, тщательная, вплоть до натурализма, проработка деталей” (Там же). Смотрите: у подосиновика чёрные чёрточки на ножке, у репейника видна фиолетовая опушка цветка, у кашки и лисьего хвоста чуть не каждый цветочек отдельно нарисован, на ступне каждый ноготок виден. А небо и вовсе, как живое: движется – впечатление такое. Артистичность (выражение через наоборот) на высшем уровне: ветер, гроза, страх выражают… идеал социальной стабильности. Из-за этого противоречия, наверно, картина так популярна. Это же странно – противоречие, даже если его сознанием и не воспринимаешь. 11 августа 2023 г.
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"