TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, “Темп-1929” (1975).

    Актуальность лазить в такие дебри прошлого состоит в том, что перед Россией, по Путину, как я его понимаю, стоит задача вернуться в лжесоциализм (в госкапитализм), а либералы – против. И Захаров же был с либералами. Вот и интересно, как он когда-то дурил и дурил советских.

    Для этого мне пришлось читать “Темп” (1930) Погодина. – Тяжкая задача.

    Стройка Сталинградского тракторного кишит мешающими стройке случаями. Кто-то не хочет ложиться в больницу и артель за него: пусть от тифа лечат на виду у артели. Целый почти бунт. С рукоприкладством, вот-вот начнущимся. Но это недоразумение какое-то, и оно легко побеждает несколькими словами директора стройки Болдыревым. Недоразумения нанизаны одно на другое сплошь. Мешает им просто не возникать непонимание намерений, задиристость характера, косноязычие и тому подобные мелочи. Например, медица Валька требует снять кальсоны (наверно, чтоб посмотреть следы поноса из-за брюшного тифа), а мужик стыдится. Чуть кирпичом по голове не получила Валька. Там серьёзная беда: не кипятят питьевую воду. А разрешается пустяком: до сведения молодого доводят, что при прежнем режиме директор бы не пришёл разбираться (раз), два – директор распорядился отрядить наблюдателя, где и как лечат. – И так – раз за разом. Помимо того, что на каждом шагу вредители.

    Комедией назван спектакль. Из-за ерундовости вредительства, в частности. Например, главный инженер, Гончаров, спеца-американца, Картера, отсёк от стройки обязанностью оформлять какие-то бумаги. Тот пришёл к директору брать расчёт. Директор издал приказ о подчинении части строительства Картеру. – Что-то простоват вредитель. Все вредители простоваты. Замешивают чернозём к глине при изготоволении кирпичей прямо на глазах у рабочих. И – как-то по детски – всё решается через директора: до него надо доходить жалующимся. Почему аж до него? Потому что простое словесное общение не получается по пустякам.

    Другой вредитель (или обычный консервативный тип), прораб пять, просто отказывается ставить подъёмник. Предлагает-де это не непосредственный начальник, а инженер по рационализации. Так инженер этот жалуется директору, и тот предлагает ему… ставить самому.

    Какое-то сборище слегка помешанных людей. Погодина что: в общем ажиотаже наращивания темпа не хватило записать в блокнот настоящие препоны строительству и настоящее их преодоление? Халтурщик он, что ли (назову комедией – это покроет несуразности)? – Противно читать.

    Максимка от косноязычия не может объясниться в любви Вальке…

    Прогульщика Тюшу хотят самосудом побить. Парторг предлагает предупреждение и предложение проходит. Раз – и готово. Десятник отказывает Картеру выполнить работу к 12 часам. Приходит Болдырев, директор, грозит сам взять лопату. Десятник сдаётся. Опять раз – и готово. Хлестаковщина какая-то.

    Гончаров впрямую агитирует инженеров уволиться, чтоб затормозить стройку. (Разве так действуют вредители?)

    А зачем директор ошибается, что его сестра, Валька, умерла от тифа? – Тоже комедии ради?

    Таак. Теперь Комягин не узнал по телефону, что не Касторкин, а Гончаров отдал вредительский приказ. Ну? Комедия положений строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств. "…комедия положений – это развлечение” (Жора Крыжовников. https://old.kinoart.ru/archive/2016/06/zhora-kryzhovnikov-komediya-polozhenij-i-ili-kharakterov). – Как объяснить такую несерьёзность?

    "Думаю, Погодин поначалу искренно верил в то, что утверждал в своих пьесах начала 30-х годов “Темп” <…> А потому они заражали и зрителей. Спасало также и то, что представление автора о предмете пьесы было частенько умозрительным…” (https://biography.wikireading.ru/230910).

    А утверждает он захватывающий темп стройки. Едешь на мотоцикле – какой ветер, да? Чем быстрее едешь – тем сильнее ветер. Вот для того и препятствия стройке: как из рога изобилия. Не важно, какие они, важно, что они – есть и во множестве.

    Вот – темнота человеческая:

    "Грищук (читает газету по складам). “Пафос масс, направленный в русло…”

    Темин. И напишут же, дьявол его уходи! К чему это про понос писать?

    Грищук. Понос?.. Тут сказано не понос, а пафос”.

    Не важно что, важно много. Тут – металлисты вызывают строителей на соревнование, как потом окажется.

    То есть это – произведение прикладного искусства. Здесь – призвано усиливать позитивное переживание высокого темпа индустриализации.

    *

    А что из этого сделал Захаров? - https://gorenka.org/index.php/audiospektakli/12181-nikolaj-pogodin-temp-1929-1975. Инсценировкой называется. На самом деле это музыкальное произведение, прерываемое несколькими монологами: Гая, директора строительства, Орджоникидзе, наркома, какой-то Софьи, старой партийной работницы, которая запанибрата с обоими, Эллы, жены Гая, и мистера Картера.

    Честно – я растерялся. Я раб автора обычно, пока нахожусь внутри произведения. Внушающего музыкального – тем паче. И оно – какое-то инобытие оркестровой сюиты Свиридова “Время – вперёд!” (1965). Если у Погодина внушается большой темп движения одной быстрой сменой эпизодов (абы каких по смыслу), то здесь я не могу назвать музыкальный приём, которым достигается то же. И музыка маскирует, что драматически тут тоже комедия положения.

    Тот же Жора Крыжовников пишет:

    "Есть такая концепция, сформулированная Стивом Капланом в его книге “Скрытые инструменты комедии”, согласно которой, чтобы создать работающую комедию, надо сначала по-крупному соврать… У Рязанова, в принципе, концепция большой лжи и работает. Он говорит: представьте себе, что в двух разных городах есть одинаковые улицы с одним названием, и ключи к замкам подошли, и герои оказались в одном месте. Но большая ложь больше нужна комедии положений. И вот как раз у Гайдая всегда есть большая, невероятная ложь. Мы не можем себе представить советского служащего, который один едет в круиз по всем городам Европы чуть ли не на полгода”.

    Оба – скрытые антисоветчики (см. тут).

    Что сделал Захаров? – Большой ложью является то, что можно станки переделывать. Ещё большой ложью является то, что можно эту переделку скрыть от центра. Ещё, что от центра можно скрыть оплошность с дощатыми стенами (будто мыслимо думать, что мыслима такая ошибка при строительстве машиностроительного завода), тогда как нужны стены из металла, да ещё и из заграничного.

    Какой сюжет? Кто-то, не разобрались, кто, и как, устроил, что на стройку вместо станков первой очереди пришли станки второй очереди. Отвечает директор, Гай. Он едет к Орджоникидзе и просит денег. Ситуация представлена аб-со-лютно тупиковой. Орджоникидзе считает для того и нужен на своём месте Гай, чтоб найти выход. (Я по диплому инженер-станкостроитель. Я знаю, что переделывать один станок в другой – это абсурд какой-то.) Орджоникидзе выгоняет с угрозами Гая, и тот возвращается на завод. Там тем временем случается ляп с дощатыми стенами. И Гай второй раз едет к Орджоникидзе просить те же деньги на станки первой очереди, не зная про всеведение Орджоникидзе. Тот ему в этот раз деньги даёт – на заграничный металл для стен, и открывает, что он знает, что станки Гай переделал, и тем молодец, и потому ему теперь направление на ещё большую стройку.

    Я склонен считать это скрытым издевательством Захарова над перегибами индустриализации, о которых прожужжали уши антисталинисты. Скрытость обеспечена непреодолимостью впечатления от победительной музыки и победительных интонаций в монологах.

    20 декабря 2021 г.

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде . . .

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета… Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким . . .

04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и . . .

02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня . . .

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова: У природы нет плохой погоды, Каждая погода — благодать! . . .

27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100