TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде . . .

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета… Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким . . .

04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и . . .

02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня жена к этому делу себе в помощь (а когда она смертельно заболела, я на несколько лет её полностью заменил), у меня в памяти осталось лишь знание, как варить борщ. – Вот согреванием для меня будет какое-то приобщение к технике живописи. А “догоню” – это если удастся довести до иллюстрации моей идеи-фикс, что знаменитости в веках достигают те художники, которые обеспечивают общение по поводу идеала подсознаний автора и восприемника. Тут, мол, такое из ряда вон по тонкости выходящее переживание, что слава – на века.

    Это я хочу с помощью Дидро (просветителя, почитателя Разума, от которого не стоит, вроде, ждать этого мистического подсознательного идеала) попробовать уловить следы его у знаменитого Шардена, не впервые в истории (но впервые во Франции) ставшего возводить в ранг идеала быт третьего сословия.

    У меня на сегодняшний день есть два варианта предположений, как проникает в подсознание идеал. 1) Из-за его относительной (для данного места и момента) новизны для большинства в области духа времени. 2) Из-за впадания автора в изменённое психическое состояние вдохновения, рождающего эффект “мук “слова””. (“Слово” я взял в кавычки, чтоб так обозначить и живописное средство.)

    Первый вариант, похоже, определяет огромное стихийное распространение слова “реализм”. Хоть без кавычек это понятие относится только к открытию художника в социуме, которое до сознания самого социума ещё не дошло. А дошло только до художника имярек. И в первом варианте как-то мало верится, чтоб новизна долго была на самом деле новизной (в смысле – рождена подсознательным идеалом). Во втором варианте роль подсознательного идеала мыслится более длительной.

    Шарден с 1739 года стал рисовать жанровые картины. А Дидро начал описывать салоны с 1759 года. Через 20 лет. – Мог ли Шарден сохранить свой идеал в подсознательном состоянии и через 20 лет после первых его проявлений? – В варианте втором – мог. Относительно на век раньше писавших фламандцев Шарден внёс "в своё творчество оттенок изящества и естественности” (Википедия). В такой новизне и может ожидаться след подсознательного идеала. У фламандцев-де низы грубые (и это хорошим считается), а у французов низы цивилизованнее (что тоже считается достоинством). – Вот и посмотрим, что писал Дидро.

     

    Салон 1759 года.

    "ШАРДЕН. У него есть такие сюжеты возвращение с охоты, натюрморт с дичью,

    Шарден. Мертвый кролик и охотничье снаряжение. 1728-1729.

    написанный со спины молодой ученик, занимающийся рисованием,

    Шарден. Молодой ученик копирует академическое задание.

    вышивальщица,

    Шарден. Вышивальщица. 1735-1736.

    два небольших натюрморта с фруктами.

    Шарден. Натюрморт с персиками, серебряным кубком, виноградом и орехами (ок. 1759-60).

    И всегда это сама природа, сама правда. Так и взял бы какую-нибудь из его бутылок за горлышко, если бы захотелось пить, к возбуждающим аппетит абрикосам и винограду так и тянется рука. Думаю, место им в вашем собрании, а не у этого бездельника Трюбле, коему они принадлежат. Шарден — человек думающий, он знает толк в теории искусства, он пишет в присущей только ему манере, и в один прекрасный день за его работами начнется охота. Маленькие фигурки он пишет столь искусно, что они кажутся большими. Впечатление не зависит ни от размеров полотна, ни от величины изображаемых предметов. Ведь Святое семейство Рафаэля можно уменьшать и уменьшать, но впечатление величия не изменится. Это особенность его искусства” (Дидро. http://stomfaq.ru/tom-pervij/index4.html#pages).

    Действительно, меня – красно говоря – мысленно передёрнуло в плечах, когда я увидел, как повешено на крюк не только охотничье снаряжение, сума и фляжка,

    Так мне отозвался интернет на запрос: "охотничья фляжка 18 столетия".

    но и кролик!

    Я полез смотреть в интернет на кость голени кролика.

    Так и есть! Она раздвоенная. – Охотник отлично знал, что ногу кролика в этом месте можно проткнуть крюком, и кролик не на шкуре ноги будет висеть, что ненадёжно.

    Бр. Дидро прав: "сама правда”.

    А как рисовали висящего зайца 100 лет до того голландцы?

    Ян Фейт. Заяц, фрукты и попугай. 1647.

    Не охотник это компоновал.

    Ведь надуман нелепый набор. Фрукты и… охотничий трофей. Заяц же грязный, с поля. Ну да, его отгородили от еды, готовой к употреблению, мытой, чистой салфеткой. Но зачем было вообще ТАК соединять? – Затем, что ""охотничий” натюрморт… был очень популярен у богатой аристократии. Охотничий натюрморт часто был предметом интерьера мужского кабинета, символизируя удачливость его владельца” (https://haveathingforrasskaziki.blogspot.com/2018/11/blog-post_9.html?m=1).

    Выпущенный из клетки попугай, прилетевший сюда клевать виноград, так же бездумно сюда включён, как и смесь трупа с фруктами. – Символ, не правда.

    А у Шардена не просто правда, а правда третьего сословия, не финансах, а в реальной экономике делового! Естественного!

    Потому так халтурно, грубо говоря, нарисован ученик. Это – вживаясь в него, халтурщика, а не присоединяясь к нему душевно, нарисовал ученика Шарден.

    И вышивальщица не ахти в какой позе нарисована. А – в усталой. Ей обрыдло вышивать, вышивать и вышивать!

    На виноград я теперь не удивился. Я внутренне, - а может, и набрасываясь на соседей от избытка чувств, - наудивлялся в юности на голландские натюрморты, от которых слюнки во рту набегали (особенно из-за лимона). Но персики, да, натуральные, не протёртые ещё салфеткой, с пушком… И богатство тут не бьёт через край. – Сама правда третьего сословия. – Естественность!

    В пику царившей вокруг во Франции искусственности классицизма первой волны и рококо.

    "АВЕД. Отличная вещь — Портрет маршала Клермон-Тоннера кисти Аведа.

    Авед. Портрет маршала Клермон-Тоннера. 1759.

     

    Французы развили активное наступление в Австрийских Ниждерландах (совр. Бельгия) и к 1747 году, практически, все их захватили (http://hofkriegsrat.blogspot.com/2018/03/2-1747.html).

     

    Он стоит возле своего шатра, в ботфортах, в кафтане из буйволовой кожи с небольшими поднятыми отворотами и кожаным же поясом. Мне хотелось бы, чтобы вы посмотрели, как естественны краски и как проста манера художника. Вблизи фигура кажется чересчур высокой, но ведь это — портрет, возможно, что натура именно такова. К тому же если вы отойдете на несколько шагов, то ошибка (если считать это ошибкой) будет незаметна. На маршале парик, который Ван Дейк, думается, немного растрепал бы, но я слишком придирчив” (Дидро).

    Чуток ли Дидро, что и этот "портретист эпохи и стиля рококо" (Википедия), стиля изощренной утонченности, Авед у него стал поборником естественности и простоты, как и Шарден, который у Дидро в перечислении стоит сразу после этого вот Аведа? – Одна трость или палка, чего стоит.

    И это ж в боевой, мол, обстановке, битве при Лауфельде (1747).

    Я боюсь, что у Дидро аберрация. Он собирался писать о салоне 1759 года, будучи в упоении от естественности Шардена (что, впрочем, не помешало ему персики назвать абрикосами). У него уже и это слово, “естественность”, заготовлено. Но. Надо, наверно, начать с государством поощряемого стиля. С Аведа. – Он с него и начал для формы. Да обмишулился: ввернул и Аведу заготовленную для Шардена похвалу.

    Как "естественны краски и как проста манера” Аведа я по этой репродукции постигнуть не могу. Так что не суждено мне согреться. А вот догнать, вроде, удалось. Ибо естественность Шардена в век позы (как называли классицизм) была настолько удивительна, что я уже могу заподозрить в её рождении участие подсознательного идеала – естественности третьего сословия (в пику дворянам) за несколько десятилетий до Великой Французский революции.

    16 августа 2019 г.

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100