TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений. Специальность себе я выбрал инженера, признав правоту умного соученика, что художником быть – или великим, или никаким, а инженером – сойдёт и серым. На великого я опоздал: мама, боясь остаться одной, не отпустила 11-летнего меня, в школу при Академии художеств, как ей предложили. Я же к 10 классу уже вообще перестал рисовать, и был третьим физиком Литвы. Но даже на архитектурный не решился поступать. Решил жить серым. И с успехом этого достиг. А что я единственный (в своём кругозоре) практически применяю для анализа теорию художественности по Выготскому, то лишь субъективно меня вывело из серости. Я ни одного не сумел убедить пойти моим путём, а посещаемость того, что я помещаю в интернет, чуть поднявшись поначалу, обязательно падает. – Сложно это для людей, которые около искусства. А самим художникам даже и вредно знать то, что они стихийно исполняют. Я одно время даже статьи свои начинал предупреждением, чтоб их не читали творцы, ибо испортят свою стихийность.

    Не всем дано быть художником-по-моему (извините за такое словоупотребление). Быть творцом неприкладного искусства.

    Можете, читатель, меня пожалеть: из-за непринятости наукой об искусстве (а следовательно и всеми) той художественности, какую вывел я из теории Выготского, мне приходится пересказывать одно и тоже в статье за статьёй (иначе я буду просто не понят новому для меня читателю).

    То, что касается Олега Тимошина, требует вообще опуститься до происхождения искусства. (И это я тоже много раз повторял.)

    Искусство родилось синкретичным, то есть слитным: прикладным и неприкладным одновременно.

    Прикладным я называю приложенное к какому-нибудь осознаваемому заданию: убаюкать дитя – колыбельной, влюбить в себя – неаполитанской песней, возбудить классовую ненависть – “Интернационалом”.

    Неприкладное призвано выразить творцу себя, точнее – свой подсознательный идеал. Он сознанию творца не дан и восприемник его получает тоже не сознанием а подсознанием, как ЧТО-ТО, словами невыразимое. Какие могут быть слова, раз подсознание бессловесно. Зато оно могущественно (когда-то это называли боговдохновением) и потому находит, КАК выразить. И получается такое, что знатоками отличается от прикладного искусства. В результате и через 4000 лет почти все образованные знают имя Гомера, например.

    Синкретичное искусство возникло вместе с человеком. (Я буду пересказывать теорию Поршнева, увы, тоже загнанную, как и теория Выготского.)

    Люди произошли от разделения предлюдей: мутантов от немутантов. Мутация состояла в том, что рождались такие недоношенные, у которых признаки недоношенности сохранялись на всю жизнь. Это была безволосость, высоколобость, внушаемость и кое-что ещё. И все были трупоедами.

    В плохие времена шерстистые внушатели повадились внушать внушаемым самкам отдавать на съедение стаду своих детей, в самцам – их убивать для стада. – И стать против стада нельзя – смерть от голода, и отдать ребёнка нельзя. – Стресс. Все от стресса умирают. А эти нет. Потому что у них лобные части мозга ничем не заняты. Туда стресс разряжается, порождая вообще что-то, окружающего не касаюшееся. За что это – стадом позволено. А это, скажем, – проделывание дырочки в ракушке, одной, другой, одною бесшёрстной самкой, другою. А потом через всё продёрнуть жилку. Получается ожерелье. – Оно может ввести в ступор самого внушателя – и есть шанс детёныша спасти.

    Спасение – зародыш прикладного искусства. А чувство своего умения, удачливости и исключительности (мы люди!) – зародыш неприкладного искусства. А вообще – переживается прелесть жизни.

    Так вот это “вообще” остаётся навсегда у искусства как внеисторическое, а прикладное и неприкладное – историческое, изменяется от обстоятельств.

    На исторически изменчивое обращают наибольшее внимание. А на внеисторическое – нет. Оно не волнует. Мало волнует. Разве что от усталости исторической жизнью и условностью (искусством), эту историчность сопровождающей, замечают вдруг это всегда одну и ту же радость жизни выражающее искусство.

    Вот Тимошин этим неисторическим и занимается.

    Тимошин. Дивная осень. 2013.

    Как говорят на такое: красяво. Ибо неглубоко и не волнует. Так как и сама экстраординарность – как живое – за века и века стёрлась. Разве что… Раз читал у Гениса. Он эмигрант в США. А там засилье абстракционизма. Так когда он приезжал в Россию, то, писал, даже передвижники (это искусство, приложенное к идее усиливать сострадание к народу, освобождённому от крепостного права без земли) услаждают его глаз.

    А когда Тимошин хочет приблизиться к волнующему историческому,

    Тимошин. Смятение чувств. 2010.

    у него ничего не получается.

    17 сентября 2020 г.

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100