TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде . . .

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета… Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким . . .

04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и . . .

02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня . . .

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова: У природы нет плохой погоды, Каждая погода — благодать! . . .

27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое:

    "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно начали осмыслять только <…> [в веке ХХ] Римский-Корсаков написал оперу о Китеже в 1907-м, Нестеров закончил картину “Град Китеж” в 1922-м.

    Впрочем, ни посконно-почвеннической, ни умилительно-былинной интонации…” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=6 ).

    Потом разобрался с картиной Нестерова (см. тут). Она оказалась ницшеанская. Я подумал, что и опера такая же, раз в одном перечислении находится.

    Стал проверять “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Читаю либретто…

    Первое подозрение на таких словах (встретились в лесу Феврония и княжич и влюбились друг в друга с первого взгляда и решили сыграть свадьбу, а пока он уходит):

     

    ФЕВРОНИЯ.

    Ой! Ой, вернися, милый!

    КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД (возвращается)

    Что? Что, голубка?

    ФЕВРОНИЯ (тихо)

    Жутко мне и сладко таково.

    Просится душа к тебе и к людям;

    и палат лесных безмолвных жаль,

    жаль зверей моих, жаль тихих дум.

    Смута. Полное незнание будущего и в чём-то самоё себя, от которой оно зависит. Полная противоположность подавляющему по огромности времени всей остальной жизни, бывшей и будущей, - жизни для ницшеанца скучной-прескучной из-за предопределённости обычаями, правилами, традициями, даже простою причинностью. Иномирие некое! Идеал этого самого ницшеанца. Но.

    Я слушаю, как это звучит в пении – никакого особого акцента, никакой странности.

    Вся опера (в чтении либретто) – как бредовое видение человека, доведённого страданиями до крайности. Становится понятно, между прочим, как неверующий от бед становится верующим (правда, тут неверующий совершенно христиански образован {кем Римский-Корсаков вполне мог быть}).

    Вот краткое описание оперы:

    "Первая картина (первое действие) — чудо об исцелении: дева Феврония знакомится со своим будущим женихом, перевязывает ему рану и залечивает ее. Вторая картина (второе действие) - “чудо о молитве: дева Феврония, поруганная "внутренним" Антихристом (Гришка) и плененная Антихристом "внешним" (татары), целомудренная и чистая, молится о том, чтобы Китеж-град стал невидимым” [10, 301]. Третья картина (первая картина третьего действия) - “чудо о преображении”. Народ и князь Юрий вслед за Февронией молятся Богородице о спасении Китежа, дружина княжича уходит на битву с татарами. И чудо происходит - молитва услышана. “Как бы дым кадильный к нам с небес нисходит, - поет князь Юрий. “Дивно: град облекся в светлую одежду”, - восторженно подхватывает народ. Город заволакивается золотистым туманом. Четвертая картина (вторая картина третьего действия) - “чудо об изгнании татар: Феврония, вещая дева, знающая о гибели небесного жениха, сохраняет невинность благодаря вмешательству небесных сил (один из насильников убивает другого, а потом вдруг засыпает магическим сном) и спасает своего клеветника и обидчика [Гришку] от гибели”[10, 301-302]. “Первые лучи солнца освещают поверхность озера и отражение стольного города в озере, под пустым берегом. Несется праздничный звон, мало-помалу становящийся громче и торжественнее”. “Чудо, чудо непонятное! <...>Хоть над озером пустым-пусто, в светлом озере, как в зеркале, опрокинут виден стольный град... Прочь бежимте! Прочь от мест сих! Не случилось бы недоброго! Он велик... Страшен русский бог!” - татары в ужасе разбегаются. Пятая картина (первая картина четвертого действия) - “чудо об успении”. Святая блаженная дева Феврония умирает, принимая причастие из рук Небесного Жениха. Шестая картина (вторая картина четвертого действия) — чудо воскресения и созерцания райских пределов” (http://www.rimskykorsakov.ru/komarnitskaya.html).

    Можно вспомнить, что в произведениях неприкладного искусства выражено не то, что читают наши глаза (экзальтированная религиозность). Но. Это ж правило не общепринято и для большинства выглядит кощунством.

    Мне и самому (от прочтения либретто) кажется, что я опростоволосился, ожидая выражения ницшеанства от оперы. И потому я выбрал такое название статьи (теперь это первая часть названия).

    А может… всё же подумать о ницшеанстве, подсознательном, не данном сознанию?

    "Замысел “Китежа” возник у композитора в середине 90 годов ХIХ века, но воплотился в законченную партитуру оперы только в 1903 году” (https://lib.rmvoz.ru/bigzal/kitezh#p4).

    Это ж предреволюционное время. И русско-японская война ещё не началась. Но чуткий человек, с воображением, вполне может впасть в ужас от будущих страшнейших бедствий. И это может добавить тягости к общему тягостному настроению конца века. Рождающему, в частности, и ницшеанство.

    Может, приторность выведенной в тексте религиозности есть та странность, которая указывает на подсознательное ницшеанство, которое оч-чень трезво-критично к действительности. Этот ластящийся к Февронии медведь в начале… Или смотрите, сражение вообще не показано. А горожане какие-то поразительно немужественные и паникуют от… сна наяву ОТРОКА:

     

    ОТРОК.

    Пыль столбом поднялась до неба,

    белый свет весь застилается.

    Мчатся комони ордынские,

    скачут полчища со всех сторон;

    их знамёна развеваются,

    их мечи блестят булатные.

    Вижу, как бы Китеж-град горит:

    пламя пышет, искры мечутся,

    в дыме звёзды все померкнули,

    само небо загорелося…

    Из ворот река течёт,

    вся из крови неповинныя…

    И витают враны чёрные,

    тёплой кровью упиваются…

    Это не насмешка сверхчеловека над мещанами?

    Некоторые оперы Римского-Корсакова запрещали, он поддержал первую русскую революцию… Экстремист… Может, всё же можно его понимать как ницшеанца? Или грех так даже думать?

    Что можно найти против ницшеанства?

    "Практическая работа над оперой происходит на культурном фоне, характеризующемся значительным усилением религиозно-мистического направления. Существуют различные мнения относительно возникновения того течения отечественной мысли, которое получило значительное развитие в России с началом XX столетия и которое известно нам теперь как русская религиозная философия “серебряного века”” (http://www.rimskykorsakov.ru/lukonin_kitezh12.html).

    Но можно найти и опровержение этого “против ницшеанства”:

    "Еще одним “источником и составной частью” ренессанса начала XX века было, по словам Н. А. Бердяева, “влияние на верхний слой русской культуры и литературы западного литературного модернизма <…> особенно Ницше” (http://www.rimskykorsakov.ru/lukonin_kitezh14.html).

    Так что… Крайности сходятся.

    "Гораздо более вероятным представляется, что сам замысел “Сказания”, начиная с разработки идеи будущего произведения, имел прямое отношение к “вагнеровской проблематике”” (Там же).

    А Вагнер ницшеанец.

    Наконец, предвзрыв, характерный для ницшеанского настроения (предполагая взрыв такой силы, что вышвырнет в метафизическое иномирие) констатируется и в “Сказании”:

    "…предощущение вселенского масштаба и неотвратимости надвигающейся катастрофы…” (http://www.rimskykorsakov.ru/lukonin_kitezh19.html).

    Крайности сходятся, и религиозное возрождение, оказавшись вблизи ницшеанства, могло им высмеиваться. Что, похоже, прослеживается в “Сказании”.

    Традиционное православие имело какую слабость перед религиозными же критиками-реформаторами?

    "…в христианстве видят и понимают только один загробный идеал, оставляя земную сторону жизни, весь круг общественных отношений пустыми, без воплощения истины” (https://vtoraya-literatura.com/pdf/zernov_russkoe_religioznoe_vozrozhdenie_xx_veka_1974__ocr.pdf).

    И тогда…

    "На первое место выдвинулась проблема духа и плоти. Образованные люди столиц обсуждали те же вопросы, что и сектантские проповедники в городах и деревушках Сибири и русского Севера. Мистики и пророки чаяли “Третьего Завета” между Духом Святым и возрожденным человечеством. Святой Дух воспринимался многими из этих проповедников как Божья Матерь, которая освятила плоть и освободила членов Церкви от ограничений, наложенных Первым и Вторым Заветами, сделав тем самым аскетизм и нравственную дисциплину излишними” (Там же).

    Так это ж, - по мнению несгибаемых ницшеанцев, - прогнуться перед мещанством.

    Не в насмешку ли над этими реформаторами религии Римский-Корсаков сделал своё “Сказание” солянкой сборной из христианских писаний и фольклора?

    И как, посмотрите, он поступил с житием Февронии Муромской? Та, хитрован, предвидела, что князь Пётр гнушаться станет неравным браком с нею в отплату за излечение, и велела ему одну язву оставить несмазанной. Все – сошли. А жениться не хочет. Вот от одной несмазанной тело всё опять покрылось язвами. На этот раз любовь и брак получились до гроба. Аж умерли в один день и в один гроб кости сами перекладывались. – Очень не сразу хорошее стало. – А что в опере? Влюбились стразу обоюдно и навсегда, а до свадьбы даже не доведено. И кого с кем брак в каком подобии нового Царствия Божиего, вроде по Третьему Завету устроенного? – Не брак ли Призрака княжича с живою Февронией? Не насмешка ли?

    Я не согласен думать, что перед нами смерть и вознесение Февронии вот в этом месте.

     

    ПРИЗРАК.

    Истомилась ты, измучилась

    от страстей от всех, от голода.

    Вот прими ко укреплению:

    нам дорога ведь не ближняя.

    (Вынимает из-за пазухи ломоть хлеба и подает Февронии.)

    Кто вкусил от хлеба нашего,

    тот причастен к вечной радости.

    ФЕВРОНИЯ (бросая на землю крошки).

    Полно мне… а крошки мелкия

    вам посею, пташки вольныя,

    напоследок вас полакомлю.

    (набожно)

    Господи Исусе, ты прими мя,

    водвори в селеньях праведных.

    Оба, рука в руку, медленно уходят по болоту, едва касаясь земли. Скрываются из виду.

    Переход ко второй картине

    Хождение в невидимый град.

    Звон успенский. Райские птицы. Облачная занавесь.

    Ну да, "успенский” на смерть Богородицы. Но Феврония ж не Богородица. Соответственно в граде Китеже не Царствие Небесное и бестелесные души. И не воскресение на земле не умиравших жителей града Китежа. Это какое-то изменённое плотское состояние Третьего Завета. Экзальтация его описания похожа на насмешку трезвого и жёсткого человека. А уж в трезвости и жёсткости ницшеанцу не откажешь.

    .

    В раскованности своего искусствоведческого экстремизма (один подсознательный идеал чего сто`ит… или это метафизическое иномирие ницшеанского подсознательного идеала…) я готов видеть музыкальные образы этого страшного метафизического иномирия, в который целиком погружен Этот физический мир, словно физический вакуум, в который погружена наша Вселенная.

    Слушать тут, тут или тут (начало 1-го, 2-го и конец 4-го действия)…

    .

    В сознании Римского Корсакова при этом вполне мог быть сниженный (не философский) и осознаваемый идеал почти ницшеанства (Абсолюта): вечность и исключительность России, любимой Богом. Что подсознательной части, наднациональной – метафизического иномирия антирелигиозного – не исключает.

    26 декабря 2021 г.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100