TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое:

    "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно начали осмыслять только <…> [в веке ХХ] Римский-Корсаков написал оперу о Китеже в 1907-м, Нестеров закончил картину “Град Китеж” в 1922-м.

    Впрочем, ни посконно-почвеннической, ни умилительно-былинной интонации…” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=6 ).

    Потом разобрался с картиной Нестерова (см. тут). Она оказалась ницшеанская. Я подумал, что и опера такая же, раз в одном перечислении находится.

    Стал проверять “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Читаю либретто…

    Первое подозрение на таких словах (встретились в лесу Феврония и княжич и влюбились друг в друга с первого взгляда и решили сыграть свадьбу, а пока он уходит):

     

    ФЕВРОНИЯ.

    Ой! Ой, вернися, милый!

    КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД (возвращается)

    Что? Что, голубка?

    ФЕВРОНИЯ (тихо)

    Жутко мне и сладко таково.

    Просится душа к тебе и к людям;

    и палат лесных безмолвных жаль,

    жаль зверей моих, жаль тихих дум.

    Смута. Полное незнание будущего и в чём-то самоё себя, от которой оно зависит. Полная противоположность подавляющему по огромности времени всей остальной жизни, бывшей и будущей, - жизни для ницшеанца скучной-прескучной из-за предопределённости обычаями, правилами, традициями, даже простою причинностью. Иномирие некое! Идеал этого самого ницшеанца. Но.

    Я слушаю, как это звучит в пении – никакого особого акцента, никакой странности.

    Вся опера (в чтении либретто) – как бредовое видение человека, доведённого страданиями до крайности. Становится понятно, между прочим, как неверующий от бед становится верующим (правда, тут неверующий совершенно христиански образован {кем Римский-Корсаков вполне мог быть}).

    Вот краткое описание оперы:

    "Первая картина (первое действие) — чудо об исцелении: дева Феврония знакомится со своим будущим женихом, перевязывает ему рану и залечивает ее. Вторая картина (второе действие) - “чудо о молитве: дева Феврония, поруганная "внутренним" Антихристом (Гришка) и плененная Антихристом "внешним" (татары), целомудренная и чистая, молится о том, чтобы Китеж-град стал невидимым” [10, 301]. Третья картина (первая картина третьего действия) - “чудо о преображении”. Народ и князь Юрий вслед за Февронией молятся Богородице о спасении Китежа, дружина княжича уходит на битву с татарами. И чудо происходит - молитва услышана. “Как бы дым кадильный к нам с небес нисходит, - поет князь Юрий. “Дивно: град облекся в светлую одежду”, - восторженно подхватывает народ. Город заволакивается золотистым туманом. Четвертая картина (вторая картина третьего действия) - “чудо об изгнании татар: Феврония, вещая дева, знающая о гибели небесного жениха, сохраняет невинность благодаря вмешательству небесных сил (один из насильников убивает другого, а потом вдруг засыпает магическим сном) и спасает своего клеветника и обидчика [Гришку] от гибели”[10, 301-302]. “Первые лучи солнца освещают поверхность озера и отражение стольного города в озере, под пустым берегом. Несется праздничный звон, мало-помалу становящийся громче и торжественнее”. “Чудо, чудо непонятное! <...>Хоть над озером пустым-пусто, в светлом озере, как в зеркале, опрокинут виден стольный град... Прочь бежимте! Прочь от мест сих! Не случилось бы недоброго! Он велик... Страшен русский бог!” - татары в ужасе разбегаются. Пятая картина (первая картина четвертого действия) - “чудо об успении”. Святая блаженная дева Феврония умирает, принимая причастие из рук Небесного Жениха. Шестая картина (вторая картина четвертого действия) — чудо воскресения и созерцания райских пределов” (http://www.rimskykorsakov.ru/komarnitskaya.html).

    Можно вспомнить, что в произведениях неприкладного искусства выражено не то, что читают наши глаза (экзальтированная религиозность). Но. Это ж правило не общепринято и для большинства выглядит кощунством.

    Мне и самому (от прочтения либретто) кажется, что я опростоволосился, ожидая выражения ницшеанства от оперы. И потому я выбрал такое название статьи (теперь это первая часть названия).

    А может… всё же подумать о ницшеанстве, подсознательном, не данном сознанию?

    "Замысел “Китежа” возник у композитора в середине 90 годов ХIХ века, но воплотился в законченную партитуру оперы только в 1903 году” (https://lib.rmvoz.ru/bigzal/kitezh#p4).

    Это ж предреволюционное время. И русско-японская война ещё не началась. Но чуткий человек, с воображением, вполне может впасть в ужас от будущих страшнейших бедствий. И это может добавить тягости к общему тягостному настроению конца века. Рождающему, в частности, и ницшеанство.

    Может, приторность выведенной в тексте религиозности есть та странность, которая указывает на подсознательное ницшеанство, которое оч-чень трезво-критично к действительности. Этот ластящийся к Февронии медведь в начале… Или смотрите, сражение вообще не показано. А горожане какие-то поразительно немужественные и паникуют от… сна наяву ОТРОКА:

     

    ОТРОК.

    Пыль столбом поднялась до неба,

    белый свет весь застилается.

    Мчатся комони ордынские,

    скачут полчища со всех сторон;

    их знамёна развеваются,

    их мечи блестят булатные.

    Вижу, как бы Китеж-град горит:

    пламя пышет, искры мечутся,

    в дыме звёзды все померкнули,

    само небо загорелося…

    Из ворот река течёт,

    вся из крови неповинныя…

    И витают враны чёрные,

    тёплой кровью упиваются…

    Это не насмешка сверхчеловека над мещанами?

    Некоторые оперы Римского-Корсакова запрещали, он поддержал первую русскую революцию… Экстремист… Может, всё же можно его понимать как ницшеанца? Или грех так даже думать?

    Что можно найти против ницшеанства?

    "Практическая работа над оперой происходит на культурном фоне, характеризующемся значительным усилением религиозно-мистического направления. Существуют различные мнения относительно возникновения того течения отечественной мысли, которое получило значительное развитие в России с началом XX столетия и которое известно нам теперь как русская религиозная философия “серебряного века”” (http://www.rimskykorsakov.ru/lukonin_kitezh12.html).

    Но можно найти и опровержение этого “против ницшеанства”:

    "Еще одним “источником и составной частью” ренессанса начала XX века было, по словам Н. А. Бердяева, “влияние на верхний слой русской культуры и литературы западного литературного модернизма <…> особенно Ницше” (http://www.rimskykorsakov.ru/lukonin_kitezh14.html).

    Так что… Крайности сходятся.

    "Гораздо более вероятным представляется, что сам замысел “Сказания”, начиная с разработки идеи будущего произведения, имел прямое отношение к “вагнеровской проблематике”” (Там же).

    А Вагнер ницшеанец.

    Наконец, предвзрыв, характерный для ницшеанского настроения (предполагая взрыв такой силы, что вышвырнет в метафизическое иномирие) констатируется и в “Сказании”:

    "…предощущение вселенского масштаба и неотвратимости надвигающейся катастрофы…” (http://www.rimskykorsakov.ru/lukonin_kitezh19.html).

    Крайности сходятся, и религиозное возрождение, оказавшись вблизи ницшеанства, могло им высмеиваться. Что, похоже, прослеживается в “Сказании”.

    Традиционное православие имело какую слабость перед религиозными же критиками-реформаторами?

    "…в христианстве видят и понимают только один загробный идеал, оставляя земную сторону жизни, весь круг общественных отношений пустыми, без воплощения истины” (https://vtoraya-literatura.com/pdf/zernov_russkoe_religioznoe_vozrozhdenie_xx_veka_1974__ocr.pdf).

    И тогда…

    "На первое место выдвинулась проблема духа и плоти. Образованные люди столиц обсуждали те же вопросы, что и сектантские проповедники в городах и деревушках Сибири и русского Севера. Мистики и пророки чаяли “Третьего Завета” между Духом Святым и возрожденным человечеством. Святой Дух воспринимался многими из этих проповедников как Божья Матерь, которая освятила плоть и освободила членов Церкви от ограничений, наложенных Первым и Вторым Заветами, сделав тем самым аскетизм и нравственную дисциплину излишними” (Там же).

    Так это ж, - по мнению несгибаемых ницшеанцев, - прогнуться перед мещанством.

    Не в насмешку ли над этими реформаторами религии Римский-Корсаков сделал своё “Сказание” солянкой сборной из христианских писаний и фольклора?

    И как, посмотрите, он поступил с житием Февронии Муромской? Та, хитрован, предвидела, что князь Пётр гнушаться станет неравным браком с нею в отплату за излечение, и велела ему одну язву оставить несмазанной. Все – сошли. А жениться не хочет. Вот от одной несмазанной тело всё опять покрылось язвами. На этот раз любовь и брак получились до гроба. Аж умерли в один день и в один гроб кости сами перекладывались. – Очень не сразу хорошее стало. – А что в опере? Влюбились стразу обоюдно и навсегда, а до свадьбы даже не доведено. И кого с кем брак в каком подобии нового Царствия Божиего, вроде по Третьему Завету устроенного? – Не брак ли Призрака княжича с живою Февронией? Не насмешка ли?

    Я не согласен думать, что перед нами смерть и вознесение Февронии вот в этом месте.

     

    ПРИЗРАК.

    Истомилась ты, измучилась

    от страстей от всех, от голода.

    Вот прими ко укреплению:

    нам дорога ведь не ближняя.

    (Вынимает из-за пазухи ломоть хлеба и подает Февронии.)

    Кто вкусил от хлеба нашего,

    тот причастен к вечной радости.

    ФЕВРОНИЯ (бросая на землю крошки).

    Полно мне… а крошки мелкия

    вам посею, пташки вольныя,

    напоследок вас полакомлю.

    (набожно)

    Господи Исусе, ты прими мя,

    водвори в селеньях праведных.

    Оба, рука в руку, медленно уходят по болоту, едва касаясь земли. Скрываются из виду.

    Переход ко второй картине

    Хождение в невидимый град.

    Звон успенский. Райские птицы. Облачная занавесь.

    Ну да, "успенский” на смерть Богородицы. Но Феврония ж не Богородица. Соответственно в граде Китеже не Царствие Небесное и бестелесные души. И не воскресение на земле не умиравших жителей града Китежа. Это какое-то изменённое плотское состояние Третьего Завета. Экзальтация его описания похожа на насмешку трезвого и жёсткого человека. А уж в трезвости и жёсткости ницшеанцу не откажешь.

    .

    В раскованности своего искусствоведческого экстремизма (один подсознательный идеал чего сто`ит… или это метафизическое иномирие ницшеанского подсознательного идеала…) я готов видеть музыкальные образы этого страшного метафизического иномирия, в который целиком погружен Этот физический мир, словно физический вакуум, в который погружена наша Вселенная.

    Слушать тут, тут или тут (начало 1-го, 2-го и конец 4-го действия)…

    .

    В сознании Римского Корсакова при этом вполне мог быть сниженный (не философский) и осознаваемый идеал почти ницшеанства (Абсолюта): вечность и исключительность России, любимой Богом. Что подсознательной части, наднациональной – метафизического иномирия антирелигиозного – не исключает.

    26 декабря 2021 г.

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100