TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.10.2021
16:31

Риск – благородное дело

    Где-то когда-то я слышал (или прочёл) эту пышную фразу, и что-то меня заставило её применить для заглавия к разбору (который не известно состоится ли) трёх последних . . .

03.10.2021
10:24

Да здравствует, мол, упрощенство!

    Я рекомендую перед прочтением статьи рассказ “Три версии предательства Иуды" прочесть, он короткий. . Начну с одного интимного признания, о котором не стыдно . . .

01.10.2021
10:29

Раскованный Ковальчук?

    Из-за того, что для многих то, чем я занимаюсь (придание слов подсознательным идеалам авторов произведений неприкладного искусства), является мутью, у меня есть . . .

30.09.2021
21:26

Всё ли напрасно?

    Меня поразил рассказ Борхеса “Тайное чудо” (1944). Сухостью. Вообще речь в рассказе о смысле персональной жизни. Она с железной необходимостью губится ради (это . . .

30.09.2021
00:55

Кто вы, художник Ульянов?

    Выдано подозрение, что я не смел – тут – сравнивать страшное “Распятие” Ге с ещё более страшным “Криком” Мунка. Хоть и есть хорошее правило не обращать . . .

29.09.2021
03:59

Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)

    Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове: "Как раз из совокупности, циклической последовательности . . .

27.09.2021
22:40

Пониматель

    Я понимаю Максима Кантора. Он художник, писатель, историк искусства и эссеист. И, казалось бы, не ему так ляпнуть: "Невозможно славить казарму как идеал . . .

27.09.2021
02:10

Мне посоветовали…

    Мне посоветовали почитать про Веласкеса у Максима Кантора… С чем я буду не согласен?.. . "Сказать, что изображенное истинно и отстаивает правду – значит уже . . .

26.09.2021
01:44

Трёп

    Вот трёп: "Вот спрошу вас: знаете вы о картине “Триумфы” Андреа Мантеньи, почти уверен, что никто из вас даже не представляет о наличие данного произведения — а . . .

23.09.2021
21:04

Попытка высосать?..

    Я прослушал совершенно замечательную лекцию Михаила Иванова “Протестантизм в искусстве” (https://www.youtube.com/watch?v=g6JtU8vYRsI). С прекраснейшим разбором вот этой картины: . . .

23.09.2021
09:28

Но какой соблазн!..

    Как-то я гулял по извивающейся набережной вдоль берега моря и думал, что могло навести предчеловека на начертание прямой линии. Где он мог прямую линию видеть . . .

22.09.2021
15:45

Я потом признаюсь, если окажусь не прав

    А пока… На меня такое накатило… Предслёзное… (Я, наверно, плача умру, если умирать буду в каком-то физически немучительном состоянии.) Обожаю ницшеанство за его . . .

21.09.2021
21:06

Блуждания мысли

    Сначала я было подумал воспользоваться мыслью Лыскова, что надо считать начало ХХ века в России Великой русской революцией 1905-1922 годов. В том смысле, что для . . .

20.09.2021
09:54

Власть тела над душой (об одном автопортрете Попкова)

    На днях я с возмущением послушал, как возмущался один инакомыслящий по поводу закона о просветительской деятельности. (Он введён в апреле этого года.) . . .

19.09.2021
21:32

Фишер – ловец душ несчастных

    Я сделал несколько попыток вычитать на русском языке где-то что-то осмысленное об этой скульптуре и не смог.

    Фишер. Большая глина № 4. 2015. Алюминий. Временное место установки: Москва, Болотная площадь, 2021.

    И – кто, кроме нас! – бросился спасать честь неприкладного искусства.

    А неприкдадное – это то, в котором особенно резко проявляется нецитируемость художественного смысла. Содержание этого смысла не дано сознанию самого художника. Рискую, но предположу, что самому Крылову в голову не пришло, что он первым в России, а может и в мире, открыл реализм в искусстве, сочинив басню “Стрекоза и Муравей” (1808), в которой его подсознательный идеал “сказал” нашему подсознанию, что любые залёты – это плохо. До своего реализма он воинствовал на ниве Просвещения.

     

    Ты здравым хвалишься умом везде бесстыдно,

    Но здравого ума в делах твоих не видно.

    Или беспутно ты являешься надмен,

    Или некстати подл и слишком унижен;

    На свете редкие ты вещи презираешь,

    Тогда как к мелочным почтителен бываешь;

    Ты любишь вредное, от здравого бежишь,

    В надежде ты пустой лета свои влачишь;

    Или уныние томит тебя напрасно;

    Или на свете сем всё кажется опасно;

    Не ужасаешься зловредных лишь вещей.

    Послушай ты меня, последуй мысли сей,

    Что настоящее с прошедшим съединится

    И будущее впредь, как бывшее, явится.

    Ты блага твердого не твердо лучшим чтишь,

    Не вещию себя, ничтожеством манишь.

    1786

    И скис, никого не пронимая. И сделал вывод… Вернее, его подсознание сделало вывод.

    И у Фишера тоже есть свидетельство не данности его сознанию содержания его вдохновения. – Он-то сознанием думает, что выразил, скажем так, пушкинское “Куда ж нам плыть":

     

    XI

    И мысли в голове волнуются в отваге,

    И рифмы легкие навстречу им бегут,

    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

    Минута — и стихи свободно потекут.

    Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

    Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

    Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

    Громада двинулась и рассекает волны.

    XII

    Плывет. Куда ж нам плыть?..

    1833

    Род кризиса был у Пушкина в 1833 году.

    Его идеал последнего времени, - консенсус в сословном обществе, - не выдерживал испытания жизнью. Надо было с ним прощаться и обращаться к иному. А какому?

    Фишер думал, что, взяв темой глину, то, с чего начинает скульптор свою новую работу, он что-то на тему Начала скажет. И выразить хотело сознание Фишера вот эту лёгкую растерянность, когда еще нечего ему людям нести.

    Но тут вмешалось подсознание. Заставило отказаться от глины, как материала нестойкого, и перейти к алюминию. Вещь на века. И колоссальность идеи – соответствующая. А в чём? – Шиш. Сознанию не дано.

    А подсознание “знает”, что воспеть надо результат краха ТАКОЙ степени, чтоб он "отдалял человека от его конкретных интересов” (https://natural-colours.livejournal.com/43730.html). От каких бы то ни было интересов, что есть в Этом мире, плохом-преплохом. Чтоб захотелось улететь вообще в какое-то метафизическое иномирие.

    Что предполагает огромное усилие… – Чему образ эта 12-тиметровая махина.

    И что предполагает активное какое-то Ничто. (Стоит всё же это нечто, а не лежит!) В отличие от пассивного Ничто буддизма. Тоже бегства из этого страшного мира.

    Обычным людям не свойственно впадать в такое запредельное разочарование. Вот они и не понимают своими сознаниями, что это выражено. А прислушиваться к своему подсознанию (которое неминуемо почувствовало, о чём речь) обычные люди тоже не привыкли. – Вот и поносят эту вещь.

    23 августа 2021 г.

18.09.2021
12:12

Нечистый Рейн

    Хочется порой большей сложности в преодолении материала. Кублановский Рейн в переводе с немецкого – чистый. . С чего начать? Теряюсь… Выгодно подвести к не . . .

17.09.2021
08:43

Искусствоведение – наука, а я – миниучёный в ней

    Возьмём высказывания безусловного авторитета в учёном мире, академика Мигдала, и сравним со мной. Мигдал: "…построения в физике требуют постоянного . . .

15.09.2021
14:00

Разоблачение Дали

    Всё можно понять. Если не по себе, то по противоположности себе. Поэтому я начинаю с себя. Проникновение молодёжной контркультуры с Запада в СССР началось с 50-х . . .

14.09.2021
09:04

Что он есть такое – восторг художника?

    Он почти объективно существует. Смотрите, как его описывает Александр Якимович. Будто воочию видит: "Если вспомнить, как Толстой был недоверчив к власти, к . . .

13.09.2021
08:00

Разомнём тайну Замятина

    Я как-то в растерянности: радоваться, что революции в Западной Европе в 19 столетии как-то сбили Маркса с толку, и он не додумал, что массовое производство (которое . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100