TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.09.2021
09:05

Вещь, сделанная для самой себя

    Так, как в названии, Мукаржовский начинает разбираться, что такое изобразительное искусство. – Полная-де независимость от идеологии. Два века засилья идеологии в . . .

04.09.2021
09:48

В просаке?

    Я буду писать так, будто публика уже начиталась меня и знает, что такое у меня ницшеанец. Страшный человек. Абсолютно неудовлетворённый ничем на Этом свете, и потому “бегущий” в метафизическое иномирие. В кавычках “бегущий”, потому что это акт его подсознательного идеала, сознанию не данного. Такой нюанс заставит недовольно наморщить нос многих. Мура, мол. Но. Представьте, что такие субчики есть на свете, хоть на короткое время. – Зачем? – Вы получите удовольствие видеть меня запутавшимся. А то я, может, кому уже и надоел своей уверенностью в себе, что для них дурно пахнет, как от истины в последней инстанции.

    Представили?

    Едем дальше.

    Речь о Гумилёве. О его стихотворении советского времени.

    Шестое чувство

     

    Прекрасно в нас влюбленное вино

    И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

    И женщина, которою дано,

    Сперва измучившись, нам насладиться.

    .

    Но что нам делать с розовой зарей

    Над холодеющими небесами,

    Где тишина и неземной покой,

    Что делать нам с бессмертными стихами?

    .

    Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

    Мгновение бежит неудержимо,

    И мы ломаем руки, но опять

    Осуждены идти всё мимо, мимо.

    .

    Как мальчик, игры позабыв свои,

    Следит порой за девичьим купаньем

    И, ничего не зная о любви,

    Все ж мучится таинственным желаньем;

    .

    Как некогда в разросшихся хвощах

    Ревела от сознания бессилья

    Тварь скользкая, почуя на плечах

    Еще не появившиеся крылья;

    .

    Так век за веком — скоро ли, Господь? —

    Под скальпелем природы и искусства

    Кричит наш дух, изнемогает плоть,

    Рождая орган для шестого чувства.

    1920 г.

    Гумилёв во всех моих встречах с его творчеством представал указанным выше ницшеанцем. Мысль, что идеал – штука инерционная и не меняется от смены власти в стране, говорит мне, что и тут нужно искать образ метафизического иномирия из-за страшнейшего пессимизма.

    А что мы видим? Наоборот. Ребячий оптимизм. (Как “Вот-вот и взойдёт!”, - люблю я повторять, - у Высоцкого. Тот тоже думал, что вот-вот разбудит народ, и тот вернётся в когда-то присущее ему состояние гражданского общества.) Словно Гумилёв отказался от ницшеанства и стал исповедовать идеал типа трагического героизма. Что и выглядит со стороны наивным оптимизмом. – В самом деле, было же, что змеи-ящеры, ползающие по земле, обрели крылья: птеродактиль, птеранодон, петейнозавр, кетцалькоатль, археоптерикс, авизавр, конфуциусорнис, хаоптерус, микрораптор, птерозавр, рахонавис.

    В конце концов, дарвинизм же утверждает превращение видов из одного в другой.

    Оптимизм идеи развития!..

    Но ницшеанство не тот тип идеала, какой – так представляется – способен измениться. Оно же экстремистский тупик.

    Так в тупике оказываюсь я.

    .

    Разве что подумать, что Гумилёв просто посмеялся над большевиками, движимыми идеей, что, ликвидировав частную собственность на средства производства, строя мир, в центре интереса которого находится человек, они обеспечили создание нового человека.

    (Большевики как бы не зря его расстреляли, а за издевательство.)

    .

    Мне пришлось добавить вопросительный знак в заглавие. – Лишнее доказательство, что я, начиная писать статью, не знаю ясно, что напишу. Иду к финалу ощупью. Не логично и последовательно. Что не добавляет мне репутации умеющего писать. Но.

    .

    А есть тут странность, намекающая на подсознательное метафизическое иномрие?

    Есть: "с розовой зарей / Над холодеющими небесами, / Где тишина и неземной покой”.

    Я так думаю, потому что не сразу смог понять, как заря оказалась "Над холодеющими небесами”.

    Это не абсурд, являющийся образом иномирия. Это просто вид на облачный восток при безоблачном закате. Там, много выше горизонта, горят в исчезающем свете заката облака. А под ними – мгла. Там уже ночь.

    А вопль в конце – тоже образ иномирия, но от обратного. Прямо это образ предвзрыва из-за подчинённости Этого мира ненавистным медленным законам, - предвзыва, который предполагает взрыв такой силы, что он метнёт аж в иномирие.

    14 августа 2021 г.

03.09.2021
09:55

Естественным образом консенсус сословий невозможен

    Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) . . .

02.09.2021
14:53

В бесконечности бредущий Бродский

    Хорошо бы умереть вдруг и не терять ясности сознания до самой смерти. Я б тогда так бы и прожил до конца, делая то, что каждый день делаю: пишу статьи в защиту такого . . .

01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля. Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция. Мадонна . . .

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

30.08.2021
07:53

Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар

    С чем я согласен – что "в картинах Яны заявка на высокохудожественность” (https://klauzura.ru/2021/08/pro-zhivopis-yany-ezar/). Или я должен сначала предупредить, что я эстетический . . .

29.08.2021
18:05

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

22.08.2021
08:48

Вот нравится и хоть бы что

    Прочёл я у Манина слова: "Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по . . .

20.08.2021
13:01

Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)

    Я читаю “В борьбе за новейшее искусство” Пунина, написанное в 1929 году и позднее. . Он зря набросился на Гоголя за экспрессионизм, который он понимает как перегиб . . .

19.08.2021
09:50

У кого поражение с треском?

    Хочется начать с воспоминания об одном совершенно ничтожном факте. Почему я его запомнил? Не знаю. Наверно, потому, что одна мысль тогда мне пришла впервые. Дело . . .

18.08.2021
11:42

Чекмарёв

    Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая . . .

17.08.2021
09:05

Рафаэль и… спираль

    Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может . . .

16.08.2021
09:07

Моё поражение

    Как чуть не всегда, начну с себя. Для разгона. Вдруг получится… – Во мне процесс писания, я заметил, что-то включает, и я становлюсь не я, а кто-то гораздо более . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100