TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


27.08.2004
14:10

Сокровение женственности

    Алексей ШОРОХОВ Сокровение женственности (О книге стихов Марии Баранчиковой <Август>) Печальное и, увы, знаковое событие произошло на этих Олимпийских играх . . .

01.07.2004
12:00

Вера под ногами

    Вера под ногами (Опыт усекновения души) Чиновники из Министерства образования не так давно решили осчастливить подрастающие поколения русских школьников . . .

26.04.2004
11:55

Еще раз об <основах православной культуры>

    Еще раз об <основах православной культуры> (Исторические и культурные предпосылки становления подлинно свободного общества в России) Я хотел бы сегодня . . .

11.04.2004
19:22

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    Изведение из ада В лабиринтах совести и смысла, В подземелье гула и печали Мы другому улыбались кисло, Если вдруг кого-либо встречали. Мы скитались по чужим . . .

09.04.2004
13:41

Косово как будущее Европы

    Алексей ШОРОХОВ Косово как будущее Европы (Полный вариант статьи. Со значительными купюрами опубликована <Литературной газетой> в N 14, 2004 г.) То, что сегодня . . .

24.12.2003
19:46

Русский вопрос в новой повести Валентина Распутина

    Русский вопрос у Валентина Распутина:

    повесть "Мать Ивана, дочь Ивана".

    "Затопили нас волны времен,

    и была наша участь мгновенна!"

    Александр Блок

    Валентин Григорьевич Распутин в полной мере обладает удивительным даром, отличающим русского совестливого писателя от беллетриста западного образца - каждым своим крупным произведением он овеществляет в слове, делает зримой самую жгучую боль своего времени. И она начинает жить, двигаться, болеть в нас уже по-другому, как получившая самостоятельное бытие. Подчеркиваю - в каждом крупном произведении! Закономерность даже для русской литературы редкостная.

    Я думаю, что в первую очередь это обусловлено другим редкостным дарованием писателя - его литературное творчество на всем открывающемся сегодня пути внутренне непротиворечиво и цельно, чего нельзя сказать даже о таких крупных художниках, как Толстой и Лесков. И у этой непротиворечивости Распутина есть свое объяснение: в силу сословных и временных условий формирования личности художника, ему не пришлось тратить значительную часть жизнь на поиск и обретение "русского пути", как тем его предшественникам, которым мешало барство или социал-демократическое воспитание. Крестьянский сын, носитель тысячелетнего русского этоса, он самим местом и временем своего рождения - одного из пиков Русской цивилизации, победившей во Второй мировой войне - был поставлен на этот путь. Ему оставалось только с него не сворачивать. Что, безусловно, требовало (и требует!) большого мужества. Но мы сейчас о другом - чтобы в достаточной мере осознать новую повесть Распутина, нужно прежде всего уяснить тот очевидный факт, что становится она понятной во всей своей полноте только при взгляде на нее через все предшествующие знаковые повести писателя. Именно здесь он договаривает начатое в "Живи и помни" и, особенно, в "Прощании с Матерой".

    1. Затопленная почва

    То, что происходит с героями новой повести Распутина - семьей Воротниковых - становится последней каплей русского исхода, после которой или должно что-то происходить, или уже не может произойти нечего.

    Этой последней капле дано, наконец, доплеснуться до нашего сознания, оглушенного визгом и лязгом нового времени. Дано для того, чтобы понять: русского человека вне почвы нет! Достаточно вспомнить факты: только в годы революции Россию покинуло свыше пяти миллионов человек - и где они, что с ними сталось? Уже во втором поколении их потомки не знали русского языка, и всеми силами старались слиться с окружающими их народами! Вы что-нибудь слышали, например, о "русской диаспоре" в США? А ведь по численности эмигрировавших туда в разные эпохи русские уступают, пожалуй, только ирландцам! И это говорит отнюдь не о какой-то там слабости или "размытости" русского типа, как нам сегодня втолковывают иные "доброжелатели" - применимо "к самому непокорному на свете народу" такие измышления смешны! - нет, это говорит только о том, что, лишившись почвы, русские теряют и свою великую национальную силу. Вспомним хотя бы расхожий фольклорный мотив, когда русскому богатырю, чтобы победить противника нужно было обязательно коснуться земли и набраться от нее своей удивительной силы. А его враг, наоборот, всеми силами старался не допустить этого и приподнять богатыря на воздух, оторвать от родной почвы. И это не просто красивый образ, это - цивилизационный диагноз! Заданный в самом начале нашей истории и на тысячу лет вперед!

    В повести Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" мы видим итог русского исхода - начавшегося в годы революции и коллективизации, и окончательно свершившегося в послевоенные десятилетия, когда крестьянская Россия перестала существовать, и количество городского населения впервые за последнюю тысячу лет нашей истории превысило ее население сельское. Тот самый "народ", который два последних столетия являлся для русской литературы синонимом национальной идентичности исчез, растворился в сутолоке больших городов.

    Итог этого исхода двоякий. С нравственной точки зрения он характеризуется онтологический растерянностью: "что же мы за народ", "почему с нами это происходит", "что в нас сломалось"? - спрашивают себя герои повести. С точки зрения национальной итог русского исхода не более утешителен - сильно "посмуглевшие" в городах потомки Иафета* (что было бы невозможно в крестьянской России при стопроцентном русском населении деревень) и сами-то не очень озабочены своей национальной идентичностью. Они - фон повествования, потому что недавние выходцы из деревни и еще хотя бы в детстве заставшие "норму" муж и жена Воротниковы уже, пожалуй, исключение в окружающей их городской жизни. Во всяком случае, в центральных губерниях русский исход совершился на одно-два поколения раньше.


    *По статистике каждая пятая москвичка выходит замуж за кавказца.

     

    Как же будет жить народ с затопленными родительскими могилами и церквями, с затопленной тысячелетней почвой, с "затопленной памятью"? - спрашивает нас Распутин в "Прощании с Матерой". В своей новой повести он показывает, как живет этот народ.

    2. Цивилизационная подмена

    Справедливости ради, надо признать, что послевоенная советская цивилизация, "коммунизм переварившая" и тайком под интернационалистский галдеж узаконившая многие основополагающие принципы цивилизации русской, сколько могла, камуфлировала цивилизационный переворот, происшедший после оттока русских из деревни. Во всяком случае, на уровне носившихся в воздухе фраз о "народе-труженике", "трудовой доблести", официальной пропаганде труда производительного.

    Таким образом, лишенные русской почвы новые жители больших городов, в их числе и Тамара с Анатолием Воротниковы, еще не сталкивались в них с резким, чуждым им воздухом, потому что до них там уже "надышали" - русский воздух буквально вдыхался предшествующими поколениями русских людей в искусственную, безвоздушную оболочку советской эпохи. Однако всему бывает конец. И в 90-е в России было легализовано то, что фактически сложилось уже к началу 80-х. Сделано это было по-русски, одним махом, потому у героев повести и возникает чувство обвала, оползня, при наступлении "новой жизни". Приглядись они пристальнее, как и все мы, к тому, что забурлило в восьмидесятых, заметь все возраставшие аппетиты оборотистых людей "новой формации": партийных и комсомольских чиновников, руководителей производств, работников торговли и сферы обслуживания, с их жаждой легализовать и преумножить свое незаконное и в русском, и в советском понимании благосостояние, увидь все это герои повести - может быть, и не стало бы для них последующее такой неожиданностью. Но уж - пока не грянет, не перекрестимся! И это тоже наше.

    Поэтому наиболее неотступное ощущение, преследующее отца и мать, Анатолия и Тамару Воротниковых - это ощущение нового, резко чуждого воздуха, принесенного "новой жизнью". Это дух торгашеской цивилизации, которая, почти не таясь, воцарилась в последние годы советской власти: дух спекуляции, наживы, блата, взятки. Оказалось, что "в стране победившего социализма" продаются и перепродаются не только заморские джинсы и подпольные видеокассеты, но и места и должности, научные степени и положение в турнирной таблице, и еще очень и очень многое. Однако не все и стыдливо. Возможность продавать все и в открытую - для героев повести, как и для большинства из нас, стала шоком. Произошло то, что можно назвать цивилизационной подменой - на канонической территории земледельцев, потомков Иафета, в открытую воцарился и манифестировал себя торгашеский дух потомков Сима. И ничего удивительного, что именно семитские народы (в первую очередь арабы и евреи) почувствовали себя "в новой политической и экономической реальности", как рыбы в воде. Этим объясняется и невиданный доселе наплыв в крупнейшие русские города (именно города!) выходцев с Кавказа и из Закавказья. И даже вековая ненависть между потомками Сима (арабами и евреями), сложившаяся из-за жестокой и опять-таки многовековой их конкуренции в торговле, даже эта ненависть оказалась забыта. Просто поделили сферы: сверхприбыльная торговля сырьевыми ресурсами и "образом жизни" - у одних, продуктовые и вещевые рынки - у других.

    Именно рынок как модель современного мира становится центральным местом в повествовании Распутина. До последней возможности противостоявшая стихии рынка крепкая русская семья Воротниковых тоже оказывается втянутой в его всепоглощающее жерло, и также как в общенациональной жизни, в жизни семьи это столкновение цивилизаций - побеждающей рыночной и потерявшей себя земледельческой - заканчивается катастрофой. Мотыльком упорхнувшая на запах халвы и блеск всесветной толкучки старшая дочь Воротниковых, Света - смята и изнасилована "человеком рынка", торгашом-азербайджанцем, скорее всего и в Россию-то прибывшим нелегально, да только чувствующим себя в ней "победителем", хозяином "новой жизни", который и на таможне кому надо сунет, и в прокуратуре. Стало быть, не подзаконным ничему. И насилующим, и взятки сующим в открытую. Происходит это, напомню, в стране, где 80% населения продолжают оставаться "паспортными" русскими.

    И дело не в отчаянном порыве матери, застрелившей дикаря-насильника, а в том, о чем Тамара Ивановна постоянно себя спрашивает: что, разве не видела она, куда все это ведет? Разве не понимала, к какой жизни потянуло ее дочь? И отвечает сама себе - не видела! В каком-то нравственном обмороке жила все эти годы.

    Но слишком просто было бы этим "нравственным обмороком" объяснять все наши беды. В одной из своих статей Сергей Кара-Мурза спрашивает - разве мог бы ельцинский режим просуществовать почти десять лет, если бы на то не было негласного согласия всего общества. Нет, не мог бы! Значит, не только 2% олигархов, не только 20% чиновников всех уровней, но и большая часть населения сумела устроиться в "новой жизни"! Получила возможность "иметь". Одни больше, другие меньше. Чиновники с торгашей, торгаши с рядовых граждан, те друг с друга, даже бомж у Распутина, приютившийся в семейном общежитии получил возможность "иметь" - сдает на ночь не принадлежащую ему комнату. А что в ней будет, кого будут убивать-насиловать - его не интересует. Даже своеобразную философийку придумал.

    Памятуя о всем сказанном выше, о том, что определяло русскую цивилизацию на протяжении тысячи лет, такой легкий переход большинства русского народа в услужение чуждой цивилизации не может не пугать!

    3. Два пути

    И здесь было бы нелишне вспомнить о том, что лежит в основании любой цивилизации, что канонизирует те или иные принципы ее, накладывая печать неповторимости на целое. Я говорю, разумеется, о религии. Вспомним, что сынам Иафета, населившим 1/6 мировой суши, было заповедано евангельскими притчами именно возделывание своей земли! И именно русские землепашцы (7/8 населения страны) в качестве сословного определения усвоили себе определение религиозное: крестьяне! Где всякий русский без труда расслышит первоначальное "христиане".

    Для сравнения заметим, что Коран отнюдь не так приветствует земледельческий труд, а торговлю, напротив, благословляет. Также как и Талмуд. Правда, последний с еще большим почтением относится к ростовщическим операциям. Поэтому, когда потомки Сима, воспитанные этими религиозными учениями, занимаются торговлей и финансовыми спекуляциями - они занимаются своим. И ни о каком уважении к неприспособленным и неискусным в умении наживаться "чужакам" (а именно так воспринимается ими коренное население России) речи быть не может! И мучительные внутренние монологи русских героев повести Распутина разбиваются об эту бесцеремонную, невесть откуда свалившуюся на них действительность. А ведь Тамара Ивановна и ее сын Иван, наиболее часто задающиеся такими вопросами, это лучшие, те, кто еще пытается понять, не выгнуть душу в угоду "новому"! А большинство и не думает, выгибается (каждый на свой манер), и даже - вспомним слова Кара-Мурзы - не без удовольствия от своего маленького шмоточно-колбасного счастья!

    Великий русский филолог, Федор Иванович Буслаев приводит в одном месте древненовгородскую легенду о "благочестивом" купце-ростовщике, перед смертью покаявшемся и оставившем все деньги на строительство собора. Так вот, когда мастера, расписывавшие этот собор, спрашивают у епископа, где им изобразить благодетеля, епископ твердо отвечает - в аду! Таким страшным грехом для наших предков было ростовщичество, нажива на несчастии, богатство из пустоты!.. Взглянув на торжество окружившей нас "банковской цивилизации" поневоле задумаешься - то ли наши предки чего-то не понимали, то ли мы очень далеко от них ушли.

    Что же дальше будет с народом, в историческое одночасье (за без малого столетье) лишившимся и родной почвы и родного воздуха, оказавшимся, как рыба на суше, в новой, агрессивной для него действительности? - спрашивают себя герои повести. И один ответ перед ними возникает: или же произойдет большая "встряска", которая вернет на место загулявшие русские головы, или же наше место займут более приспособленные к воцарившейся у нас всесветной барахолке чужаки. Распутин не говорит об этом открыто, но подводит нас к этому выводу. А нам - нам только и остается вспомнить, как Господь лечил русских от исторического беспамятства. Офранцузившихся - французами в 1812 году, онемечившихся немецкой социал-демократией - немцами в 1941-м. Глядя на отнюдь недвусмысленные маневры вдоль российских границ наших нынешних "стратегических партнеров" - можно предположить, что и обамериканившихся русских ждет тоже лекарство.

    И здесь впору задаться вопросом, почему Небо не дает забыться, исчезнуть России - ведь многие великие царства и цивилизации канули в Лету? И ответ на этот вопрос будет только один - потому что только Россия на сегодняшний день, как и сто, и двести лет назад, несет в себе полноту Христовой истины, и должна являть ее обезумевшему миру до самых последних времен, должна свидетельствовать о Христе! Именно поэтому: Россия без Христа Богу не нужна! Как об этом сказал покойный владыка Иоанн.

    В строгом соответствии с этим в повести открывается и второй, мирный путь излечения от онтологического беспамятства, постигшего всех нас - в образе сына Тамары Ивановны, Ивана. Это то самое поколение молодых русских людей, которым сегодня по двадцать три - двадцать семь лет, их, разумеется, меньше, чем оглушенных "ящиком" и "свободой" их сверстников, однако присутствие этого поколения в нашей жизни уже чувствуется. Писатель о нем только намекает в конце повествования, и здесь нужно отдать должное художественной совести Валентина Григорьевича: он их не знает, не знает в таком целостном и всепроникающем знании, как Тамару и Анатолия - и умолкает. Осмелюсь продолжить там, где поставил точку художник: у меня много друзей, кумовьев, просто "родственников по духу" в этом поколении. Им по двадцать пять - двадцать девять лет, но у них уже по двое (чаще по трое) детей, по выходным и праздникам они всей семьей в церкви, утром и вечером - на молитве. Они знают, для чего и зачем они здесь, почему они - русские. Даст Бог, к своим сорока-пятидесяти годам они вырастят и воспитают по пять-семь крепких духом и телом русских мальчиков и девочек, те - своих. Это - и есть та будущая Россия, о которой пророчил Св. Серафим Саровский. А зрители "Фабрики звезд" и "Последнего героя" - вымрут. Сами собой, без СПИДа и эпидемий. Просто потому, что посмотрев "ящик", они идут выгуливать своих тысячедолларовых пудельков, а их место у пульта занимает одно единственное, изнеженное и обреченное чадо. Онтологический минус.

    Что же касается распоясавшихся "гостей", то поставить их на место смогут только Иваны и воспитанные ими дети, и сделать это будет не так трудно, как представляется многим сегодня - ведь дикари отравляются комфортом западной цивилизации гораздо быстрее. Необходимо просто помнить, что полтора века назад, когда русские покоряли среднюю Азию и Закавказье, у нас в центральных губерниях было в среднем по семь-восемь детей в семье, у туземцев - три-четыре.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
294328  2010-10-29 22:47:47
ludmila
- Все повести Р,спутина - нравственное потрясение. но повесть Дочь Ивана. мать Ивана необходимо прочитать каждому и изучать ее в школе. Провидец и поэт Николай Рубцов написал, "Россия,Русь, храни себя,храни...со всех концов нагрянули они, иных времен татары и монголы. Они несут на флагах черный крест. они крестами небо закрестили, и не леса мне видятся окрест. а лес крестов в окрестностях России. Я полностью расделяю мысли критика. Считаю, что гениальный и скромный Распутин достоин нобелевской премии.

09.12.2003
16:24

Девятины любви

    Алексей ШОРОХОВ В этом декабре мы отметим девятую годовщину с момента ввода российских войск в Чечню, девятую годовщину начала того страшного, <пьяного>, такого . . .

03.10.2003
11:28

Кожинов: контуры русского духа.

    Алексей ШОРОХОВ Кожинов: контуры русского духа. (выступление на II Международных Кожиновских чтениях в г. Армавире, 2003 г.) Из всего внушительного . . .

04.08.2003
17:50

Освобождение Юрия Буданова

    Алексей ШОРОХОВ Доктор Геббельс икает от смеха Трехголовые страсти Представьте себе такое - приходит человек в суд и говорит судье: Ваша честь, хочу судиться со . . .

16.07.2003
18:30

<По луке казачьего седла >

    АЛЕКСЕЙ ШОРОХОВ <По луке казачьего седла > (О первом выпуске альманахе <Братина>)* По меткому определению Льва Толстого граница Российской империи пролегала по . . .

08.07.2003
20:29

Москва - Третьи петушки:

    Алексей ШОРОХОВ. Москва - Третьи петушки: следующая станция - храм Пива на Крови Светлое завтра уже наступило. Точнее, светлое послезавтра. Когда-то в России (а . . .

20.05.2003
13:44

Возвращение музыки

    Алексей ШОРОХОВ Возвращение музыки (о поэзии Александра Кувакина) <Приближается звук, и, покорна щемящему звуку, Молодеет душа > А. Блок Когда в мир приходит . . .

18.04.2003
16:38

Тайна крови

    Откуда она течет в нас, Господи, и для чего?.. (О романе Петра Алешкина <Русская трагедия>) < Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, . . .

03.04.2003
14:37

Упущенный шанс Президента Путина

    АЛЕКСЕЙ ШОРОХОВ Упущенный шанс Президента Путина но не России Я думаю, что Путин будет переизбран на второй срок - это видно уже сейчас. Патриотическое движение . . .

05.03.2003
16:47

Трансгенное сознание

    Недавно исполнилось два года со дня смерти одного из крупнейших русских мыслителей минувшего столетия, нашего современника - В. В. Кожинова. Многие издания (в том . . .

11.02.2003
13:43

Жалоба Ивану Грозному

    шизофрения Жалоба благодетелю и отцу нашему царю Ивану Грозному на ирода и злодея нашего - царя Ивана Грозного. (копия в Гаагскую трибуналию) <Его . . .

04.02.2003
14:11

Возвращение Ярославского-Губельмана

    Русофобия Возвращение Ярославского-Губельмана (о травле А. В. Бородиной, автора учебника ═╚Основы православной культуры) Как и не исчезал никуда тов. Губельман . . .

23.01.2003
16:20

Холодная война закончилась. Да здравствует холодная война!

    На днях увидел по телевизору (каюсь, только концовку) очередной образчик великого американского киноискусства: однако под незамысловатой, да и чего там √ просто . . .

13.01.2003
15:32

Славянское море

    Печально знаменитому ленинскому ╚Россия √ тюрьма народов╩ один из крупнейших русских мыслителей нашего времени В. В. Кожинов отвечал: ╚Если Россия √ тюрьма . . .

23.12.2002
16:45

Три ╚эр╩ русского религиозного реализма (выступление на пленуме СП России 15.12.2002 г.)

    Я хотел бы сегодня поговорить о реализме. О реализме как о мировоззрении. Всем нам хорошо известен критический реализм в русской литературе 19-го века, более . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100