TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


27.08.2004
14:10

Сокровение женственности

    Алексей ШОРОХОВ Сокровение женственности (О книге стихов Марии Баранчиковой <Август>) Печальное и, увы, знаковое событие произошло на этих Олимпийских играх . . .

01.07.2004
12:00

Вера под ногами

    Вера под ногами (Опыт усекновения души) Чиновники из Министерства образования не так давно решили осчастливить подрастающие поколения русских школьников . . .

26.04.2004
11:55

Еще раз об <основах православной культуры>

    Еще раз об <основах православной культуры>

    (Исторические и культурные предпосылки становления подлинно свободного общества в России)

    Я хотел бы сегодня поговорить о свободе. Потому что именно в покушении на свободу, как это не парадоксально, был некоторое время назад обвинен  культурологический курс <Основы православной культуры> Аллы Бородиной, рекомендованный Министерством образования российским школьникам к изучению. И как раз таки этот курс, по самой сокровенной мысли его создательницы способствующий воспитанию подлинно свободных граждан России, был незамедлительно анафематствован сначала заокеанской <Радио Свободой>, а затем и российскими поборниками таких же <свобод>. Впрочем, думается, все мы давно уже не имеем права обольщаться звучными самоназваниями подобного рода, потому что еще слишком свежи в памяти бравурные заявления советской пропаганды <о самом свободном и самом гуманном на земле обществе>, которые едва заглушали стоны миллионов узников ГУЛАГа. И тем не менее, споры, которые вызвал в нашем обществе курс Аллы Бородиной, имеют под собой самое непосредственное основание: <Основы православной культуры> - действительно о свободе. Это-то острее всего и почувствовали те, кто хотел бы монополизировать понятие свободы, хотя, как мы с вами понимаем, <монополизированная свобода> - это онтологический нонсенс, обратная сторона ГУЛАГа, то есть еще большая и худшая несвобода.

    Но к теме свободы мы еще вернемся, а сейчас хотелось бы попытаться понять: почему же именно курс Аллы Бородиной вызвал такие споры? Ведь каких только <новаций> и <инноваций> наша система образования не пережила за последние годы? Каких только курсов и предметов не подсовывали нашим детям? В российские школы беспрепятственно входили растлители малолетних с книжками <Валеологии> в руках и учебными порнофильмами в портфелях, широко улыбаясь впархивали проповедники страшноватых оккультных учений, серой мышкой проскальзывали псевдоакадемики несуществующих наук. Это уже не говоря о новациях, вводившихся сверху, и по большей части экспортированных оттуда, где от них уже давно успели отказаться. И все это практически не вызвало никакого отклика в обществе (разве что более или менее ощутимый отпор был дан <сексуальному воспитанию> от сторонников традиционных для России религий: православия и мусульманства). А вот курс Бородиной такой отклик в обществе вызвал, да и не мог не вызвать, потому что все действительно новое обречено на это. А курс <Основы православной культуры> для российского образования действительно новый. Как, скажете вы - а все эти <сексуальные просвещения>, <новые морали> и <нетрадиционные истории>, они разве не новы? В том-то и дело, что нет - были они у нас уже в 20-м веке, были! И с унылым фрейдизмом совместного обучения и прочих прелестей <свободной любви без брака> в 20-е годы уже носились, и с историей-то <экспериментировали>, а уж про <новую мораль> и говорить неудобно - сколько про нее всего понаписано да понаговорено было! Даже страшноватый оккультизм <советской религии> с ее поклонением ленинской мумии - и тот был. А вот <Основ православной культуры> не было! И даже тем, кто, подменяя смысл и содержание сугубо культорологического курса, называют его <Законом Божиим> - берусь это доказать. Потому что был уже в России обязательный <Закон Божий>, и что? Спас он нашу Родину от катастрофы семнадцатого года? От атеистического, нравственного одичания послереволюционных лет? От ужасов Гражданской войны и будущего ГУЛАГа? Нет, не спас. Потому что только глубоко укорененный в родной культуре, а, следовательно, глубоко свободный человек способен выстоять в бурях века сего и сознательно отказаться от зла. Ибо знание - освобождает. Внешнее, обессмысленное многолетней привычкой и тупой инерцией следование обрядам не помешало бывшим слушателям <Закона Божия> сбрасывать колокола и кресты с церквей и жечь иконы. А вот поступили бы они так, знай об Андрее Рублеве и божественном Дионисии, полезли бы на звонницу, услышав в детстве историю про московский Царь-колокол, воспринимая каждую детальку окружающего их русского мира во всей его тысячелетней красоте и величии, как частицу самих себя? Ответ, я думаю, очевиден.

    Именно курс <Основы православной культуры> Аллы Бородиной восполняет этот существеннейший культурологический недостаток всех имеющихся сегодня курсов Отечественной истории благодаря своей систематичности и завершенности, и давно уже, как представляется, должен быть выделен в отдельный школьный и вузовский предмет. В противном случае мы рискуем, что придут некие люди (неважно - в кожанках или с ваххабитскими бородами), которые в очередной раз нарисуют новую и соблазнительную в своей лживой простоте картину мира нашим детям, и те, не укорененные в родной  культуре, начнут с той же легкостью крушить свое великое тысячелетнее, как и 80 лет назад. И так - без конца, по принципу <дурной бесконечности> по Гегелю, или уж, не знаю, по Карлу Марксу, Бен Ладену, как получится

    Слава Богу, что понимание этого сегодня начинает демонстрировать и власть - так, в рамках прошедшего 22 апреля этого года под эгидой Министерства образования и науки РФ, Союза писателей России, журналов <Вестник образования России> и <Образование> круглого стола на тему: <Обновление содержания гуманитарного образования: историко-культорологический аспект> практически все выступавшие подчеркнули необходимость существенной корректировки существующей ныне школьной программы именно в этом направлении. Свое, мягко говоря, удивление по поводу того, что в нынешней школьной программе практически не упоминается имя Христа и тысячелетняя традиция Русского Православия высказали замминистра образования Л. С. Гребнев, протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России З. Л. Коган и многие другие выступающие.

    И это вполне естественно, - в стране, цивилизационное ядро которой неотделимо от Православия, подобные навязчивые умолчания о роли Церкви в русской истории и культуре все больше напоминают пресловутую статью <о разжигании межрелигиозной розни>, нежели нормы свободного общества. Впрочем, это касается нынешнего состояния гуманистических идеалов в целом. Иногда даже начинает казаться, что порожденные этими идеалами <толерантность> и <политкорректность> готовы вот-вот пожрать и своих родителей. Воистину преступно в угоду им забывать, что нынешние представления о правах человека и свободе - порождения сугубо христианского мироощущения, и что именно евангельским заповедям о равенстве людей перед Богом мы обязаны этому порядку вещей. Слова апостола Павла: <несть эллина и несть иудея, несть пола женска и несть мужеска, но все суть дети Божии> - больше говорят нам о сегодняшнем понимании свободы, нежели все века человеческой истории до Рождества Христова.

    Больше того, в современном мире существует масса культур и народов, где представления о свободе сугубо отличаются от христианских, и на фундаменталистском Востоке мужчина и женщина отнюдь не так равны, как на Западе, а в индуистском мире, человек, родившийся <не в той касте>, будь он семи пядей во лбу, так и умрет <неприкасаемым> с минимальным набором <свобод> и куда большим набором табу и ограничений.

    Именно поэтому, говоря о современной российской школьной и вузовской программе, мы не имеем права закрывать глаза на отсутствие в них курса <Основ православной культуры> - единственного на сегодняшний день культурологического курса, способного объяснить ребенку, благодаря чему он живет в мире равных возможностей и прав, почему он является наследником и творцом великой культуры, а также почему все это нуждается в самой решительной защите от каких бы то не было посягательств!

11.04.2004
19:22

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    Изведение из ада В лабиринтах совести и смысла, В подземелье гула и печали Мы другому улыбались кисло, Если вдруг кого-либо встречали. Мы скитались по чужим . . .

09.04.2004
13:41

Косово как будущее Европы

    Алексей ШОРОХОВ Косово как будущее Европы (Полный вариант статьи. Со значительными купюрами опубликована <Литературной газетой> в N 14, 2004 г.) То, что сегодня . . .

24.12.2003
19:46

Русский вопрос в новой повести Валентина Распутина

    Русский вопрос у Валентина Распутина: повесть "Мать Ивана, дочь Ивана". "Затопили нас волны времен, и была наша участь мгновенна!" Александр Блок Валентин . . .

09.12.2003
16:24

Девятины любви

    Алексей ШОРОХОВ В этом декабре мы отметим девятую годовщину с момента ввода российских войск в Чечню, девятую годовщину начала того страшного, <пьяного>, такого . . .

03.10.2003
11:28

Кожинов: контуры русского духа.

    Алексей ШОРОХОВ Кожинов: контуры русского духа. (выступление на II Международных Кожиновских чтениях в г. Армавире, 2003 г.) Из всего внушительного . . .

04.08.2003
17:50

Освобождение Юрия Буданова

    Алексей ШОРОХОВ Доктор Геббельс икает от смеха Трехголовые страсти Представьте себе такое - приходит человек в суд и говорит судье: Ваша честь, хочу судиться со . . .

16.07.2003
18:30

<По луке казачьего седла >

    АЛЕКСЕЙ ШОРОХОВ <По луке казачьего седла > (О первом выпуске альманахе <Братина>)* По меткому определению Льва Толстого граница Российской империи пролегала по . . .

08.07.2003
20:29

Москва - Третьи петушки:

    Алексей ШОРОХОВ. Москва - Третьи петушки: следующая станция - храм Пива на Крови Светлое завтра уже наступило. Точнее, светлое послезавтра. Когда-то в России (а . . .

20.05.2003
13:44

Возвращение музыки

    Алексей ШОРОХОВ Возвращение музыки (о поэзии Александра Кувакина) <Приближается звук, и, покорна щемящему звуку, Молодеет душа > А. Блок Когда в мир приходит . . .

18.04.2003
16:38

Тайна крови

    Откуда она течет в нас, Господи, и для чего?.. (О романе Петра Алешкина <Русская трагедия>) < Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, . . .

03.04.2003
14:37

Упущенный шанс Президента Путина

    АЛЕКСЕЙ ШОРОХОВ Упущенный шанс Президента Путина но не России Я думаю, что Путин будет переизбран на второй срок - это видно уже сейчас. Патриотическое движение . . .

05.03.2003
16:47

Трансгенное сознание

    Недавно исполнилось два года со дня смерти одного из крупнейших русских мыслителей минувшего столетия, нашего современника - В. В. Кожинова. Многие издания (в том . . .

11.02.2003
13:43

Жалоба Ивану Грозному

    шизофрения Жалоба благодетелю и отцу нашему царю Ивану Грозному на ирода и злодея нашего - царя Ивана Грозного. (копия в Гаагскую трибуналию) <Его . . .

04.02.2003
14:11

Возвращение Ярославского-Губельмана

    Русофобия Возвращение Ярославского-Губельмана (о травле А. В. Бородиной, автора учебника ═╚Основы православной культуры) Как и не исчезал никуда тов. Губельман . . .

23.01.2003
16:20

Холодная война закончилась. Да здравствует холодная война!

    На днях увидел по телевизору (каюсь, только концовку) очередной образчик великого американского киноискусства: однако под незамысловатой, да и чего там √ просто . . .

13.01.2003
15:32

Славянское море

    Печально знаменитому ленинскому ╚Россия √ тюрьма народов╩ один из крупнейших русских мыслителей нашего времени В. В. Кожинов отвечал: ╚Если Россия √ тюрьма . . .

23.12.2002
16:45

Три ╚эр╩ русского религиозного реализма (выступление на пленуме СП России 15.12.2002 г.)

    Я хотел бы сегодня поговорить о реализме. О реализме как о мировоззрении. Всем нам хорошо известен критический реализм в русской литературе 19-го века, более . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100