Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

02.07.2003
13:03

В Москве начали действовать суды присяжных

02.07.2003
12:22

Монополия на аудит

    Сегодня многие виды финансовых проверок превратились в доходный бизнес. И, как ни парадоксально, произошло это отчасти благодаря введению в действие закона <Об аудиторской деятельности>. В него как бы <случайно> записали статью 7 под названием <Обязательный аудит>. Вроде бы выполнялось требование о <прозрачности> предприятий, приведении отчетности к международным нормам. Однако, по мнению депутата СЕРГЕЯ ЧИКУЛАЕВА, вышло все с точностью до наоборот. Отныне 50-ти тысячам средних и крупных российских предприятий предлагается добровольно-принудительная услуга, стоимость которой оценивается, как минимум, в 100 тысяч американских долларов. Таким образом были пролоббированы интересы аудиторских (коммерческих) компаний. В результате из бюджета отвлекается почти 5 миллиардов долларов!

    <В ИНТЕРЕСАХ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА >

    - Сергей Николаевич, как же получилось, что столь затратный для государства и предпринимателей закон прошел незамеченным в нашу экономику?

    - Ответ для себя нахожу в Послании Президента В.Путина Федеральному собранию, в котором есть слова о том, что <находящиеся в руках бюрократии полномочия по-прежнему не соответствуют качеству>. Вот и пожинаем теперь плоды. При недостатке оборотных средств изымаемые из прибыли предприятий средства на проверки обкрадывают федеральный бюджет. И, поскольку обязательный аудит у частных компаний должны проводить даже государственные организации, казна несет прямые убытки.

    - А куда деваться предприятиям? В соответствии с упомянутой 7-й статьей, ежегодная плата за обязательный аудит строго регламентирована. За его несвоевременное представление налоговые органы могут даже отказать принять документы ежегодной бухгалтерской отчетности. Или оштрафовать. Неужели и западный бизнес в целях финансовой прозрачности поступает так же?

    - Это чисто российское изобретение. Только у нас аудиторское заключение входит в официальную бухгалтерскую отчетность вроде обязательного элемента программы. В развитых же странах подобных парадоксов во взаимоотношениях между юридическими лицами не допускается. А у нас, провозгласив в законе (в ст. 12) <независимость> аудита, тут же записали противоречащую норму об обязательном аудите. Нонсенс и только. Даже Конституционный суд РФ недавно признал это. Своим Постановлением от 01.04.03 г. <По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона <Об аудиторской деятельности> в связи с жалобой гражданки И.В.Выставкиной> им установлено, что < обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства>. В Постановлении также записано, что его проведение <не подразумевает инициативу аудируемого лица, является его обязанностью, обременением публично-правового характера>. Так в принципе и есть: налоговый контроль у нас действует нечто вроде презумпции виновности самих проверяемых предприятий. Мол, отстаивай себя за свои же деньги.

    - Какой же в таком случае это независимый аудит?

    - Ни о какой его независимости не может быть и речи, если ее оплату, как индульгенцию, покупает сам проверяемый. Но Постановление КС об аудите <в интересах неопределенного круга лиц и государства> можно трактовать и более конкретно: закон <продвинут> в интересах аудиторских компаний. Ведь именно их государство обеспечивает занятостью и объемами работ. Да и МНС, получается, тоже в этом заинтересовано  получает налоги с этого. И вообще все делается, как говорили раньше, в добровольно-принудительном порядке.

    - Но ведь не всякий бизнес потянет такой аудит. Крупные предприятия еще справятся, а как быть среднему и малому бизнесу, который сталкивается с финансовыми затруднениями почти постоянно?

    - Это тем печальнее сознавать, чем меньше предприятий становятся способными изыскивать для этого так называемые <внереализационные> расходы. Многие по итогам года оказываются убыточными, а им все равно твердят: платите. Хотя целесообразнее было бы потратить <проверочные> средства на увеличение заработной платы, закупку сырья, оборудования, нежели на дорогостоящее подтверждения <достоверности бухотчетности>.

    - И опять вопрос о международных стандартах аудита. Там, что, тоже финотчетность дублируется отчетностью аудиторской?

    - На Западе в отношении аудита, можно сказать, действует режим экономии. И по большому счету все международные аудиторские новации преследуют лишь цель унификации и стандартизации бухгалтерской отчетности для большей адаптации бизнеса на рынке. При этом в Европе подошли к такому этапу, когда аудит начинает учитывать прежде всего риски в продвижении продукции и услуг. И именно поэтому там его проводят выборочно, предотвращая возможные ошибки, спекуляции или мошенничества. А для оценки деятельности самого предприятия определяющим становится внутрикорпоративный контроль. Во всем мире термин <аудит> все больше уходит в одну сторону предпочтений, обозначаемой единственной ключевой фразой  <по желанию клиента>. Поэтому наш отечественный его аналог иначе чем подменой деятельности специальных уполномоченных органов не назовешь. Но именно такая ситуация узаконена. Поэтому было бы логичнее и экономнее деятельность государственных фискальных органов отделить от аудиторской. И, если уж привлекать независимые аудиторские компании, то делать это на конкурсной основе. Только тогда будет соблюдаться норма независимости аудита и его достоверность.

    ФИНАНСОВЫЙ СГОВОР

    - В принципе и в отечественном праве в законе (N119-ФЗ от 07.08.01 г.) <Об аудиторской деятельности> аудит так и трактуется: <предпринимательская деятельность по независимой проверке бухучета и финансовой отчетности>. А то, что он должен проводиться <по желанию клиента> зафиксировано даже в известном энциклопедическом словаре работников кадровой службы. Почему же практика опровергает общепризнанные нормы?

    - В нашем случае, просматривается некоторый <возможный финансовый сговор> и <косвенная выгода> между уполномоченными органами и коммерческими структурами. Это значительный аргумент против возможного существования <узаконенного> изымания денег у предпринимателей и против применения обязательного аудита. Видимо законодатели при обсуждении законопроекта не увидели такой возможный поворот событий. Поэтому исправление норм должно преследовать в первую очередь юридическую чистоту принимаемых законов.

    - И как это сделать?

    - Прежде всего, следовало бы привлечь силы нашего антимонопольного законодательства, которые, надо признать, проморгали формирование узаконенной монополии на аудит. Следует также более строго и четко определиться с понятиями. Если уж аудиторская фирма проводит проверку организации, которую обязали к этому уполномоченные органы, то делать это целесообразнее за счет средств самих уполномоченных. И назвать тогда ее следует как угодно  контрольной проверкой, ревизией и т.д., но не аудитом. Тогда и оплату услуг можно будет производить по установленным государством нормативам, особенно, если использовать для этого бюджетные средства и целевые ограничивающие нормы во избежание взлета стоимости проверок, как это происходит сегодня. В соответствии с Конституцией РФ, права предпринимателей, организаций могут ограничиваться только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и государства (ст. 55, часть 3). В нашем же случае этот исчерпывающий перечень ограничений дополнили своеобразным прикреплением к аудиторским фирмам. Как при крепостном праве.

    - Тогда возникает вопрос о правомерности передачи коммерческим структурам государственных фискальных полномочий

    - Этого не позволяет себе ни одно государство. Иначе в случае с предприятиями, которые <еле дышат>, обязательный аудит в его нынешнем виде становится средством давления и скрытым способом, побуждающим их к банкротству по формальным причинам. Недопустимо, чтобы аудит становился <первоочереднее>, скажем, задержанной выплаты зарплаты рабочим. А у нас такое творится сплошь и рядом. Поэтому убежден: аудит не должен быть лишь средством перераспределения прибыли, как случилось сегодня. Государство обязано пересмотреть его концепцию и сделать это не только по форме (в соответствии с вводимым сегодня международным стандартом финансовой отчетности - МСФО), но и по содержанию. То есть сделать действительно независимым, соответствующим нормам международного права. В условиях, когда страна не может найти достаточно оборотных средств для поднятия <лежачих> отраслей и инвестиций для предприятий, отмена обязательного аудита, по оценкам экспертов, повысила бы возможности самоинвестирования нашей промышленности на 2-3 миллиарда долларов в год. Государство в этом процессе обязано защищать отечественный бизнес и дать гарантии экономической безопасности прежде всего для развития малых и средних предприятий. И если конституционных положений недостаточно, их надо облечь в более точные, жесткие и аргументированные правовые положения. Чтобы не отдавать в руки <частных фискалов> изначально присущие государству функции и не нарушать экономических свобод отечественных предпринимателей.

    Обозрение "Думская панорама"

Выскажите свое мнение на:

02.07.2003
10:02

Сформулирована четвертая временная рекомендация по "шаттлам"

01.07.2003
17:17

"Светлана Вовина. "ПРОЩАНИЕ С МУЗОЙ". Цикл стихотворений. Часть первая." - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

01.07.2003
14:41

НАСА ждет радикальная реорганизация

01.07.2003
14:40

Командиру "Колумбии" велели не беспокоиться

01.07.2003
14:39

Старт марсохода отложен до выходных

01.07.2003
14:11

"Ленбединый цветок" в журнале Расплетайка

01.07.2003
13:57

Определена новая дата выборов

01.07.2003
01:43

В Чернобыле восстанавливается Свято-Ильинский храм

30.06.2003
20:44

Окрепнет ли Россия под прессом глобализации?

30.06.2003
19:14

"Рокот" стартовал из Плесецка

30.06.2003
17:15

Конкурс исследовательских проектов в области экономики и социологии культуры

30.06.2003
11:22

Новые стихотворения Натальи Рожковой

30.06.2003
11:12

Сошла с орбиты последняя ступень РН "Дельта-2"

30.06.2003
11:11

Космонавты Леонов и Гермашевский встретились с польскими студентами

30.06.2003
11:10

"Комиссия Гемана" сформулировала третью временную рекомендацию по "шаттлам"

30.06.2003
11:09

Запуск марсохода "Оппортунити" отложен до 3 июля

29.06.2003
05:00

Подписан меморандум о взаимопонимании

29.06.2003
05:00

Старт "Молнии" из Плесецка видели даже в Казахстане

<< 2111|2112|2113|2114|2115|2116|2117|2118|2119|2120 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList