pokemon go TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

|

Буревестники с Болотной

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Василия Дворцова

ВЗГЛЯД ИЗ СИБИРИ


15.09.2008
14:16

Геноцид - неизбежность межкрестьянских войн.

    Миру мир дают сильные. Это сильные способны остановить и утишить разгорячившихся, преломить и понудить неугомонных. Сильные же могут исполнить обещанное. Но не . . .

08.01.2008
13:00

ОТ УМИЛЕНИЯ - К ВЗРОСЛЕНИЮ

    Рождение современного <православного документального кино> обычно связывают с празднованием Тысячелетия крещения Руси в 1988 году, когда впервые в СССР <разрешили> . . .

03.09.2007
12:54

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС ПОЛИТИКОВ

    16 лет назад - 19 августа 1991 года - в СССР произошла попытка государственного переворота. Сейчас существуют различные оценки тех событий, но ясно одно, что те три дня . . .

30.07.2007
15:09

СОФИСТЫ и СПЕЦЫ

    В 1999 г. 29 европейских государств подписали в Болонье конвенцию, согласно которой дипломы высших учебных заведений признаются во всех странах-участницах . . .

25.06.2007
13:57

ПЯТАЯ КОЛОННА

    В первых числах октября 1936 года франкистский генерал Эмилио Мола, разворачивая наступление на Мадрид, объявил республиканцам, что кроме четырёх колон, . . .

26.05.2007
14:43

КОНЕЦ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

    Слава Богу! Вот и завершилась наша Гражданская война. Евхаристическое воссоединение Русских Православных Церквей Московского Патриархата и Зарубежья . . .

16.05.2007
18:27

КРАСОТА СПАСАЕТ

    Книга <Проклятие Сибири ( Siberian Curse )>, подготовленна коллективом авторов-аналитиков демократической партии США под руководством Фионы Хилл. Основная мысль . . .

06.04.2007
14:04

И СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ

    До Дионисия на Руси в иконописании никто не применял столько синего. По советской искусствоведческой традиции объяснялось это труднодоступностью и ценой пигмента, завозимого из южных, далеко не добрососедских стран. Что ж, возможно, но при таком сугубо материальном толковании опускается из виду главное, что всегда двигало и движет устроителями, благотворителями и благоукрасителями храмов - радость поднесения Богу всего самого лучшего из земного, самого дорого, ценного.

    До Дионисия на Руси никто из иконнников не писал на ликах эмоций. Ни у Феофана Грека, ни у преподобного Андрея Рублёва вы не увидите у ангелов или святых улыбки или хмурости, удивления или осуждения. Носители и наследники византийского исихазма, в котором земной путь мыслился узким тоннелем к свету иному, Грек и Рублёв описывали сосредоточенное или блаженное созерцание уже будущего, уже вечного света, собственным монашеством проверяя святоотеческий мистический опыт боговиденья.

    Но Дионисий ни в коей мере не был революционером. Он просто, как всякий истинный художник, творчески отражал мировоззрение своей эпохи. Именно поэтому до Дионисия никто из русских художников не возвестил, что Русь - Святая.

    Ведь как мастер он состоялся при великом государе Иоанне III, собравшем и соединившим в гармонию служение земному и небесному предназначениям нашего Отечества. Москва стала признанной всеми самодержавным, силовым и, главное, духовным центром Руси, к ней прирастали земли, к ней собирались народы. С московским государём дружили ханы и князья Крыма и Обдории, Казани и Барабы. Под его скипетр склонилась половина Литвы, так что из северных славянских уделов только Псков ещё сохранял формальную независимость. При Иоанне III русское православие отразило очередную атаку католицизма и побороло новгородскую ересь, по самым закутным окраинам и по диким лесам размножило монастыри и храмы, неся просвещение языческим народам.

    И, кроме всех неперечислимых дел устроения и возвеличивания Московской Руси, Иоанн III, женившись на византийской царевне, пригласил в Москву архитектора Аристотеля Фиорованти для строительства великого Успенского собора. Собора, в иконостас которого в 1481 году Дионисий написал деисусный чин, заслужив звание <мастера преизящного>.

    Покровительствуемый Иоанном III и Иосифом Волоцким, позднее прославленным в лике святых, Дионисий вёл весьма знатное происхождение. В синодике Кирилло-Белозерского монастыря в перечне <рода Дионисия-иконника> поминаются несколько князей, а так же ордынский царевич Пётр. Будучи мирянином, многочисленные княжеские, митрополичьи и монастырские заказы он выполнял вместе с сыновья Владимиром и Феодосием. Продолжая дело отца, Феодосий в 1508 году уже самостоятельно расписал стены Благовещенского собора Московского Кремля.

    Сохранились принадлежащие кисти Дионисия житийные иконы святых Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого и других. А так же две парные житийные иконы митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Но самой известной на сегодня работой Дионисия являются чудесно сохранившиеся за пять веков фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря ( 1495-97 гг. ) , выполненные им с сыновьями и подмастерьями. Бесценность этих фресок ещё и в том, что это практически единственный полный иконографический ансамбль храмовых росписей, благодаря чему возможна реконструкция мировоззрения русского человека 15-16 веков.

    Когда впервые видишь созданные Дионисием образы, то просто поражаешься их реалистичностью. При всех внешних атрибутах средневековой манеры, ты не замечаешь ни отсутствия иллюзии перспективы, ни анатомических неточностей, ни <нефактурности> тканей, трав, ни несомаштабности оружия. Видишь лишь живой лик живого человека. И только через какое-то время до сознания начинает доходить, что эта жизненность истекает не от, а из образа - не от внешней, а из некой его внутренней достоверности.

    Это правда иконы.

    А что, собственно, есть <икона>? Почему православие так ревностно защищало и защищает иконопочитание? И почему множество самых разноообразных ересей это иконопочитание столь яростно атаковало и атакует?

    Иконы есть живописные образы Господа Иисуса Христа, Богородицы и святых. Изображения реальных, исторических личностей - ходивших по земле, дышавших воздухом, пивших воду. Но правдивый портрет святого невозможен без самой главной его характеристики - присутствия на данном человеке благодати - его исполненности Святым Духом. Поэтому икона есть свидетельство исторической реальности вочеловеченья Бога - <Слово плоть бысть> - и обОженья человеческой плоти уже в этом мире.

    Восьмое правило Пято-Шестого Вселенского Собора полагает начало тому, что мы называем иконописным каноном. Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет. В переводе с греческого канон - <правильный образец>. Образец к подражанию. Т.е., канон не два забора, между которыми гонят невольников, а, скорее, тропинка на болоте. Конечно, ты в праве пойти другим путём, но доберёшься ли до поставленной цели?

    А откуда берутся иконописные каноны? Например, только <богородичных> на Руси более двухсот. Появление всякого нового канона обязательно связано с чудом, подтверждающим благодатность данного изображения: самоперенесение икон, их мироточение, исцеления или исполнения молитвенных просьб. И именно максимальная схожесть списка с изначальным образцом, передаёт тому благодатность первоисточника.

    Иконный канон, прежде всего, распознаётся по контуру: по взаиморасположению ликов, рук, ног и атрибутов. Казанская - со стоящим <как свечка> Богомладенцем, Донская - с Его оголёнными ножками, Остробрамская - <на месяце>, Тихвинская - <с пяточкой>... Затем следует символика цвета: красный - страдания Державной, синий - небесного огня Серафимовской, фиолетовый - молитвенный Киевской Одигитрии. А ещё есть богословски обоснованные отказы от определённых технических приёмов: создания иллюзий объёма через <лепку> светотенью, от динамичности сюжетных событий, от передачи фактур. Это уже аллегории <иного> мира: его бесконечность - в изображении отсутствует глубина, его вневременье - нет подвижного источника света, отделяющего дни и годы, его чувственно-фактурная нематериальность.

    И ещё в иконе употребляется набор определённых символов и знаков: нимбы, свитки, кресты, державы, атрибуты мучений.

    Сочетание в иконописи реализма и символизма есть сложный, развивающийся процесс. Начавшийся с катакомбных настенных знаков, закончится он, видимо, лишь с окончанием земного пути православия. В <Настольной книге священнослужителя>, в разделе <Иконопочитание> читаем: <Изучать христианскую символику отдельно от богослужения невозможно: она развивалась вместе с богослужением, вместе с ним толковалась и раскрывалась отцами Церкви. Вне богослужения она теряет свой смысл, превращаясь в ряд отвлечённых, бесплодных понятий> . . .

    В своё время иконоборцы пытались икону из свидетельства правды опустить на ступеньку аллегоризма. Тогда и причастие из реальности присутствия на вечной Тайной Вечери тоже бы спускалось на уровень символа.

    А что ещё отличает икону от просто благочестивой живописи?

    Общепринято <иконописью> называть только её музейную форму - <знакопись>, упираясь во внешнюю атрибутику. Дело в том, что действительно, из Византии пришла и на протяжении долгого времени царила такая система изображений, в которой рисунок равнялся букве или числу. В странах Дальнего Востока, где до сих пор используется иероглифическое письмо, знак до сих пор есть именно знак - в любой форме, будь то литература или живопись, математика или музыка.

    Иконописец читал описание святого: <Ростом бе мал, лицо худо и желто, брови круглые, глаза малы, нос длинен и горбат, борода бела и округла..>, и так изображал, словно набирая на <фотороботе>: знак <круглых бровей>, знак <длинного носа> и знак <круглой бороды>.

    .

    Но накапливаемый опыт богопознания, развивая богословие и богослужение, всё более воцерковляя мир, неизбежно менял и воззрение на этот самый мир. <Живость> в богослужебной практике призвана противостоять схоластике, и вот Серафим Саровский молится на огрудный фрагмент католической иконы <Непорочное зачатие>, и Амвросий Оптинский благословляет писать <Спорушницу хлебов> далеко не в знакописной манере. Так всё-таки может суть иконы не только в манере изображения? Палехские мастера в самой <иконописной> манере писали <парсуну> Ленина и <житие> Гагарина, но их шкатулки и табакерки миром не запахли.

    Поэтому-то Дионисий не был революционером, а, отражая свою эпоху, в ответ на католическую схоластику и оккультизм Схарии, творчески доказывал живую связь Творца с творением. Его синее - земное, сегодняшнее, а не золотое - последующее за Страшным Судом вечное - небо, его улыбающиеся ангелы, удивлённая или задумчивая Богоматерь свидетельствовали, что мир в мире с Богом, что благодать не оставляет верующих. Дионисий засвидетельствовал, что его Русь - Святая.

    .

    Как через столетие, вводивший в знакопись первые элементы живописи, отразил своё время Симон Ушаков. Та же вечная правда присутствия благодати в нашем мире есть в росписях Виктора Васнецова. И в идущим среди русских берёз Христе Нестерова.

    См. страницу "Ферапонтов монастырь" в "Русском переплете" (прим.ред.).

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
272716  2007-04-06 14:04:31
-

272759  2007-04-07 18:43:31
ВМ /avtori/lipunov.html
- Добавил несколько иллюстраций.

272761  2007-04-07 21:54:32
Валерий Куклин
- Прекрасная статья! Главный вывод сформулирован коротко и яснО:

Дионисий не был революционером, а, отражая свою эпоху, в ответ на католическую схоластику и оккультизм Схарии, творчески доказывал живую связь Творца с творением.

Очень познавательно и глубоко. С праздником тебя, Василий. Христос воскрес!

Липунова поздравляю тоже. Валерий

272775  2007-04-08 14:51:05
Валерий Куклин
- Кутолику-традиционалисту, к сведению не по схоластике, а по жизни цитаты:

Россия проиграла сайентологам в Страсбургском суде

Церковь сайентологии города Москвы выиграла дело против России в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, говорится в распространенном сегодня коммюнике суда. "Суд единогласно установил нарушение статьи 11 (свобода собраний и объединений), а также статьи 9 (свобода мысли, совести и религии) Европейской конвенции прав человека и основных свобод", говорится в документе.

В соответствии со статьей 41 конвенции, суд приговорил Россию к возмещению морального ущерба в размере 10 тысяч евро, а также к оплате судебных расходов (15 тысяч евро). Церковь сайентологии была официально зарегистрирована 25 января 1994 года. Эта религиозная организация обратилась в Европейский суд по правам человека в связи с отказом органов власти в перерегистрации в качестве юридического лица после вступления в силу закона о религии (в 2000 году). В документе указывается, что церковь сайентологии более десяти раз безрезультатно обращалась с просьбой о перерегистрации в Управление юстиции Москвы.

КОММЕНТАРИЙ: В Берлине идет та же самая борьба с этой изуверской сектой, вся страна на стороне борцов с ней. Но какого же черта представитель ФРГ в Страсбурге голосует за нее. ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ПРОТИВ РОССИИ.

Ватикан признан самым криминальным государством мира

Самое маленькое государство в мире - Ватикан признано самой криминальной страной планеты. Такой вывод немецкий журнал Shpiegel делает на основе статистики, которую обнародовал генеральный прокурор Ватикана Никола Пикардии: в 2006 году министерство юстиции Ватикана расследовало 341 гражданское и 486 уголовных дел. Всего население государства составляет 492 человека.

Таким образом, на каждого жителя страны приходится примерно по полтора криминальных инцидента это в 20 раз выше, чем в среднем по Италии. И это при том, что Ватикан охраняется швейцарской гвардией, который в четыре раза больше, чем жителей страны. Плюс на охрану музеев карабинеров выделяет Италия.

Основные преступления в Ватикане мошенничество и кражи. При этом 90% нарушений остаются безнаказанными, потому что воришки легко пересекают ╚границу╩ и фактически оказываются в другом государстве. Впрочем, если бы всех преступников поймали содержать их все равно негде, так как в Ватикане нет тюрем.

КОММЕНТАРИЙ: И почему я должен верить, что католическая вера единственно истинная?

Христос воскрес вам!

272777  2007-04-08 15:26:16
католик-традиционалист
- Ах Куклин, Куклин...

У Вас нет никакой Веры, вот в чём проблема. Хоть бы к секте саентологов пристали... А так пытаетесь от скуки будоражить Интернет, какая же от этого самому-то радость? Надёргаете каких-то сомнительных информаций, и выдаете за плоды своих "творческих" усилий.

Поскольку Вы неосновательый в этом плане человек, то зачем метать перед Вами бисер? Вы уж лячше с Аргошей скрестите Ваши "шпаги".

Не скучайте, мин херц! Привет Вашей супруге.

272778  2007-04-08 15:28:21
АО
- Куклин - "Основные преступления в Ватикане мошенничество и кражи. При этом 90% нарушений остаются безнаказанными, потому что воришки легко пересекают ╚границу╩ и фактически оказываются в другом государстве. Впрочем, если бы всех преступников поймали содержать их все равно негде, так как в Ватикане нет тюрем." Логики нет. В Ватикане воруют пришлые из Италии, России, Испании, Германии. Если поймают, то должны садить в тех странах, откуда воришки. Если мой дом обворовали, то не мой дом воровской, а эти, со стороны, кто влез.

272819  2007-04-10 02:18:05
TS
- Очень интересная статья.

22.02.2007
11:46

О Т Ц Ы !

    На съезде молодёжного движения <Наши> министр образования Андрей Фурсенко заявил, что он является противником введения в средних школах курса <Основ . . .

13.12.2006
17:20

ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО

    Обладание достоинством каждой личностью неоспоримо, ибо оно включает в себя такие всеми признаваемые реалии, как право на жизнь, на труд, семью, юридическую . . .

11.10.2006
12:33

ПОЗДНО НАС ХОРОНИТЬ

    Комментарий к новой военной доктрине опубликован в "ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОМ РУССКОМ ЖУРНАЛЕ", октябрь, 2006 Поздно нас хоронить. Да, - дураки и дороги, да, - политическая . . .

28.09.2006
13:37

О ПРИРОДЕ ПРОТИВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЮ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Выступление на круглом столе Союза писателей "Русские в России"

    Разговоры о том, является ли русский народ <государствообразующим> или <играющим роль государствообразующего>, по сути дела являются второстепенными. А, тем более, . . .

26.04.2006
11:18

ВОДОРАЗДЕЛ ПРОСТ - ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ РОССИЮ?

    Василий ДВОРЦОВ несколько лет назад буквально ворвался в литературу, ошеломив читателей <крупной формой> (романами) и высоким качеством письма (первая его . . .

14.04.2006
15:01

СИЛЬНЫЙ, ДЕРЖАВНЫЙ

    В серии <СЛАВЯНСКИЙ МИР> Союза писателей России и ИИПК <ИХТИОС> в приложении к журналу <Новая книга России> вышла книга Ивана Дронова <СИЛЬНЫЙ, ДЕРЖАВНЫЙ: Жизнь и . . .

29.03.2006
23:09

Больше, чем о БольшОм.

    Поводом к данным рассуждениям послужило посещение генеральной репетиции (оркестрового прогона) балета-сказки Прокофьева <Золушка> в Большом театре России. Но . . .

13.01.2006
14:53

КОРОЛЬ - ГОЛЫЙ!

    Имя, судьба и творчество Михаила Булгакова как ничто лучше подходят для раскрытия приподнятой в статье ОКУЛЬТНАЯ ПРИРОДА ПОСТМОДЕРНА темы - темы масонской . . .

03.01.2006
07:40

РУССКОЕ ТЕРПЕНИЕ - ОТ ФАРЕНГЕЙТА К РИХТЕРУ.

    - А вы когда-нибудь читаете книги, которые сжигаете? Он рассмеялся. - Это карается законом. Когда с улиц Москвы, внезапно лишённой электричества великим . . .

13.12.2005
06:55

ОККУЛЬТНАЯ ПРИРОДА ПОСТМОДЕРНА

    <Мы исправили подвиг твой, - продолжил Великий Инквизитор, - мы основали его на тайне, чуде и авторитете. И люди обрадовались, что их вновь повели, наконец, как стадо . . .

21.07.2005
17:01

Ельцин, как основатель новорусской дирижёрской школы

    Получил письмо из Америки, где даже потомки затухающей Первой русской волны эмиграции активно обсуждают то, что директор Федерального агентства по культуре и . . .

31.05.2005
22:08

Постсоветское село Западной Сибири: проблемы возвращения Православия.

    1. Можно с большой уверенностью утверждать, что именно с приходом русских началось Сибирское земледелие. Так как иные народы, коренные или заселившиеся в степи и . . .

1|2

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100