pokemon go TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Если бы мы всегда подражали в технологии Западу, Гагарин никогда бы не стал первым.

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

"БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА"
Александра Богатырева


30.01.2016
00:24

О ЧЕМ В БАНЕ ГОВОРЯТ

    Давненько я не был в общественной бане. А с нового года возобновил прерванный на многие годы ритуал. Почему ритуал? А потому что баня для русского человека – это не . . .

07.02.2015
00:55

АНГЕЛЫ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

    Не заладилось с самого утра. Сначала Виктор Петрович разбил зеркало. Стоял в ванне под душем, поскользнулся и задел рукой полку с зеркалом и стаканом с зубной . . .

18.01.2015
15:29

СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ ЛЕВИАФАН

    СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ ЛЕВИАФАН (Или глобусом по России) Современный человек часто не знает, как зовут его соседа по лестничной площадке, но знает имена президентов . . .

20.02.2013
23:13

МИТРА-УКРОТИТЕЛЬНИЦА

    В те незабвенные времена, когда епархии были большими, а Новосибирская простерлась на пол-Сибири, включая в себя помимо Новосибирской области еще и Красноярскую, . . .

20.02.2013
23:09

ПОПУТЧИК

    Каких только у меня не было попутчиков, но этот оставил неизгладимую память о себе. Мы ехали в поезде Санкт- Петербург √ Адлер вдвоем в купе, хотя в кассах . . .

20.02.2013
23:05

ЕХАЛ Я ПО АМЕРИКЕ

    Николай Васильевич Гоголь утверждал, что ╚у каждого петуха своя Испания╩. Да и Россия у всех своя. Одни любят ее, потому, что для них это Родина. Для других √ это . . .

21.04.2012
18:44

ТОЛЬКО МОЛИТВОЮ И ПОСТОМ

    ПЮХТИЦЫ - Ты, когда батюшка будет благословлять, голову не наклоняй. - Почему? Все ведь кланяются. - А ты не кланяйся. Не надо кланяться. - Почему? - А потому что ты . . .

21.04.2012
18:39

ПОСТ СКРИПТУМ

    Об отце Василии Борине, и о том, как жилось в его неординарной обители, я хотел давно написать. Хотел, но побаивался. Духовник Пюхтицкого монастыря архимандрит . . .

25.02.2012
11:20

ПРОГУЛКА К ПУШКИНУ или (ДВА АЛЕКСАНДРА, ДВА СЕРГЕЕВИЧА)

    Пушкин умер 10-го февраля. Грибоедова убили 11-го. Того же месяца. Два Александра Сергеевича. Два великих русских поэта. Два дня скорби. 10-го февраля газеты и . . .

01.11.2010
18:56

КУДА ПОДЕВАЛИСЬ ЮРОДИЕВЫЕ

    Недавно, поднимаясь в редакцию ╚Православие.Ру╩, я увидел на стене фотографии, сделанные отцом Тихоном Шевкуновым в бытность его послушником Псково-Печерской . . .

01.11.2010
18:53

ЗДЕСЬ СЛУЖИЛ ОТЕЦ СЕРАФИМ ТЯПОЧКИН

    ЗДЕСЬ СЛУЖИЛ ОТЕЦ СЕРАФИМ ТЯПОЧКИН

    Позапрошлым летом я возвращался из Краснодара в Петербург. Мой друг Виктор М. предложил заехать к нему в гости в Тулу, а заодно, посетить Оптину Пустынь. Я с радостью согласился. Спешить было некуда, и мы отправились по намеченному маршруту на его новом джипе. Миновали Ростов. И тут жена моего друга завела разговор о том, что давно не была у матери, и не худо бы было сделать небольшой крюк и заехать к ней в Ракитное. Друг мой стал решительно возражать: крюк был немалый √ верст триста√четыреста. Стали спорить. Достали карту. Начали отсчитывать километры. У жены оказалось двести, у мужа под пятьсот. Видно было, что перспектива оказаться в объятиях тещи не очень его радовала: - ╚Ну, ты, Зоя, даешь┘ Почему у тебя в два раза меньше, чем у меня получилось?╩

    - А почему у тебя в два раза больше?

    Виктор задумался, подготавливая сокрушительный аргумент, но тут я вмешался в супружескую перепалку.

    - Простите, а о каком Ракитном идет речь?√ Уж не о том ли, где служил отец Серафим Тяпочкин?

    - То самое, - кивнула Зоя. √ А ты о нем откуда знаешь?

    Трудно не знать. Особенно после того, как ему приписали участие в истории в ╚Зоином стоянии╩: будто бы отец Серафим был тем самым священником, которому удалось взять из рук окаменевшей девушки икону Николая Угодника. Поговорили с Зоей о Зое, а потом я рассказал о том, как 30 лет назад мои московские друзья подарили мне фотографию отца Серафима. С тех пор она стоит на книжной полке над моим письменным столом, и я постоянно ощущаю на себе его взгляд. Это удивительный взгляд. В нем поразительно сочетаются любовь и строгость. Посмотрев в глаза отца Серафима, понимаешь, что он знает, что происходит в твоей душе. Он словно говорит: ╚Мне известны все твои грехи и беды. Не отчаивайся, я помогу тебе╩.

    Кто бы ни приходил ко мне, все сразу же обращали внимание на фотографию отца Серафима и спрашивали: ╚Кто этот человек?╩ Один мой знакомый шутник очень серьезно сказал: ╚Это чемпион мира по человеческому лицу. В нем страдание, сострадание, любовь и мудрость╩.

    Друзья, сделавшие мне этот бесценный подарок, стали известными людьми. У тех, кто бывал в их доме и рассказывал об отце Серафиме тоже удивительная судьба. Отец Зинон √ замечательный иконописец, иеродиакон Димитрий теперь архиепископ, ныне покойный Геннадий Снегирев √ один из лучших детских писателей.

    К сожалению, я не помню всех рассказов об отце Серафиме. Запомнил лишь некоторые. Самый интересный я услыхал от жены Снегирева √ Татьяны.

    Отец Серафим после заключения и ссылки был направлен в один из самых глухих приходов Белгородчины. Храм был в страшном состоянии, но батюшка сразу же приступил к службе. Первое время на литургии не было ни одного человека. Но он не только не сокращал службы, но еще и проповеди говорил после литургии. Об этом рассказал односельчанам случайно забредший в храм человек. Земляки решили посмотреть на чудака-священника. А посмотрев, многие уже не покидали храма и образовали дружный приход. Вскоре в Ракитное потянулись духовные чада батюшки из Днепропетровской епархии, где он служил до ареста и недолгое время после возвращения из лагеря и ссылки. А через несколько лет весь русский православный мир знал об этом благодатном старце. К нему приезжали и из столицы, и с Камчатки, Кавказа, и Средней Азии. Отца Серафима не раз навещал архимандрит Кирилл Павлов, многие архиереи.

    У меня был шанс увидеть его. Я мог напроситься к друзьям, отправлявшимся к батюшке. Но что-то помешало. Даже не помню что. Была возможность приехать на его похороны. Но я не решился, поскольку не собрался навестить его при жизни.

    И все же меня почему-то не покидает чувство, что я видел его и говорил с ним. Каждое утро я встречаюсь с ним взглядом, здороваюсь и прошу благословить на день грядущий. Теперь он смотрит на меня не один. Рядом с ним фотографии моего покойного духовного отца Василия Ермакова и схиархимандрита Илия. Ему должно быть хорошо в этой кампании.

    Я замолчал и прильнул к окну. Мы обгоняли колонну комбайнов. На них были не наши номера и полумесяц на красном фоне.

    - Это турки, - пояснил Виктор. √ Едут с юга на север и убирают пшеницу. Мы их уже видели, когда ехали в Краснодар. Бригадир у них из бывших наших. Месхитинец. Комбайны американские. Убирают без потерь. И пьяниц нет. Так что турков предпочитают нашим.

    Слушать такое было больно. Я повернулся к Виктору: - Давай заедем в Ракитное и помолимся отцу Серафиму, чтобы русские крестьяне опомнились и стали работать так, чтобы никому не приходило в голову нанимать турок.

    - И чтобы технику свою мы выпускали не хуже американской, чтобы начальники обратили внимание на свой народ и помогли возродить сельское хозяйство, и чтобы деловые люди устроили хотя бы одну такую же подвижную бригаду из наших мужиков, - добавил Виктор

    .Пока он говорил, о чем будет просить отца Серафима, Зоя уже звонила в Ракитное и радостно сообщала сестре, что мы вечером будем у них.

    Мы свернули с трассы Москва √ Ростов и поехали в направлении Белгорода. Дорога сразу же дала понять, что расслабляться за рулем не стоит. Я ожидал, что чем дальше мы удалимся от центральной трассы, тем дорога станет хуже. Но все вышло наоборот. Через два часа тряски по колдобинам, мы покатили по ровному асфальту.

    - Можно не смотреть на указатели, - сказал Виктор. Сразу понятно, что мы в Белгородской области. Здесь не только дороги. Здесь все устроено по-хозяйски. И действительно. Вскоре я смог убедиться, что асфальтовые дороги проложены к каждой деревне, и к каждому дому проведен магистральный газ. Все стволы деревьев вдоль дороги были побелены. Повсюду - и в самом Белгороде, и в небольших поселках удивительная чистота. После Сочи, объявленного южной столицей, где чуть ли не под каждой пальмой набросаны горы мусора, меня особенно потрясли дорожные знаки ╚До ближайшей помойки 200 метров╩. Мусорные баки там не только стоят у дороги, но из них еще и регулярно изымают содержимое.

    Я представлял себе Ракитное совершенно иначе. Думал, увижу беленые хатки посреди степи, а оказалось там не только каменные добротные дома с садами и беседками, увитыми виноградом, но еще и сохранившийся дом князей Юсуповых, несколько красивых двухэтажных купеческих домов Х1Х века и в живописной ложбине между двумя холмами пруд с тремя фонтанами. Много современных зданий приличной архитектуры. Особенно выделяются дворец молодежи и спортивный комплекс с бассейном. Далеко не во всяком городе у молодежи есть такие возможности для досуга и занятий спортом. На въезде в поселок стоит огромный ажурный кованый крест. Никольский храм, в котором служил с 1961 по 1982 год отец Серафим, отреставрирован. Двор засажен цветами. Батюшкина могилка √ рядом с алтарной апсидой вся в цветах. На могиле крест с домовиной. Прихожане и паломники первым делом прикладываются к нему, а потом уже идут в храм. Рядом с могилой на стене мемориальная доска в виде широкого креста из черного мрамора. А на ней батюшкин лик. Кажется, что он выплывает из черноты мрамора, свидетельствуя о том, что мрак не в силах поглотить свет. Это перевод на мрамор той самой фотографии отца Серафима, что стоит у меня на книжной полке.

    В храме новый иконостас с иконами, написанными в каноне. На стенах большие иконы Богородицы и Николая Угодника хорошего письма. К сожалению, в этот приезд мы не застали настоятеля храма отца Николая. Но зато в следующий раз общение с ним было настоящим праздником. Я снова оказался в Ракитном благодаря Виктору. Он решил перебраться сюда. Благо дело, есть и дело и делатели. В Ракитном жизнь, что называется, кипит. Поля в округе засеяны, построены перерабатывающие комплексы, работает завод, планируются новые производственные затеи. Но я не стал вникать в их суть, поскольку был очевиден принцип. Есть у всей хозяйственной жизни голова, а она разумно действует со всеми членами. Белгородской губернии повезло с губернатором. А он уже на районном уровне подобрал деятельных умных руководителей. И жизнь наладилась. Причем как наладилась! Я был в соседних губерниях Орловской и Курской. Видел брошенные черноземные поля, зарастающие березами, фермы с проломленными крышами, разоренные деревни, в которых выходцев с Кавказа больше, чем коренных жителей. А здесь чистота, порядок и повсеместное созидание. Меня поразило общение со студентами. Вежливые, внимательные. За два часа лекции никакой болтовни с соседями, шушуканий, хруста поп-корна и чипсов, опробования новой косметики под руководством опытной модницы,√ всего того, что сейчас повсеместно происходит в столичных студенческих аудиториях.

    В Белгородской области и школьники вежливы. Выступая перед ними, я видел, с каким вниманием они слушают беседы на духовные темы. Здесь давно преподаются основы православной культуры, и результаты не замедлили проявиться. В области резко сократилось количество преступлений. Особенно в молодежной среде. Это я знал со времен первой поездки на Белгородчину, когда мы с отцом Артемием Владимировым и Ириной Медведевой посетили Старый Оскол и несколько пригородных сел.

    . В Ракитном я убедился в верности первых впечатлений. Здесь гораздо лучше, чем в других российских весях, но все же немало и проблем. Безбожное прошлое дает о себе знать. Мне рассказали о том, как во время переклички перед уроком основ православной культуры на вопрос учителя ╚кого нет?╩, один ученик √ из главных заводил в классе - ответил: ╚Бога╩.

    Я видел этого молодого человека через полгода в храме. Он стоял на молебне по случаю открытия очередных Серафимовских чтений и молился вместе со всеми. А потом подошел к могиле отца Серафима и очень внимательно слушал отца Николая. Надеюсь, что больше он так шутить не будет.

    Серафимовские чтения придумал отец Николай. С благословения Белгородского владыки Иоанна они проводятся ежегодно. Во второе посещение Ракитного я получил приглашение принять в них участие.

    Отец Николай подарил, изданную им книгу об отце Серафиме Тяпочкине. В ней собраны воспоминания его духовных чад. Собрав воедино некоторые свидетельства, можно составить целостную картину жизни отца Серафима. До принятия монашества его звали Димитрием . Он родился в семье царского полковника, а глаза ему закрыл полковник советский √ герой Советского Союза Митрофан Дмитриевич Гребенкин. Но это был не лагерный начальник √ а верное духовное чадо. Он сидел у изголовья своего умирающего духовного отца, два месяца, не отходя от него ни на шаг. ╚Неусыпаемый ты мой╩ - называл его ласково отец Серафим.

    Жизнь отца Серафима, ставшего священником при большевиках, объявивших войну Церкви, похожа на жизнь тысяч священнослужителей: сталинские гонения, смерть жены, детей, арест, долгий срок заключения в ГУЛАГе, мытарства по выходе на свободу, потом хрущевские гонения . И все же это особенная жизнь. Еще в детстве на богослужении в духовном училище, куда взял его с собой отец, маленький Димитрий увидел икону преподобного Серафима Саровского. Он долго заворожено смотрел на лик святого, а потом сказал отцу: ╚Хочу быть таким╩. Люди, знавшие отца Серафима, говорят, что у него получилось. И имя Серафим, данное ему в монашеском постриге далеко не случайно. С первых лет священнического служения он взял на себя подвиг добровольной бедности. Он никогда не брал денег за требы. Жил с женой и детьми в маленькой хатке с земляными полами. Когда его изгнали из храма, служил в домах. Служил и говорил проповеди вдохновенно со слезами на глазах. Этот слезный дар никогда его не покидал. Говорили, что глубокие морщины на его лице √ это русла слезных рек, пролитых им за болящих и грешников. Никто никогда не слыхал от него грубого слова, не видел его раздраженным. Даже провинившихся нерадивых работников он увещевал ровным голосом, без гнева. О лагерной жизни говорил мало, никогда не ругал своих истязателей. Когда закончился срок заключения, его спросили ╚чем он собирается заниматься на свободе?╩ Он не раздумывая ответил: ╚Служить Богу╩.

    - ╚Ну, тогда посиди еще╩ - сказал начальник и добавил 5 лет ссылки. Отец Серафим никогда никого не осуждал. И другим не позволял. Властям очень не нравилось, что в Ракитное съезжается множество людей. Они ╚надавили╩ на правящего архиерея. Тот приехал с инспекцией и с амвона обратился к народу: ╚Что вы сюда ездите? Какую вы тут святыню нашли? Святыни есть повсюду╩. Духовные чада были очень огорчены. И когда во время трапезы Митрофан Гребенкин хотел сказать о том, что возмущен речью архиерея, отец Серафим опередил его: ╚Какой у нас хороший архиерей╩. Выждав некоторое время Митрофан Дмитриевич снова хотел сказать об этом, но и на этот раз отец Серафим прервал его той же фразой. И так повторилось несколько раз. А вскоре архиерей, узнав батюшку поближе, подружился с ним и часто приезжал к нему. У него же он и исповедовался.

    Батюшке была открыта дата его смерти. Он предупредил о ней некоторых чад. Одному близкому человеку, уезжавшему домой, он, сказал, что тот через неделю вернется. Так и получилось. По молитвам батюшки исцелялись бесноватые. Есть множество задокументированных случаев исцеления от онкологических и прочих тяжелых болезней.

    Для людей, хорошо знавших отца Серафима, его святость очевидна. Но в комиссии по канонизации нет единодушного мнения. Некоторых ее членов смущает то, что не сохранилось следственное дело отца Серафима. Но оно и не могло сохраниться. Днепропетровские областные архивы были вывезены немцами, и частично уничтожены. Но, коли нет дела, то могут оставаться сомнения: ╚а не отрекся ли он от Бога во время пыток? А вдруг кого оговорил?╩ Ведь всякое в застенках ЧК случалось. Там и маршалы рыдали, как дети.

    Говорить о презумпции невиновности в данном случае не приходится. И все же и лагерная жизнь отца Серафима известна, и каждый день и час его жизни после освобождения прошел на виду. У него даже своей отдельной келии не было. В его комнатку мог в любой момент войти алтарник или неожиданно приехавшие духовные чада.

    Поразительно то, что ненависть днепропетровских большевиков к отцу Серафиму была больше чем ненависть к фашистам. Война шла уже два месяца. Немец приближался к Днепропетровску, а власти затеяли над ним суд┘ А ведь было чем заняться убегавшим в глубокий тыл начальникам┘

    А что касается трусости или отречения от Бога, то я боюсь, что ни Петр, ни прочие апостолы при таком подходе не имели бы никаких шансов быть прославленными. Фактов того, что отец Серафим отрекался от Бога нет, а вот отречение Петра и трусость апостолов засвидетельствованы самим Евангелием. Мы поминаем царя Давида и всю кротость его, но не забываем о том, как он поступил с Вирсавией и ее мужем. Но главное все же √ его раскаяние. В мировой поэзии нет более высокого и прекрасного стиха о сердце сокрушенном, содрогающемся от осознания глубины своего греховного падения, чем пятидесятый псалом. И мы знаем, что ╚сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит╩.

    Да, никто не видел следственного дела Отца Серафима Тяпочкина, но тысячи людей видели его слезы. Эти слезы он каждый день проливал за свои и наши грехи.

    В третий раз я приехал в Ракитное 18-го сентября этого года. Приехал поздно, и меня положили в гостиной семейного дома, в котором живут пятеро детей, усыновленных нынешним настоятелем Никольского храма - отцом Николаем. На следующее утро было назначено открытие ╚Серафимовских чтений╩, посвященных проблеме сохранения традиций.

    Я проснулся рано и вышел из дома. Моросил мелкий дождь. Было сыро и холодно. Я хотел подойти к могилке отца Серафима, но остался на крыльце. У могилки на коленях стояла молодая девушка. Она о чем-то слезно молила батюшку Серафима, часто крестилась и отбивала земные поклоны. Чтобы не смущать ее, я вернулся в дом. Выглянув в кухонное окно через четверть часа, я увидел ее в том же положении. Дождь между тем усилился. Через некоторое время к могилке подошли трое молодых людей. Девушка встала, перекрестилась и быстро пошла к калитке, а трое молодых людей открыли зонт, достали книжку и стали молиться √ очевидно, это был акафист. Вскоре появились другие люди: и пожилые, и молодые. К кресту подходили группами и поодиночке. Молодые люди чуть отошли в сторонку. Я с полчаса наблюдал за непрерывным потоком паломников, пока помощник отца Николая не позвал меня, сказав, что батюшка приглашает выпить чаю.

    За воротами стояло с десяток автомобилей. На одном из них были немецкие номера. Я спросил отца Николая, всегда ли бывает столько паломников.

    - Иногда бывает и больше, - улыбнулся он.

    К моменту приезда архиерея храм был полон. Большая толпа стояла во дворе. После молебна все переместились во дворец молодежи, где и прошли чтения.

    Первым выступил владыка Иоанн. Я тезисно записал основную часть его доклада. Он сказал, что в основе народных традиций лежат традиции духовные, церковные. Главная черта христианина √ это любовь к Богу, ближнему, отечеству и всему Божьему творению. Эта, ставшая для нашего народа традицией, любовь методично и постоянно попираются средствами массовых информаций. Удивительное качество русской души √ терпение. Эта христианская добродетель недобросовестно эксплуатируется. Но мы продолжаем терпеть. В эпоху перемен, когда разрушаются привычные устои, Церковь остается островом стабильности и надежды. В деле спасения души Церковь выработала определенные формы, от которых никоим образом нельзя отказываться. Церковные традиции помогают людям обрести истинные ориентиры, распознать, где благо, а где зло, рядящееся в красивые одежды. Православные люди √ это соль земли. А соль сохраняет от тления, придает вкус. Традиции √ это образ мысли и жизни. Они помогают людям устоять от соблазнов, избавиться от скверны. Это некий генетический код, имеющий христианскую основу. Без этой основы легко сбиться на кликушество, политиканство и большевизм. Нужно научиться понимать, что есть воля Божия о человеке, о стране и мире. Иначе мы не сможем выполнить возложенную на нас миссию. Без христианской любви мы √ ничто. Медь звенящая. Обретая опыт богообщения и любви, мы должны помнить, что нам предстоит передать его грядущим поколениям.

    В последующих докладах было много интересного. По официальным данным в Белгородской области в 1989 году православными себя назвали 30% населения. В 2010 √ 64%, а покрестили в 2009 году 14300 младенцев из 14536 родившихся. То есть 98%.

    Руководитель по делам молодежи, рассказала о работе отдела духовно-нравственного воспитания. В области проводится множество фестивалей. Есть и фестиваль православных молодых семей. Празднуют дни любви и верности. Устраивают различные экологические акции, конкурсы и соревнования. Возобновлена работа молодежных стройотрядов, в которые не так просто попасть: желающих потрудиться на многочисленных стройках и на сельхозработах в студенческой среде немало. Один студент сказал мне, что у них не найти лозунга ╚Бери от жизни все!╩ Мы знаем, что блаженнее давать, нежели брать.

    Знает об этом и школьница Анна Будянская (а в этот день были ее именины √ память Иоакима и Анны). Она рассказала о своем понимании традиций. Она из потомственных крестьян и гордится тем, что ее предки много веков кормили и продолжают кормить русский народ. В их семье даже при коммунистах главными праздниками были Пасха, Рождество и Троица. А она в свои 15 лет готова сопротивляться духу времени и делать все для того, чтобы стать полезным для общества человеком и хорошей матерью. Она собирается нарожать столько детей, сколько Бог даст. А традиции нужны еще и потому, что без них мы не сможем наследовать жизнь вечную.

    .Я слушал эту девочку и думал о том, как ее рассуждения о крестьянском труде не похожи на то, что Россия слышит целый век. При советской власти рассказы о безликих трудягах, намолотивших несметное количество злаков и что-то такое о зяби и озимых, о закромах родины, в которые вваливали дары земли и откуда они почему-то не хотели выходить на свет Божий на горе тем, кто хотел их употребить. Потом в перестроечные годы об ╚агрогулаге╩, который нужно непременно развалить. Что и сделали. А теперь о деньгах и инвестициях (очень похоже на инквизицию). Эта девочка говорила о человеке. О его месте на земле под Богом и рядом с Богом. Она говорила о радости простого труда, как о высокой поэзии, а не как о постылой принудиловке. И я поверил ей. И порадовался за нее. Эта девочка любит свою землю и она не бросит ее. Она станет хорошим агрономом и продолжит вековые традиции своих предков. И детей ей пошлет Господь. Здоровых, честных и работящих┘

    А после нее выступил мудрый человек, рассказавший о том, как должно строиться гражданское общество в русских городах и весях. Особенно интересно в весях, где все знают друг друга. Повсюду, даже в самой маленькой деревеньке нужно организовать общинное сообщество, руководимое уважаемыми людьми с целью обустройства общественной и хозяйственной жизни. Сейчас не на кого опереться для проведения добрых дел. Разбойники объеденены в преступные организации. Добропорядочные граждане не имеют своих объединений. Общинные сообщества можно назвать ╚Советами╩, где главным лозунгом будет ╚совет да любовь╩ Христианские принципы могут помочь преодолеть атомизацию общества. Эти советы будут действовать на всех уровнях: и на районном, и на областном. Через них можно будет оказывать ту самую крестьянскую ╚помочь╩, благодаря которой жила веками русская деревня. И от стихийных бедствий спасались, и реки чистили, и дома молодоженам всем миром ставили, и вдовам и сиротам догляд осуществляли.

    Главное в общественной жизни √ побуждение к добрым делам. В основе русской цивилизации лежит Православие. Поэтому общественная жизнь должна организовываться вокруг Церкви. Приходской жизни нужно стать более активной и быть примером и действенным сегментом жизни таких советов. Местная власть будет иметь реальную силу, на которую всегда сможет опереться.

    Идей на этих чтениях было высказано немало. И главное - они все были жизненными и вполне осуществимыми. Некоторые положения уже воплощаются в жизнь. Мне пришлось бывать на многих конференциях, и всякий раз меня не покидала мысль: ╚замечательно поговорили, тем дело и кончится╩. Но в Ракитном я видел, что за словом последует дело. Эти чтения были не ╚мероприятием какого-то отдела с целью отчитаться перед начальством за отчетный период╩╩, а реальным духовно-общественным действом. И молебен перед его началом, и сама атмосфера, и глубина тем, и очевидный настрой на созидательную работу говорили о том, что это действо не пройдет втуне. Отец Николай уже во время этих чтений стал договариваться о конкретных делах. Его не устраивают ╚протоколы о намерениях╩. Он сразу же ╚подписывает договоры╩ и преступает к делу.

    Я сидел в зале, слушал докладчиков и искренно радовался за жителей Ракитного. Немного найдется в современной России сельских клубов (в данном случае это был далеко не сельский дворец молодежи), где проводятся такие замечательные и так необходимые разговоры о путях налаживания жизни основанной на национальных духовных традициях. В президиуме сидел взволнованный и радостный отец Николай, а над его головой ласково и загадочно смотрел на нас отец Серафим Тяпочкин. Это была та же самая, но только во много раз увеличенная фотография, которую мне подарили тридцать лет назад.

03.03.2010
20:10

ТАМ, ГДЕ ЧУЖИЕ СТАНОВЯТСЯ БЛИЗКИМИ

    Церковь Дивная В молодости я мечтал о путешествиях в дальние страны. Но, поездив по Европе, и побывав в Америке и Китае, захотел поселиться в маленьком . . .

20.07.2009
19:41

Искушение. Одиссея Кесовых.

    ОДИССЕЯ КЕСОВЫХ Старый стеклянный павильон Сочинского аэропорта √ для затеи превращения Сочи в южную столицу - времяночка. А времени ей уж около полувека. Отсюда . . .

12.05.2009
11:14

ИСКУШЕНИЕ

    Надо признаться, в Петербурге я радио не слушаю. Вернее не слушаю радиоточку с единственной обязательной программой ╚Радио России╩. А вот моя старенькая мама, . . .

25.11.2008
16:37

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФЕСТИВАЛЕ РАДОНЕЖ

    О фестивале этого года и о том, каким образом были отобраны лауреаты, рассказать непросто. Всего было прислано около двухсот работ. Отборочная комиссия оставила . . .

28.01.2008
15:52

Катком по Ангелу

    Еще совсем недавно катки заливали чуть ли не в каждом дворе. На коньках катались в ЦПКиО, на стадионах, на льду прудов и рек. Сегодня на коньках предлагают . . .

04.01.2008
17:43

Немного воспоминаний (как я стал верующим)

    Я всегда затрудняюсь ответить на вопрос "как я стал верующим и с чего началось мое воцерковление?". То, что мир создал Бог, а не дедушка Ленин, в отличие, от . . .

14.09.2007
11:54

АД ДОСТОИН ПОСМЕЯНИЯ

    Наступившая в августе жара сделала с петербуржцами что-то неладное. Люди обнажились ╚дозела╩. В трусах и шортах по культурной столице России гуляли и днем и . . .

22.03.2007
18:02

ВОИН ХРИСТОВ АНТОН ДЕНИКИН

    ВОИН ХРИСТОВ АНТОН ДЕНИКИН Быть гражданином православному человеку, казалось бы, легко - живи себе по совести, не нарушай заповедей, будь послушен властям, над . . .

15.01.2007
17:43

Скорбеть не будем

    О том, как решить демографическую проблему думают не только в высоких кабинетах. Этим летом я проехал по четырем губерниям, и везде народ говорит о том, что Россия . . .

1|2|3

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100