TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

"БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА"
Александра Богатырева


08.01.2007
16:00

Остров, к которому мы наконец-то приплыли...

    Как и следовало ожидать, дискуссия по поводу фильма ╚Остров╩ развернулась бурная.

    Недавно я побывал на двух просмотрах с обсуждением. Публика была, в основном, церковная. Вели эти вечера известные в Петербурге ╚культуртрегеры╩ - образованные и интересные лица духовного звания.

    То, что их оценки многих моментов оказались диаметрально противоположными, меня не очень удивило. Странным было то, что обсуждали далеко не все, что заслуживает внимания. А некоторые упреки были попросту несправедливыми.

    Один из ведущих почему-то посвятил много времени разбору ╚неправд╩ этого фильма. Он даже отметил, что у немцев в сорок втором году не было таких винтовок - они появились на год позже.

    Ну, кто не знает, что в 1942 году в России не было ни монастырей, ни монахов, что монастыри были закрыты и разрушены, а их насельники либо расстреляны, либо сидели неподалеку от тех мест, где происходили съемки этого фильма┘ Возможно, на этом острове каждый клочок мха полит кровью мучеников┘

    Ну, конечно, в 1976 году ни архиереи, ни архимандриты на Афон не ездили, и никаких одеял с собой из Греции не привозили. И несчастную советскую тетку никто бы ни за что во Францию не отпустил. И зря она ужаснулось от одной мысли, что придется расстаться с кабанчиком. А уж если и кабанчика прозрел старец, то мог бы, по крайней мере, рассказать, в каком галльском граде искать оказавшегося не убитым мужа.

    И кочегарка многим не понравилась √ неправильная получилась кочегарка: больно далеко от объектов обогрева. Больше тундру топит, чем церковь.

    Подобных упреков было немало. Кто-то заметил, что уж больно быстро бес вышел из бесноватой. Сам Господь и брение делал из земли, чтобы помазать глаза слепому и в Силоамскую купель его отсылал, а тут прочел ╚Да воскреснет Бог!╩ - и нет беса┘

    Но главное - почему-то докладчику не понравилась идея притчи. Чем плоха притча √ не понятно. И Господь говорил притчами┘

    Другой батюшка очень огорчился оттого, что Игнатий Брянчанинов и Сысой Великий совсем не так учат о молитве, как она нам представлена в фильме. Говорили, что молитву нельзя сыграть. Так ведь актер Мамонов не играет, а молится. И дай Бог каждому так проникновенно и с сокрушением сердечным молиться.

    Говорили и о том, что в фильме умышленно принижена роль Церкви. Дескать, можно, не ходя в храм, и на угольной куче и на заполярных мхах молиться и спасаться. Что после этого фильма начнется массовое отпадение от Церкви и народ толпами ринется искать старца, подобного отцу Анатолию. Что бабули будут разглядывать голенища архиерейских сапог, усматривая на них следы сугубой греховности их хозяев┘ (Вот только не понятно, что будет, когда вместо сапог они увидят ладно скроенные итальянские ботинки┘ Очевидно, начнут упрекать в ереси экуменизма и любви к хозяину Ватикана).

    Я перечислил лишь некоторые страхи наших просветителей. Боюсь, что не фильм, а подобные комментарии к нему могут причинить немалый вред, поскольку они уже оттиражированы на аудио и видео кассетах и гуляют в церковной среде наряду с самим фильмом.

    Кое-что из этих рассуждений напомнило мне книжную мудрость одного из героев фильма - отца Иова. Но он в финале все же избавляется от фарисейской пелены, застилающей духовный взор. С нашими комментаторами этого, к сожалению не произошло.

    Это печально, потому что отсутствие фактической правды, так их огорчившее, и рассуждения о возможных последствиях не имеют никакого отношения к художественной правде, которой удалось достичь режиссеру и актерам. Все неточности и огрехи совершенно неважны. И нет никакой нужды их разбирать. Они этой художественной правде нисколько не мешают.

    Мы ведь не рассматриваем изречения старца Зосимы из ╚Братьев Карамазовых╩, как несомненные святоотеческие тексты, а его образ, как доподлинное изображение Амвросия Оптинского. Точно так же нужно воспринимать и отца Анатолия. И в чудесах и исцелениях, совершаемых по его молитвам, нельзя усматривать профанацию, способную нанести зрителям духовный вред.

    А такие опасения тоже высказываются. И это беда. Неужели не понятно, что художественный фильм не только допускает условность, но он сам является чистой условностью. Даже если он основан на абсолютно достоверной фабуле. Это его природа. И целлулоидное голливудское счастье и наши серьезные кинораздумья о смысле жизни имеют, к сожалению, одну природу. Это иллюзия, игра ума и зрительного эффекта. Одним словом √ мара. Либо бесовская, либо нейтрально эстетская, либо очень даже душеполезная.

    Погас экран √ и нет ее. Но остаются впечатления, мысли и чувства, которые могут надолго и прочно поселиться в душе.

    То, что удалось сделать Лунгину, забудется не скоро, и еще долго будет волновать людей и вызывать споры. Как у нас нередко случается, получился не просто фильм, а гораздо больше, чем фильм. Это серьезное культурное явление, дающее повод к глубоким размышлениям о нашей жизни. И здесь простым киноведческим анализом не отделаться, поскольку мы столкнулись с совершенно поразительным феноменом - появлением на экране фильма, в котором главным действующим лицом является никто иной, как сам Господь. Только промыслом Божьим можно объяснить создание и выход на экраны этого замечательного фильма.

    Сам сценарий не давал возможности при всей талантливости режиссера сделать ничего подобного.

    В процессе съемок открывались новые смыслы, возможно, до сих пор не понятые создателями ╚Острова╩. Присутствие на площадке иеромонаха, соборная молитва и соборное делание, страх погрешить против Церкви, помогли пройти между многими ╚сциллами и харибдами╩ и не отклониться от Правды Божией.

    То, какими скромными, лаконичными, лишенными внешнего эффекта средствами, были решены сложнейшие эпизоды (особенно сцены исцеления и изгнания беса), свидетельствует о явной помощи Божией.

    Люди творческие прекрасно знают о необъяснимом действии вдохновения. Оно приходит неведомо откуда и неведомо куда уходит.

    И не нужно выискивать у авторов каких-то особых прав на ╚Высокое посещение╩. Здесь, как ни странно, неважна степень воцерковленности авторов. Мы видели сотни фильмов абсолютно воцерковленных режиссеров, которые и отдаленно не приблизились к результату Лунгина со товарищи.

    Никто, как Господь избрал эту команду, чтобы в нужное время появился очень нужный фильм о серьезных раздумьях: о предназначении человека, о грехе, покаянии и о Церкви.

    В том, что эта картина состоялась, совершенно очевиден элемент чуда.

    Свежий взгляд Лунгина, по всей вероятности, не очень церковного человека, до ╚Острова╩ внимательно исследовавшего совершенно иные проблемы, его умение организовывать детали так, как автор мозаик складывает из мелких фрагментов большое художественное полотно, помогли очень точно и выразительно (при упомянутой скромности средств) создать убедительную метафорическую картину не только жизни кающегося грешника, но и жизни всего нашего народа.

    Осмелюсь утверждать, что это самая русская картина из всего того, что выходило на экраны за несколько последних десятилетий. И при этом самая талантливая и глубокая картина.

    Ее даже сравнивать не с чем. На ее фоне трудно всерьез воспринимать бесспорно выдающиеся в художественном отношении, но уж больно кокетливые и претенциозные опыты Тарковского разговоров о духовности.

    Здесь мы имеем дело с мощным духовным явлением, показанным убедительно, просто и верно.

    Никакой фальши, никакой зауми, никакой слащавой елейности, которой так грешат многие фильмы на духовные темы.

    Это, несомненно, этапный фильм. После долгого периода рассказов о красоте и величие Церкви, когда кинематографисты сумели показать ╚во что крестихомся╩, настала пора показать, как мы ╚во Христа облекохомся╩.

    Очень важно показать современному молодому человеку, приходящему в Церковь, не только красоту богослужения и глубину премудрости Христова учения, но и трагическое положение тех, кто встает на путь спасения.

    Мы, пришедшие в Церковь в конце семидесятых годов, не подвергались гонениям, как наши отцы и деды. Но все же мы рисковали потерять работу и даже сесть в тюрьму за ╚распространение религиозной пропаганды╩, что означало на советском языке: ╚дать прочитать Евангелие╩.

    Современная молодежь ничего подобного не претерпевает. Зато она сталкивается с другими проблемами и соблазнами, мешающими переступить порог Церкви.

    Для многих фильм ╚Остров╩ окажется очень полезным тем, что о духовной жизни рассказано изнутри и без фальши, к которой так чутки молодые сердца.

    Большой удачей фильма является то, что пребывающий 34 года в покаянном плаче и молитвенных трудах грешник, показан в самой русской форме святости √ в подвиге юродства.

    Юродство отца Анатолия позволяет принять его всем сердцем, несмотря на то, что нам известна история его страшного падения.

    Мы видели его обезумевшим от животного страха, предающего своего капитана и стреляющего в него. Но с первых же слов Иисусовой молитвы, звучащей в его устах, мы проникаемся состраданием к нему и понимаем, что не нам ╚бросать в него камень╩.

    От первых шагов по заснеженной тундре до последних кадров, когда лодка с его мертвым телом проплывает под мостом, чтобы достичь места его земного упокоения, выстраивается житийная притча, каждый из эпизодов которой удивительно многогранен и метафоричен.

    Эти эпизоды дают возможность множества толкований. Стало быть, притча получилась. И в том, как она сделана, виден безупречный художественный и духовный вкус.

    Отец Анатолий не может покинуть своей угольной кучи. Даже, когда его приглашает жить к себе настоятель. Это его крест. На такой же куче совершилось предательство. И до самой смерти предстоит ему каяться, не сходя с нее.

    Меня несколько смущала закольцованность сюжета, когда в конце фильма выясняется, что отец Анатолий не убил своего капитана.

    Казалось бы, напряжение трагизма в душе, не знающей покоя, должно исчезнуть. ╚Шансы на прощение╩ в связи с несодеянным убийством мгновенно вырастают.

    Но создателям фильма и здесь удалось избежать упрощения. Дело не в том √ попал или не попал, а в том, что струсил и выстрелил.

    Грех предательства и человекоубийства не дает покоя его душе до самого смертного часа. Он читал в душах других людей, но для него самого Господь не открыл того, что он не убийца. Таков был путь его спасения. Не ослабевшее за три десятилетия покаяние, привело его к святости. Сам отец Анатолий этой святости не понимает. Его очищенное долгими страданиями духовное обоняние остро чувствует, как смердят его грехи.

    В эпизоде встречи с Тихоном представлена еще одна интересная линия √ судьба самого Тихона. Мы помним его мужественным молодцом. Рядом с пресмыкающимся перед врагами Анатолием он просто велик. Смерть он принимает, как и подобает настоящему воину. Но, оказывается, что личного мужества не достаточно для того, чтобы понять, для чего ты послан в этот мир. Тихон этого не понял. Он √ двухзвездный адмирал, герой войны рядом с ╚исправившимся╩, пребывающим в постоянной молитве Тихоном, кажется жалким и трусливым. Он и двигается ссутулившись и потерянно, поскольку знает, что за ╚контакт с попами╩ ему, адмиралу и коммунисту не поздоровится. Услыхав о том, что его дочь не сумасшедшая, а в ней сидит бес, он пытается схватить ее и увести прочь от ╚погрязшего в невежестве╩ мужика. Какие бесы, когда до объявленного Хрущевым коммунизма и обещанием показать по телевизору последнего попа остается 4 года!

    Все эпизоды сняты предельно реалистично. Все так узнаваемо. Мать, приехавшая издалека, умоляет исцелить сына. Но, получив просимое, воспринимает чудо исцеления, как должное √ словно купленную в советской конторе услугу. Даже можно и нахамить тому, кого пять минут назад почитала святым: ╚Что вы врете!╩. Только что она плакала и умоляла исцелить сына, но, услыхав, что нужно остаться в монастыре и причастить его, начинает слезно умолять отпустить ее на работу, даже не понимая насколько отвратительна ее неблагодарность. Она, действительно, не понимает, что чудо совершено Богом, а не этим мужичком в грязном ватнике и, подобно исцеленным прокаженным, никак не хочет воздать должное благодарение Богу.

    Так же узнаваема и военная вдова, получившая известие о том, что муж ее жив.

    Даже такая ошеломительная радость не позволяет ей оставить свои страхи. Мужа-то она до сих пор любит, да вот как с боровком и хозяйством расстаться?! Но все же она пойдет искать мужа. И не важно, что ей адресок не дали и что советский чиновник из ОВИРа скорее вызовет санитаров, чем станет вникать в суть сообщения полученного ею от старца. Мы верим в то, что она, как Герда отправится в опасное путешествие, зная лишь направление, в котором нужно идти.

    Но не только ╚житийные клейма╩ удались авторам ╚Острова╩. Очень интересна тема любви. Она не менее важна, чем тема покаяния. Это и простая человеческая любовь и любовь неотмирная √ в самой ее высокой и неожиданной христианской трактовке.

    О любви говорит не только ╚соломенная╩ вдова, но и бесноватая дочь адмирала. Она спрашивает отца, любит ли он ее, заглядывая ему в глаза с надеждой и отчаянием. Потому что в этом безлюбом мире да еще и с беспощадным ╚квартирантом╩, поселившемся в ее душе, лишь любовь является единственной опорой.

    Постоянно присутствует тема любви и в диалогах отцов Иова и Анатолия.

    Книжник Иов √ образованный, аккуратный, поставленный начальствовать над братией, и униженный до зела чумазый Анатолий заявлены, как абсолютные антиподы. Анатолий делает всякие пакости, чтобы чистюля Иов измазался. Иов ╚стучит╩ настоятелю, записывает на бумаге длинный перечень преступлений проказника. При заявленной взаимной вражде странно слышать упрек отца Анатолия в том, что Иов не любит его.

    И намек на то, что тот завидует ему, в вопросе ╚За что Каин убил Авеля?╩, лишь подтверждает, что вражда между ними нешуточная.

    Но впоследствии, мы видим, что Иов √ это еще одна исцеленная отцом Анатолием мятущаяся душа.

    Когда в одном из эпизодов Иов разгоряченно кричит, что все самоуничижение отца Анатолия происходит от гордыни, становится понятным, что Иов вовсе не теплохладен. Иначе бы он не сорвался и не закричал. Это не просто вырвавшаяся наружу досада. Здесь нечто более глубокое. И отец Анатолий видит причину постоянно носимой в душе боли и раздражения. ╚Так ведь ты любишь меня╩, - ласково говорит он опешившему Иову.

    И потом, когда тот изготавливает отполированный гроб, но, увидев, что не обрадовал старца, хватает кусок угля, чтобы содрать лак, в этом порывистом жесте обнаруживается, что с чистоплюйством покончено. А для Иова это не что иное, как свидетельство любви. Она и подтверждена в финальном эпизоде крестоношения.

    Этот эпизод, символизирующий духовное преемство, может показаться нарочитым и не очень убедительным. Кому-то может не хватить представленного подтверждения того, что стукач переродился в настоящего монаха, способного принять подвиг служения отца Анатолия и тем самым залатать дыру, образовавшуюся с его смертью.

    Но мне представляется, что диалогов и символических знаковых сцен достаточно для достижения достоверности при избранной притчевой форме.

    Тема любви, которая так и не была замечена на упомянутых просмотрах, возможно, уже отмечена или будет отмечена критикой. Обойти ее никак нельзя, поскольку сейчас при постоянной болтовне о любви в бесконечных сериалах и ток-шоу видно, с какой яростью мир ополчился на Любовь. Ее попросту хотят изгнать из жизни.

    Само понятие любви свели к грубой физиологии. Даже слово ╚любовь╩ заменили каким-то оскорбительным звукосочетанием из четырех букв.

    И это - не что иное, как продолжение борьбы с Богом. Вдохновители и организаторы этой борьбы знают, что без любви все ничто.

    Сначала богоборцы разрушили храмы, но поняли, что этого не достаточно, потому что любовь живет в душах. Теперь с такой же злобой приступили к сокрушению душ. Особенному натиску подвергаются души молодых людей.

    На наших глазах с молчаливого согласия родителей и всего общества происходит массовое ╚замораживание╩ сердец. Вырастает поколение, у которого ничто не должно дрогнуть, когда грядущий всемирный начальник прикажет сокрушить наши святыни, убивая тех, кто отважится их защищать┘

    И поэтому так ценно, что в этом фильме сумели сказать о любви прикровенно и совсем не по законам современного мира.

    Подробный разбор фильма ╚Остров╩ в рамках статьи невозможен. Уже сейчас понятно, что потребуется целая монография. Так много оказалось заложенных в этой притче смыслов и идей. Похоже, что вскоре появится целая отрасль ╚Острововедение╩ и не только у киноведов, но и в программах гуманитарных факультетов. Во всяком случае, семинаристам и богословам есть о чем поспорить.

    Необходимо отметить важность контекста, фона, на котором появился этот фильм. Весь прошедший год экран буквально лихорадило. То и дело появлялись анонсы и рекламы очередных ╚шедевров╩, приучающие наших сограждан к реабилитации нечистой силы с дарением ей ╚права гражданства╩ и постоянного пребывания на отечественном экране. Это и неудачная экранизации булгаковского романа ╚Мастер и Маргарита╩ и дневные, ночные и прочие круглосуточные ╚Дозоры╩. Еще больше заполонили эфирное время бесконечные сериалы о ментах, бандитах, преуспевающих русскоговорящих клонах┘ Вся эта публика скорее похожа на пришельцев, чем на живых людей. Наконец, ошеломительно неудачный ╚Тихий Дон╩. Целых 10 вечеров бродил по экранам тихий дон Грыня то ли из Эссекса, то ли из Оклахомы, изображая из себя донского казака. Совершенно не понятно, зачем Федору Бондарчуку потребовалось позорить отца пошлой поделкой, сляпанной для иностранного глаза.

    И вот на таком сером фоне, ничего не дающим ни уму, ни сердцу, появляется фильм ╚Остров╩.

    Воспринимается он, как глоток чистого воздуха, как яркий луч, осветивший экранную помойку. Это серьезная проверка души. Плохой человек плюнет от досады, хороший - проникнется покаянным чувством.

    Это не просто выдающийся фильм. Это вызов всей индустрии оболванивания, развращения и духовной порчи.

    Работники этой индустрии фильм Лунгина, разумеются, проигнорируют, либо раскритикуют. Но всякая критика выходящая из их уст, это свидетельство его несомненных достоинств. Это фильм, обращенный к сердцу, а не к замыленному, холодному и ленивому глазу.

    Очень показательна оценка ╚Острова╩ того, кто финансирует всю эту индустрию кино-теле-беды √ бывшего министра культуры, а ныне главы агентства, распоряжающегося финансами на нужды культуры.

    Отдав должное мастерству режиссера, он заявил, что путь, выбран им тупиковый, поскольку ╚никакая религия не спасает от безбрежного океана небытия╩. Так и хочется, немного перефразировав известную реплику творца октябрьского переворота, крикнуть бывшему министру: ╚Есть такая религия!╩ Вот уже две тысячи лет, как она избавила человечество от терзающих экс-министра страхов. А страна, в которой он живет, дала миру великих писателей, художников и композиторов, посвятивших свое творчество Тому, кто упразднил и сам этот ╚океан небытия╩ √ сиречь смерть.

    Не знать этого или же принципиально противиться, начальствующему над нашей культурой право слово, стыдно.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
270589  2007-01-08 17:39:01
Игорь Крылов
- Сегодня показали по РТР фильм П. Лунгина "Остров".

Мне известны два противоположных мнения о нем. С одной стороны фильм воспринимается как пропаганда религиозного мировоззрения, как навязывание религиозных ценностей ,с другой, как обращение к исконно русским традициям и основам бытия духа. Не соглашусь ни с одной из точек зрения. Фильм надо оценивать по законам художественного жанра. О чем по моему мнению этот фильм?

Сюжет довольно прост. Двое советских матросов во время ВОВ попадают в плен, и один (матрос) смалодушничав, вынужден по приказанию немецкого офицера выстрелить в своего командира. После чего баржу, перевозящую уголь, в котором они и прятались, взрывают, а матроса подбирают братья из монастыря. Проходит 34 года. Матрос становится служителем при этом монастыре, в нем открывается дар к целительству, к которому его ревнует помощник игумена и за который любит и покровительствует герою сам игумен. На причале стоит та самая баржа с углем , уголь с которой возит главный герой для своей кочегарки. Всю жизнь он замаливает грех, который совершил по малодушию. И это мешает ему освободиться от непосильной ноши жизни, страх за грехи пугает его, и он усиленно замаливает и заслуживает прощение своим послушанием. Но однажды приезжает адмирал с больной дочерью, и в нем герой узнает того "убитого" им командира, в которого он выстрелил и каковой грех замаливал всю жизнь. После излечения дочери от одержимости бесом, он получает и прощение ее отца, и вскорости умирает, наставляя своего духовного брата: всем мы грешим, живи как все ,но не делай больших грехов. Вот собственно и весь сюжет, за исключение нескольких эпизодов, которые придают сценам соответствующий колорит. Ну и еще особо нужно отметить работу П. Мамонова за его безупречно сыгранную роль, которая, несомненно, его большая творческая удача. Он очень органичен в этом образе и правдиво передает душевные переживания своего героя. Однако никакой религиозной подоплеки на самом деле в идее мы не найдем. Да, человек живет отшельником, да, он замаливает грехи, но вера его не является предметом рассмотрения, мы не знаем какие взгляды исповедует он, и само наказание его оказывается далеко не подвигом, а формой личного диалога между им и его совестью, между его личностью и его душой. И не Бог, а его душа не дает ему жить спокойно.

Существует еще обоснованный упрек к режиссеру в конъюнктурности его творения. И здесь, пожалуй, можно согласиться только отчасти. В отличие от авторского кино, кино "режиссерское" имеет литературную основу, то есть литературный сценарий. Именно сценарий в данном случае и создает образный ряд ,который использует для раскрытия темы Лунгин. И в этой части к нему нет никаких претензий. Нет по большому счету претензий и к сценаристу ,к той идее, которую он раскрывает. Конъюнктурными могут быть названы в данном случае только средства, которые использовал драматург, чтобы данное произведение заинтересовало российскую и в особенности русскую аудиторию. Несомненно большАя часть из посмотревших является людьми православного вероисповедания.

Собственно этим и ограничивается на самом деле вся пресловутая ╚пропаганда╩ православных ценностей. Дело не в том, что религиозная составляющая сюжета не раскрывает всех проблем, как церкви так и сути религиозного учения, а в том, что она именно составляющая. Хотя можно заметить, что искусство в данном случае обращается к такой общественной функции, которую у нас и по сей день в должной мере выполняет только церковь - врачевание душ человеческих. По настоящему конъюнктурной можно определить только моральный аспект данного фильма, тот посыл, который воспринят обществом на "ура". Он, по моему мнению таков: ну нажрались вы, на воровали вы выше крыши, господа-товарищи, но душа-то она существует, и она, у кого еще осталась совесть, будет вас мучить, не даст насладиться жизнью, не даст вам умереть без малодушия, без того, чтобы в последний момент броситься прятать наворованное, или со страхом цепляться за свое жалкое существование. Нет, не будет вам покоя ни на земле, ни на небесах.

Собственно говоря, ничего крамольного и религиозного и в этой мысли нет. Душа это объективная сущность, что она есть, никто не сомневается, как и в том, что чисто психологически жить в согласии с ней лучше чем в конфликте. Так что в некотором смысле задача, поставленная авторами и реализованная ими, психотерапевтическая. Умаляется ли от этого художественная ценность фильма? Думаю, что нет. Да это не великое кино. Но это добротное, умное кино, которое заставляет нас задуматься над очевидными для верующих людей вещами, которые нашим современникам пока осмыслить не под силу. Терапевтический эффект действительно имеет место, исходя из успешности прокатной судьбы картины до показа ее по РТР. Слезы на глазах наших гламурных проповедников от шоу-бизнеса тому свидетельство. Хотя меня лично они не трогают. Конечно главный адресат этого фильма - они, и иже с ними, а так же бездуховная масса пожирателей ╚попкорма╩ и бездуховного гламура. Это такой легкий звоночек в дверь из реальности, которая полностью сегодня исчезла с кино и телеэкранов да и из жизни. Собственно за это напоминание о душе авторам фильма и хочется сказать - спасибо.

270591  2007-01-08 17:39:33
Василий Пригодич
- Размещаю блестящую статью Александра Богатырева о блестящем фильме Павла Лунгина.

270592  2007-01-08 17:39:54
Игорь Крылов
- Ну фильм конечно серьезный, но не великий. Надо знать как делают свои картины мастера от Бога. Здесь же талантливо реализованный сценарий (чего не отрицает и П. Лунгин в своем интервью). Сейчас как водится появятся желающие прибрать к рукам плоды эстетического воздействия на массы. Уже делается. Не вижу конечно большого вреда, но все это суета. Серьезных разговоров тут не получится. Фильм отдельное, разговоры - отдельное. Фильм если правильно так сказать секулярно-морализаторский, то бишь, светский от сих до сих. Конечно это многих может разочаровать, но о вечном можно говорить на разных языках, не надо думать, что кто-то может приватизировать право вещать истины. Лунгин не считает себя верующим и приверженцем. Притча конечно она и есть притча, но фильм - результат обстоятельств, заказа не в меньшей степени. Заказчика я назвал - дядя с капиталами, страдающий духовной изжогой. Это в качестве лекарства. Мне лично на их страдания плевать. На острова потеплее слетают и залечат свою бедную совесть наших богатых. То есть не надо покупаться людям верующим буквально воспринимая это как голотов воздуха. Думаю что для верующего этот воздух в другом храме. Но это напоминание, честное и в меру понимания трезвое. Так что это своего рода "Маленькая вера" нашего дня (кто еще помнить тот знаменитый фильм).

270593  2007-01-08 17:40:15
Ия
- Есть, мне кажется, еще один аспект в фильме ╚Остров╩, который остался как бы за кадром. Чем выше уровень художественного произведения, тем шире охват видения. Плен. Тихон и Отец Анатолий всю жизнь скрывают, что были в плену, а тот другой, которого всю жизнь ждет и любит жена, не вернулся из плена. В книге Леонида Ржевского ╚Между двух звезд╩, он, как свидетель, писал, что многие преступления в лагерях совершались пленными над пленными. Какой дьявольский смысл был в этом? Не своими руками убивать? А в наших лагерях была та же самая система машина подавления и уничтожения человека. Но внимание зрителя обращено на поведение жертв, и зритель сразу начинает судить своих, а не фашистов, палачей. Муки совести это особенность национального характера? Не одному поколению выкручивают руки, коверкают жизнь, а страдает и мучается раскаянием простой человек. Палачи не мучаются?

Обычные житейские ситуации, когда работа, закрытость общества и быт мешают людям поступать так, как сердце подсказывает, отсюда болезни и страдания. Отец Анатолий просто подсказывает, как следует поступать, люди нуждаются в поддержке и Слове. Ничего особенного он не делает, только молится.

Действительно, хороший фильм, режиссеру удалось ╚пройти по лезвию бритвы╩ и сказать то, о чем трудно говорить.

И разбор фильма отличный. Мои поздравления автору статьи.

270599  2007-01-08 17:38:22
Игорь Крылов
- Здравствуйте Ия. Вы высказали глубокую мысль про плен, но я бы хотел ее развить. Ведь все герои данного фильма живут в плену, он в наших душах, пока не наступает просветление. Фильм несмотря на христианские мотивы, все же светский, как и следующий экспромт, обобщающий все мною сказанное.

Мы все в плену своих иллюзий, И даже тот, кто их творец. И от полученных контузий Свой программируем конец

И как из замкнутого круга Не можем вырваться на свет И ненавидим мы друг друга И любим, но спасенья нет

Но вдруг от гонки бесноватой Освобождает нас Господь И мы душою виноватой Глядим на загнанную плоть

И понимаем что спасенье Не в том чтоб сделать новый круг А в светлой тайне причащенья Что лишь одна спасет от мук.

270605  2007-01-08 17:41:16
-

270614  2007-01-09 02:13:35
Игорь Крылов
- По ходу, добавлю. Плен в наших душах, а не вне их, не в том, что кто-то или что-то заставило идти брата на брата. Все по фильму хотят свою тяжесть переложить на других, а сами душевной работы чураются. В общем-то это пародия на новую власть, которой хочется душеспасительного. Вот посмотрели фильм, и как психоаналитику сходили, даже выходит нааамного дешевле. В этом и коньюнктура, в морализаторстве. А ведь спасение в причащении, а в фильме этого нет (ну кроме совета отцу исцеленной от бесов, сходить на исповедь и причаститься и адмиралу и его дочери). Герой грешник еще тот, и страх у него грешный, мирской. Гореть он боиться, тьфу, прости Господи в Аду. За душу бы ему не надо было бояться если бы он был причастен. И страха бы не было, а было бы спасение. Короче, коньюнктурный, политичский фильмец. Но тоже полезный по своему .

270651  2007-01-10 13:18:38
Анфиса
- Думаю, что выстрелить в командира - не такой уж грех. Такое не раз бывало и многие жили дальше. Если б все уходили в монастырь -то и в миру ни кто бы не жилсейчас. Другая беда - пропал зря от своей проклятой человеческой совести ( которой и есть Бог)хороший человек, может последний чесный и талантливый человек нашей земли, земли, наверное, очень богатой на таких хороших людей, коль даже священники - братья гробят святых людей , себе в радость и зависти наследуя. Кто же виновен больше? Единожды свершивший проступок и каявшийся до крови во рту? Создателям фильма -спасибо за отражение реального жизненного сюжета!

288566  2009-06-07 04:01:52
Константин
- Александр! как и обещал, сегодня ж,после нашей встречи с тобой, залез в паутину и нашел твою Заставу... я даже не предполагал, что у меня есть такой друг, талантище!!!!;).... Ты знаешь, я ж говорил тебе сегодня, что и сам пишу роман...тема - религиозно-нравственно-философская....даже с элементами детектива где то..пишу в английском стиле.. (люблю,знаешь, англицизм еще с детства..)рабочее название романа "НОMO Nonsapiens" а вообще...я люблю в человеке 5 вещей...столько же - и не люблю... ЛЮБЛЮ: 1. Доброту 2. Ум, смекалку, алчность к знаниям 3. Талант 4. Профессионализм 5. Чувство юмора

а вот НЕ ЛЮБЛЮ: 1. Зло 2. Тупость, глупость,леность к знаниям 3. Зависть 4. Алчность материальных благ 5. Обиду А вот та бесноватая,клиентка психиатрической лечебницы, душевно больная, исцеленная отцом Анатолием,-это вполне нормальная ситуация (я имею ввиду возможность ее исцеления в такой наикратчайший срок, за мгновения).И не надо кормить нейролептиками и транквилизаторами до состояния эмоционально-волевого дефекта и поздних нейролептических дискинезий,дабы купировать- будь то галлюцинаторный, будь то -бредовый синдром..достаточно одного маленького кусочка ЛЮБВИ и ВЕРЫ.Не нужно годами заглушать душевно больных химией голимой,называемой лекарствами..ЛЮБОВЬ все-равно сильнее всяких бесов пусть даже хоть толпами,сомном тысячным вселятся,хоть всей своей армией...ЛЮБОВЬ сильнее,потому как ЛЮБОВЬ - это БОГ.А Бог всесилен.Ведь только ЛЮБОВЬ могла взывать,когда ее прибивали гвоздями ржавыми,предварительно избив оплевав и унизив: "...прости их ибо не ведают что творят!"...Я же вижу,когда раздаю им бедалажкам,свои сигареты,как у них лица светлеют:)...для меня самая высокая награда это не поощрения администрации моего дурдома, а их: "Константин Эдуардович!!!вы самый лучший врач!..." - эт когда я ухожу или прихожу на работу, а они бедненькие,кричат об этом через решетки,как из вольеров зверушки...или когда шаркающей походочкой подходит ко мне,когда я иду по отделению...и конфетку мне протягивают какую нибудь засаленую....от Души...от всей своей болящей Души... Мой роман как раз касается того, что, - в идеале - разум и сердце должны гармонировать,как ключик с замочком..но всеж-таки,ежели сравнивать разум (мозг) и любовь (сердце),то сильнее, безусловно - сердце,то есть ЛЮБОВЬ.о чем я говорил выше..да,конечно, мозг - это хитрая штука,в нем связь нейронов между собой в 1400 раз сложней всей...(ВНИМАНИЕ!)телефонной сети земного шара.представим телефонную сеть хотя бы небольшого района города...от дома - к дому пошел кабель и так далее...связь этой сетью между городами и весями,странами,континентами...и вот таких сетей друг на друга наложить 1400.довольно интересно...и возможности мозга,используемые,как известный факт,- на 3-5%...так вот все это меркнет на фоне обычного 4-камерного фиброзно-мышечного полого органа,функция которого заключается в нагнетании крови по всему организму.И песен,и стихов,и притч и т.д. и т.п.. во все времена и всех народов - много больше о СЕРДЦЕ...чем о мозге... я бы еще написал, но уже довольно поздно и я устал,а через три часа надо "вставать" и идти на Службу,Троица...ну так там и увидимся!:)... первое в моей жизни стихотворение,написанное мною в 4 года (когда бабушка, - Царствие ей Небесное, - научила читать):

Пусть гепард бежит быстрее всех зверей, Пусть и ворон живет почти два века, Но в природе созданья нет Лучше Человека!

Это я тоже дарю тебе:)... врач психиатр психотерапевт,лауреат конкурса "Лучший молодой психиатр ЮФО", Ростов,2007 г. (свою статью,с которой я участвовал в конкурсе,я принесу тебе завтра - уже сегодня, на праздничную службу),а вообще - просто лекарь!КОНСТАНТИН ("постоянный");)...

291226  2010-01-05 19:34:41
Яна
- Александр, приветствую Вас. Прочла некоторые из Ваших текстов - все интересно, но про "Остров" - просто замечательно! Спасибо за сильную и внятную позицию, за ясность мысли. С наступающим Рождеством Христовым!

291227  2010-01-05 19:34:58
Яна
- Александр, приветствую Вас. Прочла некоторые из Ваших текстов - все интересно, но про "Остров" - просто замечательно! Спасибо за сильную и внятную позицию, за ясность мысли. С наступающим Рождеством Христовым!

09.02.2006
20:41

Кто кому окраина

    О чем только не передумаешь накануне Рождества. И чего только не случится на белом свете в эту неделю между гражданским Новым Годом и Рождественским сочельником. И . . .

31.10.2005
13:08

ПОМНИ, ТОВАРИЩ, ПРИМЕР ЛАО-ЦЗЫ

    ... Говорят, что пока президент Буш наслаждался 9-го мая созерцанием. военного парада и постановочных сцен. из главных эпизодов Отечественной войны, кое- кто из . . .

24.10.2005
13:05

Из варяг в греки

    Варяги мы, прямо скажем, еще те, а вот греки к нам приехали настоящие. Георгий Кордис - профессор Богословского факультета Афинского университета, автор . . .

20.10.2005
11:41

Кто взял крепость?

    Часто ли коренной петербуржец гуляет по Петропавловской крепости? Пойдите, полюбопытствуйте. Да и до "Петропавловки" ли жителю Купчино, добирающемуся до . . .

08.08.2005
11:41

О БАБЕ ЯГЕ или ЛЕШИЙ С ВАМИ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ

    О БАБЕ ЯГЕ или ЛЕШИЙ С ВАМИ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ! (Антон Лурье) Великим пророческим даром обладал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Он не столько высмеивал пороки . . .

08.06.2005
12:17

О БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ

    Три года назад я был свидетелем такой сценки. В сквере на углу Большой Пушкарской и Кронверкской улиц трое мужчин и шесть женщин пели акафист. Они стояли лицами на . . .

31.03.2005
19:52

СВОБОДУ В МАССЫ

    Вместо обещанной календарной весны, март в Петербурге ознаменовался морозами и обильными снегопадами. Правда, выдалось несколько солнечных дней и даже с крыш . . .

24.01.2005
13:40

Так что же такое время?

    Что такое время - толком ни один академик не расскажет. А если и расскажет, то, будьте уверены, что ничего не поймете. Скорее всего, повторит нелепицу о том, что . . .

27.12.2004
11:49

Кто ответит Эрику?

    Приходилось ли вам путешествовать по России с американцем? Мне довелось. Почти месяц я находился в обществе славного, доброго (можно было бы сказать малого, если бы . . .

18.10.2004
18:55

Статистика

    Удивительное дело статистика. Говорят, что при опросах различными фондами, около 80% россиян называют себя православными. Разумеется, не всякому вопрошале можно . . .

05.05.2004
13:07

В поисках Византии

    Немногие из гуляющих по широким проспектам столицы могут сказать: "Вчера я был в Спарте и Афинах". Написал я эту фразу, и сразу же пришлось уехать из Москвы . . .

26.02.2004
14:21

Возвращение блудного отца

    В прошлом году фильм режиссера Звягинцева "Возвращение" получил несколько наград на международных кино- фестивалях. Мир его принял и пришел в восторг. И нам . . .

23.02.2004
15:58

ЗАЧЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ПЕЧАТНОЕ СЛОВО?

    Должен ли верующий человек жить активной социальной жизнью, заниматься политикой, пытаться повлиять на нее? Должен ли писать о происходящих в стране событиях, . . .

21.01.2004
21:15

О чем Дума думать будет!?

    Вышли мы все из народа И нас не загонешь обратно. (народ о депутатах) Отгремели выборные баталии. Объявлены победители и проигравшие. В обществе наметились . . .

10.09.2003
21:15

Правозащитники или неправонападающие?

    В недавнем прошлом наша прогрессивная (а другой попросту не было) общественность все время против чего-то протестовала, и все время чего-то требовала. Я помню . . .

23.07.2003
21:15

Наш ответ шоу-токарю

    В воскресенье, 13-го июля на первом канале Российского телевидения была показана программа БиБиСи "Что думает мир об Америке". Инициатором этого показа был . . .

05.02.2003
21:15

Свобода - убийца равненства и братства

    Во время эпопеи с заложниками Норд-Оста петербургское телевидение собрало лучших людей города, чтобы они рассказали, как нужно себя вести с террористами. Из . . .

17.12.2002
21:15

Почему либералы боятся Православия?

    ПЛЯСКИ НА ПОМИНКАХ (Или <Почему либералы боятся Православия>) При коммунистах мы научились читать меж строк. При капиталистах волей-неволей вынуждены постигать . . .

09.12.2002
21:15

Октябрь уж наступил...

    (или прогулка по Лаврским кладбищам) В эти печальные дни октября две тысячи второго я почему-то вспоминал октябрь семнадцатого. То ли оттого, что 25-го был апогей . . .

1|2|3

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100