TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

"БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА"
Александра Богатырева


08.01.2007
16:00

Остров, к которому мы наконец-то приплыли...

    Как и следовало ожидать, дискуссия по поводу фильма ╚Остров╩ развернулась бурная. Недавно я побывал на двух просмотрах с обсуждением. Публика была, в основном, . . .

09.02.2006
20:41

Кто кому окраина

    О чем только не передумаешь накануне Рождества. И чего только не случится на белом свете в эту неделю между гражданским Новым Годом и Рождественским сочельником. И . . .

31.10.2005
13:08

ПОМНИ, ТОВАРИЩ, ПРИМЕР ЛАО-ЦЗЫ

    ... Говорят, что пока президент Буш наслаждался 9-го мая созерцанием. военного парада и постановочных сцен. из главных эпизодов Отечественной войны, кое- кто из . . .

24.10.2005
13:05

Из варяг в греки

    Варяги мы, прямо скажем, еще те, а вот греки к нам приехали настоящие. Георгий Кордис - профессор Богословского факультета Афинского университета, автор . . .

20.10.2005
11:41

Кто взял крепость?

    Часто ли коренной петербуржец гуляет по Петропавловской крепости? Пойдите, полюбопытствуйте. Да и до "Петропавловки" ли жителю Купчино, добирающемуся до . . .

08.08.2005
11:41

О БАБЕ ЯГЕ или ЛЕШИЙ С ВАМИ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ

    О БАБЕ ЯГЕ или ЛЕШИЙ С ВАМИ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ! (Антон Лурье) Великим пророческим даром обладал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Он не столько высмеивал пороки . . .

08.06.2005
12:17

О БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ

    Три года назад я был свидетелем такой сценки. В сквере на углу Большой Пушкарской и Кронверкской улиц трое мужчин и шесть женщин пели акафист. Они стояли лицами на . . .

31.03.2005
19:52

СВОБОДУ В МАССЫ

    Вместо обещанной календарной весны, март в Петербурге ознаменовался морозами и обильными снегопадами. Правда, выдалось несколько солнечных дней и даже с крыш . . .

24.01.2005
13:40

Так что же такое время?

    Что такое время - толком ни один академик не расскажет. А если и расскажет, то, будьте уверены, что ничего не поймете. Скорее всего, повторит нелепицу о том, что . . .

27.12.2004
11:49

Кто ответит Эрику?

    Приходилось ли вам путешествовать по России с американцем? Мне довелось. Почти месяц я находился в обществе славного, доброго (можно было бы сказать малого, если бы . . .

18.10.2004
18:55

Статистика

    Удивительное дело статистика. Говорят, что при опросах различными фондами, около 80% россиян называют себя православными. Разумеется, не всякому вопрошале можно . . .

05.05.2004
13:07

В поисках Византии

    Немногие из гуляющих по широким проспектам столицы могут сказать: "Вчера я был в Спарте и Афинах". Написал я эту фразу, и сразу же пришлось уехать из Москвы . . .

26.02.2004
14:21

Возвращение блудного отца

    В прошлом году фильм режиссера Звягинцева "Возвращение" получил несколько наград на международных кино- фестивалях. Мир его принял и пришел в восторг. И нам . . .

23.02.2004
15:58

ЗАЧЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ПЕЧАТНОЕ СЛОВО?

    Должен ли верующий человек жить активной социальной жизнью, заниматься политикой, пытаться повлиять на нее? Должен ли писать о происходящих в стране событиях, . . .

21.01.2004
21:15

О чем Дума думать будет!?

    Вышли мы все из народа И нас не загонешь обратно. (народ о депутатах) Отгремели выборные баталии. Объявлены победители и проигравшие. В обществе наметились . . .

10.09.2003
21:15

Правозащитники или неправонападающие?

    В недавнем прошлом наша прогрессивная (а другой попросту не было) общественность все время против чего-то протестовала, и все время чего-то требовала. Я помню . . .

23.07.2003
21:15

Наш ответ шоу-токарю

    В воскресенье, 13-го июля на первом канале Российского телевидения была показана программа БиБиСи "Что думает мир об Америке". Инициатором этого показа был . . .

05.02.2003
21:15

Свобода - убийца равненства и братства

    Во время эпопеи с заложниками Норд-Оста петербургское телевидение собрало лучших людей города, чтобы они рассказали, как нужно себя вести с террористами. Из двадцати приглашенных было два Лурье. Лев - историк и Самуил - литератор. Историк сказал, что террористов нужно уничтожать, поскольку переговариваться с ними означает - поощрять их.. Литератор высказал противоположное мнение: никакого штурма. Только переговоры.

    Он, как и положено литератору, говорил витиевато и начал с преамбулы - о необходимости покаяния┘ Я был поражен, поскольку о покаянии в наше время публично говорят только люди церковные. Либералы как-то эту тему избегают. Я уж было настроился на ⌠подражание Достоевскому■: о нравственной ответственности интеллигенции за то, что происходит в России, об идеалах добра, красоты, служения общественному благу. Печалование о том, что "творческая" интеллигенция с легкостью бросилась обслуживать нуворишей, плутократов и откровенных разбойников. Я думал, что литератор вспомнит о миллионах обездоленных и лишенных крова малых мира сего... Вспомнит о ⌠слезе ребенка■. И он вспомнил, но в весьма странном контексте. Литератор Лурье признался, что ему стыдно жить после того, как некий генерал заявил, что можно убивать двенадцатилетних мальчишек. Я вздрогнул от ужаса и уже готов был писать письма протеста в Правительство и министерство обороны с требованием отстранить кровожадного генерала от должности, но вскоре понял, что поспешил.

    Я вспомнил это интервью. Вот только господин литератор передал его содержание слишком вольно. Если бы речь шла о пересказе мемуаров знаменитой актрисы, и автор перепутал бы восьмого мужа с девятым - беды бы особой не было.

    Но в данном случае беда была. Генерал сказал, что автомат Калашникова уравнивает всех, кто из него стреляет. Он осмелился задать в эфире вопрос: ⌠Как относиться к мальчишкам, стреляющим в солдат из автоматов?■ Вопрос, согласитесь, не праздный. И не только для России. А как относиться к малолеткам-шахидам, взрывающим себя в иерусалимских автобусах и кафе?

    На следующий вечер господин Лурье снова был гостем студии и снова ⌠прошелся■ по генералам. Он признался, что ему бы очень хотелось, чтобы нами правили не солдафоны, а интеллигентные люди...

    Бедный литератор Лурье. Видно, такова судьба всех авторов записок из подполья: превращаться из поэтов-небожителей и демиургов в господ Поприщиных.

    Конечно, у каждого чудака своя Испания, но не заметить того, что вожделенная греза давно сбылась, надо ухитриться. Вот уж 11 лет, как нами правят интеллигенты. Нам их каждый вечер по телевизору показывают. И правительство, и банкиры, и новые хозяева некогда всенародного достояния сплошь интеллигенты. Стоит ли упоминать хозяев СМИ? В СМИ принципиально никого, кроме интеллигентов, не держат. Многие из новых хозяев жизни - наши земляки, и уважаемый литератор мог быть с ними даже лично знаком.

    Правда, они, к большому неудовольствию господина Лурье вынуждены терпеть в армии генералов. Куда бы приятнее иметь дело с выпускниками хореографического училища. Так ведь не идут балетные в военные...

    Нет, г-н Лурье, солдафонов у нас к управлению государством давно не допускают. Им пока только позволяют охранять интеллигентов, погибать, да довольствоваться жалованием ⌠лотошных торговцев■. Правда, один хотел попробовать, так его наш земляк быстро на место поставил, а вернее, лишил места.

    То, что правят нами интеллигенты, совершенно очевидно.

    Разве водопроводчики или водители снегоуборочных машин придумали аферу с ваучерами?! Дали подержать в руках ровно нарезанные бумажки, а потом заявили, что народ вместе с этими бумажками отдал аферистам и недра, и заводы, и самолеты с аэропортами, и даже сберегательные вклады.

    Это, как в известной истории: ⌠Руку жал? - Жал.- Женись■.

    И окрутили, и оженили, да еще собираются тех, кто взывает к совести, объявлять террористами и врагами народа.

     

    Раньше тех, кто пытался осмыслить происходившее в России, посылали либо в тюрьму, либо в "дурку" (правда, некоторых жалели и посылали в известное место). Теперь правдолюбцам предлагают новый неологизм: ⌠Спросите у Лившица■. Несколько лет этот господин рассказывал по телевидению о макроэкономике, для ⌠построения■ которой потребовались иностранные займы в десятки миллиардов долларов

    Говорил он весело, остроумно, с использованием специальной лексики и даже специфического жаргона (блатного арго). Глядя на этого улыбчивого интеллигентного господина, граждане-телезрители очень скоро начинали сомневаться в собственных умственных способностях. И было от чего. Я так до сих пор и не понял, почему при оттоке из России валютных средств, исчисляющихся десятками (сотнями?) миллиардов долларов, нужно делать займы и платить по ним высокие проценты. Совершенно не понятно, почему интеллигентных господ, прибравших к рукам даже не миллионы, а миллиарды нет возможности упрятать за решетку.

    Мне-то что... За Ротшильда обидно. Эта легенда мирового капитала несколько веков собирала свое состояние огромным семейством в разных странах по франку-гульдену, а тут явились интеллигентные граждане России и в один удар сделали Ротшильдов заурядными богачами средней руки.

    К тому, что деньги сами липнут к рукам тех, кто сидит к ним поближе, мы давно привыкли.

    А вот к тому, что интеллигентные люди позволяют себе говорить по телевидению и в газетах скабрезные пошлости, оскорблять национальные и религиозные чувства, привыкнуть трудно.

    Хотя все и смирились с тем, что сфера интересов телевизионщиков ограничена чернухой и порнухой, все же хочется, чтобы в эти рамки иногда попадало что-нибудь, кроме попсы, хохм, всевозможных ⌠угадаек■ и ток-шоу. Но, судя по тому, как работники СМИ отреагировали на попытку рассказать школьникам о православной культуре, надеяться не на что.

    Я ко многому привык, но все же никак не ожидал, что реакция интеллигенции будет настолько неприличной, грубой и глупой.

    Как по команде газеты и герои телеэкранов стали лгать, будто уроки православной культуры будут вводиться в обязательном порядке. Зачем было лгать - не понятно. Скорее всего, по укоренившейся привычке. Ведь так легко проверить. Никто не собирался делать эти уроки обязательными, а непременно по согласованию с родителями, дирекцией и самими учениками. Все прекрасно понимали, что во многоконфессиональной стране никакой ⌠обязаловки■, связанной с вопросами религии быть не может.

    Однако в СМИ раздались (иначе не назовешь) провокационные вопли о ⌠посягательстве всесильных клерикалов на демократические ценности■ и о ⌠конце свободы слова■.

    В этой истерической выходке был резон. Ее услышали. Власти дрогнули и пошли напопятный. У Церкви нет возможности опровергать ложь, льющуюся часами на всех каналах.

    Как нет и тридцати пяти тысяч газет и журналов, растиражировавших ложь и оскорбления в адрес Православной Церкви и народа. Те несколько десятков церковных газет, издающихся на ⌠бабушкины грошики■, из которых можно было узнать правду, светская публика не читает.

    Программа митрополита Кирилла выходит один раз в неделю. Длится она всего лишь 15 минут и то рано утром, когда нецерковный народ попросту спит. А вот лжи было отведено лучшее время. И многие поверили лжецам.

    Я, откровенно говоря, думал, что ерничество будет по другому поводу. Пойди-замани современного молодого человека на дополнительные занятия. Он и с обязательных-то норовит убежать: покурить да уколоться.

    Так отчего же образованную публику возмутила попытка оторвать молодых людей от наркотиков, разврата и отчаяния. Почему такой дружный отпор получают старания возродить духовную и нравственную жизнь в обществе?

    Что происходит с нашим ⌠цветом нации■? Ведь при неизменной нелюбви к порядку русской интеллигенции (в отличие от западных интеллектуалов) всегда была свойственна готовность жертвенно служить общественному благу.

    А может быть дело в том, что интеллигенция всегда понимала общественное благо весьма своеобразно. Для достижения этого блага народу всегда предлагали сжечь барина и перестать верить в Бога. Ведь ⌠кишкой последнего попа царя последнего удавим■ - не Евтушенко написал с подачи товарища Хрущева.

    К величайшему прискорбию приходится признать, что образованная публика, присвоившая себе право влиять на умы и вершить судьбы народа, за последние два века ничего не поняла, ничему не научилась, и ни в чем себе не изменила. Все та же ненависть ко Христу и Его Церкви, как и в дни Французской революции, как и в ⌠окаянные дни■ нашего кровавого большевистского кошмара.

     

    Двести лет третье сословие - сиречь интеллигенция с буржуазией - морочила четвертое идеалами: свободы, равенства и братства. Соблазненный трудовой люд забросил работу (оставил паровозы и пошел на баррикады), позволил вовлечь себя в бесконечные кровавые бунты, сокрушившие христианские престолы. Уцелевшие же монархии всесильные толстосумы превратили в декоративный придаток к жесточайшей диктатуре ⌠золотого тельца■. Песни про ⌠фратернитэ■ и ⌠эгалитэ■ сменились бойкой попсой про ⌠Мани-мани-мани■.

    Мы и не заметили, как, добившись своего, жрецы мамоны выбросили из знаменитой триады: ⌠Свобода, равенство и братство■ - две последние составляющие, а первую - довели до абсурда и превратили в ее полную противоположность. Тем, кто завоевал для буржуазии безграничную власть, была дарована свобода инстинктов при абсолютном рабстве капиталу. ⌠Освобождение■ от моральных законов давно привело Европу к нравственной погибели. Почти век назад Освальд Шпенглер заговорил о закате Европы (⌠Закат Западного мира■). Он прозорливо углядел самое начало феномена. Мы пребываем в его финальной фазе. С той поры сменилось много мастеров. Они пытались ⌠гальванизировать труп■ то националистическими, то экономическими припарками. Судороги имитировали и продолжают имитировать жизнь, но это не меняет сути. Тело, лишенное духа, не может жить...

    В России многие это понимают. Поэтому только здесь и говорят о необходимости духовного возрождения. Именно духовного. Одна экономика не исправят положения.

    Постоянные ссылки на зарубежный опыт и на необходимость следования по западному пути, говорят лишь о том, что Россия попала в цепкие лапы тех, кто сами не умеют жить, и другим не дозволят.

    Их упование на стихию рынка, которая якобы сама выведет экономику из тупика, нелепо и фантастично. В этом даже, как это ни порадоксально, видна приверженность авторов к мистике и конфессионально не атрибутированной религиозности.

    Невольно начинаешь подозревать сторонников и пропагандистов этой нелепицы в злом умысле. Поражает то, что интеллигенция принялась обслуживать ⌠новые■ идеи абсолютно так же, как она обслуживала коммунистическую идеологию. ⌠Умные головы■ пытаются теоретически обосновать необходимость подчинения всего и вся вульгарному экономизму и сделать деньги главной формообразующей структурой всего строя жизни.

    Видно и история с господином Марксом ничему не научила наших мудрецов.

17.12.2002
21:15

Почему либералы боятся Православия?

    ПЛЯСКИ НА ПОМИНКАХ (Или <Почему либералы боятся Православия>) При коммунистах мы научились читать меж строк. При капиталистах волей-неволей вынуждены постигать . . .

09.12.2002
21:15

Октябрь уж наступил...

    (или прогулка по Лаврским кладбищам) В эти печальные дни октября две тысячи второго я почему-то вспоминал октябрь семнадцатого. То ли оттого, что 25-го был апогей . . .

1|2|3

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100