Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.01.2023 |
|
21.01.2023 |
Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти
|
20.01.2023 |
|
19.01.2023 |
|
18.01.2023 |
Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства
|
16.01.2023 |
В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)
|
14.01.2023 |
Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги
|
13.01.2023 |
Переписка о смене общественного строя
|
13.01.2023 |
|
12.01.2023 |
|
11.01.2023 |
Почему я не стану смотреть фильм «Дорогие товарищи!»
|
10.01.2023 |
Либералке плевать на эстетическое качество
|
09.01.2023 |
|
08.01.2023 |
Что могли б похвалить либералы
Сколько я ни занимаюсь анализированием живописи, я остаюсь потрясающе слеп к деталям. Никогда не обращал внимания в “Последнем дне Помпеи” (1834) Брюллова на холодность, выразившуюся в том, что художник придал "слишком внятную, неправдоподобную в ситуации бедствия репрезентативность пластических групп” (https://arzamas.academy/mag/1116-brullov). В самом деле, смотрите, как красиво обнялись мать и две дочери. Это гораздо красивее откопанных останков. Хоть, с другой стороны, таков был "словарь патетических жестов и остановленных на пике движений, подобающий образу бедствия, был уже отчасти сформирован в живописи европейского романтизма, открывшего душераздирающие сюжеты” (Там же). Кто ж прав? Наверно, упрекающий, потому что романтизм в 1834 году был уже припозднившимся течением. "Бенуа, имея в виду уже не только саму картину, но и весь порожденный ею шлейф академических отвлеченных постановок, тоже предъявлял ей стилистический счет — независимо от сюжета, он возражал против чрезмерности пластических эмоций, казавшейся ему пошлой” (Там же). Эстетика эффектов, как я вычитал когда-то у Алленова. Пыл и жар, не могущий проявиться по сути иначе, чем лживо, из-за николаевской реакции в стране (хоть писалась картина вне страны, зато вокруг кипело проигравшими – из-за безнародности – революциями). Но всё же – я-то оказался слепым. Или вот: "…внятность — люди не заслоняют друг друга, каждая группа воплощает определенное чувство, от паники до надежды, и иллюстрирует некий моральный тезис…” (Там же). Это всё – эхо классицизма. Так отличное ж эхо. А я не вижу. – Зло берёт на себя… С так называемым соцреализмом такая же история. Там же полно достижений. – Нет. Я слеп. И ещё я одного не понимаю… Цитаты я взял из буквально вчерашней статьи (16 августа 2022). Из журнала “Арзамас”. А он тяготеет к либералам, по-моему. Так автор, Галина Ельшевская, могла б увидеть и некую актуальность эстетики эффектов ввиду теперь провалившейся перспективы оранжевой революции в России. Нет, она хладнокровно заключает: "Сегодня она уже не вызывает сильных эмоций. И даже не в том дело, что реабилитации художника после вердикта, вынесенного ему во второй половине XIX века, так и не случилось, — существеннее, что по прошествии лет сама брюлловская поэтика оказалась отринута уже без гнева, но с безразличием, которое, пожалуй, хуже гнева. Экскурсоводы привычно останавливают группы возле огромного полотна, но объяснить природу былых восторгов им бывает нелегко” (Там же). 17 августа 2022 г.
|
07.01.2023 |
Притянуть, что ли, политическую ноту?..
|
05.01.2023 |
|
04.01.2023 |
|
03.01.2023 |
|
02.01.2023 |
|
01.01.2023 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"