Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
08.01.2023 |
Что могли б похвалить либералы
|
07.01.2023 |
Притянуть, что ли, политическую ноту?..
|
05.01.2023 |
|
04.01.2023 |
|
03.01.2023 |
|
02.01.2023 |
|
01.01.2023 |
Вообще отпад
Как дальнейшее можно писать, я не понимаю. Но оно логично! И я это напишу. Всё началось со смотрения на такую вот репродукцию. Фатеев. Выше звезд. Из цикла “Заратустра”. 1915. Меня зацепило это Заратустра. Женщину я счёл старухой. И взял и спросил поисковик: “Ницше Так говорил Заратустра старуха”. И мне выдало страницу со старухой. Её надо всю процитировать: "О СТАРЫХ И МОЛОДЫХ ЖЕНЩИНАХ Отчего крадешься ты так робко в сумерках, о Заратустра? И что прячешь ты бережно под своим плащом? Не сокровище ли, подаренное тебе? Или новорожденное дитя твое? Или теперь ты сам идешь по пути воров, ты, друг злых?" – – Поистине, брат мой! – отвечал Заратустра. – Это – сокровище, подаренное мне: это маленькая истина, что несу я. Но она беспокойна, как малое дитя; и если бы я не зажимал ей рта, она кричала бы во все горло. Когда сегодня я шел один своею дорогой, в час, когда солнце садится [желтоватый кругляш, что есть на картине, уверил меня, что именно это место иллюстрировал художник], мне повстречалась старушка и так говорила к душе моей: "О многом уже говорил Заратустра даже нам, женщинам, но никогда не говорил он нам о женщине". И я возразил ей: "О женщине надо говорить только мужчинам". "И мне также ты можешь говорить о женщине, – сказала она, – я достаточно стара, чтобы тотчас все позабыть". И я внял просьбе старушки и так говорил ей: Все в женщине – загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью. Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребенок. Но что же женщина для мужчины? Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки. Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина – для отдохновения воина; все остальное – глупость. Слишком сладких плодов не любит воин. Поэтому любит он женщину; в самой сладкой женщине есть еще горькое. Лучше мужчины понимает женщина детей, но мужчина больше ребенок, чем женщина. В настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет играть. Ну-ка, женщины, найдите дитя в мужчине! Пусть женщина будет игрушкой, чистой и лучистой, как алмаз, сияющей добродетелями еще не существующего мира. Пусть луч звезды сияет в вашей любви! Пусть вашей надеждой будет: "о, если бы мне родить сверхчеловека!" Пусть в вашей любви будет храбрость! Своею любовью должны вы наступать на того, кто внушает вам страх. Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще женщина мало понимает в чести. Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем быть любимой, и никогда не быть второй. Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены. Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина еще дурна. Кого ненавидит женщина больше всего? – Так говорило железо магниту: "я ненавижу тебя больше всего, потому что ты притягиваешь, но недостаточно силен, чтобы перетянуть к себе". Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет. "Смотри, теперь только стал мир совершенен!" – так думает каждая женщина, когда она повинуется от всей любви. И повиноваться должна женщина, и найти глубину к своей поверхности. Поверхность – душа женщины, подвижная, бурливая пленка на мелкой воде. Но душа мужчины глубока, ее бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но не понимает ее. – Тогда возразила мне старушка: "Много любезного сказал Заратустра, и особенно для тех, кто достаточно молод для этого. Странно, Заратустра знает мало женщин, и, однако, он прав относительно их. Не потому ли это происходит, что у женщины нет ничего невозможного? А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я достаточно стара для нее! Заверни ее хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет кричать во все горло, эта маленькая истина". "Дай мне, женщина, твою маленькую истину!" – сказал я. И так говорила старушка: "Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!" – Так говорил Заратустра. И меня вдруг озарило… Не знаю, согласитесь ли вы… Впечатление ужасного Этого мира, повязанного ненавистной причинностью и законами. Притчевый стиль, как в Библии ненавидимого для Ницше христианства. Ритмизированная проза. Так говорил Заратустра: / | - - / | - - / | - | Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку: / | - / | / - - | / - - | / - - | / - Дай мне, женщина твою: / | - / | - / | - / | маленькую истину: / | - / | - / | - / | Отчего крадешься ты так робко в сумерках, о Заратустра? / | - / | - / | - - / | - /| - /| - /| - /| - Это ж – кандалы для свободного мыслеизложения. Это ж похоже на недоницшеанство (см. тут). Ненавистное. Приземлённое. На свою сверхпользу заточенное. Это ж всё – путь к сверхвзрыву, взрыву такой силы, что вышвырнет тебя вон вообще из Этого мира в метафизическое иномирие. А Фатеев, не найдя иного способа сказать Этому несвободном миру “фэ” (бледнопись у него от неуверенности в своей собственной правоте), - Фатеев берёт и иллюстрирует “фэ” Ницше зачёркиванием слева направо и сверху вниз. Во такой кандибобер… И я телепаю, что его вдохновило. Не буквально, но оно носилось в воздухе. За два года до того Ленин написал такие слова: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно” (http://leninvi.com/t23/p043). Большевики создавали впечатление, что они точно знают, какое и как построить лучшее будущее. Фатеев как бы предчувствовал тоталитаризм и содрогался. В то же время революции в физике, одна за другой, намекали на прямо противоположное видение мироустройства. Специальная (1905) и общая (1915) теория относительности, ядерная структура атома (1911), волновая природа рентгеновских лучей (1912), квантовая теорию атома водорода (1913), квантованные уровни энергии в атоме (1914). В макромире этому аналог был в свободе воли. Но – очень смутно. – Отсюда бледнопись. Есть у Ницше в книге и проблески позитивные. Вот он проповедовал-проповедовал высшим людям (а те не высшие – см. выше) и скис. "Говоря эти речи, Заратустра стоял около входа в пещеру; а с последними словами ускользнул от гостей своих и выбежал ненадолго на свежий воздух. "О чистые запахи вокруг меня, – воскликнул он, – о блаженная тишина, меня окружающая! Но где же звери мои? Ко мне, мой орел и змея моя! Скажите мне, звери: быть может, дурной запах исходит от этих высших, когда они собираются все вместе? О чистые запахи вокруг меня! Лишь теперь понимаю и чувствую я, как люблю вас, звери мои!". И снова Заратустра повторил: "Я люблю вас, звери мои!". И когда говорил он слова эти, змея и орел приблизились к нему, подняв на него взоры. Так стояли они тихо втроем, вдыхая в себя чистый воздух и упиваясь им. Ибо здесь он был лучше, чем у высших людей”. И вышел от них на воздух. И позвал змею и орла. И ему немного полегчало после них, тоталитаристов (в них "злой дух”). Может, и ритмизированность здесь слабее? И снова Заратустра повторил: - / | - /| - /| - / | - / | Я люблю вас, звери мои: - - / | - / | - - / | Не шибко… – Придётся проглотить. И тогда зачёркивать Фатееву не надо изображение этой сцены, и можно позитивные краски подобрать для такой минуты. Научные революции в физике как-то до Фатеева докатились как альтернатива Порядка (с негативными ассоциациями от Порядка, судя по Этому миру). И это толкнуло на некое повторение мечтательного символизма границы 19 и 20 веков. Только то был какой-то облачный, тающий, что ли (из-за неясности, что ж это за будущее), Чюрлёнис. Сотворение мира V. 1906. а этот какой-то графический, с линиями. Фатеев. Музыка сфер. 1929. Бумага, темпера. В общем, понятно, что это – антисоветским настроением рождённое искусство. И понятно, почему организация этих художников была разогнана. 11 августа 2022 г.
|
31.12.2022 |
|
30.12.2022 |
|
29.12.2022 |
Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!
|
28.12.2022 |
Каспар Давид Фридрих и анекдот
|
27.12.2022 |
|
25.12.2022 |
|
21.12.2022 |
Вроде бы не духарятся, серьёзные люди
|
21.12.2022 |
Вроде бы не духарятся, серьёзные люди
|
20.12.2022 |
Когда настоящий художник рисует небо, он делает это не для показа его красоты
|
19.12.2022 |
Я – как андерсеновский ребёнок с голым королём: что вижу, то и говорю
|
18.12.2022 |
Огромная неожиданность – это эстетическая ценность
|
18.12.2022 |
Огромная неожиданность – это эстетическая ценность
|
17.12.2022 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"