TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

     

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести.

    Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно ж жаловаться в принципе (у людей свои хлопоты, кому нужны ещё и мои), А ещё потому стыдно, что не впервой же жалуюсь…

    Не хотят люди, большинство, вникать в сокровенное мироотношение художников-экстремистов. А я согласен вникать. И у меня в этом одно из расхождений с теми, кого я хочу просвещать, кто не понимает художников-экстремистов.

    Мне кажется, наивному, что то, что про сокровенное мироотношение, не может не быть общеинтересным. Ведь сплетничать-то про знакомых (знакомых лично или по наслышке) любят многие. – Ан нет. Одно дело – поступки, связанные с сокровенным, другое – мысли, тем более у художников – выражение мыслей (или – не плюнуть ли в сторону? – выражение подсознательного). В живописи – средствами несловесными. – Заумь, - думает большинство. И моё просвещение кончается, не начавшись. А я ж ещё и просветить – теперь вот – хочу о том, что мне самому не ясно (и хорошо, если прояснится к концу статьи).

    Не ясно мне о скульпторе Гликмане, самовыражавшемся не в скульптуре, а в рисунках. Он там отчаянно искажал натуру. Например, вот.

    Гликман. Странник-Стравинский. 1982. Холст, масло.

    Нет, он даже не исказил черты его лица.

    Но эта голость. Вернее, почти бестелесность… - Гонимый, что ли? - В СССР, да. Его музыку долго не исполняли. Но где-то мелькнуло, что он объездил с концертами весь свет (кроме Китая). Или для Гликмана важно, что родина его не приняла?

    Так для меня не ясно, как Гликман родину свою осуждает: как экспрессионист или как ницшеанец? То есть, как коллективист или как индивидуалист? То есть, грубо: он за коммунизм в каком-то сврхбудущем, как Второе Пришествие, или за принципиально недостижимое метафизическое иномирие как цель бегства из Этого плохого-преплохого мира?

    Вещь написана в 1982 году.

    "21 сентября 1962 года Стравинский прилетел в Москву, где дирижировал своими сочинениями (в октябре - в Ленинграде). Концерты Стравинского были восторженно встречены музыкальной общественностью страны" (Википедия).

    В 1982 году уже 20 лет, как не гоним в СССР… Но что толку от того, гоним или не гоним, если на Этом свете очень и очень плохо то ли коллективисту, то ли индивидуалисту… Та музыка, до какой дошёл в итоге Стравинский, считанным единицам понятна. То есть он гоним во мнении большинства. И ещё вопрос, не притворяется ли музыкальная общественность, что она понимает додекафонную музыку. А какое из экстремистских мироотношений она выражает? Плюс представители обоих экстремизмов (и искусствоведы), например, в живописи различия не видят, и я один маюсь…

    Вот Мамонова применяет знаковое для меня слово "вневременное” как цель выражения Гликмана. И я думаю, что, если она права, то идеал Гликмана метафизическое иномирие. Но я хватаюсь в Википедии за слова Стравинского о Сати (большом революционере в музыке): "Кто может вынести это однообразие?” То есть это известное доведениие ницшеанцем своего восприемника (в литературе, скажем) до предвзрыва, предполагающего взрыв такой силы, что вышвырнет вон из Этого дрянного мира в метафизическое иномирие. То есть, раз такое ницшеанство Стравинскому не по душе, то он экспрессионист. А "вневременное” Мамоновой не верно.

    Её слова: "Фигуры переводил в графические конструкции на плоскости… Если Гликман писал тело, оно чаще всего оказывалось бесплотным, едва намеченным линией или растворенным в цвете. Иногда тело на холсте как бы “схлопывалось”, сворачивалось в причудливый, но ясно читаемый условный знак”.

    Ну очень близко к тому, что мы видим в “Страннике-Стравинском”. И слова, и изображение смахивают на пассивный вариант ницшеанства – пробуддизм. Это далеко от предвзрыва ницшеанства.

    С неким минимализмом, т.е. пробуддизмом, ассоциируются и такие её слова:

    "Со временем Гликман выработал несколько характерных поз и жестов… Характерна для визуального лексикона Гликмана и фигура сидящего на земле человека в профиль. Таким он увидел Михаила Зощенко, вписав его фигуру в угол холста, как будто загнанной в угол комнаты или тюремной камеры (“Портрет М. Зощенко”, 1991). Иногда такая поза обозначала вечного странника-скитальца (“Странник Стравинский” или “Путник Стравинский”, 1982 (Илл.2)), а в картине “Плач об умершем младенце” (1974) по мотивам вокального цикла Д. Шостаковича “Из еврейской народной поэзии” в такой позе изображен мертвый ребенок”.

    Особого бунта не чувствуется. Итого, он не экспрессионист.

    Хорошо, с пробуддизмом Гликмана, вроде, я определился. Но как судить подсознательный это у него идеал или осознаваемый?

    Что-то мне шепчет, что рисовальщик не смог бы быть принимаемым плохой властью скульптором, если б осознавал, что за червь его заставляет почти подпольно рисовать.

    11 июня 2022 г.

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не . . .

25.08.2022
19:18

В чём русская исключительность? – В неброскости

    Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было . . .

24.08.2022
11:25

Плохой принцип: наоборот

    Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова: "Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для . . .

23.08.2022
19:24

Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь

    И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100