TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина

ЛИТЕРАТУРА И МЫ


23.05.2008
15:22

Несколько соображений по поводу хрущёвской ╚оттепели╩ и ╚шестидесятников╩

    При попытке моей вывести дискуссию на ДК о судьбе современного русского театра на конструктивный диалог, оказалось, что в статье моей ╚Размышления н . . .

19.05.2008
17:51

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАДВОРКАХ (Посыл √ пьеса Бориса Дьякова ╚Синематографическая трагедия╩)

    ( Пьеса Бориса Дьякова ╚Синематографическая трагедия╩ здесь - Ред.) Дискуссия, случившаяся на ДК после опубликования вышеназванной пьесы, выявила три позиции, . . .

14.05.2008
09:46

НА СМЕРТЬ ЛЕНИНА ( продолжение темы: Мы √ не рабы, рабы не мы┘ А кто мы?)

    Мы √ не рабы, рабы не мы┘ А кто мы? продолжение 25 НА СМЕРТЬ ЛЕНИНА Он был русский человек, который долго жил вне России, внимательно разглядывал нашу страну, - . . .

04.05.2008
10:03

ЖАЛЬ... (по поводу дискуссии о рассказе Л. Нетребо "Левый шмель")

    Считаю своим долгом возразить предыдущим рецензентам данного рассказа, оказавшимся, мне думается, одураченными мистификацией автора. Рассказ ╚Левый шмель╩ от . . .

08.04.2008
15:46

1923

    Мы √ не рабы, рабы √ не мы... А кто мы? (продолжение) 1923 год 23 30 декабря 1922 года состоялся Съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов, который новорусские . . .

24.03.2008
13:31

УРОКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

    Рабы √ не мы, мы √ не рабы. А кто мы? (продолжение) УРОКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 21 Гражданско-Отечесчтвенная война была все-таки более Гражданской, если зрить в корень . . .

09.03.2008
14:02

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА-3

    Рабы √ не мы, мы √ не рабы. А кто мы? ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА-3 20 Генуэзская конференция, столь сильно помогшая укреплению позиций большевиков внутри страны, не могла . . .

26.02.2008
18:06

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА - 2

    Рабы √ не мы, мы √ не рабы. А кто мы? ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА - 2 18 Удивительно, но факт: история Гражданской войны в СССР, изучаемая в советское время миллионами . . .

18.02.2008
15:03

ПОД ВЛАСТЬЮ ЮРОДИВЫХ-2

    Рабы √ не мы, мы √ не рабы. А кто мы? ПОД ВЛАСТЬЮ ЮРОДИВЫХ-2 13 Прежде, чем говорить о конце двоевластия на Руси, случившегося 6 июля 1918 года, давайте попробуем . . .

13.02.2008
17:58

ПОД ВЛАСТЬЮ ЮРОДИВЫХ

    Рабы √ не мы, мы √ не рабы. А кто мы? (продолжение) ПОД ВЛАСТЬЮ ЮРОДИВЫХ 11 Дураков да юродивых русский народ всегда понимал, всегда любил, хотя при этом . . .

14.01.2008
16:43

Ленин (продолжение)

    Рабы √ не мы, мы √ не рабы. А кто мы? ЛЕНИН (Продолжение) 9 Итак, из трех возможных в 1917 году путей Россия выбрала путь хаоса, ибо народ-холоп не увидел в . . .

03.01.2008
09:25

13 ПРИЗНАКОВ ПРЕДНОВОГОДНЕЙ ПАРАНОЙИ 2007-2008

    1 Впервые на 13 году жизни в Германии уснул спокойно и в тишине в новогоднюю ночь уже через два часа после начала диких воплей толпы у Бранденбургских ворот и . . .

10.12.2007
10:39

Ленин

    ╚Мы √ не рабы, рабы √ не мы╩ А кто же мы? ЛЕНИН 1 Ленин √ фигура общепланетарного масштаба. Двадцатый век родил таких еще лишь двух политиков: Гитлера и . . .

03.12.2007
17:42

РАБЫ ПРОДАЖНЫЕ И РАБЫ ВОССТАВШИЕ

    Валерий Куклин ╚Рабы не мы, мы √ не рабы╩ (продолжение) РАБЫ ПРОДАЖНЫЕ И РАБЫ ВОССТАВШИЕ Но прежде, чем говорить о Ленине, как о человеке, перевернувшем мир, . . .

16.11.2007
16:32

Рабы идей (прoдолжение циkла "Рабы - не мы..."

    РАБЫ - НЕ МЫ, МЫ √ НЕ РАБЫ Продлжение РАБЫ ИДЕЙ 1 Россия в период правления Александра Второго, как известно, развивалась семимильными шагами √ и уже к . . .

06.11.2007
12:02

"Рабы - не мы, мы - не рабы"

     

    На тему вот уж 20 лет, как злободнувшую...

     

    Предлагаю вниманию первую из серии задуманных мною статей, от реакции на которую зависит увидят ли они свет полностью. Ибо говорить хочется о наболевшем, о том, что кажется наиболее важным, порой болезненном, от чего в Германии наш русскоговорящий брат как-то быстро отвыкает, предпочитая развлечения или то, что немецкий бюргер называет словом ╚шпас╩.

    Я же хочу побеседовать с противниками и согласными с моими позициями о том, почему же рухнула огромная империя СССР, превратившись в одночасье в груду развалин и пятнадцать националистически ориентированных (если не сказать, нацистских) государств, из которых нам было проще уехать, чем остаться в них и бороться за установление там нормального политического климата и сносных условий существования┘

    Говорить об этом надо резко, обижая направо и налево всех небезразличных к этой проблеме людей, не позволяя жульничать при оценке недостатков и достоинств ушедшего в небытие государства, бывшего нашей Родиной. Слабая попытка моя сделать это в выпускаемой мною в 1998-1999 гг газете ╚Шпетаусзидлер╩ была пресечена рядом германских чиновников столь хитроумным способом, что вызвало у меня стойкое мнение, что негласная цензура в Германии существует, а тема, о которой я только что сказал, действительно важна, актуальна, что силам, которым выгодно замолчать данную катастрофу либо рассмотреть ее, как малозначащий отвилок в мировой цепи исторической эволюции, противопоставить возможно только свою смелость. Так что если дискуссия эта не разовьется, виноваты будем в этом я и читатель, а если прервется √ те самые силы.

    Но довольно преамбул, перейдем к делу┘

     

     

     

    СТРАНА РАБОВ

     

    Люблю Отчизну я, Но странною любовью

    М. Ю. Лермонтов

     

     

    1

     

    Точнее к истории. Ибо теперь все, что связано с СССР, есть уже история. И в основе ее лежит колониальная политика ее предшественницы и наследницы России, бывшей еще при Иване Грозном Московитией, а при основателе ее Иване Третьем и вовсе Татарской Русью в противовес Руси Литовской. Ибо с признания факта, что отсчет жизни России следует начинать с середины правления дедушки Ивана Грозного, а не с легендарных Рюрика и его братьев, и надо говорить о том, что такое наша потерянная Родина и почему она такой была.

    Захват Твери, Пскова, Новгорода Великого, Рязанского княжества следует рассматривать не как ╚объединение русских земель вокруг естественного центра проживания русского народа - Москвы╩, а как начало колониальной, хищнической политики ставленников татарских ханов - князей ветви Даниловичей в отношении тех административных районов русскоговорящего населения, которые тяготели либо к самостоятельности, либо тянулось к западным формам самоуправления. Отголоски этого противостояния были не только во времена Тургенева и Аксакова, но существуют и по сию пору.

    Победила Татарская Русь - образ государственного образования без средневекового демократического Вече, но с единым владетелем огромных масс народа, где все, кроме Великого Князя, затем царя, императора, Председателя Совнаркома, Генерального Секретаря, Президента, являлись ХОЛОПАМИ. Это не была ╚страна рабов, страна господ╩, это была страна Господина, страна холопов. То есть в сути своей, в самой основе, Россия-СССР всегда оставалась подобием империи Чингиз-хана. Отсюда √ объяснение столь удачной колониальной политики России на Восток и невозможность ее развиваться западнее Буга, отсюда √ поражающая во все времена европейцев способность русских мирно сосуществовать с покоренными народами, склонность вступать с ними в смешанные браки и даже выступать в случае вспышки национально-освободительных тенденций на стороне покоренных народов.(Признание последнего факта особенно важно, ибо оно подкреплялось выступлениями не отдельных представителей нации, ее интеллигентов, как Лас-Касас или Швейцер, например, а десятками тысяч людей порой даже необразованных).

    Покорив единоверцев, говорящих на едином с москвичами языке, Татарская Русь обратила свои взоры в сторону Запада, где было множество городов и накопленных богатств (отсюда Ливонские войны) и Востока, где жили неорганизованные в государственные структуры приволжские племена и влачили жалкое существование остатки некогда могущественной Золотой Орды с населением иноверческим, но в остальном адекватным менталитету русского народа. Север в результате трех геноцидов в Новгороде Великом и без того платил Москве дань, а периодически приходящие к Москве и грабящие ее крымские татары вызывали покуда ужас у русских перед Югом. Шестнадцатый век показал, что двигаться русский народ может легко лишь в сторону Востока √ по линии, так сказать, наименьшего сопротивления. Самым удачным продвижением на Юг был поход все того же Грозного на Астраханское царство и превращение Волги в великую русскую реку.

    Смутное Время, случившееся, как ответная агрессия нелепого государственного образования в виде союза Речи Посполитой и Литовской Руси против Руси Татарской, едва не привело к полному исчезновению православной культуры на территории Восточной Европы и сократило население Московитии вдвое. Этот четырнадцатилетний процесс вызвал, во-первых, бегство части русского населения дальше на Восток, что привело не к юридическому, как при Грозном и Ермаке, присоединении Сибири, а к фактическому захвату этих земель людьми, которые звали себя холопами московского царя, но ничем и ни в чем фактически от него не зависели. Осознанность себя сопричастным с жизнью живущего где-то в каком-то Кремле человека (Бориса Годунова ли, Самозванца ли, Шуйского, королевича Владислава, Михаила Романова) вынуждало первопроходцев, убежденных царских холопов отбирать у местных племен ╚мягкую рухлядь╩ и отсылать ее в Москву.

     

    2

     

    Здесь следует сделать небольшое отступление, ибо следующая мысль вызывает при устных беседах недоумение слушателей, хоть и согласие. Русский первопрохордец отличался от европейских исследователей и колонизаторов того и позднего времени кардинально. Он покорил земли от Уральских гор до Тихого океана не силой оружия и небывалым мужеством, как утверждают авторы учебников, а оружием самым для разума профессиональных государственных мужей и военных необычным √ лукавой добротой.

    Некогда разбойник, а потом наемник купцов Строгановых Ермак выиграл одну-единственную битву с сибирским царем Кучумом, бывшим, кстати, далеко не в чести у народов Великой Степи и почитающимся третьеразрядным ханом. Потом Кучум разгромил русских наголову, уничтожил и самого Ермака, не заметив при этом богатыря. Как не заметил хан и появления множества больших и малых поселений русских мужиков, пришедших по следам будущего героя народных легенд и песен. Они платили покуда дань хану √ и Кучум был новыми подданными своими доволен.

    Спохватился владетель Сибирского царства когда его разгромили регулярные русские части только потому, что местное население не захотело поддерживать хана. Спохватился, стал уничтожать русских мужиков-колонизаторов, да было для него уже поздно: мысль о колонизации путем лукавого добра прочно укоренилась на сибирской земле.

    А представляло оно собой естественное включение культуры и быта оседлого жителя среднерусской равнины в культуру и быт кочевых сибирских племен. Квадратный, деревянный, отапливаемый печью дом в условиях Сибири оказался удобным не только для жизни русских семей, но и для спасения в нем и лечения эвенков, ханты, манси и людей других народов, живущих в круглых, переносных чумах с огневищами. Огороды и погреба позволяли русским сохранять в течение круглого года достаточное количество пищи не только для своих нужд, но и для обмена с местными племенами на мясо, шкуры, помогать в случаях массового падежа животных либо гибели тех же оленей из-за высокого снега и бескормицы.

    Доброта русского человека по отношению к сибирякам была лукавой по причине корыстных интересов колонизаторов, не имеющей ничего общего с христианским милосердием первых апостолов. Русские пользовались обычаями кочевых племен отдавать гостям женщин своих в постель √ и брали девушек в наложницы, попадая с течением короткого времени в самими же сооруженный капкан: у девушек рождались дети, что в сознании русского крестьянина того времени было равносильно признанию себя мужем туземки. А о том, что ╚семья есть первичная ячейка общества╩, крещеная Русь знала задолго до объявления об этом Энгельсом.

    Словом, холоп царя московского и муж туземной женщины, живущий в теплом квадратном доме при огороде с витаминами и при тайге с дичью, молящийся на красиво писанный на дереве красками лик мужчины со светящимся кругом над головой, в сознании старейшин тех племен, которые служили раньше Кучуму, выгодно отличался от врывающегося в селение бешено орущего всадника, одетого в растрепанный малахай, в несколько грязных халатов, вооруженного пикой и саблей, да к тому же совсем чужого здесь жителя неведомых степей, какими были в глазах коренных сибиряков джигиты чингизида Кучума. Из двух чужаков, как из двух зол, сибиряки выбрали чужаков для себя выгодных. И пошли за русскими.

    Надо полагать, это свойство незлобливой колонизации Сибири выработалось у русских в результате Великой Смуты, ибо бежали-то за Каменный пояс-Урал люди, уставшие от кровавой многолетней бани на территории всей нынешней Центральной России, сами боящиеся зла и не имеющие сил на то, чтобы творить зло самим. Не побежали же ╚тушинские перелеты╩ да Федька Андронов, остались. А первые колонисты Сибири оказались и первыми диссидентами-практиками, а не болтунами-диссидентами в истории России.

     

    3

     

    1618 год был годом переломным в мировой истории, ибо знаменует окончание смуты в связи с Деулинским перемирием и начало первой в истории человечества мировой войны, названной впоследствии тридцатилетней и приведшей к ополовиниванию населения Западной Европы. Но с этого года начинается и относительно мирная жизнь Татарской Руси, не боящейся агрессии со стороны Запада, где насмерть бились два поколения подряд сторонники католицизма и реформации. Ненависть и презрение Европы к России, считающей эту войну чужой для себя, порожденные в те годы, мы ощущаем и по сей день.

    Но весь сей ╚бунташный век╩, вплоть до появления на его исходе полусумасшедшего царя-плотника Петра Первого, Россия была предоставлена сама себе то воюющей, то зализывающей раны Европой √ и именно поэтому имела возможность самостоятельно, без чужой ╚помощи╩, встать на ноги. Встать настолько крепко, что истинный устроитель Государства Российского отец Петра Алексей Михайлович справился с величайшим в истории человечества крестьянских бунтом под руководством Степана Разина. В бунте том участвовало около двух миллионов человек √ добрая четверть всего населения тогдашней Европы.

    При этом сын первого Романова умудрился согласиться принять земли порубежные с Польшей в подданство под именем Украины, признав законной власть избранного демократическим путем, а вовсе не божьей милостью самодержца Б. Хмельницкого, вернуть Смоленск, прихватить часть нынешней Белоруссии.

    Ко времени прихода к власти с юности обагрившего в ╚переславльских баталиях╩ руки человеческой кровью царя-преобразователя, Татарская Русь стала самой большой на планете страной Россией, граничащей с одной стороны с потерявшей свое всеевропейское значение Польшей и управляемым юным психопатом Карлом ╚Свейским королевством╩, с другой √ колонией турецкого султана со столицей в Бахчисарае, а также неведомыми никому хорезмским и джунгарским ханствами, горами и пустынями легендарного Китая и водами какой-то уж совсем мифической Японии.

    Во имя спорного императорского титула и самоназвания великой державой сын царя Тишайшего влезал в дела всех своих соседей, потерял целую армию во время Прутского похода, посольство Булат-Булаковского в Хорезме, двадцатипятилетним измором добился отторжения от шведов узкой полоски балтийского берега, построил несколько маленьких крепостей, один новый город на болоте, захватил Финляндию, Лифляндию, Эстляндию, Литву и сократил число холопов своей страны на тот же самый процент, на какой сократилось население Европы в результате тридцатилетней войны. Внешне эффектные реформы бюрократического аппарата, отрубание бород, замена стрельцов рекрутами, постройка кораблей и беспрерывное законотворчество отвлекли внимание потомков от массового бегства русского населения в поисках легендарного Беловодья в Сибирь, на Дальний Восток и на Алтай.

    Вторая волна эмигрантов-диссидентов по следам Хабарова и присно с ним была настолько мощной, что именно в это время стали организовываться на этих гигантских территориях чистокровно русские селения с особым укладом жизни, который впоследствии стал называться этнографами оригинальным сибирским. Именно ими основанные поселения стали форпостами, а угодья их √ границами между Россией и манчжурским государством, укрепляющимся в те же годы в Китае.

    После таинственной смерти Петра (имеются основания считать ее насильственной, в интересах Великобритании) последующий ╚бабский переполох╩ обогатил Россию лишь Киргиз-Кайсакией в виде так называемой Букеевской Орды, спасающейся от геноцида со стороны прущих к Волге джунгар. Последующее присоединение остальной части Младшего Жуза и кибиток Среднего Жуза произошло сходным с историей завоевания Сибири путем: люди, живущие в квадратных деревянных домах, оказались крайне необходимы людям, живущим в круглых войлочных юртах┘ И ни ханы, ни их военачальники ничего с этим поделать не смогли. Так возник Семипалатинск.

    Последняя из цариц, мужеубийца и потаскуха Екатерина, в истории осталась Великой за то, что один из любовников ее √ князь Потемкин √ после нескольких кровопролитных войн разгромил развалившуюся, теряющую по всей территории Средиземноморья колонии Порту и присоединил к России северное побережье Черного моря с надоевшим Москве за сотни лет своими разбоями полуостровом Крым.

    По смерти Екатерины Второй, уже при Павле и Александре Первых, война с турками продолжалась лишь для того, чтобы к России, в конце концов, отошли Молдова и Валахия, владетель которых просил принятия этих земель в подданство еще царя Петра. Решающую роль в заключительной главе этой многолетней эпопеи сыграл будущий победитель Наполеона М. Кутузов. Одновременно с этим к России от Турции отходила большая часть Закавказья √ та самая, которую просил принять в подданство Москве еще Великий Моурави Г. Саакадзе в годы царствования Тишайшего из царей.

    Россия превратилась в рыбу, сожравшую больше, чем она могла бы переварить. А тут, в результате бездарной внешней политики Александра Первого, началась Отечественная война, отвлекшая внимание от проблем завоеванного юга, война, выигранная благодаря лишь чуду и гению оболганного и всечасно оскорбляемого царем Кутузова. Сей одноглазый мудрец молил императора не идти в Европу, не гробить ради чужих интересов тысячи русских солдат, не тратить средства, нужные для восстановления собственной державы, на спасение всегдашних ее врагов √ потомков десятков европейских аристократических фамилий.

    Но ради танцев на конгрессе в Вене Его Величество положил десятки тысяч русских жизней по дороге до Парижа, а после подарил завоеванное европейским князькам да королькам просто так, даже без обещаний дружбы. (Одной из особенностей характера высоких политиков является вопиющая неблагодарность. Об этом вспомнят россияне во время Крымской компании, когда облагодетельствованные их императором все главы европейских держав примут сторону Франции и Турции, посоучаствуют в грабеже России по Парижскому договору). А по возвращению на родину Александр Павлович возвышает Аракчеева, создает воинские поселения и начинает войну на Северном Кавказе, продлившуюся более тридцати лет.

    Война эта, сожравшая все силы России, подорвавшая экономику, описана сотнями людей, в том числе таких титанами, как Пушкин, Лермонтов и доживший до двадцатого века Толстой, нужна была России только для того, чтобы обеспечить охрану караванов, идущих в отданное ей Турцией Закавказье и из него через перевалы Большого Кавказского хребта. Других причин для войны с горцами у России не было, интереса русского крестьянина к каменистым здешним землям, жаркому лету и суховеям не наблюдалось, потому и легкой лукаво-доброй колонизации не могло произойти. Это была самая настоящая агрессия √ и народы Северного Кавказа боролись за честь и свободу свою так, как должно бороться и погибать мужчинам в битве за Родину с иноземными захватчиками.

    Где-то в это время шла эпопея не то признания за короной России земель Русской Америки, не то подчинения ее торгово-промышленной Русско-Американской компании (источники молчат, а историки врут напропалую) √ дело темное, ибо дохода в государственную российскую казну от тех земель не видел никто, а сплетен, легенд и небывальщин по сию пору число только множится. Более земель ошалевшая от миллионов гектар плодородной почвы Россия в те годы не приобретала, рада была помощи немецких колонистов, выписанных сюда еще Екатериной, чей свободный труд в стране рабов-крепостных был много производительней, чем труд собственных крестьян, описанный, кстати, в то время особенно ярко Н. Гоголем в ╚Мертвых душах╩.

    Но вот грянула катастрофа Крымской войны, позор Парижского договора √ и новый император Александр Второй начинает работу, на которую не решался ни один из его венценосных предков, хотя каждый из них после Петра вещал о своем желании заняться этой проблемой. Речь идет об освобождении крестьян и о сопутствующих реформах Милютина┘

    Тема эта отдельная, требующая разбора проблемы Русской Америки, проблемы поиска средств на освобождение крестьян и возмещения убытков помещикам, конфликта старой, времен еще Николая Первого, администрации и бюрократов нового типа из окружения молодого царя. Мы ее здесь опустим и вернемся к ней при разборе проблем так называемой перестройки 1980-х годов. Сейчас же важно остановиться на оценке качества взаимоотношений русского холопа и царя накануне Великой реформы┘

     

    4

     

    Французские Людовики Четырнадцатый и Пятнадцатый, отождествлявшие себя с государством, и представить себе не могли, что их абсолютизм в сравнении с истинно тоталитарным режимом, созданным бюрократическим гением Николая Первого, выглядит разгулом демократии. Страна холопов имела в течение тридцати лет идеального господина (последнего, кстати, из первых руководителей страны, обходящегося без тайной охраны при прогулках по собственной столице).

    Насколько холопским был менталитет его подданных, можно судить по тому факту, что из более чем ста лично им допрошенных декабристов (революционеры все-таки, дерзнувшие возмечтать об изменении общественно-экономической формации в отдельно взятой стране) лишь один (знаменитый Лунин) не оказался доносчиком на сотоварищей. Всем остальным достаточно было увидеть стоящего перед ним первого дворянина России, чтобы тут же в припадке верноподданнического рвения выложить все, о чем клялся своим дворянским словом молчать под страхом пытки и смерти. Потому-то их и не пытали.

    За тридцать лет царствования Николая тенденции эти в русском обществе лишь укрепились. Ленин, говоривший, что ╚декабристы разбудили Герцена╩, прав был лишь наполовину. Достаточно прочитать ╚Было и думы╩, чтобы убедиться в том, что незаконнорожденный дворянин и гениальный писатель был ко времени Великой Реформы едва ли не единственным п-настоящему свободным человеком, рожденным на территории России. Свободным √ то есть в том понимании, в каком понимал это слово А. Чехов, утверждавший, что всю жизнь он выдавливал из себя по капельке раба. Все эти часто упоминаемые ╚Кружки Станкевича╩, ╚Петрашевцы╩ и прочие группки грамотных, но духовно не свободных людей дали России лишь незаурядных монархистов, но никак не выдающихся сторонников демократических преобразований в стране. Достаточно вспомнить карьеру начавшего общественную деятельность на подмостках виселицы, а закончившего в должности воспитателя Престолонаследника Ф. Достоевского, чтобы согласиться с этим утверждением. Даже бунтарь М. Бакунин до конца жизни гордился своим дворянским происхождением. А великий Белинский страдал комплексом осознания своего низкого происхождения.

    Гениальный гуманист Лев Толстой все царствование Николая Первого был верноподданным дворянином и офицером российским, что видно и в автобиографических его произведениях, и в публицистических очерках о Севастопольской компании. Лишь на закате жизни, в одной из самых своих последних повестей √ ╚Хаджи-Мурате╩ - он возвысился до критической оценки давно уже покойного императора.

     

    5

     

    Ибо рабство, как форма жизни, духовного и телесного существования, должно перерождаться в массах, но никак не быть дарованным милостивым соизволением рабовладельца. Свобода завоевывается, а не получается в подарок, ибо в противном случае она превращается в игрушку, то есть мало ценимую вещь. Катастрофа 1980-90-х гождов √ тьому подтверждение. Но об этом в свое время.

    Российский крестьянин получил свободу на год раньше чернокожих американских рабов. Но американцы ее завоевали в долгой и кровопролитной войне Севера с Югом. Насколько важны эти два события в сознании этих двух народов, можно судить по тому, как много сказано, написано, поставлено фильмов о 1850-60-х годах в Америке и о том же времени в России. Даже сами россияне знают этот американский период истории лучше собственного.

    Русским рабам и их потомкам в большинстве своем оказалось наплевать на дарованную им императором Александром Вторым свободу. Вначале даже случались бунты за возвращение в крепость-рабство.

    И всплеск движения революционеров-разночинцев, воспетый все тем же Лениным и подхваченный его апологетами, был лишь реакцией обиженных интеллигентов за недостаточную экономическую обеспеченность полученной крестьянами свободы. Вышедшая из низов общества интеллигенция первого поколения имеет свойство быть агрессивной по отношению к руке дающего. Этот патологический феномен хорошо известен психологам. К примеру, талантливый ребенок в голодающей семье вполне искренне считает себя вправе съедать все самое вкусное и одевать самое лучшее. Привычка эта остается у него на всю жизнь. И ребенок такой терроризирует братьев своих и сестер, родителей и окружающих, не замечая при этом, что действия его антигуманные, ибо с молоком матери он впитал тезис о том, что ╚цель оправдывает средства╩.

    ╚Движение в народ╩, ╚Черный передел╩, ╚Нечаевщина╩ привлекали внимание пораженной этим буйством неблагодарности русского народа к собственному царю Европы. Было много романтики в их поступках, словно ожили выдуманные средневековыми писателями персонажи, много красивых поз (после убийства ╚царского сатрапа╩, например, исполнитель приговора суда революционеров не убегал, а дожидался полиции, чтобы потом с гордо поднятой головой идти на эшафот), но все это не заслоняло дикости и откровенной низости происходящего, ибо людям греко-римской культуры с христианским воспитанием лишенные понятия греха революционеры казались исчадьями Ада, посланцами Антихриста. Хладнокровное, заранее рассчитанное убийство человека человеком, оправдываемое обществом лишь в случаях массовых конфликтов в виде войны, в мирное время по в отношениях между подданными одного государя осмыслению европейцев и самих россиян не поддавалось.

    Но рабы Государя породили рабов Идеи. И это был ключевой поворот в истории России┘

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
277741  2007-11-06 12:05:33
- Предлагаю вниманию первую из серии задуманных мною статей, от реакции на которую зависит увидят ли они свет полностью. Ибо говорить хочется о наболевшем, о том, что кажется наиболее важным, порой болезненном, от чего в Германии наш русскоговорящий брат как-то быстро отвыкает, предпочитая развлечения или то, что немецкий бюргер называет словом ╚шпас╩.

277744  2007-11-06 14:12:11
Алла Попова /avtori/popova.html
- Валерий Васильевич, по-моему, надо продолжать. Подробнее буду читать с листа, а пока то, что просмотрела, интересно. Попросите кого-нибудь вычитать опечатки.

277756  2007-11-06 23:08:48
Валерий Куклин
- Насчет вычитки, Алла Олеговна... Глаза слабы стали. Стараюсь сам - не получается. А нагружать знакомых неловко как-то. Что же касается жены, то ей сейчас недосуг - взяли на воспитание трехлетнего малыша, сейчас такой период, когда надо отдавать ему максимум внимания, а она при прочтении моих текстов всегда спорит со мной, потом не спит, переживает. Так что постараюсь сам еще раз перечитать, убрать описки и очепятки.

Я был почему-то уверен, что именно вам эта тема понравится, вы оцените такого рода взгляд на ситуацию. У меня пока написано еще три равновеликих этой части - до Гражданской войны. Так что до Нового года надеюсь вас еще привлекать этой темой.

Валерий

277763  2007-11-07 12:01:19
Валерий Куклин
- Поздравляю всех с 90-летием Великой социалистической революции, которая перевернула весь мир и ликвидировала на три четверти века эксплуатацию человека человеком, вынудило даже буржуазные государства заняться социальными переустройствами в ущерб богатым на пользу трудящимся. Пали завоевания наших дедов по причине внутренней измены в верхах партии, общенародного воровства и измены правительством страны долга своего не нападать, а лишь защищаться. Но такую сволочь мы сами выбирали. За это и вымираем. А при советской власти плодились и размножались. США только через десять лет сможет достичь нашего прежнего поголовья. Потому в память об отцах и дедах наших, о прадедах, бывших умнее и порядочней нас, вопреки требованиям нынешней власти воров и убииц, давайте отметим день 7 Ноября добрым словом, хорошим тостом и добрыми словами в память тех, кто отдал жизнь за наше не случившееся светлое будущее, которое так быстро стало прошедшим.

Валерий Куклин

277765  2007-11-07 12:38:16
Алла Попова
- "...жизнь за наше не случившееся светлое будущее, которое так быстро стало прошедшим."

Да и наша жизнь туда же ушла - в светлое будущее.

277766  2007-11-07 13:27:34
Алла Попова /avtori/popova.html
- С праздником Вас, Валерий Васильевич! Прошу прощения, что я об авторе в третьем лице, но так получается короче.

Некоторые соображения по поводу данной статьи В.В.Куклина

Говоря ленинским слогом, "очень своевременная" тема. Не берусь судить и оспоривать конкретные исторические факты, память не та. Пусть это делают другие, споры вполне возможны.
При всей спорности некоторых посылов ход мысли интересен, даже оригинален, во многом верен и острота его вполне уместна.
Хотя прослеживается характерная для автора неоднозначность морального кодекса для "баб" и "мужиков" (то бишь, там, где "мужик" - герой, "баба" - потаскуха), всё-таки ход мысли не лишён логики. Есть перекличка с историческими образами Салтыкова-Щедрина, где гротескное изображение истории России проясняет её исторический путь.
Текст не теряет своей занимательности даже в тех случаях, когда автор торопится сделать вывод раньше, чем убедил в нём. Видимо считает, что, если наболело, то само собой разумеется. В этом тоже есть своя правда.
А вот 5-ю главу скорее всего лучше полностью отредактировать. В первом же абзаце либо слово "рабство" заменить словом "свобода", либо там "рабство" перерождается в "свободу", либо переделать фразу вообще, а то логика нарушается.
И с "обиженной интеллигенцией" совсем не убедительно, поскольку и ссылка на пример из психологической практики не убеждает. Скорее всего имеется в виду балОванный или капризный ребёнок (маменькин сынок), привыкший съедать самое лучшее. Это совсем не признак таланта. Наоборот, есть талантливые и даже гениальные дети, которые оставляют, даже свою порцию родителям, бабушке, брату или сестре.
Этот вывод об интеллигенции натянут. Русская интеллигенция сложнее.
Но в любом случае ясно одно - исследовать соотношение свободы и рабства в России просто необходимо, иначе нам от рабства никогда не избавиться.

277772  2007-11-07 23:46:01
Александр
- Я присоединяюсь и поздравляю тех, кто почитает память произошедшей 90 лет назад революции.
При этом сам я не являюсь её безусловным сторонником.
Вот, на мой взгляд, очень здравое суждение прот. Всеволода Чаплина.

Нашему обществу еще предстоит дать максимально правдивую оценку событиям октября 1917 года. Для меня лично очевидно, что имело место попрание законности, насилие над волей народа, - заявил "Интерфаксу" в среду замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

По словам священника, люди, которые тогда захватили власть путем переворота, не пользовались поддержкой большинства народа и только благодаря грубой силе и чудовищной воле смогли подчинить себе страну.

Большевистские лидеры с самого начала пошли путем репрессий не только против своих политических противников, но и против миллионов простых людей, в частности, против тех, кто пытался отстоять свои святыни, - отметил отец Всеволод.

Впрочем, продолжил он, правдивая оценка Октября 1917 года не должна мешать нам видеть и по достоинству оценивать все то позитивное, что было сделано в годы всего советского периода.

Тем более что Россия еще при советской власти перемолола большевизм, отказавшись от многих его постулатов, от того, чтобы страна была поставлена на службу так называемой мировой революции, от радикального разрыва со всей предшествующей историей нашей страны.

В то же время он отметил, что многие достижения советского периода были совершены не благодаря, а вопреки той стихии насилия и террора, той большевистской идеологии, которые восходят к Октябрю 1917-го.

Не будем забывать и о том, что Октябрь 1917 года пожрал своих детей и большинство своих творцов. В истории все-таки есть высшая Божия справедливость, и я убежден в том, что исторический путь России остается таким, каким он был предначертан при крещении Руси. Попытка изменить этот путь, сломать волю народа, заставить его принять чуждые идеи и общественные модели всегда в России обречена на провал, - убежден священник.

Комментируя сделанное в преддверии 90-летия Октября заявление лидера КПРФ Геннадия Зюганова, который все достижения страны связал в конечном итоге с идеями революции, отец Всеволод сказал, что с уважением относится к идеалам социальной справедливости, отметив, что этот идеал сегодня должен быть в большей степени востребован нашим обществом.

Я знаю, что среди членов нынешней Коммунистической партии страны много людей, называющих себя православными христианами, но все-таки мне думается, что именно благодаря таким людям сегодняшняя Компартия все сильнее дистанцируется от духа большевизма, от идеологии и образа действий Ленина, Троцкого и других вождей Октября 1917-го, - сказал представитель Русской церкви.

Он также усомнился в том, что достижения советского периода - победа в Великой Отечественной войне, индустриализация, система образования и здравоохранения - были бы возможны, если бы первые большевики остались у власти лет на 30-40.

Вспомним и то, что в первое десятилетие после Октября страна потеряла значительную часть своей территории, откатилась в своем развитии глубоко назад, и только тогда, когда ранний большевизм сменился более традиционной для России формой государства, эти достижения стали возможны, - заявил отец Всеволод.

В целом нашему обществу нужна более правдивая и более беспристрастная оценка исторических фактов, позволяющая понять, каковы были реальные плоды большевизма и позднего советского периода, который вряд ли можно отождествить с идеями и попытками вождей Октября 1917 года, - подытожил священник.

277784  2007-11-08 17:19:23
Валерий Куклин
- Однако, ваш отец Всеволод и витиеват, и двуязычен, хочет на двух стульях усидеть: и о старом режиме дурного слова не сказать, и к новому подольститься. Именно потому и пишу серию этих вот очерков. Особенно странным показалось мне, что о.В. заявил, будто бы не случилось столь значительной поступи развития экономики в СССР, если бы Сталин не расстрелял первых большевиков - это если перевести его намеки на нормальный русский язык.Не по-христиански звучит это, не правда ли? Из уст чиновника от церкви даже кощунственно, еретически, а со стороны - патология садиста прослеживается.

Да и сколько их было - первых большевиков? После 7 ноября - всего чуть более 5 тысяч человек, а до - и того меньше. Разве это сила была, которая перемолола народ, как утверждает малосведующий в теме о. В. ? Если бы за большевиками не пошли миллионные массы, их бы никто не заметил, как не замечали их до революции нигде, кроме как в нескольких городах России в рабочих окраинах да в охранке.

Но нынешним спекулянтам от истории надо брехать про Парвуса и выросшие от 5 до 100 миллионов марок взятки Ленину на революцию. А ведь В. И. был ошарашен сообщением о свержении самодержавия и менее всего ответственен за то, что голодные питерские бабы свергли царя. В германском генштабе не было идиотов, разбрасывающихся миллионами на кота в мешке. И уж совсем не было им интереса финансировать служителя культа диктатуры пролетариата ради того, чтобы потом сторонники Ленина уже в самой Германии свергли их любимого германской военщиной императора с признаками вырождения. Все приведённые вами цитаты их выступления о. Всеволода есть свидетельства заказанности материала, умелого жонглирования понятиями на усладу нынешним олигархам.

Валерий

278021  2007-11-20 18:52:04
И. Крылов
- В. Куклину.

Валерий, мне показались интересными ваши рассуждения. Подбробно я выскажусь когда прочту последнюю статью. Мне интересен вывод, который вы сделаете.

278035  2007-11-21 16:49:57
Валерий Куклин
- Крылову

Знаете, Игорь, я ведь сразу написал, что мне интересно писать, если будут отзывы и будет смысл отвечать на вопросы именно читателей РП в этой многглавной статье. А вы предлагаете сначала написать, а потом вы выскажете мнение. это - не того рода материал, он должен быть живым, дабы автор не оказался впоследствии в дураках. И каждая из предложенных тем мне кажется интересной сама по себе. Вот Попова, например, надоумила меня сделать вставку в виде анализа сути того, что Ленин оценил, как "декабристы разбудили Герцена.." - и так далее. Ибо это, оказывается, очень важно понять в предложенной мной вариации анализа отечественной истории прежде, чем говорить о Владимире Ильиче, фигуре знаковой в мировой истории, над которой потешаются только недоумки. Впрочем, статья эта написана не для славы и не для потуг на оригинальность. Просто захотелось в определённый момент продолжить тему, начатую в романах "Прошение о помиловании", "Стеклянные колокола" и "Истинная власть", а для этого стало необходимо проанализировать ситуацию в историческом аспекте. Если засяду за роман все-таки, то попытаюсь всунуть в него эту статью, а не получится - и пусть висит в интернете. Не протухнет.

Валерий

278042  2007-11-21 21:19:14
И. Крылов В.Куклину
- Здравствуйте Валерий. Я не могу сделать выводы за вас. Все что вы пишете может трактоваться диаметрально противоположно. Пока я понял только что вы правильно обнаружили нашу русскую проблему - конфликт переферии и центра. Сильный центр и слабое самоуправление на местах. Вот что пишет сторонних вечевой демократии и враг московии Широпаев: http://www.nazlobu.ru/publications/article2332.htm Для него московия - наследие ордынского ига. Разрушение такого государства он почитает за благо. Поэтому мне и интересно что вы напишете далее, так как за вас никто выводы не сделает. У одного человека своя точка зрения, у другого - своя. Они могут быть близки, но отражать разные грани одной и той же проблемы. Поэтому интересен результат, чтобы сравнить.

278051  2007-11-22 10:43:39
Валерий Куклин
- Крылову

А я и не собираюсь делать выводы. Пусть этим занимается читатель. Мне просто интересно самогму понять суть тех частиц, что Чехов всю жизнь выдавливал из себя. В исчтории России подобный процесс уникален, сотни миллионов так и остались рабами до смерти и по сей день.

Ссылку вашу прочитаю обязательно. Огромное вам за нее спасибо.

278053  2007-11-22 11:41:49
Ия Игорю Крылову
- "...В исчтории России подобный процесс уникален, сотни миллионов так и остались рабами до смерти и по сей день. "

Уважаемый Игорь! Позвольте вам маягко возразить. Народ с удивлением наблюдает за дешевым шоу..., которое транслирует ТВ. Осторожно! Результат может быть прямо противоположным от ожидаемого. Чувство меры и тут подвело политических деятелей.

278055  2007-11-22 14:01:22
Валерий Куклин
- Ие

Чувство меры - это что такое? Политика - это страсть. А какова она страсть - умеренная? Телешоу с превращением путина в идола партий, рвущихся ему угодить, - это всего лишь телешоу. Вот когда начнутся махинации при выборах... Кстати, уже начались - Совет Европы якобы отказался от участия в наблюдении за выборами. И меня не приглашают. А это - уже диагноз.

Валерий

278058  2007-11-22 15:55:17
Ия
- "...Политика - это страсть. " ????? Да что вы, Валерий Васильевич! Боже сохрани нас от такой напасти!Я бы предпочла, чтобы политикой, как и экономикой, занимались интеллектуалы.

278073  2007-11-22 22:51:12
Валерий Куклин
- Ие

Вашими бы да устами да мед пить. Бесстрастных политиков быть не может. Перечитайте Ленина, к примеру. Бесстрастно звучат тексты докладов Генсеков и членов Политбюро, но сколько работы было произведено их секретарями, чтобы выхолостить эти тексты, сколько нервов было сожжено! Сколько крови льётся из-за поста какого-нибудь там мэра микроскопического городка! Ибо Ленин еще писал: "Политика - э\то концентрированное выражение борьбы экономик. Борьбы! А борьбы бесстрастной не бывает. В политике на кон ставится все: и жизнь, и достоинство, и честь, и принципы... Весь сволочизм человеческий выплёскивается в борьбе за власть и большие деньги. Перечитайте, пожалуйста, Р. П. Уоррена "Вся королевская рать" - и убедитесь в этом. Квинтэссенция романа звучит в словах: "Человек зачат в грехе, рождён в мерзости, пусть его от пелёнки зловонной до смердящего савана" - и этот лозунг толкает людей в политику, только он.

Валерий

278076  2007-11-23 11:38:39
Ия
- Уважаемый Валерий Васильевич! Р. П. Уоррена "Вся королевская рать" . Читала, перечитывать не хочу, извините. Сейчас хочется подумать о душе и раствориться в "пространстве". Устала от грязи...и глупости, или продажности. Понимаю все очень просто - естественный отбор в действии...Примитивно до ужаса.

С уважением, Ия

278084  2007-11-23 14:50:13
Валерий Куклин
- Ие

Наверное, вы правы, перечитывать Уоррена после перестройки сложно. То мы смотрели на мир джунглей словно на телеэкран, а теперь джунгли вокруг на стали гормой бытия. Но все-таки... Я вот ищу его роман "Войди в зеленый дол", КОТОРЫЙ ЧИТАЛ ЕЩЕ В СОВЕТСКИЕ ГОДЫ. а "вСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ" И "ПОТОП" - МОИ НАСТОЛЬНЫЕ КНИГИ, ТО ЕСТЬ ПЕРЕЧИТЫВАЮ РАЗОК В ПАРУ ЛЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Извините за опечатки. Валерий.

278090  2007-11-23 18:49:12
Ия
- Валерий Васильевич! Не боюсь показаться "оригинальной", но перечитываю "Войну и мир" и еще одного автора /которого вы увы не любите, а жаль, он сказал миру очень много/. На днях по ТВ прошел показ фильма "Война и мир" в европейском исполнении и понимании. Затрудняюсь даже дать определение этой "трактовке ВиМ". Бред? Деградация? Случайность? Не знаю чего больше. Если не видели фильм, не смотрите и детям не советуйте смотреть.

С уважением, Ия

278096  2007-11-23 21:49:15
И. Крылов
- Уважаемая Ия. У меня дети заинтересовались было этим фильмом ужасов. Как же "Война и Мир". Но через десять минут наглядевшись на ряженых все разошлись по своим делам. А вот обратный пример. Старый фильм, вроде бы "В поисках радости" по пьесе Розова, дочка включила и стала смотреть. Никто не заставлял.

278098  2007-11-23 22:02:06
Валерий Куклин
- Ие Нормально все. Американцы и рады бы снять фильм художественный по Толстому, но не получается. "Войну и мир" они рассматривают, как глупое название о войне и не войне, как дети признаются в своем интересе к фильмам о войне и о любви. Нет ни на один иностранный язык адекватного перевода этого романа. Во-первых, у переводчиков идиотические пристрастия к Наполеону, большинство из них, как правило, малоразвиты и мало знают историю, тем паче историю русскую и историю наполеоновских войн. Потом... ну, как может американец понять, отчего в русском варианте Анны Карениной Гриценко сидит в такой неудобной позе на скамейке? А это - шрих! Именно так следует сидеть мужчине при даме, которая сидит тоже особым образом. От позы такой и интонация актерская меняется, и движение. Что же касается ныне бастующих сценаристов, то большинство из них - авторы мыльных опер с абсолютно непрофессионально сработанными текстами. Оные же и инсценировали тексты Толстого. Видел я и немой американский вариант "Войны и Мира", ряд черно-белых фильмов по Толстому. Та же Каренина в сознании американцев - просто блудливая баба, и не более того, то есть попытались сделать нечто близкое по жанру к мелодраме с трагическим концом, не имея представления о том, что после смерти Анны Толстой написал еще четверть книги. Киноинсценировки - это особый вид искусства, американцы в них слабы, как черви в каратэ, а уж инсценировки иностранных для них произведений и вовсе были всегда неудачными. Они даже приличного Гека Финна своего любимого ни разу не инсценировали. Румыны с этим справились лучше, не говоря о нашем прекрасном трехсерийном сериале о Томе Сойере и Геке Финне. Потому спасибо за ваш добрый совет, но я и не стал смотреть новый вариант американцев о любимых моих героях одного из любимейших романов. Я уж Крейцерову сонату режиссёра Швейцера пересмотрю. А перед тем перечитаю повесть эту, дабы посмотреть, КАК работал сценарист, понять, почему получилась картина удачной. Жаль, что вышла картина в свет уже в перестройку, когда кинематографистам советским было не до художественности, все рвались пограбить страну, а не обогатить ее своими талантами.

С уважением, Валерий

278099  2007-11-23 22:11:51
Валерий Куклин
- Крылову

Игорь, поздравляю вас, дети ваши имеют настоящий вкус. Пьесы Виктора Сергеевича - это вечно. Он при жизни сам это понимал. И гения своего не смущался. Хотя, на мой взгляд, приличных режиссеров ему так и не удалось достать для своих постановок. Разве что ефремовские спектакли в "Современнике". Я все время ждал, что Эфрос что-нибудь поставит. Между ними должна была существовать духовная связь. Но не случилось. Я как-то спросил на семинаре мэтра о причине, тем более тогда Эфрос только что поставил "Амадеуса" и еще не перешел на Таганку, имел возможность поставить нечто и современное, но ВС ответил, что как-нибудь потом объяснится, но так и не объяснился. А пишу это я для того, чтобы заявить, что нынешний антихудожественный беспредел, как я заметил и по своим детям, воспитывает в наших детях правильный вкус. Они смотрят жвачку для глаз, но в души не пропускают ее, а вот истинные шедевры видят даже в литературной основе, что мы в их возрасте не умели. По крайней мере, я и мои знакомые.

С уважением, Валерий

278133  2007-11-26 12:05:53
Ия
- Уважаемый Игорь Крылов!

Упомянуть этот дурацкий фильм "Война и мир" меня сподвигло желание услышать отзывы соотечественников. Фильм был раскучен и на телеканале Россия! Что нам хотели поведать этой пустышкой? Я могу только предположить, что "Европа" до сих пор находится в плену непонимания своей истории и тем более роли Наполеона. Князь Н.А.Болконский чавкающий за столом,Наташа Ростова воскресшая после того, как выпила крысиный яд, Элен Безухова, умершая от венерической болезни - блестящие находки!!!

Готова посыпать голову пеплом и теперь признаю свои заблуждения, поняла насколько мы разные. Путь мы будем азиатами, пусть.

03.07.2007
12:36

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В УНИСОН С АРГОШЕЙ (По поводу рассказа Андрея Саломатова "Тринадцать" )

    По поводу рассказа Андрея Саломатова ╚Тринадцать╩ Рассказ высокоталантливый, но, с точки зрения христианской и коммунистической морали, гнусный. Впервые за . . .

22.06.2007
12:34

ДОСТАЛИ (Несколько слов о пишущих по-русски немцах ФРГ, бывших некогда совгражданами)

    И вновь начинается бой, И сердцу тревожно в груди, И Ленин такой молодой, И юный Гайдар впереди (из какой-то советской песни 1970-х) Надо сказать, что тема этой . . .

04.05.2007
16:49

ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ РОССИЙСКОЙ СТАЛО

    Память не дискретна. Память слишком тонкая материя, чтобы обращаться с нею, как с куском металла, из которого можно выковать и меч, и орало, а можно и вообще . . .

21.03.2007
14:38

ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?

    ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ? (по поводу одной культурологической теледискуссии) Вот уж год, как поставил я на балконе телевизионную "тарелку" и изредка смотрю . . .

1|2|3|4|5|6|7

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100