TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Василия Дворцова

ВЗГЛЯД ИЗ СИБИРИ


23.02.2005
14:42

ГОСПОДИН ЛЕБЕДЕВ?!

    Добрые люди подсказали, и я узнал, что совершенно нежданно-негаданно меня <посчитали> в авторы независимого альманаха <Лебедь>. Главный редактор даже фотографию . . .

09.11.2004
08:26

ГРОЗНЫЙ: ТА СТРАНА, ЧТО МОГЛА БЫТЬ РАЕМ

    Чего только не сделаешь из трусости? Вот и я, дабы не походить на ваххабита, осквернил ножницами семь лет некасаемую бороду. Так что теперь, видя где-нибудь своё . . .

16.06.2004
20:06

ИЗМЕНА ОТ КУКЛИНА

    В 4-5 номерах <Сибирских огней> за 2004 год ( http://www.sibogni.ru/archive/34/376/ ) опубликован исторический роман Валерия Куклина <Измена>, описывающего события Смутного времени . . .

24.05.2004
17:17

ТАЁЖНЫЕ МЕНЕЛАИ

    С пятого класса советской общеобразовательной школы я мучался искренне и бессонно: ну почему величайшее эпическое повествование закручено на столь мелком . . .

15.05.2004
05:51

ТО-ТО, БРАТЦЫ, БУДЕТ СЛАВА

    Выше (см. <Лето резко континентального климата>) мы уже рассуждали о двойственной роли Праматери Бабы-Яги - испытальщице и дарительнице, о смешении в сказках двух . . .

03.04.2004
15:09

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

    Много ж нынче разговоров о нефти и правах на неё. Зазудело и мне своё лыко в общую строку встроить. Вдруг, да кто услышит провинциального лапотника и православного . . .

24.10.2003
21:18

БОГ ДАЁТ ВРЕМЯ

    Косое солнце розово контурит облетевшие тополя и липы, ещё хранящие испарину первых ночных заморозков, но асфальт с каждой минутой греется, и воскресный город за . . .

28.09.2003
09:15

ПОД МЕССИАНСКИМ СПУДОМ ТОПОНИМИЧЕСКОГО СУБСТРАТА

    Впервые Западная Сибирь упоминается в русской летописи в одиннадцатом веке под именем <Обдория>. С 1187 года нижняя Обь вошла в <волости подданные> Великого . . .

23.08.2003
20:13

ШАМАН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

    Мир хантов-остяков (<Ас-ях> - <остяк>) множит загадки своей угасающей культуры. Описатели и исследователи, начиная с Г. Новицкого, А. Кастрена, Регули, Диенеша, . . .

19.07.2003
11:05

ЛЕТО РЕЗКО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО КЛИМАТА.

    Лето резко континентального климата, ни для кого и никогда не привычным перепадом температур в семьдесят-восемьдесят градусов, варит в котле сибирской черепной . . .

24.05.2003
16:33

КРАСОТА, СПАСИ МИР!

    Телеэкранизация Достоевского не должна была случиться иначе, чем через режиссуру Владимира Бортко. Мудрого и талантливого Бортко, сумевшего даже из карманной . . .

30.04.2003
06:31

О РОДИНЕ МАЛОЙ В КОНТЕКСТЕ

    Виват трёхсотлетию Санкт-Петербурга! А моему Томску через год четыреста. Конечно-конечно, что это за юбилеи в прищуренных глазах Рима Первого, Второго, Третьего? . . .

18.04.2003
19:08

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СОСТОЯВШИХСЯ ЛЮДЕЙ

    Если волею судьбы попущено день за днём коротать в семистах двадцати трёх метрах от часовни святителя Николая, отмечающей географический центр былой Российской Империи, бродя вокруг неё налево и направо по золочёным звеньям встреч событийных цепочек, то, поверьте, иногда просто невмоготу становится от натёршей шею привязи, и хочется . . . ах . . . слевитировать, ну, хотя бы по виртуальным далям. Особенно апрельским полнолунием, когда за окном на тополях пухнут почки, а от этого ни песнь, ни сказка, а так, жалостливое мяуканье.

    Интернет. Ментальный план сверхновой теле-йоги. Бесстрастный взгляд неофита погружается в мертвящее свечение экрана. Дыхание выровнялось. Мысли улеглись. . . Потянув прану правой ноздрёй, внутренним зрением он следит, как опускается серебристый ток вдоль позвоночного столба . . . Теперь пора отжать буквосочетание <современнаялитература> и придавить . Со скрипом отворяется порт модема, страж порога проверяет пароль. . . И вот, пробив материальную оболочку, сознание пролетев свистящим электронным лифтом по цветным перепутьям и тоннельным сплетеньям телефонных проводов выбрасывается в насыщенный элементалями фосфорический бульон космоса. Откуда, отражённое антеннами стареющих спутников, вновь устремляется к медленно кружащей в солнечном ветре Земле. Кружащей и вращающей за собой сансариин-хурде силовых полей кипящих самостей и хотений.

    Свет, сколько света! Поисковая система осыпается мириадами иллюминированных предложений, и куда, ах-ах, куда бы направить свой лёт, ибо тут всего столько, столько. . . и рабочих вакансий, и клубов дружбы, и финансовых пирамид. . . Но, нет, это всё так, это ямы-ловушки астралопитеков, и нужно бы дальше, мимо, пускай рядом осыпаются остроумием фейерверки форумов, многообещающе мигают указатели в миры Толкиена, неоновыми бегунками хаотично трассируют новости, где одни и те же ножки Буша трансформируются то в дубинки политики, то в жирные восклицательные знаки пропаганды. А вот в субботнем ПкиО и бывшем кладбище пляшут, высекая искры, торговцы чужими орденами, а им в ответ со страничек памяти погибших на Афганской войне фальшиво подмигивают розовопопые дочурки Арбата. Мимо, мимо. Вот ещё свет. Какой яркий! Это пылает в очередной раз подожжённый Гётеанум, и пока Штейнер и Кандинский плачут на два голоса, юный Адольф Хитлер довольно греет руки, а невдалеке некий кремлёвский хирург уже точит скальпель, чтобы вскрыть череп Андрея Белого и выведать тайну пророчеств. А над или под (в виртуальном плане понятия верх-низ сомнительны) всем этим великолепием всё ещё дремлет и видит яблочные сны змей-кундалини, плотными дымчатыми кольцами свернувшийся на кончике иглы, а, может быть, мировой оси. Он уже давно никого не уговаривает вкусить разницу добра и зла, ибо правила его снов просты и известны всем пользователям: задай, что ищешь, и обязательно встретишь.

    Кольца, холодно змеящиеся кольца, сцепленные неведомым мастером в цепочки, по которым бродят, покуривая трубки и пуская новые лукавые колечки, добрые коты. И учёные кошечки! Первые целуют вторым коготочки и по чеширски исчезают при запахе портянок. Где-то рядом под горой о путях кричат домой гуси-лебеди гурьбой. Но их кто-то сторожит, пасёт, посверкивая из тьмы разноцветными глазами, и поэтому они только очень воинственно машут крылами и щиплются. Нет, это не наше поле, нам бы туда, где самовар поболе и клюква поразвесистей. Знать бы, что искать, знал бы что встретить. А это кто вся в белом? Вечная Женственность? София? <Над головою подымая Снопы цветов, с горы идёт. . . Пришла и смотрит. . . Кто ты? - Майя>. М-м-м . . . майя, опять иллюзия, опять обманность. Просто майя, просто инет. Бред-интернет. http://www.deneg.net

    Деньги? Ага, но как же быстро на этот липкий прилог материализуется группа издателей с пухлыми золочёными пряниками, на которых крупно напечатаны три буквы <ЖСЛ>. Авторам! Авторам! Авторам! Конкурс романов и повестей! Пряники, словно руками сеятелей, разбрасывающих облигации второго государственного займа, щедро рассыпаются над Полем Чудес, населённым новоязными сенегальцами, то бишь, эСэНГешанами. Что, что это? <Жизнь Состоявшихся Людей> - так три буквы <ЖСЛ> раскладываются на зелёном сукне тремя картами состарившейся подружки Казановы, всего-то подменяя пустозвонную З на посвистывающую С. Как это? <Новый реализм - это то, что должно быть отражено в произведениях - победителях нового конкурса>, - протяжно кличет один из сеятелей. И к жертве хитроумного любимца Паллады из аидов-мегаполисов через голливудскую Лету тянутся бледные тени Германов. Голоса сеятелей множится эхом газетных цитат: <Хорошая массовая литература - это локомотив прогресса>. Кому это? Неужели инетная майя кроме пространства кружит и вторит время? Неужели это заявлялось не для трудящейся интеллигенции перед встречей ХVIII-го съезда партии? Нет, нет, оказывается, это совершенно другое, просто похожее кольцо исторической спирали: <Мы задумывали стимулировать идею активности, предпринимательства, бодрости и напора при сохранении моральных ценностей, которые необходимы и капитализму, и демократии>. Да, как похоже! Похоже, что тот самый Положительный борец хорошего с лучшим во имя прекрасного, слишком легкомысленно сданный в бук или обменянный на женщину в белом, чуть-чуть приотодвинул крышку своего гроба. Свят-свят-свят! Поблазилось? Или. . . Переборов опасливую брезгливость, не отходите, всмотритесь в образовавшуюся щель, и хотя бы ради любопытства минут пять не брезгуйте толкающимися у приоткрытого гроба в очереди за гуманитарными пряниками: <Думаю, что наши участники не будут испытывать комплексов по поводу того, что мы их не сравнивали с Флобером>. Это только на первый вдох тут смердит пошлостью, а вообще-то оживляемые на конкурсной основе големы - всего лишь <те, кто реализовал себя в жизни, кто тяжелым трудом обеспечил достойную жизнь себе и своим близким, поскольку, только пройдя этот путь, общество избавится от проблемы бедности на государственном уровне>. А помните, как <замечательные> когда-то меняли валенки на маузеры?

    Шутки шутками, но! Но, почему же оказалось возможным, после, казалось бы, окончательного и бесповоротного отрясания праха идеалов социализма, неплохо зарабатывать возвращением площадно забитых осиновыми кольями и элитно проклятых гомункулах кубанских казакей и слезам не верящих Мосвей? Или Московий?

    <ЖСЛ>. Ах, как хотелось бы ошибаться, но эти печати, увы, не на пряниках. Это клейма на высоких выпуклых лбах. Ибо издатели-то люди всё достаточно прагматичные, они не просто сеют, но и просчитывают урожайность, и загодя делят барыши за сбытый продукт. И на чём же тогда строится их уверенность в коммерческом успехе возрождения главного героя соцреализма? Да всё просто, как разведение шампиньонов в городских подвалах. Грибница капреализма сытно разрастается в перегное совковых и антисовковых интеллектуальных стереотипов, стабилизировавшихся шизофреническим расколом обезбоженного сознания. . . Нет, я не буду даже заикаться о моём любимом Средневековье, с его антинаучным геоцентризмом! Хотя Средневековье, в своих оценках человеческих деяний, всего-то продолжило применять сформулированную эллинизмом абсолютную, божественно неделимую триаду Красоты-Добра-Истины. Веками эта триада давала нераздвоенному (нерас-троенному!) сознанию полноценную систему критериев оценок хозяйствования, науки, политики и искусства. Красиво ли Добро без Истины? Истинна ли Красота без Добра? Ну, и кто из нынешних интеллектуальных нарциссов воспринимает эти вопросы не как провокацию? После игр в бисер.

    Порождённая и выпестованная религиозным писанием и читанием, русская светская литература смогла осуществить свой Золотой девятнадцатый век именно в неотрывности от устоявшейся литературы отечественного православия, просто заполнив свободное пространство рядом с житиями, апокрифами, притчами и поучениями. Главным, если, вообще, не единственным светским сюжетом стала тема евангельской притчи о блудном сыне, в варианте его невозвращения. Ну, ещё и как после того, что по усам стекло, а в рот не попало, все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая несчастлива по-своему. Светская литература взяла на себя труд повествовать о несчастных (несчастных с религиозной точки зрения - окаянных), и милость к падшим (!) призывать. Да, и церковные авторы рассказывали о тяготах, скорбях и искушениях, и даже о мученичестве, но жития святых и ревнителей благочестия свидетельствуют об их счастье, счастье победы над судьбой и ссоединения с Богом. Победы не только в жизни, но и в смерти - через покаяние, в котором жизнь и смерть уравновешены таинством взаимоустремлённости сыновних слёз и Отцова прощения. Одинаково исходя из того, что святость и грехопадение это и есть единственно истинные счастье и несчастье, обе повествовальные линии, препираясь в напрасности-ненапрасности дара жизни, часто любя-нелюбя, порой хваля-споря и смиряя-бунтуя, всегда помнили свою территорию, равно измеряясь единосущной нераздельностью Красоты-Добра-Истины.

    <И Слово плоть бысть> . . . Увы, любое слово. . . Прометеевский факел <искрой> овладел <трудящимися массами>, и стал материальной силой мирового пожара. . . Но ещё до пролетарской революции, возгласившей нравственность классовой принадлежностью, как всегда на рубеже веков нанюхавшееся нигилизма общество вседозволенностью распалось на сторонников множества Красот или Истин, дружно осмеивающих обезображенное и обессмысленное Добро. И пока литературные салоны ещё похлопывали символистам али акмеистам, кто-то всезрящий, как сова, уже придерживал слева наган и справа наган. И каких бы софистов апосля упас золотой иконостас, когда под краснобантный оркестр товарищ Троцкий благословил открытие монументов Иуде Искариоту, а секуляризированная светская (и этим уже советская) литература очень своевременно пристраивалась к матросикам левой, левой, левой: счастье-де возможно и без Бога! Человек-то прекрасен и без креста. Ещё бы! За счастливый конец хождения по мукам партия и правительство наделяли инженеров человеческих душ двухэтажными особняками, автомобилями и прислугой А за отказ <в красной рубашке, с лицом, как вымя> . . . Вот счастье-то!

    Забавно же и скучно, что порождённый безбожным советизмом безбожный антисоветизм (<хоть с дьяволом, но против советов>) точно так же не испытывал нужды в целостности мировосприятия. Диссидентствующие мазохисты даже не пожелали узнать, Добра ли Истина вне Красоты, или Красота Добра, утеряв Истину? Зачем? Просто делайте, делайте больно, проклятые тоталитаристы! Ведь, ох, ох, как приятно терпеть боль оттого, что в <этой стране> все такие грубые и неэстетичные! Многие Мастера и Доктора, осёдланные садистками в кожано-клёпанном исподнем, на ночных кухнях изысканно расписывались около пилатовских рукомойников в <ненавижу-всех-и-вся>.

    Беда нашего времени в том, что расцерковлённый человек отучен от постоянной душевной гигиены, т.е. он не знает правил покаяния. И от этого необходимая душе очистительная переоценка ценностей происходит у него не с внутреннего согласия с мистически-ритуальным годовым циклом малых и великих катарсисов, а спонтанно, под давлением внешних обстоятельств. Переоценка, которая для православных есть баня пакибытия, для материалиста больше ассоциируется с пыткой в зубном кабинете. Кому приятно узнать про свои изъяны? И ради <оттягивания момента> одемократиченное общество согласно заключает круговой сговор, типа <у-каждого-своя-правда> и <о-вкусах-не-спорят>, заклёвывая и заплёвывая <ортодоксальных ретроградов>, смеющих озвучить наготу королей. А издатели гарантированно зарабатывают на продолжающейся взаимной лжи. Как в 1917-1987 годах секуляризированная литература протезом <Жизнь Замечательных Людей> прикрывала выбитые прикладами Четьи-Минеи, так с 2000-го <Жизнь Состоявшихся Людей> лепит восковые фигурки тех, <кто реализовал себя в жизни, кто тяжелым трудом обеспечил достойную жизнь себе и своим близким>. Это в обществе, где граница между бедными и богатыми пролегла в зоне нравственности? И как же писать прикажете? В гекзаметре примите? Чтоб покрасивше. Хотя, да-да, <участники не будут испытывать комплексов по поводу того, что мы их не сравнивали с Флобером>. . .

    Эх, господа хорошие, в чём же ваше-наше счастье? <Паче всего бойтёсь и поминайте час смертный и Второе Пришествие>, и Бог простит.

05.03.2003
07:23

ВЫКРЕЩЕНОМУ РЕВОЛЮЦИЕЙ

    Похоже, что пора принимать неизбежность того, что через десять-двадцать лет в России имя Джугашвили будет вызывать те же чувства, что и Бонапарта во Франции. Эти . . .

25.02.2003
13:57

В АПОКАЛИПСИС С ЛЮБОВЬЮ

    <Работа - это любовь, ставшая видимой> - так Джебран Халиль Джебран очертил границу соприкосновения Земли и Неба. Можно ли мне этим начинать? Пусть, ведь за окном . . .

13.02.2003
20:10

ВЕЧНЫЙ ЛИК И ХАРЯ ВРЕМЕНИ

    ВЕЧНЫЙ ЛИК И ХАРЯ ВРЕМЕНИ Как-то, когда-то, в Пюхтицком Успенском монастыре, где я Великим постом нёс послушание в иконописной мастерской у матушки Митрофании, . . .

1|2

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100