TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Василия Дворцова

ВЗГЛЯД ИЗ СИБИРИ


23.02.2005
14:42

ГОСПОДИН ЛЕБЕДЕВ?!

    Добрые люди подсказали, и я узнал, что совершенно нежданно-негаданно меня <посчитали> в авторы независимого альманаха <Лебедь>. Главный редактор даже фотографию . . .

09.11.2004
08:26

ГРОЗНЫЙ: ТА СТРАНА, ЧТО МОГЛА БЫТЬ РАЕМ

    Чего только не сделаешь из трусости? Вот и я, дабы не походить на ваххабита, осквернил ножницами семь лет некасаемую бороду. Так что теперь, видя где-нибудь своё . . .

16.06.2004
20:06

ИЗМЕНА ОТ КУКЛИНА

    В 4-5 номерах <Сибирских огней> за 2004 год ( http://www.sibogni.ru/archive/34/376/ ) опубликован исторический роман Валерия Куклина <Измена>, описывающего события Смутного времени начала 17-го века. С первых строк известный мастер острого сюжета погружает читателя в водоворот интриги, раскручиваемой иезуитским орденом против входящего в кризис власти Русского царства, властно ведёт по лесным разбойничьим тропам, заговорщицким глухим переулкам, пыточным подвалам Тайного Приказа и проглядываемым, прослушиваемым терпеливыми карлами палатам Кремля, не давая ни на мгновенье расслабиться, а не то чтобы заскучать до самого финала. Событийная кантилена романа просто превосходна, оправленная в реалистические описания бытовых подробностей, опирающихся на скрупулёзное изучения материала, она не прерывается при смене картин событий, мест действия, появлений новых и исчезновении старых героев. Потому, что всё и вся закручено вокруг одного, навсегда сверхважного для России вопроса: кто имеет право на власть?

    Иоанн Васильевич и его сын Фёдор Рюриковичи, братья Годуновы, Нагие, Романовы, Пушкин, вор Гришка Отрепьев, король Речи Посполитой и папа Римский - все они стянуты единой паутиной, центр которой - Московский трон. Власть над Русью. И если для вырождающихся Рюриковичей эта власть хоть уже и непосильная, но всё же божеская и законная данность, то остальные откровенно <возбешены самохотением>. И шапка Мономаха в их глазах тяжела только золотом и каменьями. Власть ради власти. Такая власть, как у уже обладающих ею, так и у только стяжающих, равно мутит сознание и иссушает душу, но, при этом, наполняет кровь бешеной работоспособностью, толкая на страшные подвиги и непостижимые разуму деяния.

    Самозванцы? Нет, на самом деле, они вызваны из кромешности, созваны и призваны разодрать тело Руси, адскими силами умертвить Православие. <Опричник>, где <опричь> - это <кроме>, означает на русском языке ещё и <кромешник>. А <самозванец>, отказываясь от своего крестного имени (судьбы), отрекается от своего ангела-хранителя, и, как отступник, попадая в рабство сатане, становится антихристом, ибо именно царство антихриста - от мира сего.

    Валерий Куклин - прекрасный драматург, поэтому следить за переливами живых диалогов его героев, легко меняющих направление тока от любого нового воздействия со стороны, просто наслаждение. Проработанные до зрительной реальности типажи позволяют читателю как бы предчувствовать развитие действия, создавая иной раз удивительное чувство сотворчества, соавторства. Описываемые ситуации, не смотря на историческую атрибутику, легко узнаваемы и абсолютно знакомы во время новой Русской Смуты рубежа 20-21 столетий. Наш жизненный опыт, увы, слишком созвучен <Измене>.

    Но эта внешняя лёгкость чтения романа вызвала у меня сначала подозрение, а потом и печалящую уверенность в неприемлемости авторской позиции относительно оценки причин, породивших Смуту, оценки слишком важной именно в жанре исторического романа, где персонажи, ну, не совсем литературные. Повторюсь: книга состоялась, местами она выделана просто идеально, и, несомненно, обречена на внимание и у современной и будущей публики. Но, именно от этого горький привкус <недоправды>, <несовсемправды> затравил нутро неполнотой панорамы, урезанностью спектра картины, и не позволяет молчать:

    В романе <Измена> меня гнетёт непоявление главного героя - Руси.

    Я, было, порадовался, решив, что вот, возникшая во второй половине произведения старуха Аглая возьмёт на себя эту роль - роль хранителя и возвестителя Истины. Той вечной, неизменной от сотворения и до скончания мира Истины, что как раз не меняется от любого нового воздействия со стороны, которая чувствуется на инстинктивном уровне, и в звёздный час во весь голос и рост исповедуется навстречу пыткам и посулам. Но скоро Аглая свернулась в мелкую личную привязанность к Борису, не получив от писателя силы Русской Правды на нравственный суд его как Государя. Тем более, нет такой силы ни в Андрейке, ни в Кареле, ни в ком ином.

    Чуть-чуть не истина - уже неистинна. Полуправда.

    В <Измене> Руси нет потому, что в романе нет Православной, Святой Руси.

    Это трагедия автора-атеиста: не видеть, не воспринимать весь спектр происходившего и происходящего.

    Существуют исследования психологов о минимальном стабильном коллективе. Он составляется из пяти элементов, пяти субъектов, за каждым из которых закрепляется определённая социальная роль. Эту разработку использовали фольклористы для раскрытия секрета исполнения народных песен, и чью терминологию мы здесь применим: тему и мелодию запеву задает <лидер>, но ему противостоит <антипод>, сбивающий темп и варьирующий тональность, поэтому третьим включается <диспетчер>, чья задача смягчать противоречия, примирять <разногласия>. Однако такой тройкой песня долго исполняться не может, ибо <лидер>, <антипод> и <диспетчер> способны заиграться до полного развала мелодии. Поэтому четвёртый член минимального коллектива, не включаясь в их игру, поёт <как положено>, поёт <правду>. Интересно, что исполнение этой <правильной> партии в разных культурах одинаково полагается басу. Когда играющая тройка приближается к <басу>, мелодию ликующе подхватывает <тенор>, а когда они удаляются от <правды>, тенор замолкает.

    А что такое <бас> в литературном произведении? Это и молчание народа, и <буду век ему верна>, и зазеленевший дуб, и капитан Тушин, Соня и идиотское <красота спасёт мир> Стоит ли продолжать? Это тот, или то, кто имеет смелость, силу и власть говорить от имени Руси. Святую, правую власть и силу. Он не самозванец, а послушник Божий, и поэтому в нём истинная, непреложная уверенность о будущем Руси. А ещё без него история теряет зримую осмысленность, представляясь неким хаотическим стечением случайностей.

    Воровство. Измена. Смута . . . Какие параллели в художественном осмыслении этих понятий приходят первыми? В подобной же материалистической неполноте понимания того средневекового сознания, когда ни один человек не единой минуты не жил без соотнесения своих земных желаний, помыслов и дел с неминучим Страшным Судом? Когда преступление против соседа и самим преступником понималось как надругательство над образом Божиим в себе? А переход в Смуту, в разбойничью шайку, по последствиям для вечной души крестьянина-христианина равнялся самоубийству, самоизвержению из Православия. Разбой для верующего - прежде всего, духовное изгойничество, неотпускающий ужас перед последующим за смертью адом. Отсюда и крайняя озверелость - всё равно пропащий! К сожалению, у Куклина этот переход из смерда в тати не убедителен, логически легковесен.

    Вот и <Андрей Рублёв> Тарковского: сколько ни старались режиссёр и художник придать этнографической достоверности своей картине, но там нет ни единой мысли, которая бы могла (только лишь могла!) овладеть монахом-иконописцем. Уж поверьте моему, более, чем двадцатилетнему, опыту общения с монахами. И потому красивый, эмоционально заряженный фильм, вроде как опирающийся на реальные исторические события, по сути - неправда. Неправда о природе солярного творчества.

    Ну, написал Гольбейн <Снятого со креста>. Так это ли мёртвое тело есть весь Христос? Нет, нельзя, невозможно говорить русским языком о русском, как будто и не было Достоевского.

    У Тарковского средневековье не так мыслит, а у Куклина не так чувствует.

    Лидеры, антиподы, диспетчеры. . . Партии, сходки, ватаги. . . Человек не может без праздника, радости, счастья. Для религиозного сознания эти состояния невыделимы из его веры, они базируются на чувстве вечного Бога, который и <есть Любовь>. Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Жития святых - духовная история Руси, её сердечный бой, иначе ж почему самого краткого общения со стяжателями Духа Святаго так искали и князья, и вои, и купцы, и подъярёмные? Учители Сергии, вдохновители Ермогены, утешители Серафимы. . . Почему без их благословения не сеяли, не женились, не шли на войну? Откуда знали, что их приговор есть абсолютное благо?

    Причина всех наших Смут и междоусобиц в оскудении веры, во всеослепляющей повальной нелюбви. Вот и мы свидетельствуем, что и начало, и конец двадцатого века равны в причинах скорби: иссякала вера, и порушилась эпоха, давя и корёжа судьбы всех, и тех, кто хранил убеждённость, и тех, кто отшагнул в кромешность.

    Отсутствие правдоносителя <баса> подтверждается немотой <тенора> - лирической темы. О чём ликовать, если в заигравшемся мире нет истины? Эту невозможность душевной, свободной лирики, автор подменяет плотскими влечениями героев, протезирует тоской порывисто соприкасающихся, но не соединяющихся блудом одиночеств. Тут ещё одна прямая ассоциация - разумно тяжёлая, гениально удушливая музыка Прокофьева к фильму <Иван Грозный>. Да и Пятая симфония: беспросветная отчаянность отсутствия любви.

    Это тоже трагедия автора-атеиста.

    <Надо ли удивляться, что глава Тайного Приказа, признав силу над собой поместного дворянина, перестал заботиться о спокойствии державы русской, а вместе с тем и перестал искать того, кого сам окрестил оборотнем и кого считал главным врагом своим>.

    <. . .главным врагом своим> - да в том-то и дело, что в начале семнадцатого века <вор> не был чьим-то личным врагом, а являлся противником Божиим, ибо посягал на Его Миропомазанника, на Святую Русь - Землю под Покровом Богородицы! И отступить, бежать от боя. . . опять же - не отказаться от <дела>, а отказаться от себя.

    Дочитал последние строки, закрыл журнал, и который день не могу отделаться от протеста против упрощения и уплощения истории нашего Отечества, избавиться от досады за недописанность образа русского народа. Понятно, что подобный внутренний протест вовсе не вызывала б откровенная русофобия - враг есть враг, и так досадовать можно только на своих, близких. Поэтому очень надеюсь, что несколько резковатых высказываний не воспримутся автором ни чем иным, как только сопереживанием. Боль-то у нас одинакова: Русь-Россия.

24.05.2004
17:17

ТАЁЖНЫЕ МЕНЕЛАИ

    С пятого класса советской общеобразовательной школы я мучался искренне и бессонно: ну почему величайшее эпическое повествование закручено на столь мелком . . .

15.05.2004
05:51

ТО-ТО, БРАТЦЫ, БУДЕТ СЛАВА

    Выше (см. <Лето резко континентального климата>) мы уже рассуждали о двойственной роли Праматери Бабы-Яги - испытальщице и дарительнице, о смешении в сказках двух . . .

03.04.2004
15:09

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

    Много ж нынче разговоров о нефти и правах на неё. Зазудело и мне своё лыко в общую строку встроить. Вдруг, да кто услышит провинциального лапотника и православного . . .

24.10.2003
21:18

БОГ ДАЁТ ВРЕМЯ

    Косое солнце розово контурит облетевшие тополя и липы, ещё хранящие испарину первых ночных заморозков, но асфальт с каждой минутой греется, и воскресный город за . . .

28.09.2003
09:15

ПОД МЕССИАНСКИМ СПУДОМ ТОПОНИМИЧЕСКОГО СУБСТРАТА

    Впервые Западная Сибирь упоминается в русской летописи в одиннадцатом веке под именем <Обдория>. С 1187 года нижняя Обь вошла в <волости подданные> Великого . . .

23.08.2003
20:13

ШАМАН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

    Мир хантов-остяков (<Ас-ях> - <остяк>) множит загадки своей угасающей культуры. Описатели и исследователи, начиная с Г. Новицкого, А. Кастрена, Регули, Диенеша, . . .

19.07.2003
11:05

ЛЕТО РЕЗКО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО КЛИМАТА.

    Лето резко континентального климата, ни для кого и никогда не привычным перепадом температур в семьдесят-восемьдесят градусов, варит в котле сибирской черепной . . .

24.05.2003
16:33

КРАСОТА, СПАСИ МИР!

    Телеэкранизация Достоевского не должна была случиться иначе, чем через режиссуру Владимира Бортко. Мудрого и талантливого Бортко, сумевшего даже из карманной . . .

30.04.2003
06:31

О РОДИНЕ МАЛОЙ В КОНТЕКСТЕ

    Виват трёхсотлетию Санкт-Петербурга! А моему Томску через год четыреста. Конечно-конечно, что это за юбилеи в прищуренных глазах Рима Первого, Второго, Третьего? . . .

18.04.2003
19:08

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СОСТОЯВШИХСЯ ЛЮДЕЙ

    Если волею судьбы попущено день за днём коротать в семистах двадцати трёх метрах от часовни святителя Николая, отмечающей географический центр былой Российской . . .

05.03.2003
07:23

ВЫКРЕЩЕНОМУ РЕВОЛЮЦИЕЙ

    Похоже, что пора принимать неизбежность того, что через десять-двадцать лет в России имя Джугашвили будет вызывать те же чувства, что и Бонапарта во Франции. Эти . . .

25.02.2003
13:57

В АПОКАЛИПСИС С ЛЮБОВЬЮ

    <Работа - это любовь, ставшая видимой> - так Джебран Халиль Джебран очертил границу соприкосновения Земли и Неба. Можно ли мне этим начинать? Пусть, ведь за окном . . .

13.02.2003
20:10

ВЕЧНЫЙ ЛИК И ХАРЯ ВРЕМЕНИ

    ВЕЧНЫЙ ЛИК И ХАРЯ ВРЕМЕНИ Как-то, когда-то, в Пюхтицком Успенском монастыре, где я Великим постом нёс послушание в иконописной мастерской у матушки Митрофании, . . .

1|2

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100