TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Василия Дворцова

ВЗГЛЯД ИЗ СИБИРИ


23.02.2005
14:42

ГОСПОДИН ЛЕБЕДЕВ?!

    Добрые люди подсказали, и я узнал, что совершенно нежданно-негаданно меня <посчитали> в авторы независимого альманаха <Лебедь>. Главный редактор даже фотографию . . .

09.11.2004
08:26

ГРОЗНЫЙ: ТА СТРАНА, ЧТО МОГЛА БЫТЬ РАЕМ

    Чего только не сделаешь из трусости? Вот и я, дабы не походить на ваххабита, осквернил ножницами семь лет некасаемую бороду. Так что теперь, видя где-нибудь своё . . .

16.06.2004
20:06

ИЗМЕНА ОТ КУКЛИНА

    В 4-5 номерах <Сибирских огней> за 2004 год ( http://www.sibogni.ru/archive/34/376/ ) опубликован исторический роман Валерия Куклина <Измена>, описывающего события Смутного времени . . .

24.05.2004
17:17

ТАЁЖНЫЕ МЕНЕЛАИ

    С пятого класса советской общеобразовательной школы я мучался искренне и бессонно: ну почему величайшее эпическое повествование закручено на столь мелком . . .

15.05.2004
05:51

ТО-ТО, БРАТЦЫ, БУДЕТ СЛАВА

    Выше (см. <Лето резко континентального климата>) мы уже рассуждали о двойственной роли Праматери Бабы-Яги - испытальщице и дарительнице, о смешении в сказках двух инициаций - общей юношеской и избраннической жреческой или княжеской. Нынче порассуждаем о боевом духе.

    В своей <Золотой ветви> Дж. Фрэзер выдвинул теорию, согласно которой, во время инициации из посвящаемого вынималась душа и передавалась тотемному животному, возвращаясь уже с иными качествами.

    Термин <тотем> происходит из Северной Америки, где на языке индейцев оджибве слово <ототем> означает <его род>. Тотемизм предполагает идентификацию рода с конкретным животным, растением, предметом, где тотему отводится роль оберега. А встречно тотемные животные и растения табуировались, их нельзя было убивать, обижать, употреблять в пищу. Понятие тотема едино для всего мира, так что некоторые современные русские фамилии явно произошли от названий тотемов. Интересно звуковое единство - <отец>-<тятя>-<ата>-<тотем>. Отчество-отечество. Родовой знак-признак. <От> и <То>. А что тогда <тобук>? Для различия легионов и когорт римлянами использовались значки в виде орла, вепря, льва, минотавра, коня, волчицы, носимые впереди на длинных древках. Прообразы гербов, родовые знаки и символы применялись с глубокой древности, они упоминаются в произведениях Гомера, Вергилия, Плиния. Так, шлём Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), царя Нумибии Масиниссы - пёс, шлём Ахиллеса и императора Каракаллы - орёл. Тотемная геральдика употреблялась в виде тавро, клейм, печатей. В Китае, ближе к Тибету, живут <желтые уйгуры> - сарыг югу, сохранившие шаманизм в чистом виде. Своих богов они называют <Ас тамга>, <Йаг тамга>, <Сун тамга>, где <тамга> - это клеймо, высечка, тавро. Похоже, что в древности для народов Азии термины <Бог> и <тамга> были синонимами. Гербом шумерского государства был орёл с львиной головой, Египта - змея, Армении - коронованный лев, Персии и Рима - орёл. Русь унаследовала своего двуглавого орла от Византии. Бунчуки, вымпелы, хоругви и знамёна отмечали местоположение полководца, олицетворяя присутствие в данном месте родовых святынь.

    <- Ура! - закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжёлое знамя, и побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

    И действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком <ура!> побежал вперёд и обогнал его>.

    Не стоит напоминать, откуда этот отрывок.

    Создатель <Младшей Эдды> и <Хеймскринглы>, Снорри Стурлусон пишет о способности Одина изменять свою форму: <Его тело лежит, как если бы он спал или был мертвым, но он становится птицей или диким зверем, рыбой или змеем и в мгновение ока достигает отдаленных стран>. Экстатические путешествия Одина в зооморфном облике можно сопоставить с превращением шаманов в тотемических животных.

    <Мои ти куряни . . . сами скачуть, акы серыи влъци въ поле, ищучи себе чти, а князю - славе>, - восхваляет своих дружинников Всеволод в <Слове о полку Игореве>. А в прочтении другой фразы: <аще и веща душа въ друзе теле, нъ часто беды страдаше>, Ф. Буслаев видел, что <другое тело . . . означает не другого или какого-нибудь человека вообще, а именно другое тело, не своё собственное, а волчье, которое надевал на себя герой, перерыскивая путь великому Хорсу>.

    Волк упоминается в <Слове> девять раз, ибо и в славянском фольклоре, и в фольклоре тюркском он равно выступает как тотем. Исторический пример: в 1097 году половецкий хан Боняк участвовал в междоусобной войне, вспыхнувшей на Руси после ослепления Василька Теребовльского. Боняк, перед битвой с союзными противоборствующей стороне венграми, выл по-волчьи, а настоящий волк <отвыся> ему, предсказав победу. И действительно, половцы заманили венгерские полки в западню и нанесли им сокрушительное поражение.

    Воины в шкуре волка, медведя, льва, тигра - частые персонажи мифологии. В норвежской саге рассказывается про две заколдованные волчьи шкуры. Всякий, кто надевал их, не мог сбросить и превращался на десять дней в волка. Шкуры у хозяев были украдены воинами Зигмундом и Синиотом, которые, став волками, начали выть, нападать на людей и грызться друг с другом. В России ряжения зверем хранились в святочной и масленичной обрядности до двадцатого века. В Тверской области <чудили> в волчьих и лисьих шкурах, набрасывая их на плечи и подвязывая морду на шапке, по двое одевались в одну выделанную медвежью шкуру, закрепляя на голове голову. Ритуал переодевания в волчьи шкуры или хождение с чучелом волка у многих народов Европы приурочивался к осенне-зимнему сезону (чешское vlèi mĕsíc, латышское vilka mçnesis - названия декабря, буквально <волчий месяц>).

    В культах римского Марса и германского Одина волки главные персонажи. В мифологических представлениях многих народов волк или волчица связаны с предводителем боевой дружины или богом войны, являются родоначальниками племени или его воспитателями. Это и легенда о капитолийской волчице, и о волчице, вскормившей Кира, рассказ китайской хроники седьмого века о предке тюрок: из истреблённых врагами хуннов остался в живых один юноша, которого выкормила волчица, ставшая его женой и родившая ему десять сыновей. Аналогичное предание о волке-прародителе есть также и у монголов. Да и простые воины именовались волками в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях, часто ряжась в волчьи шкуры. Согласно тексту обращения хеттского царя Хаттусилиса I (17 век до н. э.) к войску, его воины едины, как <род волка> (хеттское созвучно древне-исландскому , украинскому <вiщун> - <волк-оборотень>). Это представление о единстве дружины, как волчьей стаи, хорошо известно на Кавказе и в наше время.

    <Босым волком> бежал из плена князь Игорь. Г. Ильинский считал, что праславянская форма - <демон>, имела вариант . Соглашаясь, современные этимологи считают, что форма <босъ>, тождественная форме <бесъ>, была перестроенна по мотивам табу.

    Бос. Бес. Бесноватость. Одержимость во время боя. Берсеркеры, или беpсеpки, - люди-медведи. Уже один внешний вид беpсеpков, их дикое рычание наводили ужас, лишая возможности защищаться. Считалось, что беpсеpки во время боя на самом деле пpевpащаются в зверей, и бьют не топорами, а лапами. В это время они не чувствовали боли, мышечные реакции скоростью и силой вполне соответствовали звериным. Исследователи этого феномена придают слишком большое значение напитку, содержащему галлюциногены, но у всех народов во все времена практикуются и иные техники введения воина в трансовое состояние. Боевые танцы так же переключают чувства на восприятие экстремальной ситуации, изменяют сознание, например в русском мужском переплясе не случайны названия коленцев: волчок, соколик, петух, горбатый (медведь).

    <Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышленiю Бояню> и <О Бояне, соловiю стараго времени . . . >. Ю. Венелин высказывает предположение, что эти упоминания о Баяне относятся к сыну Болгарского князя Владимира II. Слава Баяна, как поэта, была таковой, что, в представлении простого народа, он своим пением мог превращать волков в людей и обратно. Веру в такие превращения колдунами даже целых свадеб в волчьи стаи фольклористы записывали в сёлах до конца девятнадцатого века.

    Позволю ещё одну цитатку из <Войны и мира>:

    <- Песенники, вперёд! - послышался крик капитана.

    И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик-запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: <Не заря ли, солнышко занималося. . .> и кончавшуюся словами: <То-то, братцы, будет слава нам с Каменскиим-отцом. . . >>.

    Один из наиболее распространённых способов подъема боевого духа воинов - барабаны. Именно бубном-барабаном шаманы всех материков вводят в транс себя и участников ритуала. К этому же приводит и маршировка.

    И ещё знакомый приём: боевой клич. В Младшей Эдде говорится о Тюре: <Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою. Его хорошо призывать храбрым мужам>, а об Улле: <Он к тому же прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством. Его хорошо призывать в единоборстве>. В <Манасе> Кульчоро, хлестнув своего скакуна Суркоена по правому бедру, обратился к духам предков и бросился в бой с боевым кличем в честь Манаса, так как боевой клич - это заклинание, призыв предков, произношение сакральных племенных имён, разрушающее границу миров между живыми и умершими, и отсюда наше бессмертное <Ура> - заимствованное и трансформированное (<Уран>) - тюркское <Смерть>.

    В эпоху средних веков боевые кличи, которыми рыцари и монархи сзывали своих бойцов под знамена, получили особое развитие как вид девизов. Многие превратились в сохранившиеся и поныне династические и даже в государственные.

    <За Русь>! <За Веру, Царя и Отечество>! <За Родину!> - <Ура!>!!

    Смерть за святыню есть бессмертие в святыне.

    Висы и драпы были священными песнями-заклинаниями, исполнение которых скальдами-волхвами открывало воспеваемому в них герою путь в Валгаллу, в бессмертие славных. Желание быть воспетым в священных стихах заставляло викинга на годы покидать родимый край, гнало в неведомое море, на край света, в обитель ледяных великанов, в царство мертвых. Этой же магической <славы князю> волхва-гусляра для обретения языческого бессмертия искал в походе к половцам Игорь, князь-отступник.

    А потом каялся перед Богородицей.

    Разве кто-то, кроме нас, великих, малых и белых русских, унаследовал столь богатый мелос? У какого народа есть ещё столько и таких мелодий? Эх. . .

    Е. Аркин повествует о наблюдениях Склифасофского: <В его клинике лежала музыкально образованная полька, и профессор имел возможность следить за колебаниями кровяного давления в её черепной плоскости в зависимости от слышимой музыки. Как оказалось, что для каждого композитора, и даже для каждой пьесы существовал свой прилив крови, своё кровяное давление в мозговых сосудах, и, что всего замечательнее, патриотическое чувство польки проявлялось в резком повышении кровяного давления всякий раз, когда играли при ней даже самые посредственные пьесы Венявского>. Английский эстетик Д. Кук вообще рассматривал музыку как язык, несущий <декодированное> содержание, заключенное в ряде мелодических образов, в мажорном и минорном ладах и в хроматизме. В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов, и лёгкость или затруднённость их формирования современными психологами связывается с генетическими музыкальными кодами. От звучащей внутренней музыки зависит не только интеллектуально-эмоциональное состояние, но и физиологическая, и химическая деятельность мышечного аппарата. От соединения национальной музыки с заклинанием, призывом предков, произношением сакральных племенных имён воином овладевает боевой дух.

    <Вставай, страна огромная,

    Вставай на смертный бой!>

    А разве кого оставят равнодушными даже вступительные аккорды <Прощания славянки>? Древнейшие ритмы и священные слова кличей свиваются и сливаются в военные марши, пробуждая в нас глубинные переживания.

    Древнейшие ритмы и священные слова слав свиваются и сливаются в победные гимны. Государственный гимн - торжественное музыкальное произведение. Наряду с флагом и гербом, он является высшим символом государства, призванным сплачивать и вдохновлять нацию. Гимн - древняя Слава, величание данной Богом власти, и поэтому Гимн - <государственная молитва>. В России во время праздников хор <государевых певчих дьяков> с 1479 года и до конца 17 века исполнял православные песнопения. От Петра I встречи коронованных особ, военные победы и знаменательные юбилеи отмечались хвалебными <виватными кантами>, вперемежку с пением <многая лета>, функции же государственного гимна в 18-том, начале 19 века выполнял общеевропейский <Тебя, Боже, хвалим>.

    <Царь Православный,

    Царствуй на славу!

    Царствуй на страх врагам>.

    Гимн в Русской армии подлежал обязательному исполнению на парадах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах армии, встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, на застольях после здравиц за императора. И 27 января 1904 года крейсер <Варяг> и канонерская лодка <Кореец> на свой смертный парад вышли с пением <Боже, Царя храни>.

    Современный Государственный гимн России, судя по эмоциональному воздействию, имеет глубокие генетические музыкальные коды, и мелодически вряд ли кто посмеет приписывать его к <открытиям> советского времени. Хочется верить, что, рано или поздно, но наполнится он и соответствующим текстом, былинной Славой Богом данному Князю.

    И <начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышленiю Бояню>.

03.04.2004
15:09

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

    Много ж нынче разговоров о нефти и правах на неё. Зазудело и мне своё лыко в общую строку встроить. Вдруг, да кто услышит провинциального лапотника и православного . . .

24.10.2003
21:18

БОГ ДАЁТ ВРЕМЯ

    Косое солнце розово контурит облетевшие тополя и липы, ещё хранящие испарину первых ночных заморозков, но асфальт с каждой минутой греется, и воскресный город за . . .

28.09.2003
09:15

ПОД МЕССИАНСКИМ СПУДОМ ТОПОНИМИЧЕСКОГО СУБСТРАТА

    Впервые Западная Сибирь упоминается в русской летописи в одиннадцатом веке под именем <Обдория>. С 1187 года нижняя Обь вошла в <волости подданные> Великого . . .

23.08.2003
20:13

ШАМАН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

    Мир хантов-остяков (<Ас-ях> - <остяк>) множит загадки своей угасающей культуры. Описатели и исследователи, начиная с Г. Новицкого, А. Кастрена, Регули, Диенеша, . . .

19.07.2003
11:05

ЛЕТО РЕЗКО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО КЛИМАТА.

    Лето резко континентального климата, ни для кого и никогда не привычным перепадом температур в семьдесят-восемьдесят градусов, варит в котле сибирской черепной . . .

24.05.2003
16:33

КРАСОТА, СПАСИ МИР!

    Телеэкранизация Достоевского не должна была случиться иначе, чем через режиссуру Владимира Бортко. Мудрого и талантливого Бортко, сумевшего даже из карманной . . .

30.04.2003
06:31

О РОДИНЕ МАЛОЙ В КОНТЕКСТЕ

    Виват трёхсотлетию Санкт-Петербурга! А моему Томску через год четыреста. Конечно-конечно, что это за юбилеи в прищуренных глазах Рима Первого, Второго, Третьего? . . .

18.04.2003
19:08

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СОСТОЯВШИХСЯ ЛЮДЕЙ

    Если волею судьбы попущено день за днём коротать в семистах двадцати трёх метрах от часовни святителя Николая, отмечающей географический центр былой Российской . . .

05.03.2003
07:23

ВЫКРЕЩЕНОМУ РЕВОЛЮЦИЕЙ

    Похоже, что пора принимать неизбежность того, что через десять-двадцать лет в России имя Джугашвили будет вызывать те же чувства, что и Бонапарта во Франции. Эти . . .

25.02.2003
13:57

В АПОКАЛИПСИС С ЛЮБОВЬЮ

    <Работа - это любовь, ставшая видимой> - так Джебран Халиль Джебран очертил границу соприкосновения Земли и Неба. Можно ли мне этим начинать? Пусть, ведь за окном . . .

13.02.2003
20:10

ВЕЧНЫЙ ЛИК И ХАРЯ ВРЕМЕНИ

    ВЕЧНЫЙ ЛИК И ХАРЯ ВРЕМЕНИ Как-то, когда-то, в Пюхтицком Успенском монастыре, где я Великим постом нёс послушание в иконописной мастерской у матушки Митрофании, . . .

1|2

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100