TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.07.2019
13:02

Как всё сложно!..

    Одно точно: как это хорошо, когда посмотрел кино – и в полной растерянности, что ты увидел. “По главной улице с оркестром”. Ну неужели в 1986 году Пётр Тодоровский . . .

01.07.2019
17:51

Что-то не то.

    Разрешите начать с самоцитаты. От Чехова отличается только тем, что тот идеально прятал своё авторское отношение: "ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ [Ольга и Ирина . . .

01.07.2019
08:48

Повод для сарказма

    У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно . . .

30.06.2019
13:48

Искусство вымысла

    Искусство вымысла – термин Вейдле. Он его отличает от искусства слова. В искусстве слова иным образом, чем озарило вдохновение, выразиться нельзя. С вымыслом – . . .

27.06.2019
09:34

ЧТО-ТО

    ЧТО-ТО есть признак художественности в моей системе эстетических координат. Что-то, словами невыразимое. И, слушая пение Юлии Чичериной, я явно чую это ЧТО-ТО. Но. Я . . .

26.06.2019
10:18

В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака

     

    В кои веки мне предложили истолковать картину. Так: "Твой метод о чем поведает?”. И прислана репродукция без автора, названия и времени создания.

    Кампен. Траурная Троица. 1433 -1435.

    И я подумал: а не устроить ли мне стенографирование своего потока сознания по поводу этой репродукции.

    Естественно, я через поиск по картинками, сперва нашёл, что это такое.

    В чём мой метод?

    Итогом должна быть проба найти подсознательный идеал автора. Даже и в произведении прикладного искусства, чем, похоже, является данная вещь – “приложенная” к усилению какого-то нюанса религиозного переживания.

    Удастся проба или нет – вопрос другой. А состоять она должна в поиске, например, какой-то неожиданности для своего времени.

    И лучше всего для этого – поискать, что об искусстве этого времени, если не об именно этом художнике и картине, написал Макс Дворжак в книге “История искусств как история духа”. С-Пб., 2001.

    Поиск Find-ом “Кампен” ничего не дала. Но Википедия назвала Кампена ещё Флемальским мастером.

    Find-ом “флемал” у Дворжака находим в единственном числе в главе III, “Шонгауэр и нидерландская живопись”. – Начинаем её читать. Сперва наберём словосочетания, как-то соотносящиеся с тем, что мы видим на картине.

    "…вся индивидуальная тоска немцев предшествующего Реформации столетия…”.

    Реформация (16-17 столетия) была взрывом негодования к развратному католицизму, допустившему Раннее Возрождение в искусстве как выражение вседозволенности личности, вырвавшейся из церковных запретов, и негодования к католицизму, безнравственному в своей церковной практике (греши, сколько хочешь, но купи потом у церкви отпущение грехов, а потом повторяй, сколько хочешь).

    "…призыв к воспитанию души. Он раздается громко уже в писаниях немецких мистиков XIV в.”.

    “…внутреннее созерцание, замещающее произносимую вслух молитву”.

    “…в каждом отдельном человеческом сердце должна была возникнуть церковь, богатая образами и наполненная внутренними переживаниями”.

    “…всеобщая потребность в индивидуальном религиозном образовании и самоуглублении”.

    “Стиль… основывался на готических традициях”.

     

    А о них надо читать предшествующую главу, думаю (раз в духовность тенденция), подглаву “Идеалистические основы”.

    Я опять попытаюсь подбирать слова, соответствующие тому, что видно на репродукции.

    "…эту церковь можно рассматривать… в качестве первой большой осуществленной и в своей дерзости и энергии непревзойденной попытки объединить всю культуру с ее естественными и природными обусловленностями, исходя из духовных основ и с точки зрения идеалистического объяснения мира, объединить в одну единую духовную организацию человечества”.

    Конкретно – это ступенчатость и восходящесть композиции вверх и к центру. То есть перед нами образ церкви. А не сцена снятия с креста, скажем. Потому и Христос, хоть и снят с креста, не мёртвый, а зажимающий рану в правом боку от удара копьём. (Тогда, на Голгофе, перед тем, как разойтись – у евреев начиналась Пасха – разбойникам римляне переломали ноги, а Иисуса кольнули в бок; чтоб их всех или кого-нибудь кто-нибудь не освободил, когда все разойдутся.) От раны в правый бок смерть не наступила, но и не сподвижники тут сняли Христа. Это сама церковь. С бессмертным Христом. И с подчинением (королевский вид Бога-Отца) себе всего в миропонимании: птиц, зверей, людей (что мы и видим на перилах в виде изваяний).

    "…фундаментальное примирение между надчувственным толкованием жизни и относительным признанием жизни”.

    Оттого скульптурны птицы, звери и люди, архитектурно устройство земного мира и нескульптурна, неархитектурна собственно Троица.

    Отдалённо изображение походит на готические соборы, "которые представляются разрывающими все рамки земной связанности, которые пространственно широко и легко подымаются в головокружительные высоты, не имея ничего или мало почвенно-земного”.

    “…символ царства божия на земле…”.

    (До которого – если вернуться из победительной готики в драматическое Северное Возрождение – далеко {в отличие от иллюзии времени готики}, судя по суровости выражения лица Бога-Отца и непрекращающимся мучениям Бога-Сына.)

    "…средства для выражения сверхматериального восприятия художественных идеальных созданий… очевидность господства духовной интуиции и откровения над “нечистым в себе” и “вводящим в заблуждение” чувственным восприятием”.

    Образом этого является ненаступающая смерть Христа. Открытие "лишь “духовному взору” причин и действий”.

    “…чувственное восприятие [неумирающего Христа] было лишь мутным источником художественной истины и красоты, который можно очистить лишь через высокое понимание человеческого духа [из-за теперь вот и моих грехов, мол, всё мучается и мучается Христос]".

    “…не переживание природы, но переживание Бога” - Как же Он мучается… уж который век!

    Можно вывести, что это не усиление знаемого переживания. Знаемое – это человеческое. А тут же – не человеческое! Сверхчеловеческое!!! И у кого?! – У человека.

    Только притягивая современное понятие подсознательного идеала можно как-то приблизительно назвать то, что двигало автором, и то, что рождалось в восприёмнике. Если рождалось. И неужели я неожиданно для самого себя оказался в финале моей попытки толкования?

    Дворжак тут же иносказательно подтверждает:

    "…глубочайшим смыслом художественного творения будет самосознание и художественное “доведение до сознания” чудесного устройства мира, основывающегося на отражении божественных мыслей в земных вещах”.

    Дворжак почему-то не оперировал понятием подсознательного, хоть жил с Фрейдом одновременно и в одном городе.

    "В чем же это[глубочайший смысл] выражается художественно? Наверно, наиболее бросается в глаза сознательный отказ от верности природе и от подражания ей”.

    Это всё то же неумирание Христа.

    И наоборот:

    "…предметные и формальные достижения предшествовавшей [античной] светской культуры не отвергались принципиально… эти формальные достижения стали чем-то второстепенным… эти фрагменты старого, не исчезая полностью, были сведены до уровня “теневого существования””.

    Например, натуралистическая корона, складки балдахина, пропорции тел и их окраска, обусловленность ракурсов положением объектов в пространстве. Всё это "оставалось техническим умением”. Далее докатившемся всё же до гармонии, "покоящейся на уравнительном одухотворении материальных и на материализации духовных моментов”. В результате духовные истины стали возводить "более не к божественному откровению, но к естественному, рациональному познанию действующих в мире и постижимых лишь духом взаимосвязей”. – Новая субъективность такая. Сродная с будущей Реформацией.

    И тут, наверно, стоит экскурс в готику закончить.

     

    Впрочем, ещё немного. О кое-каких приёмах непосредственно внушать сверхъестественное. Например, лишение пространства глубины.

    "Фигуры, по меньшей мере те, которые являются наиболее важными в изображенном событии, — как правило, не размещаются на горизонтальной поверхности уходящего вглубь отрезка почвы, а стоят на самом внешнем краю изображения, пересекая внутреннюю рамку изображенной сцены; таким образом они кажутся находящимися не сзади, а перед переданной в виде живописного фона картинной плоскостью. Они как будто подчиняются силе, которая выдвигает их из глубины картины навстречу зрителю, тесно приближая к ним и находящиеся за фигурами предметы”.

    От ног Христа до края картины расстояния нет. Мал промежуток и между краем и ногами Бога Отца. Выглядят ли Они находящимися как бы перед плоскостью, где изображено то, что глубже? Можно себе внушить, что да.

    "Следует указать здесь на вторую особенность готического изобразительного искусства — на изобретение коврового фона… он вряд ли означает что-либо иное, чем то, чем он является на самом деле, а именно: орнаментально украшенной плоскостью, перед которой стоят и связываются в пространстве фигуры приблизительно так же, как готические статуи перед стеной фасада”.

    То, что у нас, вполне похоже на ковровый фон.

    Всё это приводит к "значительности на антиматериалистической основе”.

    Вообще-то это открытие. Но оно не неожиданность, наверно, потому что не вдруг появилось. А то б я опять апеллировал к неожиданности как к следу подсознательного идеала.

    Вообще, из-за того, что христианское искусство "с самого начала… положило в основу изображения фигур и их композиционных связей не действия, но духовные ситуации”, так получилось, что "основная психическая составляющая художественной концепции была почти имперсональной, той высшей духовной силой, что властвует надо всем происходящим, отчего временами и возникает то резкое противоречие между психическими и физическими событиями, что современному зрителю, привыкшему сводить их к некоему единству, должно показаться варварским и противным здравому смыслу”.

    В самом деле. Посмотрите на этого Бога-Отца не средневековыми глазами. Он же не тут. Сын, вот, мучается, а Бог-Отец задумался и смотрит вдаль и в сторону. О чём задумался? Каким плохим он создал мир? Или это рационализирующая натяжка. А по непосредственному впечатлению (несредневековому) – просто несуразица.

    Но по-средневековому – всё правильно. В итоге всё будет хорошо, сермяжно говоря. Религия-то – спасения. Что и выражает рисование ситуации как "имперсональной”.

    А почему Бог-Отец красив по-нынешнему?

    Это просто инерция античности, которую заняли “божественные фигуры и ангелы”.

    Ну а Иисус почему некрасив?

    Он же в образе земного существа. Значит, в нём просто "подавляли все, что напоминало о достоинствах телесного”. Автоматически получалась, по-современному, некрасивость.

     

    И ещё немного о готике… О всё же натурализме её. Вытекающем из акцента, как ни парадоксально, на "духовные ситуации”. Это – "стремление раскрыть духовную личность”.

    “Духовные индивидуальности требуют естественным образом также и телесной индивидуализации”.

    И вот перед нами какой-то незнакомый Иисус. Практически без усов. Борода не клинышком. Скуластый.

     

    Недаром в Википедии написано, что Кампен "Один из первых портретистов в европейской живописи”. – Кого-то из знакомых нарисовал Иисусом.

    "…подчинять восприятие мира делу спасения души и христианской жизни или, другими словами, индивидуальной жизни чувств, индивидуальным религиозным, то есть духовным интересам”.

    В чём духовный интерес зрителя в деле спасения души? – Лично чувствовать несправедливость к кому-то как несправедливость к себе. Неумирание Иисуса побуждает мысленно оглянуться и подумать, кто теперь так же подл, как тогда, когда для прощения к Пасхе выбрали разбойника, а не Иисуса. И – сердце болит у зрителя о вспомненном сегодняшнем грехе. И ему это нужно. Потому что увеличивает шанс его собственной душе быть спасённой.

    "Это открытие мира в зеркале индивидуального сознания… проявило себя, когда взор снова был направлен на этот мир”.

    Церковь – во мне, что готовило через несколько сот лет Реформацию.

    Как готовило?

    "1) в изображении душевного контакта между отдельными фигурами”.

    Голубь, Дух Святой – смотрит на Иисуса. Бог-Отец – поддерживает тело Иисуса так, чтоб оно было наравне с Ним.

    "2) в изображении ощущений”.

    Иисусу – больно. Бог Отец – признаки "тихого, обращенного вовнутрь самопогружения”.

    “3) … мир того, что может быть наблюдаемо, — мир субъективных впечатлений, — неограничен”.

    Тигр, вон, задрал ягнёнка. Но орёл, вон, кормит мясом из клюва своих птенцов. – Насколько разное дано видеть…

    "…уже в средние века для искусства был завоеван весь мир видимости и все, что с ним связано… происходит определенная секуляризация духовных сил”. Пусть и не без "религиозной отвлеченности” – скульптурности этих орла и тигра.

    "В готике… речь сначала шла о связи, что существует между художественными ценностями земного бытия и трансцендентным миропорядком”.

    Земное – это лицо какого-то реального человека, взятое для изображения Иисуса. Трансцедентное – это отсутствие земной муки от боли в проткнутых груди, руках и ногах.

    Связь "между светской красотой и христианским идеалом жизни”.

    Уж у Бога-то Отца нет земных желаний и страданий, вот это и есть идеал христианской жизни, что выражено красотой лица Бога-Отца.

    Но… Связь связью, а всё же произошло и "обретение искусством самостоятельности по отношению к любой сверхъестественной закономерности”.

    У художника появилась принципиальная возможность критически отнестись, например, к принятому понятию Троица. Особенно, если принятость связывалась с доведением "самостоятельности” до практической безнравственности святош.

    Не тут ли произошёл раскол на Северное Возрождение Нидерландов и Раннее Возрождение в Италии?

    Упомянутая самостоятельность, будучи живописной, приобрела "на севре… характер подражания определенному куску пространства”.

    В нашем случае это какой-то матерчатый шатёр с каменным входом.

    Ещё самостоятельность проявлялась так:

    "…на севере признаком большого художественного произведения, художественной самоцелью, становится основанная на субъективном наблюдении, как можно более правдивая передача действительности”.

    Ну в самом деле… Что такое эти складки кожи, подпёртые большим пальцем правой руки Христа, эти жилы на Его предплечьях, как не правдивость? То же и с короной, вернее, с её деталями.

    "То, что до этого времени являлось одним из средств выражения средневекового дуализма, превратилось в самостоятельную цель, в важнейшую задачу художественного прогресса, по сравнению с которой все остальное должно было отступить на задний план”.

    Эти правдивости "разрушили и преодолели готический характер трактовки формы”. И тут можно, наверно, вернуться с главы о готике к главе, где есть Флемальский мастер.

     

    "В Италии и Нидерландах перемена, — приблизившая искусство к людям, — осуществилась главным образом в области нового светского понимания природы…”.

    У нас – упомянутая выше самостоятельность живописи (какой-то человек в виде Христа, складки его кожи…).

    "В Германии, где религиозное мышление вплоть до Реформации сохранило свою руководящую роль также и в искусстве, искали, напротив, этого очеловечения искусства в пределах его старорелигиозной сверхъестественной обусловленности… Центр тяжести перенесен был на субъективное размышление и ощущение, посредством которых надлежало, преодолев материю, достигнуть внутренней просветленности и абсолютной духовности. Поэтому немцам было безразлично, какими являются вещи в их естественной обусловленности, и убедительная сила объективной передачи для них не имела значения… Своеобразие развития немецкой живописи XV столетия было прервано нидерландскими влияниями… путем внезапно возникшей оппозиции молодежи по отношению к старикам… в середине столетия молодые немецкие живописцы получали свое художественное образование непосредственно и косвенно с запада и переносили изученное в Германию… принципиальный натурализм”.

    Складки кожи и т.п.

    Заимствования, "…напоминающие главным образом фламандских мастеров Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса и Флемальского мастера”.

    Приехали.

    Честно говоря, не туда, куда меня сориентировала первая цитата:

    "…вся индивидуальная тоска немцев предшествующего Реформации столетия…”.

    И тогда я полез в интернет смотреть, что это за Флемальский мастер.

     

    "…имеет место бытовая трактовка религиозных сюжетов” (http://artchallenge.ru/gallery/ru/114.html).

    Пафос опрощения религии, которое есть всё же дальнее предвестие Реформации.

     

    Напитавшись такими мыслями о духе того времени и выражении его в искусстве, а также почитав, что такое Троица и какова история этого понятия, я могу и собственные связные слова о картине произнести.

    Это – изопублицистика на богословскую тему. Если “текстовая” неожиданность (типа изображения конкретного человека, не похожего на канонического Иисуса, как Иисуса) и имеет происхождение в подсознании (и потому может быть отнесена к искусству, пусть и прикладному), то к неприкладному (самовыражению подсознательного идеала) – никак это нельзя причислить. Потому что тут богословский спор. Спор умов. А не подсознаний.

    Впечатление, что Кампен образно включился в предвосхищавшее Реформацию требование опрощения веры. Честнее, мол, будет. И понятнее. Ну что значит это вечное рождение Бога Сына Богом Отцом в учении о Троице? А где монотеизм с этой Троицей? Пишут, что "Кальвин находит эту концепцию трудной, если не вовсе бессмысленной” (http://www.reformed.org.ua/2/295/4/Berkhof). Что если и Кампену то же брезжило намного раньше? И потому Бог Отец у него в образе монарха. “Унижавшие” Бога Сына когда-то, 1000 лет назад, даже назывались монархианистами. "…догмат о Божестве Христа — по этому воззрению, [был] отрицанием монархии, — догмата о единстве Божества” (Википедия). И потому при смотрении слева направо (в соответствии с тем, как пишут христиане) Бог Отец у Кампена при таком движении глаз зрителя выше всех. И потому Бог Сын так индивидуализирован, как человек какой-то. Если его не раз пострадавшим и воскресшим считать, а вечно страдающим – это будет более действенным для верующих в спасение души. А что 1000 лет назад еретиками посчитали принципиальных продолжателей идей монархианистов (продолжатели считали, что Бог Отец просто принял плоть, чтоб пострадать)… Так на то через 1000 лет и налицо недовольство развратом пошедшей неправильно церкви. Недовольных церковью всегда церковь еретиками называла. А они – страдатели, а не еретики. – Не потому ли и названа картина так – “Траурная Троица”?

    Если б мне пришлось счесть эту вещь рождённой подсознательным идеалом, скажем, опрощённого христианства, нравственного, я б должен был его поместить на СИИ – синусоиду изменения идеалов. – Это такая схема:

    Тут идеалы: 1 – гармонии, 2 – трагического героизма, 3 – благого для всех сверхбудущего, 4 – соединения несоединимого, 5 – абы какой жизни, 6 - ницшеанства.

    Так как идеалы в веках повторяются, только названия не сохраняя, и так как это Северное Возрождение Кампена – современник Раннего Возрождения в Италии (вседозволенности), и так как я вседозволененость – с вашего разрешения – пойму как безнравственность относительно мещанской нравственности, а мещанство – сравнивая с высоким героизмом – надо поместить на позицию 5 (сомнительной нравственности), то… То и вседозволенность можно поместить в ту же точку. А трек синусоиды надо будет понимать, как раздвоенную кривую: в каждой точке борются в чём-то противоположные идеалы. Например, со вседозволенностью Раннего Возрождение борется обычная для маленьких людей ограниченная дозволененость для них же Северного Возрождения. И то и то – индивидуалистские идеалы. Относительно коллективистских (произвольно помещённых вверху) индивидуалистские – естественно – внизу.

    Но в подсознательности я идеалу Кампена отказываю в условиях богословского спора. Куда ж тогда мне поместить “Траурную Троицу”?

    Плоскость, на которой нарисована синусоида, предназначена для подсознательных идеалов. Но есть же, скажем так, третье измерение – вверх. Пусть идеалы, срывающиеся из подсознания в сознание, помещаются над своими подсознательными зародышами. – Тогда схема для нашей картины станет такая.

    23 марта 2019 г.

25.06.2019
17:57

Грубятина

    Что может быть антиподом негативной вкусовщине? – Грубятина. И я, пожалуй, скорее за неё, чем за вкусовщину. Тем более что моя привычка опираться в толкованиях на . . .

23.06.2019
15:43

К годовщине смерти моей Наташи

    С музой и без неё. Прелесть неточных наук… Я во всю пользуюсь возможностью пускать в обращение недодуманное. Иначе, наверно, и нельзя переводить из подсознания в . . .

22.06.2019
13:39

Необычная статья

    Это будет необычная для меня статья. Всегда я стараюсь найти художественный смысл произведения искусства, если оно – произведение неприкладного искусства. Если . . .

21.06.2019
08:53

Догадка

    Пишу в расчёте, что вы, читатель, или помните “Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове” (написана Гайдаром в 1931 году в психбольнице, . . .

20.06.2019
08:51

Авантюррра

    Авантюра будет основана на том, что идеал, мол, художника, вдохновляющий его на творчество, есть штука инерционная, быстро не меняющаяся (Пушкин – исключение). И . . .

17.06.2019
12:54

По противоположности...

    Когда-то я так забавлялся с женщиной, которая сделала меня мужчиной: я смотрел ей в глаза, в один глаз, находил там отражение себя, в том отражении разыскивал мои . . .

15.06.2019
20:30

Глубина

    Мне хочется поговорить о том, что, казалось бы, не в моём амплуа. О детском приключенческом фильма “Частное слово” (2012). С незаметной, но существенной заменой в . . .

14.06.2019
12:07

Ругательное слово

    Ругательное слово хочется произнести… Давным-давно, в СССР, я, провинциал, как-то сумел привлечь к себе внимание “Литературной газеты” настолько, что мне . . .

13.06.2019
15:00

Злость

    - Ну как можно злиться на человека, взявшегося показать фокус? Зрители ахнули. Разве это недостойное дело? - Недостойное. Если фокус не заявлен заранее как таковой . . .

11.06.2019
09:24

Колоссальная недодуманность

    Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Горький. “О вреде философии” По крайней мере, в русской культуре есть колоссальная . . .

10.06.2019
16:06

Жизнелюбие

    Я (люблю с себя начинать), наверно, жизнелюбивый человек. Другое дело, что я особенно люблю мысль. Штука довольно сухая. Но я люблю. И поэтому вся остальная жизнь мне . . .

07.06.2019
10:58

Запределье

    У меня есть авторитет – Владимир Вейдле. Я даже на его высказываниях о стихах стал коллекционировать его тончайшие наблюдения над поэзией (см. тут). Вдруг да . . .

06.06.2019
10:25

Господи-Боже! Что сомной?

    Почему я плачу? Я подчеркну строчку, на которой на меня вдруг нашло: Благодарю за всё. За тишину. За свет звезды, что спорит с темнотою. Благодарю за сына, за . . .

05.06.2019
16:35

Подход с другой стороны.

    Попробую проверить, что сказал Вейдле о “Пире во время чумы” Пушкина. ""Пир во время чумы”—почти перевод, даже больше перевод, чем “Анджело”, а здесь в . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100