TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.06.2019
12:54

По противоположности...

    Когда-то я так забавлялся с женщиной, которая сделала меня мужчиной: я смотрел ей в глаза, в один глаз, находил там отражение себя, в том отражении разыскивал мои глаза и пытался в них увидеть какое-нибудь отражение. Любви у меня к ней не было, и я так притворялся. А она – уж не знаю, фальшиво или искренне – восторгалась, как я на неё смотрю.

    Этот нюанс мне вспомнился от чтения одного стихотворения Ходасевича.

    Анюте

       
     

    На спичечной коробке -

    Смотри-ка - славный вид:

    Кораблик трехмачтовый

    Не двигаясь бежит.

    Не разглядишь, а верно -

    Команда есть на нем,

    И в тесном трюме, в бочках, -

    Изюм, корица, ром.

    И есть на нем, конечно,

    Отважный капитан,

    Который видел много

    Непостижимых стран.

    И верно - есть матросик,

    Что мастер песни петь

    И любит ночью звездной

    На небеса глядеть...

    И я, в руке Господней,

    Здесь, на Его земле, -

    Точь-в-точь как тот матросик

    На этом корабле.

    Вот и сейчас, быть может,

    В каюте кормовой

    В окошечко глядит он

    И видит - нас с тобой.

    1918

    А есть одно правило анализа истинно художественного произведения: оно написано не о том, о чём написано словами (если это литература).

    Что данное – художественно, говорит хотя бы то, что его хвалит Вейдле. А он для меня непререкаемый авторитет. Самому же мне стихотворение не показалось таким, как, ссылаясь и на него, написал Вейдле:

    "Ходасевич остался поэтом, когда поэзия его умолкла. Он был до последней минуты тем, кем он был всегда. И та тема, что пришла к нему, что его пронзила, когда ему было тридцать лет, она и без стихов до конца осталась его темой. Больше, чем болезнь и чем невзгоды, больше, чем литературная грязца и канитель, мучила его та несовместимость души и мира, та неугасимость сияния, тонущего и неутопающего во мраке, но бессильного его рассеять, которая животворила его поэзию, а жизнь калечила и мертвила. Тяжело ему было, но он не тяжелел. Это сияние, оно и в нем сияло. Никогда, до самой смерти, не исчезал в нем и тот поэт, что писал когда то “Анюте”” (О поэтах и поэзии. Paris 1973. С. 21).

    Подсознание моё, видно, вспомнило про несовпадение текста и художественного смысла. И я, во-первых, отдал себе отчёт, что текст – романтический. И, во-вторых, решил перечитать, что я не так давно написал о собственном, ещё школьника, рисунке парусного корабля. Рисунок-то уж точно был нарисован романтиком-мною, охваченном первой любовью, неразделённой. В-третьих, я разузнал, кто Ходасевичу была Анюта. Оказалось – вторая жена, от которой он через 4 года ушёл. В 1918 году это уже был 7-ой год их совместной жизни. – Можно думать, что любви уже не было. И это была тоска. Которая усугублялась тоской и из-за революции 1917 года, и из-за плохого состояния здоровья (его даже в армию не призвали, а в 1916-м ему аж в гипсовом корсете пришлось жить).

    И вполне естественно, что я вспомнил про свои притворные гляделки с нелюбимой.

    Вейдле знал Ходасевича с юности. Когда он хвалил стихотворение, он знал и о позорном бегстве Ходасевича от второй жены, и о том, что в "тридцать лет” (в 1916) тот стал сочинять иначе, совершенно трагически. Трагически – ещё и из-за презрения, вот, к собственной душе, как оказалось, не годной для побега в жизнь этой души, обязательно для романтика прекрасной. Для Вейдле – по другим стихотворения Ходасевича – было ясно, что теперь уже (после 1916-го) не символистский возвышенный идеал вдохновлял поэта, а… Какой же? Если не сверхвысокий, как у символистов, и не средний, как у романтиков… Если это – "несовместимость… мира”. – Мира, включающего в себя и его, человека, не поэта, нехорошую душу…

    Я договариваю до конца: таким идеалом может быть только иномирие. Ницшеанское. Принципиально недостижимое.

    Его образ даже дан: "Не двигаясь бежит”. Рисунком (искусством), собственно, достигнуто принципиально в бытии недостижимое. В самом этом бытии движение – непостижимо. Нечто и есть в этом месте и нет его там… – С ума сойти!.. – А акт творчества и недостижимого достигает!..

    Может, не зря Вейдле дальше первого четверостишия стихотворение Вейдле не цитирует.

    Если я правильно угадал, то подтверждается правило, что хотел “сказать” поэт есть не то, что напечатано буквами на бумаге.

    17 июня 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342130  2019-06-18 08:32:33
Воложин
-

15.06.2019
20:30

Глубина

    Мне хочется поговорить о том, что, казалось бы, не в моём амплуа. О детском приключенческом фильма “Частное слово” (2012). С незаметной, но существенной заменой в . . .

14.06.2019
12:07

Ругательное слово

    Ругательное слово хочется произнести… Давным-давно, в СССР, я, провинциал, как-то сумел привлечь к себе внимание “Литературной газеты” настолько, что мне . . .

13.06.2019
15:00

Злость

    - Ну как можно злиться на человека, взявшегося показать фокус? Зрители ахнули. Разве это недостойное дело? - Недостойное. Если фокус не заявлен заранее как таковой . . .

11.06.2019
09:24

Колоссальная недодуманность

    Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Горький. “О вреде философии” По крайней мере, в русской культуре есть колоссальная . . .

10.06.2019
16:06

Жизнелюбие

    Я (люблю с себя начинать), наверно, жизнелюбивый человек. Другое дело, что я особенно люблю мысль. Штука довольно сухая. Но я люблю. И поэтому вся остальная жизнь мне . . .

07.06.2019
10:58

Запределье

    У меня есть авторитет – Владимир Вейдле. Я даже на его высказываниях о стихах стал коллекционировать его тончайшие наблюдения над поэзией (см. тут). Вдруг да . . .

06.06.2019
10:25

Господи-Боже! Что сомной?

    Почему я плачу? Я подчеркну строчку, на которой на меня вдруг нашло: Благодарю за всё. За тишину. За свет звезды, что спорит с темнотою. Благодарю за сына, за . . .

05.06.2019
16:35

Подход с другой стороны.

    Попробую проверить, что сказал Вейдле о “Пире во время чумы” Пушкина. ""Пир во время чумы”—почти перевод, даже больше перевод, чем “Анджело”, а здесь в . . .

30.05.2019
12:26

Смогу ли я?..

    Я порылся в памяти и вспомнил, правда, невнятно, что раз меня одни товарищ подбил читать, а следовательно и писать, о книге Музиля “Человек без свойств”. Он, . . .

28.05.2019
21:06

Россия после 90-х - феникс

    Я хочу начать, как часто это делаю, с себя. Являюсь я человеком не от мира сего. Тем странен. И, может, интересен кому-то. Про себя я думаю, что наловчился чуять . . .

28.05.2019
10:47

Но какова выдержка!

    У меня плохая эмоциональная память. Соответственно этому я помню один эпизод без всякого сопереживания. Но всё-таки он мне врезался в память крепко-накрепко. Так . . .

27.05.2019
14:23

Виртуальные перемещения

    На первом, кажется, курсе института у нас был такой предмет – теоретическая механика. И мы знали (наверно, от старших курсов), что преподаватель на экзамене . . .

26.05.2019
17:00

Горькая судьбина

    Однажды я прочёл о себе переписку (в интернете), дескать, на бездарей он вообще не обращает внимания. Я тихо порадовался. То было время, когда я начал осваивать . . .

23.05.2019
08:59

Неужели таки всё - наоборот?

    У меня постепенно чеканились формулы моего эстетического мировоззрения. Когда-то, давно уже, мне стало до смешного ясно, что, если художественное произведение о . . .

20.05.2019
09:59

Поиск - не достижение

    Памяти сожжённых пять лет назад в Одесском Доме Профсоюзов. Этих книг – две в одной. “Обитель” (2014) Прилепина. Большая и маленькая. Маленькая Приложением . . .

17.05.2019
17:58

Хоть треснись головой об стену...

    Я уже привык… А то неуютно мне было, когда я чувствовал, что всё-таки надо прятать, что я не такой как все. Я сперва не прятал. По большой бедности я долго очень . . .

16.05.2019
09:25

Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют

    Начну, как часто делаю, издалека. И о себе. Про себя я думаю, что я – пониматель. Из-за этого я ввергаюсь в авантюры. Мне кажется, что достаточно просто захотеть и . . .

13.05.2019
17:17

Не все дома у этого Домье

    Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье. Домье. Дон Кихот. 1868. И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – . . .

12.05.2019
13:35

Твёрдый орешек

    …искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Ницше Как вы думаете, где находится душа режиссёра, точнее, его сокровенное, когда он даёт в своём кино как бы . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100