TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

     

    Ко дню рождения С. Г.

     

    Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная картина появилась у Игоря Попова?

    Попов. Наш двор. 1964.

    Про неё, казалось бы, верно пишут так:

    "…картина из тех времен, когда телевизор был редкостью, а компьютеров не было вовсе, когда в каждом дворе все вместе заливали катки, строили горки, лепили снеговиков, забивали "козла", чинили автомобили, сушили бельё, играли свадьбы и воспитывали детей. Это было время, когда весь двор жил общей и насыщенной жизнью, в которой совместно переживали и горе, и радость, не было "чужих" детей и "чужих" проблем” (https://visualhistory.livejournal.com/1378634.html).

    А это ведь уже 1964-й год…

    Наша семья была очень бедная. Тётя аж не выдержала и купила нам телевизор, сказав, что нельзя ж в космическую эру жить без телевизора. И Гагарина я уже фотографировал с экрана нашего телевизора. А Гагарин полетел в 1961-м году. То есть в 1964-м телевизор уже не был редкостью.

    Это я уже принялся опровергать приведённую выше цитату.

    Я с самого начала задал себе вопрос, как мог художник, критик действительности, традиционалист в пику вредному материальному прогрессу (см. тут и тут), вдруг нарисовать оптимистическую картину, когда кругом материальный прогресс в почёте? – Если он не ерундовый художник, то не мог. И я предположил, что единственный логический ответ – это, если он этой картиной ностальгирует по ещё недавней, но уже уходящей общинной жизни в СССР.

    В соответствии с таким предположением я стал рассматривать фотографии дворов советского времени в 50-60-е годы. И, наткнувшись на очень похожий сюжет, обнаружил, что это 1940-й год!

    Двор дома № 64 по Загородному пр. Фото 1940 г.

    Годы, поближе к 60-м, какие-то не такие общественные.

    Ярославль. 1960-1970 гг.

    В 80-х уже совсем уныло.

    Что значит, крупный художник, и что значит, опытный покупатель картин. Музей Русского Искусства в Миннеаполисе, США, купил “Наш двор”. – Как экзотику это купили? Ибо у них не так.

    А как?

    Рисунок 4. Вид проекта жилищного строительства Пруитта-Иго, Сент-Луис, Миссури, Хельмут, Лейнвебер и Ямасаки, архитекторы.

    Источник: Предоставлено библиотекой Фрэнсис Лоэб, Высшая школа дизайна Гарвардского университета.

    Рисунок 5. Вид с птичьего полёта на дома Роберта Тэйлора, Чикаго, Иллинойс, Шоу, Мец и ассоциация, архитекторы.

    Источник: фотография Билла Энгдаля. Предоставлено Чикагским историческим обществом.

    Машинный перевод:

    "В Сент-Луисе жилищная власть наняла хорошо связанную местную фирму Хельмут, Лейнвебер и Ямасаки. После того, как дизайн Минору Ямасаки для апартаментов John J. Cochran Garden (расположение 6-, 7- и 12-этажных зданий с балконами, служащими в качестве крыльца), получил награды в архитектурных кругах, власть построила его дизайн для материнского Pruitt-Igoe проекта из тридцати трех 11-этажных зданий (см. Рисунок 4). Вдоль одной внешней стены фирма включала глубокие коридоры или “галереи”, которые должны были функционировать как детская площадка, крыльцо и вход в прачечную и складские помещения, привлекающие жителей и создающие “вертикальные районы”. В Чикаго жителям в течение ряда лет построили четырехмильную полосу государственных жилищных высоток вдоль Южной государственной улицы, с кульминацией в 1963 году с завершением крупнейшего в мире проекта государственного жилья, дома Роберта Тейлора, двухмильного участка двадцать - 16-этажных зданий, вмещающих более 4300 квартир (см. рисунок 5) (Architectural Record 1954; Bailey 1965; Bowly 1978)” (https://www.innovations.harvard.edu/sites/default/files/hpd_0703_hoffman.pdf).

    Расчеловечено. Вот Попов того же боялся.

    И мыслимо думать, и что он провидел такую перспективу в СССР, и что чуткий зритель того времени это тоже провидел, и, наконец, что холодный ужас провидения с тёплыми красками “Нашего двора” в столкновении друг с другом рождают ЧТО-ТО, что озаряет выразить словами: “Спасайте, спасайте, товарищи, общинный дух! Ведь пропадаем!”*

    Верный своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет след подсознательного идеала, я позволяю себе рассудить, что такая сложноустроенность переживания от картины (два сочувствия и результат их сложения) и есть этот самый след.

    28 сентября 2018 г.

    *- А вот художник Павел Белинский пишет обратное:

    “…ему не свойственна ностальгия по минувшему прошлому” (http://www.belinski.ru/site/index/33).

    - Да нет. На словах этого же художника можно найти аргументы как раз для противоположного. Когда он открыл идею ценности традиционализма, его обуяло боевое настроение утверждения этой идеи:

    "мажорная, пастозная живопись “каргопольского” и “судиславльского” циклов” (Там же).

    Попов. Каргополь. Весна. 1963.

    Попов. Галич. Начинается гроза. 1965.

    Попов. Закат. Большая Пысса. 1964.

    Тут и бедность, и неустроенность не страшны – родные, привычные, ментальные.

    А вот когда Попов вернулся в Москву и стал рисовать её, теснящую традиционализм со страшной силой, то и живопись его поблекла – в далёкую даль уходит свершение его идеала традиционализма:

    "выразительное живописное письмо, сменяется живописью более широкой, менее пастозной, где цвет насыщен оттенками и многочисленными рефлексами" (Там же).

    Попов. Первый снег. 1968-1972.

    Не радость тут, как обычно думают школьники, когда пишут сочинение по картинке, а печаль – в какой несграбный переулок пришлось лечь такой красоте, как первый снег.

    Та же несграбность – повсюду в картинах Москвы.

    Попов. Фрунзенская набережная, дом 14. 1968-1972.

    Попов. У Киевского вокзала. 1970--1973.

    1.10.2018.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340917  2018-10-16 09:15:43
Воложин
-

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал… Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл: "Возникновение подобной живописи . . .

04.10.2018
21:11

Не спится.

    Быстро заснул, вскоре проснулся и не спится. К окну. Луна в небе. Небо всё в сиянии от неё – влажность большая. – Ох уж этот рационализм… Прочёл на днях соображение . . .

03.10.2018
15:50

Имею ли я право?

    Имею ли я право писать, если у меня нет развёрнутого толкования музыкального произведения (плюс у меня нет музыкального образования)? Мне, видите ли, хочется . . .

30.09.2018
11:29

Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.

    Какой-то юбилей (или не знаю, что) Татьяны Дорониной. Смотрю какую-то о ней передачу по ТВ. И поражаюсь. Насколько никто не может высветить, чем её игра отличалась от . . .

29.09.2018
12:36

Не можешь - садись в лужу!

    Я раздираем надвое: думаю, что о любом произведении искусства или околоискусства могу сказать что-то дельное (раз сотни статей написал), и что я только то и могу, . . .

28.09.2018
11:19

Что меня гложет?

    Толковать живопись я начал стихийно, со спора с одним однокурсником, считавшимся знатоком живописи (мы же на инженеров учились) и имевшим у себя, хоть он жил в . . .

27.09.2018
15:47

Стоит ли иное у Сорокина читать.

    Я считаю субъектную организацию важнейшим критерием авторского намерения. О. Меерсон Начну издалека и признаюсь, что я уже проверил ту мысль, которая у меня . . .

24.09.2018
12:08

Накрутил себя.

    Александров, помню, его фамилия. Председатель научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных… Я пришёл на заседание этой комиссии рановато. Он пришёл ещё . . .

23.09.2018
09:36

Есть шанс...

    Есть шанс как-то доказать, что у Эдуарда Мане идеал абы какой жизни (то есть – импрессионистский) был подсознателен. Мане. Гражданская война. 1871. Самым чётким . . .

21.09.2018
18:28

Над чем смеётся Рубин.

    Вначале я предложу читателю посмеяться надо мной. Я с произведениями искусства похож на кота из известной басни. Во всеоружьи юный кот На первую охоту вышел И . . .

19.09.2018
22:50

Николай Чоччасов

    Я не раз отступал от своего правила – открывать скрытый художественный смысл произведения неприкладного искусства. И обращался к произведениям и неискусства . . .

16.09.2018
14:11

Исписался.

    "В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Ильи и Эмили Кабаковых “В будущее возьмут не всех”. Это итог работы за 6 десятилетий. И впервые . . .

15.09.2018
15:36

Наобум лазаря.

    Как я ни уверен в себе (из-за многочисленных совпадений моих мыслей с, в общем, общепринятыми), но меня угнетает непризнание больших авторитетов, и я в себе . . .

12.09.2018
10:23

Насколько чуток Владимир Крылов?

    Недавно (см. тут) я познакомился с репродукциями картин Владимира Крылова и (см. тут) поспорил с ним о Малевиче в связи с его, Крылова, видео https://www.youtube.com/watch?v=XMablvmxspg . . .

11.09.2018
12:30

Наваждение.

    Не могу оторваться от художника Андрея Тутунова. Я посмел спорить с именитым Маниным о художественном смысле иных его картин. И у меня совесть скребёт: не натянул . . .

09.09.2018
16:49

Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.

    Читаю книгу “Они” (2005) – Слаповского и неприятно. Была б сатира – просто б бросил с самого начала. А тут не сатира. Вот уж которого персонажа по очереди вводит . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100