TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек. По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А . . .

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков . . .

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с . . .

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

    Ко дню рождения С. Г. Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная . . .

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который наш Политех арендовал для занятий физкультурой. Я записался в лыжную секцию (всем надо было куда-то записаться). В зале мы переоделись в спортивную форму. А на улице нам предстояло бежать в неподалёку расположенную рощу и там бегать на большие дистанции, в группе, не на время, а просто на выносливость. – Вот, такие мелочи помню. А суть – нет. – И дальше мне пришлось таить свою оригинальность и притворяться таким, как все. В частности, я, учившийся на инженера и ставший им, после института вплотную занялся эстетическим самообразованием. И самообразовался до крайней самобытности. Она меня совратила на демонстрацию своих толкований произведений искусства – ор-р-ригинальнейших толкований – знакомым. Сперва. А потом я посягнул и на публикацию. И – стало крайне неудобно. Мне каждый раз надо наново объяснять свои принципы. Потому что иначе меня новый читатель просто не станет понимать.

    Например, когда я в статье о скульпторе Жилинской читаю:

    "В произведениях Жилинской середины 60-х — середины 80-х годов проступают черты экзистенциалистского мироотношения, во многом свойственного авангарду послевоенной волны” (http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/5522.php) -

    то передо мной сразу две проблемы. Я считаю необходимым свести экзистенциализм к ницшеанству, а то для меня немыслимо как авангард. Плюс ницшеанство я понимаю как подсознательный (потому что необычнейший) тип идеала, заключающегося в метафизическом принципиально недостижимом иномирии, противостоящем христианскому тому свету, принципиально достижимому для покаявшихся, достижимому в сверхбудущем, в Царстве Божием на небе, в виде бесплотных душ. Это, получается, тип идеала крайнего индивидуализма. А авангард для меня относится к коллективизму. И для меня немыслимо называть произведение относящимся и к экзистенциализму, и к авангардизму.

    Радует только то, что произведение, которое я буду толковать, называется “Поэзия Ахматовой”, которая для меня почти вся относится к акмеизму, который я тоже отношу к стилю, вдохновлённому идеалом ницшеанского типа. Правда, и тут не без задоринки: не все понимают, что акмеисткой Ахматова была практически всю жизнь. Плюс ницшеанство (над Добром и Злом) многие считают синонимом аморальности, и за любимую Ахматову могут крепко на меня обидеться.

    Так что забот полон рот.

    Жилинская. Поэзия Ахматовой. 1979. Дерево.

    Похоже, что персонаж Жилинской держит в руках русскую бабу в платке, обнимающую ствол обломанного дерева, и печалится вместе с нею. То есть имеется в виду ахматовский “Реквием”. Я о нём писал (тут). Немного. Отвлекитесь ненадолго, прочтите. И это даст мне новое осложнение. Самовседозволенность, выведенная там как идеал ведь не иномирие, объявленное выше (я, когда то выводил, ещё до иномирия не додумывался). И как теперь быть? – Есть ещё у меня одна догма: ницшеанец пишет так, чтоб довести вас до предвзрыва, который, если его помыслить совершившимся взрывом, всё-всё-всё уничтожит, весь Этот ужасный мир. И я хочу оставить вам удовольствие помучиться от перечитывания ахматовского “Реквиема”, чтоб такого качества предвзрыв убедить вас увидеть вот в этих щепках, из которых сделана скульптура Жилинской.

    Правда, они острые, эти щепки? Остро даже лицо Ахматовой, и её кокошник. И прямые мышцы бёдер. Даже и предплечья тоже. В пальцах и то какая-то острота. Не говоря уж об обломанном торце оглобли какой-то, что рядом с человеческой фигуркой. Ну и все эти торчащие перпендикулярно фигуре сучки. Вся – как ёж. И доски фона треснутые. – Ну последняя степень внутреннего неприятия всего внешнего.

    "Высокий драматизм, присущий скульптуре, а также и рисункам Жилинской, выражает дух времени. Крушение социальных иллюзий, связанных с хрущевской “оттепелью”, устойчивая тенденция к ограничению свободы личности и к регламентации общественной жизни со стороны государства в период застоя, безусловно, наложили свою печать на зрелое творчество художницы. Однако настроения тревоги, неудовлетворенности, дисгармонии с реальностью бытия, напряжение существования личности, как бы устремленной “к иному”, т.е. все то, что можно либо прямо уловить в психологии персонажей художницы, либо ощутить в беспокойной пластике ее одухотворенных композиций, имеет и более широкий общечеловеческий и общеэпохальный смысл” (Там же).

    Другие, как Окуджава, например, от комиссаров в пыльных шлемах отрезвился до “опасаюсь фанатиков веры”. Стал мудрым. А вот Жилинскую понесло во все тяжкие – до последнего предела, до противоположного фанатизма. В царство Абсурда, счастье которого лишь в том, что его можно мазохистски выразить, даже не осознав его абсурдности и принципиальной недостижимости.

     

    Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

    Очертанья столицы во мгле.

    Сочинил же какой-то бездельник,

    Что бывает любовь на земле.

    Жилинская. Спящая. 1975.

    Предположим, что прямая линия в правой нижней четверти изображения – это линия носа. Тогда справа от неё точно открытый глаз, а слева можно предполагать под прядью волос – другой и тоже открытый. То есть состояние сна – это жизнь. То ли существующая, то ли нет, раз линейный растр существует не только на пологе, что на заднем плане за головой, но и на… лице. Есть чья-то жизнь и – не станет. И какая разница? И была она или не была? Вот самая макушка – она макушка или там уже полог заднего плана? То есть голова уже начала растворяться в небытии…

    31 августа 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340914  2018-10-13 15:33:07
Sweetheart
-

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал… Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл: "Возникновение подобной живописи . . .

04.10.2018
21:11

Не спится.

    Быстро заснул, вскоре проснулся и не спится. К окну. Луна в небе. Небо всё в сиянии от неё – влажность большая. – Ох уж этот рационализм… Прочёл на днях соображение . . .

03.10.2018
15:50

Имею ли я право?

    Имею ли я право писать, если у меня нет развёрнутого толкования музыкального произведения (плюс у меня нет музыкального образования)? Мне, видите ли, хочется . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100