TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.11.2018
16:46

Пустота

    Мысли и переживания при чтении романа Варламова Диво! Слезами быстро наполнились глаза мои на 24-й странице: "- Я на читателя хочу учиться”. Это Павлик говорит, . . .

22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек. По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А . . .

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков . . .

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с . . .

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

    Ко дню рождения С. Г. Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная . . .

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал… Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл: "Возникновение подобной живописи . . .

04.10.2018
21:11

Не спится.

    Быстро заснул, вскоре проснулся и не спится. К окну. Луна в небе. Небо всё в сиянии от неё – влажность большая. – Ох уж этот рационализм… Прочёл на днях соображение – выведено оно из того факта, что в античности (есть запись) бытовала техника запоминания, связывающая цепь событий с каким-то запоминающимся маршрутом – соображение, что у первобытных людей жизнь была гораздо эмоциональнее, чем сейчас. У неандертальцев вообще было эйдетическое зрение. Они воспринимали вспомненный предмет, как если б он был перед глазами. Зато затылок у них был огромный. И мозг больше человеческого. Отмерла та часть… И безэмоциональные мы стали. А в России, похоже, меньше рациональные, чем в так называемых цивилизованных странах. И вот стали подтягиваться, рационализироваться. И – грустно. Ибо так симпатично замечать, что Россия тем лучше других стран, что всегда (ну почти всегда) живёт вопреки. Глобальный народ. Мессианский. Чувствующий себя впереди планеты всей. Православие… Потом коммунизм… Теперь – я, по крайней мере, так думаю – маяк человечества. Ему грозит смерть от материального прогресса, а россияне (русские, во всяком случае) – бытийные народ. У его детей головы есть, тогда как у немцев они их имеют. Собственнический народ немцы. Плюс Россия бедная, а это её народу нипочём. Кто как не такой народ подскажет, как жить, чтоб каждому – по разумным потребностям, и тогда смерти от материального прогресса не будет. А такой принцип – это ж коммунизм. Новый. Ибо старый ориентировался на неограниченный материальный прогресс. И – СССР в назидание за такую ошибку – был наказан. Но менталитет-то народа не меняется веками. Народу грустно жить без куража.

    И о том фильм Карена Шахназарова “Зимний вечер в Гаграх” (1985).

    К 1985-му году режиссёру стало ясно то, что он сейчас формулирует кристально чётко: при Сталине ещё был у народа кураж – надо было подготовиться, выстоять в страшнейшей войне и восстановить хозяйство после неё. А равнозначной задачи после смерти Сталина поставлено не было. И стало скучно жить. Наступила эра пошлости. С её культурным венцом – эстрадой. А впереди – совсем страшно. Из Японии привезли некий электронный синтезатор звука… Нажмёшь несколько кнопок (задашь тем стиль и тему) – и вещь сама сочиняет музыку, аранжирует её, исполняет. Не нужны композитор, аранжировщик, музыканты. Особенно легко подражать той музыке, которую исполняют в эстрадном театре “сейчас” (в 80-е годы) – эту встречу любви и ЭВМ. Танцы под неё соответствующие – какие-то предельно энергичные, но бездушные. Над чем символически каменно смеётся увеличенное, огромное лицо древнеегипетской царицы Нефертити.

    Эстрада давно стала всесильной в СССР. Ещё в 50-е годы. Когда на ней блистал чечёточник Беглов, теперь – ничтожнейший репетитор (какая-то ненужная должность; в фильме не видно, чтоб он что-то в театре в этой должности исполнял). Он, как ветеран эстрады, пользуется уважением в коллективе. Случилось праздновать его второй день рождения (в телепередаче по ошибке назвали его умершим), он просится спеть любимую песню своей молодости (воплощение пошлости), поёт, и присутствующие ему с воодушевлением подпевают. Но.

    Инерция куража, длившаяся в стране ещё с Октябрьской Революции вплоть до 50-х годов, сказалась и на Беглове. Он отдавался чечётке, как строители социализма в 20-30-х годах. (Думали ж, что таки социализм строят.) Эхо этого слышно в словах Беглова циркачу на побегушках Аркадию, хотевшему было научиться чечётке, да согласившемуся, что она не для него (без слуха он и с поломанной когда-то ногой), и сказавшего Беглову, мол, он не хочет больше учиться чечётке, ибо устал.

    "- А чего это тебе так тяжело? Ты что: Днепрогэс восстанавливал? Или Каракумский канал рыл? Или, может быть, МГУ возводил?”

    Так вот Беглов аж в чечётку в 50-х внёс тот исторический кураж. Последний из могикан…

    И чувствует потому, что прожил не зря.

    "- Знаешь, я всё-таки прожил очень хорошую жизнь. Мне нравилось танцевать – я танцевал. Было много людей, которых я любил. Многие меня любили. И слава у меня была, и всё было”.

    А говорит он это в больнице, после инфаркта (и незадолго перед смертью). А перед этим весь фильм у него сплошные неудачи и никчемность. Жена давно бросила. Даже диван купить не может себе позволить. Дочка просит, чтоб он не приходил на её свадьбу, ибо это обидит воспитавшего её отчима. Аркадий не хочет учиться чечётке.

    А для него – передать себя, своё мастерство людям – самое-самое главное:

    "…И слава была, и всё было. И всё-таки я вспоминаю один только вечер. Только один вечер за всю мою жизнь. Это было много лет назад. Зимой, в Гаграх. Была такая маленькая эстрада. Сезон кончился. И зрителей было не очень много. Я танцевал в тот вечер с дочкой. Она меня попросила, и мы танцевали вместе. Никогда в жизни я так не танцевал. Никогда в жизни. И знаешь, если б можно было хоть на один миг вернуть тот вечер, я бы всё отдал, всё, что осталось мне брать”.

    Всё остаётся людям, - как было сказано в другом советском кино…

    Умер. Последний из могикан…

    Мне случилось теперь вот читать поразительную книгу – “Великая русская революция 1905 – 1922” (2012) Лыскова. При нынешней информационной войне страшнейшего накала этой книге как-то веришь. Прямо видна психология всех действующих лиц. Всех! До тонкостей. И поражаешься Ленину, почувствовавшему в народе это “Россия всегда живёт вопреки”. Как ни ошибочен был – как я себе думаю – силовой путь в социализм в одиночку (а не было гарантии, что будет не в одиночку), но лишний раз вспоминаешь сентенцию: понять значит простить. Как не простить? Даже мне, придумавшему, что человечество способно испугаться всеобщей смерти и мирно сменить капитализм на коммунизм, и что Маркс виноват, что это не предвидел. – Чаяние большинства… Это ж так сладко! А было именно чаяние в той Великой революции. И продержалось, истаивая, несколько десятилетий.

    Но ценна ли именно Россия как маяк?

    Вон, уже был референдум в Швейцарии о гарантированном доходе. Под длящейся магией Потребительской эры швейцарцы сказали: “Нет”. Но референдум же может повториться под влиянием тех природных катастроф, которые всё нарастают от потепления климата на планете. И они могу сказать: “Да”. И это будет началом коммунизма. Без маяка-России…

    Я ж ничего не знаю с абсолютной твёрдостью.

    Подходит к концу моя жизнь.

    А луна уже в зените.

    А я так и не при Абсолюте. (Ну как благо человечества считать Абсолютом, когда есть сомнение не покончит ли оно с собой нечаянно? – Молчит же до сих пор Вселенная. Значит, кончают с собой цивилизации?)

    Даже в верности своей идеи-фикс сомневаюсь. Что главное в искусстве – искусство неприкладное, общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу. Чем не муть – искать следы подсознательного идеала в произведении? В том же кино “Зимний вечер в Гаграх”…

    Ни оно меня когда-то не тронуло, ни теперь, при пересмотре. – Почему? – Потому что не чуется подсознательный идеал у Шахназарова? Или потому что я не чуткий?

    Положим, теперь я пересказал, собственно, нынешнее мнение Шахназарова о Сталине и кураже. При такой чёткости нельзя и помыслить о подсознательном идеале у режиссёра. Но прошло ж 38 лет.

    Он, правда, и в “Курьере” (1986) заикнулся (см. тут) – хоть и словами Ивана – о желаемой победе коммунизма на планете. То есть идеал маньеристского типа (благое для всех сверхбудущее) ему был не чужд уже тогда. Но почему “Курьер” произвёл огромное впечатление, а “Зимний вечер в Гаграх” – никакого? – Там любовь была, и я был моложе? А тут – сплошная нелюбовь. Или я забыл прежнее впечатление? А оно было, почти “в лоб” внушённое – тягостное, несмотря на то, что про эстраду. Однако, если и так, то тоже ничего хорошего, по-моему. Потому что у всех думающих людей в 1985 году, да и ранее, были тягостные предчувствия. Вспомните те же фильмы с плохим или лжехорошим концом: “Собачье сердце”, “Кин-дза-дза”, “Криминальный талант”, “Военно-полевой роман”, “Зимняя вишня”. То есть, “Зимний вечер в Гаграх” был фильм о знаемом. Прикладное искусство. Приложено к идее о несчастности судьбы социализма.

    Платон мне друг, но истина дороже…

    Но истина ли она?

    А луна сейчас уйдёт из поля зрения за стену. Скоро утро…

    30 сентября 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340894  2018-10-05 07:41:36
Sweetheart
-

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100