TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.04.2018
12:47

Диво дивное.

    Сначала – что случилось. Я сидел, читал теоретическую книгу Меерсон “Персонализм как поэтика. СПб., 2009”. Главу о “Метели” (1830) Пушкина. Мне захотелось посмотреть, . . .

23.04.2018
09:51

Не прогорел ли Гарин?

    Попробуем так. Я буду честен и попробую разбираться. Надежда, что если полезет фальшь, я её всё же замечу и как-нибудь из неё вылезу. Но начну, как часто делаю, с себя. . . .

19.04.2018
12:57

Пушкин и его подсознательный идеал в 1830 году.

    …в подсознание, то есть на тот уровень восприятия текста, который для настоящего исследования и есть наиболее — если не единственно — важный. Ольга Меерсон . . .

16.04.2018
12:57

Плюнули в душу.

    Я хочу писать о фильме Сегала “Кино про Алексеева” (2014), но начну издалека. Очень издалека.

    Восхитительная всё-таки штука – интернет (но я всё равно это слово всегда пишу с маленькой буквы – инструмент же). Смутно помнил, когда читал, и, что, кажется, читал у Улицкой. А вот спросил в поисковике: “Людмила Улицкая бард шестидесятники”, - мне выдало… И я быстро нашёл интересующее меня место:

    "…умная девочка относилась к матери снисходительно-саркастически, объясняла своей ближайшей подруге:

    – Видишь ли, это пошлые стандарты их молодости. В этом кругу, интеллигентском, университетском, потребность в свободе сильнее всего реализовывалась в распутстве. Да, да, – припечатывала некрасивая девочка, – они все были в свои незабвенные шестидесятые либо диссидентами, либо распутниками... Либо и то и другое... – Лена слегка закатывала глаза: – Я бы диссертацию могла написать на тему “Психологические особенности шестидесятников”” (Улицкая. https://e-libra.ru/read/352939-rasskazi-avtorskij-sbornik.html).

    Я и книгу-то взял для жены своей, стихийной левой шестидесятницы. Но она заболела смертельной болезнью, и мне было не до обиды за жену и на Улицкую, давшую такое говорить своему персонажу.

    А пока я искал, как искать приведённую выше цитату, передо мной промелькнуло, что-то насчёт публицистичности прозы Улицкой. И это – кстати. Потому что, когда я присоединил свою подпись к открытому письму против либералов, дошедших до запугивания судьи, что что-то сделают с его детьми, если он как-то там неверно, по их мнению, осудит Ходорковского (я уж забыл подробности), - то в связи с противоположной позицией Улицкой меня в каком-то форуме высмеяли (это в интернете тоже легко найти):

    "Там, в принципе, интересные подписанты появляются. В частности, Воложин Соломон Исаакович - самодеятельный критик. Хорошая профессия” (http://www.forum-tvs.ru/index.php?showtopic=83208).

    Так что можно думать, что Улицкая своему персонажу свои мысли о шестидесятниках передала. – Распутники.

    Это был подход очень издалёка. Теперь – поближе.

    Знавал я одного американца, ставшего американцем, как метко выразился один мой товарищ, ещё до того, как он переехал в Америку. Так он не хотел со мной соглашаться, что было левое крыло в движении КСП (Клубы Самодеятельной Песни). А мою ссылку на жену, бывшую активной участницей этого движения с самого его начала и считавшую, что оно поначалу было расколото на правых (меньшинство, которое за капитализм), во “главе” с Галичем, и левых (большинство, которое за спасения социализма), во “главе” с Окуджавой (пока тот не переметнулся к правым), - так мою эту ссылку он просто игнорировал. Смеялся, что я был единственным левым на весь СССР, раз там около ошивался.

    Вот с такой точки зрения, по-моему, сделан и фильм “Кино про Алексеева”. Как у этого моего ультраамериканца и у персонажа Улицкой.

    Потому что как ни невнимательно (так уж получилось) я смотрел фильм по ТВ, даже и до меня дошло – через навязчивую ностальгию, мол, по шестидесятым годам – что над Алексеевым режиссёр из-де-вается. Не меньше. Да и над всем движением, раз по поводу этого Алексеева (личности вымышленной) даны две одобрительные цитаты от имени поэтов совсем не вымышленных: Окуджавы и Бродского.

    "Радиоведущая: Но вот, что писали наши мэтры о Николае Васильевиче. У меня в руках ксерокопия газеты 73-го года. Читаю: “Наряду с бодро звучащими голосами ставшей такой модной к сожалению массовой самодеятельной песни есть негромкий, но честный голос Николая Алексеева. Лирика гражданина, уникального поэта и борца”. Булат Окуджава. (Передаёт ксерокопию Алексееву) Другая публикация, уже зарубежная. “Есть те, кто плывёт по волнам, а есть те, кто идёт против течения. Уникальный дар Алексеева, его неожиданные образы и поэтическая техника – это настоящая жемчужина современной русской поэзии”. Иосиф Бродский”.

    Интернет, считаю, всё знает, и – нет таких слов ни у Окуджавы, ни у Бродского о ком бы то ни было. – Но искусство – вымысел, скажут мне. – Да, отвечу, но важно, что выдумывается.

    Самодеятельная песня родилась в пику массовой, бодрой, советской. Мода, если можно так выражаться, на вторую была в 30-е годы. Когда ещё был стихийный массовый энтузиазм по поводу строительства социализма (так строй называли). А в 50-е, 60-е это была не мода, а инерция и ложь. Окуджава не мог так выразиться, как это ему вменил режиссёр. То же и с Бродским. Неожиданные образы и поэтическая техника – это про Бродского, а не про авторскую песню. Та, наоборот, "глубоко укоренена в поэтической традиции. Так называемая “примитивность” бардовского искусства – не что иное, как традиционность” (http://www.bestreferat.ru/referat-276170.html). Бродский не мог сморозить такую чушь, какую ему припаял Сегал.

    И задумаемся, зачем так сделал режиссёр? Халтурщик?

    По-моему, не совсем, если принять, что у него отрицательное отношение к движению КСП, которое было – по крайней мере, до 71-го года (дальше я лично не знаю) – больше левым, чем правым. Сегалу надо левых шестидесятников опорочить. Для того годятся любые средства. Вот, например, ассоциативный приём. – Товарищ Алексеева, москвич, обустраивая знакомство того, из Тулы, с гостьей его семьи, Асей, как бы характеризует того: "Бард детский”. И монтажом даётся весёленькая песня 1968 года, льющаяся с поставленной пластинки:

     

    Бежит, бежит, бежит дорога, не кончается,

    В пути то маки, то тюльпаны нам встречаются.

    Они качаются и улыбаются

    Нам, словно старые и добрые друзья.

    А в небе солнце озорное и лучистое,

    А небо здесь такое ровное и чистое,

    Что так и хочется рукой дотронуться:

    Оно ведь рядом, а достать его нельзя,

    Рядом, а нельзя.

    А песня-то только вроде бы легкомысленная, как бы детская. Она – глубокая. С трагической нотой, столь характерной для авторских песен. Плюс это песня Гаджикасимова и Зацепина. То есть Сегал и тут, с ассоциацией, халтурит. Точнее работает на общее впечатление: люди-то помнят, что это – песня того стиля и времени. И – режиссёру хватит. Ибо завязывается любовная интрига Алексеева с Асей. – Помните: "либо распутниками... Либо и то и другое...”? – На этой минуте фильма такой уклон ещё не чувствуется, хоть несколько эпизодов назад, в Туле, до вызова в Москву на концерт, Алексеев подбивал клинья под студентку, проходившую практику в их КБ. Но при вторичном просмотре фильма, зная, что там в фильме дальше с женщинами… Никчемным юбочником этот Алексеев сделан. И не без таких, наверно, было в действительности. Но этот пустой киночеловек представлен художественно, мол, - а следовательно и вообще, - значительным и… постепенно свергнут с этого качества. То есть порочится всё движение КСП. Которое меня, человека со стороны и с грязнотцой моральной, поразило, наоборот, массовой чистотой, когда я к нему приблизился. Ни бутылки водки на сотни человек слёта КСП, ни одной оставленной мусорины в лесу после слёта, и никакие парочки не использовали слёт для интимного уединения. (Я не думаю, что моя влюблённость в будущую жену меня ослепляла.)

    А этот Алексеев… Как он ту студентку на улице поманил пальцем, ухо, мол, приблизь, что шепну и… поцеловал в щёку, так теперь, в театре (их, Асю и Алексеева, товарищ в театр вдвоём спровадил) то же самое с этой Асей проделывает. И не раз ещё такое проделает. При ангельском выражении лица. – Противно, аж жуть.

    Женщин можно понять: бард, творческая личность, интересный человек, да ещё и внешне красивый… А он – робот похотливый оказывается. Окажется.

    А что его творчество? – "Вся музыка и все “бардовские” песни написаны Михаилом Сегалом специально для фильма” (Википедия).

    Очень точны эти кавычки: "бардовские”.

     

    Хорошо что хвойный лес,

    Хорошо не видно здесь

    Осени, осени.

    Лишь зеленые иголки

    И на ветке, как на полке,

    Тень они бросили, бросили.

    Вообще-то были такие побочные отходы в авторской песне – Никитин. Вот уж действительно "Бард детский”. Такие стихи выбирал и такую музыку к ним сочинял… Странно, что его ассоциировали с авторской песней. Например, "Ёжик резиновый" Юнны Мориц, разве что за шуточность в пику патентованной тогдашней эстрадной бравурности.

     

    По роще калиновой, по роще осиновой,

    На именины к щенку.

    В шляпе малиновой шел ежик резиновый

    С дырочкой в правом боку…

    У Сегала, правда, хватило такта на такой песне изобразить провал своего Алексеева.

    А что почиталось, мол? – Речитативом произносят в телевизоре молодые, помнящие песни своих дедов:

     

    Опускается вечер на город лениво, уныло.

    Мутно-серый закат равнодушно прощается с днём.

    Вроде всё ничего, только сердце тревожно заныло.

    То ли это к дождю, то ль тревога затеплилась в нём.

    И далее Алексеева прорвало продолжить в том же духе (не цитирую, ибо не всё слышу).

    Это как-то вообще. Настроенческое. Но это вам не Кукин, у которого упрямство героев-геологов, которые, понимай, осознанно пошли на трудности, не для карьеры, а для родины:

     

    …Тоскою никого не удивишь.

    Монмартр у костра,

    Сегодня, как вчера.

    И перестань, не надо про Париж.

    Закрыла горы тьма,

    Подумай про дела,

    И перестань, не надо про Париж.

    Ну перестань, не надо про Париж.

    То есть Сегал подсовывает зрителю не настоящую авторскую песню, очень глубоко политически ангажированную. А когда даёт ангажированную, то уже не приложить её к левому диссидентству в СССР, оно закончилось к войне в Афганистане, ибо сочинена она о войне в Чечне – когда там солдаты были преданы уже властью правых (слушать тут):

     

    Волком бежал, птицей летел

    От в спину метящих глаз и стрел

    Лился ручьем, стлался травой

    Ведомый звериным чутьем домой

    Здравствуй, мама, я дезертир

    Не на щите пришел, а с позором

    Навоевался, побился о мир

    Запуган светом, клеймен приговором

    Знаешь, мама, я видел как пыль

    Каменеет, на крови замешана

    Я прополз по ней сотню миль

    Чтобы быть возле дома повешенным

    Может примешь, кого родила

    И растила, чтоб быть человеком

    Не стал солдатом, научить не смогла

    Привыкнуть к кровавым рекам

    Видишь, мама, я полупес

    Дай мне руку, ну где же рука?

    Я отдам тебе то, что принес:

    Ломоть сердца, души пол глотка

    Здравствуй, мама, я дезертир

    Не на щите пришел, а с позором

    Навоевался, побился о мир

    Запуган светом, клеймен приговором

    Знаешь, мама, я видел как пыль

    Каменеет, на крови замешана

    Я прополз по ней сотню миль

    Чтобы быть возле дома повешенным.

    1994

    Но ассоциируется-то эта песня с временем назад 10-20-летней относительно Афганистана давности. То есть вносит полный сумбур касательно “в лоб” подаваемой в фильме ностальгии по временам расцвета авторской песни, когда она была преимущественно левой. Мол, не было левого шестидесятничества. Как сказано там, в начале статьи.

    Я понимаю, с каким удовольствием Макаревич присоединился (играя себя) к вытиранию ног об шестидесятников (левых, имеется в виду). По-артистически вытер, хваля Алексеева.

     

    Получился политизированный и очень субъективный разбор. Но того фильм и стоит. Потому что он не художественный, а скрыто идеологический – против КСП и современных им шестидесятников.

    Его только самообманно можно счесть художественным. Ведь в художественном всегда есть ЧТО-ТО, словами не передаваемое. Тонкость тоже можно счесть за ЧТО-ТО. Ведь как плавно из ого-Алексеева делается фэ-Алексеев. Вы обескуражены. Плюс так настойчиво жали авторы на ностальгию… И вот вашу ностальгию обделали. Обвели вашу доверчивость вокруг пальца. Так поступают детективщики, внушая поначалу, что убийца – ну совершенно же вне подозрений.

    Нет, тут не "жизнь на обочине великих событий [превращающаяся] в главную, ведущую полосу большой человеческой автострады одного отдельно взятого Алексеева” (https://www.film.ru/articles/zhizn-drugih-0). Не слава тут обычнейшему человеку. Что было б тонко. – Вас, зритель, обманули.

    9 апреля 2018 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340449  2018-04-16 15:54:58
sweetheart
-

340450  2018-04-17 13:26:39
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- На "...Вас, зритель, обманули..." //

- Да, уж. И, Вас - читатель, - продолжают обманывать. А, поэтому, - не стоит тратить время на сии выкру_тасы.

340452  2018-04-18 09:43:46
Воложин
- Говорят, если противник ругает, значит, хорошо.

12.04.2018
14:06

Выверт.

    Кто не захочет, не станет дальше читать… Я начинаю писать статью о стихотворении Пушкина “Отцы пустынники и жёны непорочны” (1836). Что я нового скажу, я не знаю. Я . . .

10.04.2018
20:04

Бабский.

    Я в неглубоком пессимизме. Потому что, хоть и хвастался, бывало, но в глубине души знал, что я слабоват в искусствоведении. Что я хорошо могу – это переосмыслить то, . . .

10.04.2018
15:12

Да, в коммунизм нам! Но всем и без крови!

    Я читаю книгу Малышева “Номах” (2017). К столетию революции, что ли, написанную? Кто меня читал ранее, знает, что, раз я применил настоящее время (читаю), значит, книга . . .

08.04.2018
12:12

Битва с Битовым.

    Ну что: старая беда? Опять нарвался на нечитабельную книгу “Уроки Армении” (1967-69) в книге Битова “Путешествие из России” (СПб., 2009). Опять есть подозрение, что это . . .

31.03.2018
17:18

Оп-пу-петь!

    Вы как хотите, а мне было, фигурально говоря, больно читать, что Рафаэль поместил в “Афинской школе” своей Платона и Аристотеля в “точку” перспективного . . .

28.03.2018
22:34

Целенаправленный поиск.

    Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах . . .

26.03.2018
10:21

Позволить себе, что ли?..

    Вообще-то я себе не позволяю вникать в стихотворения графомана. Потому что, во-первых, о графомании нет теории (я не встречал), а во-вторых, я не знаю теории развития . . .

23.03.2018
18:19

Серюзье.

    Диву даюсь на самого себя… Неужели можно переживать что-то положительное при рассматривании такой вот мазни? Серюзье. Талисман. 1888. А не исключено, что я себя . . .

20.03.2018
17:45

Полное отчаяние.

    Меня это напрягает. Когда режиссёр нагло обращается со мной, зрителем. И не показывает мне никаким образом, что осуществляет (по-учёному) "переход от одной . . .

18.03.2018
15:17

Ох, грешен я, грешен!

    Давал волю своим размышлизмам. Однажды написал такое: “Можно сказать: душа клетки. Ибо для неё мыслима цель сохраниться, несмотря на ежесекундную нестабильность . . .

16.03.2018
16:33

Пофигизм ли у Ерофеева.

    Почему-то я, не читав сам ни произведения “Москва – Петушки” (1970) Ерофеева, ни чего-нибудь о нём, ждал, что это окажется произведением постмодернизма, который я . . .

13.03.2018
15:11

А вдруг...

    Горький хотел творить новую мифологию, и недаром появляется у Павла на стене изображение Христа воскресшего, идущего с учениками. Герой романа — этакий . . .

12.03.2018
14:03

Хорошо, когда ничего не понятно.

    Есть патриотизм, который… вообще нельзя такое слово произносить. Только можно про себя чуть-чуть подумать. Борис Хлебников Хлебников православие в качестве . . .

07.03.2018
16:43

Закусив удила.

    Я получил сильное своей уверенностью в себе возражение своему выводу, что Высоцкий был в претензии больше к нам, проявляющим слабость и отдающим социализм на . . .

05.03.2018
09:12

Вектор.

    Мысль имеет обыкновение появляться в разных головах. Мне когда-то пришло в голову проиллюстрировать художественность по Выготскому в виде геометрической суммы . . .

04.03.2018
19:36

Украина - не Россия.

    Я родился на Украине, моим родным языком до десяти лет был суржик. И, может, там в меня влилось что-то, специфически украинское, что в международном понятии . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100