TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

09.08.2013
19:43

Бедный Чехов.

    Бедный Чехов. Что я с ним делаю. Пришёл на разборе каких-то произведений его к мысли, что он ницшеанец с самого начала творчества до конца √ и┘ Пробую и пробую одно . . .

04.08.2013
14:33

Ещё один спор с Лотманом.

    Может, удастся сказать что-то связное ещё об одном произведении Пастернака. Наткнулся на такие слова Лотмана о нём: ⌠Быть знаменитым некрасиво. Пастернак, по сути, . . .

02.08.2013
17:15

Победа и победа. Продолжение.

    (Начало тут.) Эту статью можно также читать как продолжение статьи ⌠Была ли какая-то правда в словах Познера?■ Лотман, конечно, большой человек, но┘ Можно и с ним . . .

30.07.2013
12:48

Арсений Тарковский.

    Благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад.

    Вот это, по-моему, хотел сказать Арсений Тарковский своим стихотворением ⌠Пауль Клее■ (1957).

     

    Жил да был художник Пауль Клее

    Где-то за горами, над лугами.

    Он сидел себе один в аллее

    С разноцветными карандашами,

    Рисовал квадраты и крючочки,

    Африку, ребенка на перроне,

    Дьяволенка в голубой сорочке,

    Звезды и зверей на небосклоне.

    Не хотел он, чтоб его рисунки

    Были честным паспортом природы,

    Где послушно строятся по струнке

    Люди, кони, города и воды,

    Он хотел, чтоб линии и пятна,

    Как кузнечики в июльском звоне,

    Говорили слитно и понятно.

    И однажды утром на картоне

    Проступили крылышки и темя:

    Ангел смерти стал обозначаться.

    Понял Клее, что настало время

    С музой и знакомыми прощаться.

    Попрощался и скончался Клее.

    Ничего не может быть печальней!

    Если б Клее был намного злее,

    Ангел смерти был бы натуральней,

    И тогда с художником все вместе

    Мы бы тоже сгинули со света,

    Порастряс бы ангел наши кости!

    Но скажите мне: на что нам это?

    На погосте хуже, чем в музее,

    Где порой вы бродите, живые,

    И висят рядком картины Клее -

    Голубые, желтые, блажные...

    Только-только развенчан культ личности Сталина, реабилитированы и выпущены из лагерей тысячи жертв репрессий. А Арсения Тарковского это не впечатляет. Благие намерения √ злыми оказываются. (Как факт, это развенчание через 30 с небольшим лет обернулось такой разрухой в стране, такой волной смертности, что такого не было со времён батыйского нашествия. То же, собственно, было и с его отцом, народовольцем, отказавшимся от своих убеждений. Ленинцы пошли своим, не народовольческим, путём. И √ не только гражданская война, но и впоследствии √ сталинщина.)

    Было от чего опустить руки Арсению Тарковскому. И он воспел отсутствие намерений по отношению к материальному миру, какой он ни есть, пусть на вид он будет даже и благой: ⌠Как кузнечики в июльском звоне■. Как Пауль Клее. Тот в 1905 году написал:

    ⌠Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы■ (http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0029.shtml).

    Арсений Тарковский, наверно, это высказывание читал, вот и перефразировал его касательно кузнечиков в июле: ⌠Он хотел, чтоб линии и пятна, / Говорили слитно и понятно■.

    А скажите, это у Тарковского Клее гармонию описал?

    Да. Но гармонию больше, чем жизни, а √ со смертью включительно. Потому и перебив в этом же стихе: ⌠И однажды утром на картоне■. √ Обрыв фразы. √ Обрыв жизни┘

    И не нужно этому противоречить, сопротивляться как-то. Таков жизнь: она со смертью.

    Бессильный человек, этот Клее.

    Или в этом-то и его сила. Он же закон природы постиг. И запечатлел. Тем преодолел смерть: ⌠И висят рядком картины Клее - / Голубые, желтые, блажные...■

    Но это уже перед нами Арсений Тарковский, а не Пауль Клее. √ Слава бессмертию, Вечности, вне времени и смерти! Не земным благим намерениям-коллективизму, а надземным, над Добром и Злом┘ Индивидуализму.

    Арсений Тарковский √ ницшеанец.

     

    Зазубрил ли ты, переводчик,

    Арифметику парных строчек?

    Каково тебе по песку

    Волочить старуху-тоску?

    Ржа пустыни щепотью соды

    Ни жива шипит, ни мертва.

    Ах, восточные переводы,

    Как болит от вас голова.

    Арсений Тарковский √ ницшеанец, сумевший сбросить с себя переводческое ярмо, под которым он жил при сталинщине, и вырвавшийся, - пусть и под конец жизни, - на Свободу.

    (Потому √ яблоко от яблони недалеко падает √ и сын его, Андрей Тарковский, такой же. Только отец чувствовал себя одним в поле воином, а с сыном было много единомышленников, целый коллектив индивидуалистов.)

    Арсений Тарковский, конечно, переделал под себя Пауля Клее √ в победителя, как и положено ницшеанцу. Но сам Клее, экспрессионист, обессиленность всё же коллективистов выражал (см. тут).

    30 июля 2013 г.

28.07.2013
17:26

Ну! Погоди!

    ⌠Пауль Клее являлся одним из лидеров экспрессионизма, был близок к сюрреализму. В его произведениях есть ощущение гармонии, почти музыкальных созвучий . . .

23.07.2013
16:15

Братья Тавиани.

    Вот какие были финальные слова Тавиани на обсуждении его и брата фильма ⌠Цезарь должен умереть!■ (там зэки в итальянской тюрьме ставят трагедию Шекспира), - . . .

19.07.2013
23:33

Пипл схавает, - правильно думает Навальный.

    ⌠ООО ⌠ВЛК■ оплатило приобретенные у КОГУП ⌠Кировлес■ лесоматериалы и транспортные услуги в общей сумме 13 705 599,14 руб. Оплата осуществлялась с расчетного счета . . .

11.07.2013
20:47

Гадаев. Ещё проверка.

    Всё-таки что-то скребёт совесть. Попробую её успокоить. Наращиванием доказательств. Вот эту серую массу Гадаев жалеет или презирает? Не знаю названия этой . . .

09.07.2013
16:45

Гадаев. Продолжение.

    Проверка. Если так пессимистично всё обстоит с земными перспективами для великих, с вечной памятью о них и с провальной судьбой их мечтаний о лучшем будущем не для . . .

06.07.2013
14:58

Гадаев угадал?

    ⌠Он■ смотрит на вас свысока┘ А ничего замечательного своею внешностью не представляет. Воронеж. Памятник О. Мандельштаму. Установлен 2 сентября 2008 г. в парке . . .

27.06.2013
13:48

Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.

    Смысл этой категории: ⌠плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения■ (Энциклопедия культурологии). А её название √ . . .

27.06.2013
12:03

Апофегей.

    Как тихой сапой подкапываются под традиционализм, под коллективизм, ментальную специфику россиян┘ Случилось, что фильм Митина ⌠Апофегей■ (2013), снятый по . . .

22.06.2013
13:37

Ловлю себя.

    Вы читали последний сценарий Балабанова ⌠Мой брат умер■ (2013) (http://seance.ru/blog/balabanov-script)? Он явно перекликается с его же фильмом ⌠Про уродов и людей■ (1998). А тому я (см . . .

16.06.2013
16:02

Была ли какая-то правда в слова Познера?

    Вот эти слова: ⌠┘когда я их увидел в первый раз [иконы севера России и того периода┘ ну, скажем, с 14 даже 13 века], я понял, что √ или так мне показалось √ Россия . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100