TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

     

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что рождается от ума, а не от подсознательного идеала. Как карикатура, например. Или, если разделить искусство на искусство изображения и искусство вымысла, то и такая, например, вещь

    Дюшан. L.H.O.O.Q. 1919.

    является произведением искусства.

    Перед нами почти в чистом виде вымысел Дюшана. Узнав про него, издатель дадаистского журнала “391” Пикабиа захотел вещь опубликовать. Надо было дождаться прибытия произведения из Нью-Йорка в Цюрих. Но Пикабиа не дождался, получил разрешение Дюшана самому пририсовать усы на такой же дешёвой открытке и публиковать. Пикабиа воспользовался и подпись сделал такую: “Дадаизм Марселя Дюшана”. При этом он забыл пририсовать эспаньолку. В 1942 году Дюшан наткнулся на какой-то экземпляр журнала и обнаружил пропажу эспаньолки. Взял чернила и ручку и эспаньолку пририсовал, приписав: “Усы Пикабиа, бородка Марселя Дюшана, апрель 1942”.

    Выражено презрение к буржуазному почитанию традиционного искусства.

    И я подозреваю кое-что.

    Это моя судьба такова, что мне весной-летом 1974 года не выпало командировки на завод изготовитель, и я не увидел “Моны Лизы” в Москве. Но я читал о ней Чичерина. А там написано, что при смотрении на подлинник впечатление, что она живая, то чистая, то вакханка – в зависимости от буквально прищура ваших глаз. Достигнуто, во-первых, чередующимся при позировании для Леонардо пением приглашённых тем певчих и чтением им же позирующей скабрезных анекдотов, во-вторых, тончайшими просвечивающими слоями красок, обеспечивающих леонардовское изобретение сфумато (размытость, изображение воздуха, что между художником и позирующей). – Смысл создания впечатления живой в том, чтоб читатель содрогнулся от пронзительности Моны Лизы, как бы видящей зрителя насквозь, со всеми его мыслями о ней, Моне Лизе. Что обозначало общение Леонардо и зрителя по сокровенному поводу: эпоха Раннего Возрождения была чудовищной по аморальности общества, так дальше жить нельзя, а как? в гармонии низкого и высокого (что и было идеалом Высокого Возрождения и подсознательным идеалом Леонардо {осознанно от только за точностью гнался}).

    Наверно, не каждому дано так воспарить душою перед “Моной Лизой”, и, наверно, Дюшан это знал. И знал, что буржуа, приходя в Лувр к этому портрету, ничего такого не испытывает, а, как попугай, нагоняет на себя общепринятое почтение перед этим портретом. Что вводило его в бешенство. Что и заставило его поиздеваться над людьми (не над Леонардо). За их буржуазную мораль: ценно то, что ниже пояса. То есть идеал Дюшана, возможно, даже и подсознательный – благое для всех сверхбудущее, только не христианское (религия себя полностью исчерпала в Первую мировую войну), а коммунистическое. В сверхбудущем свершение этого идеала (в апреле 1942 года Сталинградское сражение даже ещё и не начиналось, перспектива из Парижа представлялась мрачнейшей, хоть поражение немцев под Москвой уже было, т.е. на сверх-будущее рассчитывать всё же было можно). – Пририсовать абы чем усы и бороду к… Джоконде – такое могло только вспыхнуть в мозгу, охваченном какой-то слабостью сознания, под влиянием подсознательного идеала.

    Можно даже на Хржановского, замыслившего в 1967-м поиздеваться над сталинщиной созданием фильма “Нос или Заговор “не таких””, что и его какой-то подсознательный идеал на это толкнул.

    Но тогдашние события мешают так хорошо думать о Хржановском:

    "После 1964 года многие ожидали "воскрешения" Сталина. В народе ходили разговоры о том, что Сталин лежит в могиле в целости и сохранности, потому что гроб был загерметизирован. Теперь его тело достанут и снова положат в Мавзолей.

    И новый Первый секретарь ЦК сделал несколько шагов навстречу этим ожиданиям. Впервые Брежнев упомянул Сталина в торжественном докладе по случаю 20-летия Победы. Историк С. Семанов вспоминал: "Что началось в зале! Неистовый шквал аплодисментов, казалось, сотрясёт стены Кремлёвского дворца, так много повидавшего. Кто-то стал уже вставать, прозвучали первые приветственные клики...". Кажется, рядом с оратором, совсем как тень датского короля, появился призрак самого Сталина. Брежнев стал быстро читать следующие фразы, и взбудораженный зал невольно затих. "Привидение" неохотно удалилось. Следующее упоминание Брежнев сделал в ноябре 1966 года, на родине Сталина — в Грузии. Он перечислил семь грузинских революционеров, Иосиф Сталин был назван в общем ряду, по алфавиту. Но только его имя слушатели встретили аплодисментами...

    Однако это встретило и противодействие. В феврале 1966 года появилось известное "письмо 25" крупных деятелей советской науки, литературы и искусства против реабилитации Сталина” (https://maysuryan.livejournal.com/199593.html).

    Но пусть не идеал, а просто экстраординарность (например, делать изображение Сталина нарочито халтурно: то более то менее похожим {разные подбородки}), -

    экстраординарность могла ж твориться с помощью просто подсознания, обеспечивающего единство целого: глумления над Сталиным и его временем в каждом кадре мультфильма.

    Экстраординарность-то надо ж ценить положительно! Уметь отлично сделать гадость это ж умение, а не неумение!!

    Таково прикладное искусство. Оно призвано усиливать в общем-то знаемое (тут – ненависть к Сталину и к советскому).

    Как уже награждён фильм Хржановского?

    - Европейская киноакадемия 2020: 3-е место в разделе “Лучший анимационный фильм”.

    - Гран-при XXVI (2021) Открытого российского фестиваля анимационного кино.

    - Приз жюри "За лучший полнометражный фильм" на фестивале в Анси. 2020.

    А вот если б на конкурсы брали только вещи, сделанные с вдохновением (рождённые подсознательным идеалом автора, в которых чуется ЧТО-ТО, словами невыразимое), то фильм Хржановского б не взяли.

    .

    Меня могут подловить: “Вот вы с халтурой Дюшана додумали аж до ранга подсознательного идеала. В 1919 году мировая война уже была закончена. Выставка независимых художников в Нью-Йорке была с 28 марта по 14 апреля (https://ia800903.us.archive.org/16/items/bml-N1236_UN3_SO2_1919/N1236_UN3_SO2_1919.pdf). 2 марта 1919 в Москве открылся 3-й Коммунистический интернационал. Но "Вопрос о создании Третьего интернационала возник с началом Первой мировой войны” (Википедия). – Мог Дюшан каким-то духом иметь представление о коммунистической перспективе в связи с ненавистью к капитализму? – Тьма на этот счёт даёт вам возможность мутить про подсознательный идеал Дюшана. А не тьма насчёт “Письма 25”, полагаете, вы, лишает Хржановского ранга подсознательного идеала, оставляя ему просто подсознательные разрешения халтурить в фильме. А художников-аниматоров аж 19 человек? Мог он разве за каждым кадром фильма уследить?”

    Я возражу: “Но общая установка на безобразничание была ж его!”

    И останусь при мнении, что ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, в фильме точно нету. Но это – искусство. Прикладное.

    31 декабря 2021 г.

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде . . .

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета… Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким . . .

04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и . . .

02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100