TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.02.2022
12:57

Моя китайская месть искусствоведам

    Я во вражде с ними, так как с момента выхода в свет “Психологии искусства” Выготского в 1965 году по сей день я не встретил ни одной работы, руководствующейся . . .

19.02.2022
13:33

По наводке

    Я эту статью начинаю писать по такой наводке: "Только тупость и невежество, полное непонимание, с кем они [советские киноначальники] имеют дело… при всех . . .

18.02.2022
20:02

Одна, но пламенная страсть

    У меня теперь одна, но пламенная страсть: представить себе, почему так тупо хвалят тех художников, кто разрешает себе делать ужасные отклонения от натуроподобия . . .

16.02.2022
18:57

Грызёт меня неопределённость около искусства

    Грызёт меня неопределённость произведения искусства. Точнее, неопределённость не его самого, а моего состояния перед ним. Передо мной во весь рост стал вопрос об . . .

16.02.2022
11:01

Как Шостакович дошёл до жизни такой

    Я влез в мироотношение Шостаковича времени Второй симфонии его (см. тут). И мне подумалось, что докатиться до такой крайности, как ницшеанство – это ж надо . . .

14.02.2022
20:43

Ну в упор не видят и не слышат

    Я только что получил упрёк, что уделяю время художникам, не умеющим рисовать (не стану повторять то ругательство, - аж такого слова я никогда слышал, - какое . . .

13.02.2022
12:31

Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку «Сталина в кресле», выполненного, словно, говорят, Матисс написал?

    Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку “Сталина в кресле” (см. тут), выполненного в 1933 году, словно, говорят, Матисс написал? – Мог. По той же причине, какую я . . .

12.02.2022
21:44

Было за что преследовать учительницу, читавшую стихотворение Введенского?

    Вот само стихотворение (1934 года): Мне жалко что я не зверь, бегающий по синей дорожке, говорящий себе поверь, а другому себе подожди немножко, мы выйдем с собой . . .

11.02.2022
13:40

Что-то художник явно мне сказал. Что?

    Бродил по интернету и вдруг… Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011 – 2013. Волна тоски хлестнула: какая бледнопись!.. А как ярко в настоящей жизни!... Картинное небо у . . .

09.02.2022
23:05

Я охаял Шостаковича в опере «Нос» и не жалею

    Я охаял Шостаковича в опере “Нос” (см. тут) и не жалею. Не жалею, потому, что нашёл подтверждение музыковеда (как его понял я, музыкального образования не имеющий) . . .

06.02.2022
14:54

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

06.02.2022
14:52

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

03.02.2022
19:10

Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский

    Сильно я его обидел в статье (см. тут) о фильме “Нос, или Заговор “не таких””, отлучив фильм от искусства… Всё вот думаю: хорошо, он страстный антисоветчик, а за . . .

02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что . . .

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении.

    Некий Аникин написал о “Джоконде”:

    "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры Возрождения, а именно: образ мадонны и образ Христа; Следовательно мы имеем здесь дело, по сути своей, не с портретом, а со своего рода иконой” (http://www.avrora-lukin.ru/index.php?id=295&Itemid=13&option=com_content&view=article).

    - Но доказательства ж надо!

    - Пожалуйста.

    "Разделим условно “Джоконду” на две части, проведя вертикаль посредине фигуры Моны Лизы. Перед нами два разных образа. В правой части картины мы видим выступающую наполовину фигуру Христа, спокойно и величественно восседающего на престоле в знакомых по огромному числу религиозных композиций царственных одеждах. В том, что здесь перед нами именно мужское начало, убеждают многие детали. Высокий мужской лоб…”.

    Видим, что как раз наоборот: слева лоб выше, чем справа.

    "…мужской лоб с характерным надбровным бугром (таким же, как в этюдах кричащего всадника для “Битвы при Ангиари”…”.

    Хорошо. Согласен.

    "…мужской подбородок…”.

    Не вижу.

    "…волосы, ниспадающие так, как они изображены художником у Христа в “Тайной вечери””.

    Согласен.

    "За спиной Христа мы видим изображение гор и реки, через которую перекинут мост. Символика горы достаточно очевидна и однозначно связана с понятием высшего, небесного (“Горе имеем сердца” - литургический возглас – может быть тут ярким примером)”.

    Но я вижу горы с обеих сторон Моны Лизы.

    Другое дело, что тут есть явное нарушение перспективы. Горы слева резко ниже гор справа!

    Хорошо, будем считать, что, раз справа горы выше, то правая сторона – Христа, как хочет Аникин. Тем более, что справа река, а слева – дорога.

    "Нельзя отрицать, что Леонардо знал распространенный в его время эпитет Христа: “река жизни””.

    В Откровении от Иоанна:

    "И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца” (22:1)

    Ладно, можно согласиться.

    "Важную смысловую нагрузку несёт благословляющий знак, в который сложены пальцы правой руки, хорошо знакомый по множеству композиций, изображающих Христа за пасхальным столом”.

    Может, Аникин сделал описку? С правой-то стороны “Джоконды”, Христовой стороны, соответствующая Христу рука левая (смотря от Него). Вот и рисуют её благословляющей.

     

    1. 1568 г.

    Впрочем, и наоборот – тоже есть.

    Запутался что-то Аникин.

    "Рентгеновский снимок “Джоконды” подтверждает то, о чем можно судить и не прибегая к услугам технической проверки. Лик Христа на рентгене “Моны Лизы” проступает вполне отчетливо”.

    Не правда.

    https://two-views.com/celebrity/mona-lisa-xray.html

    Гуглоперевод текста с этого сайта говорит, что рентген показывает, что ничего, кроме видимого глазом, под ним не существует.

    "Левая часть “Джоконды” разительно отличается от правой. Если Христос изображён на фоне величественного, конструктивно-строгого пейзажа, то Мадонна (а в том, что это она, при внимательном рассмотрении сомнений не возникает [у меня возникают] изображена на фоне более мягкого, другого по характеру пейзажа”.

    Не правда. Та же гористая местность. Только что страннейшее нарушение перспективы, указанное выше. (Я это вычитал у Лифшица - http://www.gutov.ru/lifshitz/texts/real.htm)

    "Становится понятен “темный вдовий наряд”, странно соединяющийся с платьем царственно-пурпурного цвета”.

    На обычной репродукции это не заметно. Сделаем необычную. Уменьшим в ней в тенях пурпура. Где его изначально мало было – там позеленеет, где много – там не сможет так позеленеть.

    Таки не смогла справа самая-самая тень позеленеть.

    Аникин прав.

    "Соединение двух фигур в одну объясняет и ту “широковатость”, о которой писал Кеннет Кил”.

    Беременна, мол, Мона Лиза. – Но я не понимаю, как это работает на сдвоенность.

    "Особое значение приобретает орнаментальная вышивка на платье Моны Лизы – с изображением креста”.

    Но нет же никакого креста!

    Или есть! И даже много! Я один из них выделю белым.

    Да-а!

    "В связи с этим высказыванием художника изображение кисти правой руки “Джоконды”, в которой невозможно не прочесть основные догматы, на которых стоит многовековое здание Церкви Христовой: первые три пальца художник изобразил прямыми, а два последних слегка согнуты – Бог-Троица, и две природы Христа (Божественная и человеческая).

    Мы имеем возможность видеть, в “Джоконде” Леонардо буквально следует провозглашенному им принципу, заявляя: “Живопись – удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений...””.

    Не могу я согласиться с различением прямых и согнутых пальцев. Прям, может быть, только большой палец.

     

    Ну что? Много где Аникин перегнул. Но я меняю в заглавии точку на вопросительный знак. Аллегория единения земной и небесной Церкви Христовой вполне могла быть осознаваемым идеалом Леонардо. Ведь само Высокое Возрождение с его общепринятым идеалом Гармонии низкого и высокого обусловлено колоссальным развратом среди священнослужителей. Через век аж религиозная война из-за этого началась. Реформации и Контрреформации. А пока – страстный порыв к Гармонии из окружающей вседозволенности.

    У меня одна проблема – моя идея-фикс, что художественно только то, что несёт следы подсознательного идеала автора. И среди следов первое место занимает противоречивость “текста”. Не данность идеала в сознании, мол, рождает “муки слова”, все “слова” плохи, и только “сказав” противоположное, вдруг чувствуешь, что это ТО, ЧТО, так и не понимая, хотел “сказать”, словами по-прежнему невыразимое.

    Подумать, что слова “гармония низкого и высокого” не приходили в гениальную голову Леонардо, не мыслимо. И всё-таки я помыслю. Хоть Леонардо впрямую написал о технике, к гармонии ведущей:

    "Я говорю также, что в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым, и так следует разнообразить насколько это только возможно и как можно ближе одно от другого” (http://www.avrora-lukin.ru/index.php?id=295&Itemid=13&option=com_content&view=article).

    Известно стремление Высокого Возрождения к иллюзионизму. Ни одного мазка в “Джоконде” не видно. Там – разобрались – 30 слоёв не толще 40 микрон каждый. Для того же Леонардо изобрёл и сфумато – рисовать без резких краёв, чтоб как бы воздух чувствовался между даже и лицом (а не только далями) и плоскостью, взятой в раму. Пишут, что впечатление, что “Джоконда” видна как под водой даже, а в воздухе. Но мне импонирует наблюдение Чичерина: из-за этого сфумато от любого изменения прищура ваших глаз, от любого вашего движения перед картиной вы видите другое выражение лица Моны Лизы. – Живая и всё тут! И ваши мысли читает!! А они ого какие… Разные…

    Все выражения её лица не чистый плод воображения зрителя, а из-за “текстовых” провокаций, нарисованных художником. То она вакханка, пишет Чичерин, то чистая. – Живой человек тоже всё время разный.

    Леонардо, наверно, для того и приглашал (это известно) певцов на сеансы позирования, чтоб от разных песен было разное выражение лица, которое оставалось только изобразить. Не известно, были ли в репертуаре скабрёзные. Может, и были.

    "…американские ученые пришли к выводу, что улыбка Моны Лизы содержит 83 % счастья, 9 % пренебрежения, 6 % страха и 2 % злости, и потому она воспринимается так неоднозначно” (https://www.kleo.ru/items/news/2009/10/23/mona.shtml).

    Больше позитива. Леонардо, может, так и организовывал концерты. Высокое ж Возрождение нормативно, воспитывать хочет. Может, только во имя иллюзорности, правды, концерты с негативом и применялись. Чтоб как бы живая – воспитывала зрителя, не ахти какого праведного, какими все и являются, чтоб не сказать хуже.

    Гармония могла получаться автоматически, а не по осознаваемому расчёту.

    А в сознании было только благое, только благое, в пику тому ужасу, какой окружал.

    Вдобавок Леонардо вполне мог зашифровать ещё и идею единства:

    "Мария олицетворяет собой церковь земную, а Христос – Небесную” (Аникин).

    Но художественность обеспечивает остающаяся в подсознании Гармония.

    22 августа 2019 г.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100