TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь.

    Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если литературовед упускает самое важное – странность “Медного всадника” Пушкина: человек сталкивается со статуей.

    Борев, наоборот, затушёвывает эту странность:

    "Многими приёмами Пушкин достигает соизмеримости, сочетаемости двух, казалось бы, не сопоставимых фигур - "державца полумира" и бедного петербургского чиновника. Прежде всего этому служит поле художественного напряжения…” (Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения “Медного всадника”, М., 1981 http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=3xIjMtJJyak%3D&tabid=10358).

    Это словосочетание определено в книге так (напряжение и направление подобны): "Художественное направление отражает реальные исторические результаты взаимодействия традиции и новаторства”.

    Так я не понимаю: неужели сочетаемость и это самое напряжение это одно и то же? Скажем, в “Каменном госте” тоже сталкивается человек и статуя. Но там время действия – эпоха Возрождения. Люди тогда ещё недалеко ушли по дороге неверия. Мистика не резала глаза людям тогдашнего времени, соответственно – и современникам Пушкина, о тогдашней мистике читающим. Совсем другое – пушкинское время, время всяких реализмов – настоящего и поддельных. (Настоящий – чуяние в социуме того, что уже появилось, но ещё никто не замечает; поддельный – натуроподобие.) Взять и теперь ввести в действие статую… как-то шокирует. И, если в первом случае Пушкин – реалист, чуя консенсус в сословном обществе (пусть и ошибочно чуя, как вскоре оказалось; но оказалось-то – вскоре; а сейчас-то была полная иллюзия социального открытия)… То во втором случае – от сомнения в этом консенсусе – настроение открытия исчезает. Реализм ли это, если налицо сомнение, а не открытие? Это безыдеалье какое-то. Раздрай, а не сочетаемость. Если взять аналогию в современности, будет как бы постмодернизм (нет ничего, достойного быть идеалом).

    И теперь я цитирование Борева продолжу:

    "…этому [сочетаемости] служит поле художественного напряжения между живым Петром Вступления и бронзовым – в основной части поэмы. “Игра” живым и мёртвым человеком, человеком и памятником, “пешим” и “конным” создаёт возможность соотнесения царя и мелкого чиновника, их рассмотрение в одной плоскости, в едином масштабе вне государственно-иерархической табели о рангах, а в контексте эстетических рангов, то есть в сопоставлении с эстетическим идеалом [как бы постмодернизмом], являющимся вершиной ценностной иерархии. Перед идеалом [как бы постмодернизма] все социально равны и выступают в своей общечеловеческой значимости, благодаря чему фигура Петра оказывается сопоставимой с фигурой Евгения”.

    То есть это сопоставимость не социальная (не "социально равны”, как ошибочно пишет Борев), а сопоставимость выразительных элементов текста.

    Я б их назвал художественными элементами, если б они составляли часть схемы Выготского: сочувствие (осознаваемое) + противочувствие (тоже осознаваемое) = возвышение чувств или катарсис (подсознательное). Обобщённо. А конкретнее: сочувствие Евгению + сочувствие Петру = как бы постмодернизм (ничто не достойно быть идеалом).

    В 1981 году Бореев тоже б мог подвести к художественности по Выготскому (“Психология искуксства” была издана уже в 1965 году). 16 лет прошло!

    Нет. Борев этого не делает. В результате путается в значении слов. Но…

    Но создаёт впечатление понятности своего текста. Правда, только для таких цепких читателей, которые способны в более раннем тексте уловить равенство направления и напряжения и которые способны удержать в уме это равенство (страница 93) до места, которое я принялся цитировать (страница 136).

    То есть у моего оппонента только иллюзия, что Бореев понятен. Литературо- и искусствоведческие тексты неизбежно относятся к тому, что называется трудным чтением.

    Иллюзия ясна в сравнении со мной. – Озлясь, что теория Выготского не принята абсолютно никем, я стал врагом литературо- и искусствоведов: стал писать специально разговорным языком. А чтоб чуять текстовую странность, сигнализирующую мне о своей рождённости в подсознательном идеале, мне приходится писать у чуять, где, где я наткнусь на странность, и где меня тянет в ложь, в сторону от истины художественного смысла. То есть я стал писать в стиле “поток сознания”. Что не способствует читабельности сравнительно с более простыми текстами. – Видя такое, мой читатель, за просторечие чувствуя себя равным мне, а за поток сознания – наоборот, неравным, - в таких обстоятельствах мой читатель злится на меня за стиль. И ему не приходит в голову послушно, как с уважаемым Боревым, самообманывать себя, что он всё понимает.

    (Я повадился, будучи в 10-м классе {тогда это был последний класс}, читать журнал “Природа”, научно-популярный журнал Академии Наук, пропуская все формулы. И имел реальное ощущение, что я всё понимаю.)

    .

    Но вопрос на засыпку: зачем Пушкин ввёл живого Петра во Вступление?

    Я ошибался в статье “О художественном смысле начала “Медного Всадника” как представителя художественного смысла целого произведения” (см. тут). Теперь можно ошибку исправить.

    Ответ очень прост: для выражения (перебоями), по отношению к Петру и одичности (как и по отношению к Евгению во всей поэме), идеала как бы постмодернизма: нет ничего, достойного быть идеалом. И живой Пётр – тоже.

    21.12.2021 г.

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде . . .

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета… Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким . . .

04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и . . .

02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня . . .

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова: У природы нет плохой погоды, Каждая погода — благодать! . . .

27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100