TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и . . .

23.10.2021
08:56

Из искры возгорится ль пламя?

    Я имею редкую возможность наблюдать, как у потенциально способного человека улучшается художественный вкус. А художественность я понимаю по-своему – как чуяние . . .

20.10.2021
11:19

Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.

    Хорошо, что я не стал художником – слишком рассудочен. Не зря я думаю, что изо всего, что я в детстве и юности нарисовал, я теперь считаю только одну картинку . . .

17.10.2021
20:01

Я – против!

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7 Как тут: "— Давай толкай, — сказал Птицелов, — я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он . . .

16.10.2021
20:18

Ересь

    Читатель, вам бы понравились такие пейзажи? 1320-1325. 1320- 1325. 1295 - 1300. Это – освобождённые от святых и ангелов картины Джотто. Так вот, представьте, что вы живёте в XIII . . .

15.10.2021
09:13

Позиция идиота

    У меня, сознаю, идиотская позиция. Ну в самом деле: я претендую на то, что меня озаряет знание подсознательного идеала автора, который сознанию автора не был дан. Я, . . .

14.10.2021
21:15

Отчего так заласкан авангард?

    Не кокетничаю: я плохо устроен – достаточно мне задать себе трудный вопрос, как тут же появляется мой вёрткий двойник и предлагает вариант ответа. На грани XIX и ХХ . . .

13.10.2021
17:26

Надо просто не бояться ставить точки над i

    Я пишу это в “День Гнева”. Может, сойдёт мне, раз я атеист? . Я даже возьму и пойду на крайность: в первых же строках выдам самый перец. Пусть это и будет выглядеть . . .

12.10.2021
09:43

Я получил возражение

    Я получил возражение, дескать, как может Фофанов быть декадентом (см. тут) и катить бочку на декадентов. И приведено было в доказательство стихотворение.

    Декадентам

     

    Бледная, с поблекшими чертами,

    А в очах огонь безумных грез,

    Вот она!.. Вокруг ее — хаос

    И жрецы с подъятыми власами.

    .

    Бьют они в горячечную грудь,

    И вопят они о чем-то непонятном,

    Но не их кадилом — ароматным

    Свежим воздухом пора вздохнуть!

    .

    Прочь, рабы! И прочь, князья уродства,

    Душен ваш бесчувственный огонь...

    Прочь, фигляры! Маску донкихотства

    Пусть сорвет с вас дерзкая ладонь!

    .

    Нет, не гром вас божий покарает,

    Хохот черни злобно вас убьет...

    Ваша Муза — как больной урод,

    Что себя собою утешает!

    .

    Чернь дерзка, но искренна порой .. .

    Ваша Муза — мумия пред нею...

    И пророк грядущего — метлой

    Вас прогонит, с вами — вашу фею,

    Вашу Музу с гаерской клюкой!

    1900 (опубл. 1901)

    И я вспомнил (см. тут), что зарезервировал отличие декадентства от сатанизма. Декадентство спокойно приемлет первенство Зла, а сатанизм – с торжеством.

    Мне остаётся только проиллюстрировать это торжество.

    Смотрите:

    "Цветом своего лица, синеватым, бескровным, он напоминал средневековых узников, на целую жизнь замурованных в душном мраке сырых темниц”.

    Согласитесь, что со времён романтизма привлекаемое для устрашения средневековье (для создания образа плохой действительности, которой противостоит прекрасная душа героя), - согласитесь, что это средневековье величественно. Вот эхо того величия и использует Шарль Гюисманс в романе “Там, внизу” (1891). Оттуда я и привёл цитату.

    Ей у Фофанова соответствует "Бледная, с поблекшими чертами”.

    Только у Гюисманса отношение где-то торжественное ("на целую жизнь”), а у Фофанова – отрицательное (отрицается как раз за это торжество): "вопят они о чем-то непонятном”. Торжественное нарекается непонятным.

    Или вот пример из Гюисманса:

    "— Почему возмущает тебя так пыль, — ответил де Герми. — Помимо того, что у нее вкус застарелого бисквита и блеклый запах древней книги, она как бы набрасывает на вещи воздушно-бархатный покров, осыпает их мельчайшим сухим дождем, смягчает чрезмерные краски, грубые тона. Она — одеяние запустения, пелена забвения”.

    Ода! Какое воспевающее словоприменение: "бисквита”, “древней книги”, “воздушно-бархатный покров”, “смягчает”, “одеяние”, “пелена”.

    Оппозицией пыли (воздействующей на обоняние), воспеваемой Гюисмансом, у Фофанова является "Душен” (слово с негативной аурой).

    Вызывающе позитивный облик де Греми у Гюисманса можно противопоставить у Фофанова негативному облику, тех, кто у него названы "князья уродства”. И какой он?

    "…он бросался в глаза своей исключительной изысканностью и вместе с тем видом, исполненным презрительного недоверия. Высокий, худой, очень бледный, он прищуривал близко посаженные над коротким вздернутым носом глаза с темно-синим отливом. Волосы его были белокуры, щеки выбриты, заостренная бородка была почти пробкового цвета. Он производил смешанное впечатление болезненного норвежца и жесткого англичанина”.

    Кого умиротворённый во Зле Фофанов хорохорящихся Злом врагов своих, сатанистов, мог называть тенденциозно и несправедливо маской "донкихотства”? – Смельчаков каких-то. Например, звонаря Карэ, рискующего сорваться с высоты, как безрассудно смелый Дон Кихот с лопасти ветряной мельницы, в которой застряло его копьё, и он его мужественно не выпускает из рук, хоть лопасть подняла смельчака на опасную для жизни высоту.

    "Они вошли в круглый покой, посредине которого у ног их зияла большая скважина, обнесенная железным перилами, изъеденными оранжевой ржавчиной.

    Глаз тонул в бездонной пропасти, если всмотреться приблизившись. Казалось, что на самом деле смотришь в отверстие камня над колодцем, и что колодец этот чинится. Казалось, что скелет перекрестных брусьев, на которых висели колокола, опущен в глубину сруба, чтобы подпереть стены.

    — Подойдите, сударь, не бойтесь, — пригласил Карэ, — взгляните, что за очаровательные создания!”.

    Так что логика вражды декадентов с сатанистами выдержана. Просто не устоялось тогда различение между спокойными декадентами и пафосными сатанистами.

    14 сентября 2021 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100