Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.04.2021 |
|
||||||||||
23.04.2021 |
Соломон Воложин Ваш канал Почему меня не радует такой сочный художник Ежаков
|
||||||||||
22.04.2021 |
Ещё о книге Якимовича «Кандинский»
|
||||||||||
21.04.2021 |
Не мура Муратовой. (Фильм "Настройщик".)
|
||||||||||
20.04.2021 |
Слова Кандинского о конкретных картинах своих
|
||||||||||
20.04.2021 |
Слова Кандинского о конкретных картинах своих
|
||||||||||
19.04.2021 |
Бесович этот художник Файбисович
|
||||||||||
18.04.2021 |
Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?
|
||||||||||
17.04.2021 |
|
||||||||||
16.04.2021 |
Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)
|
||||||||||
15.04.2021 |
Не только авангардизм есть дегуманизация искусства
|
||||||||||
12.04.2021 |
Враги Василия Кандинского На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего Пришествия, которое будет после второго Пришествия – Христа. В третьем придёт Дух Святой и простит всех. А Царство Божие будет не на небе, а на земле. Православие было против такой ереси. Но это всё-таки благочестие некое, социальный оптимизм определённый. Кандинский же, художник, имел подсознательный идеал – ницшеанство, полнейший пессимизм, выступающий против всего Этого мира, лежащего во Зле, откуда надо бежать в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. В этой связи врагами художника выступали все люди как представители Этого мира и его собственное сознание, в котором, может, ещё оставались остатки идеала третьего Откровения, чем он увлекался в юности. Но было в Этом мире нечто, что он уважал – одухотворённость художников. Подсознательный идеал их в их произведениях, другими словами. Не важно, какой содержательно, но лишь бы подсознательным был идеал, когда чуешь в произведении ЧТО-ТО, словами невыразимое. И символисты, выразители третьего Откровения, таковыми не были, потому что их идеал был в их сознании. Не ЧТО-ТО, словами невыразимое, а нечто, довольно определённое было в их довольно неопределённой теории. У Мережковского, например, была сперва новая связь "человеческого сердца с божественным началом мира, с бесконечным”, потом допускалось "равенство культуры (“плоти мира”) и религии (“духа”)”, потом – замена религии культурой, "равноценность гениальности и святости, а также “плоти” и “духа”” (https://www.gramota.net/articles/issn_2618-9690_2019_9_34.pdf). До Кандинского не сразу дошёл изъян ясности русских богоискателей. Пока не доходил, он ещё мог оперировать третьепришественными словосочетаниями, думая, что они похожи на ЧТО-ТО, на что словами в будущем (я, например) намекну так: принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Совсем не благообразное. А потом, к 1918 году, до него дошла ясность в сознании богостроителей, и он перестал пользоваться словами, имеющими отношение к Третьему Пришествию. Если у него и была и сохранялась в сознании какая утопия, то чисто эстетическая, а не социальная или религиозная: дескать, ценность ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, будет со временем увеличиваться среди этих мерзких во всех других отношениях людей. И чем он заменил третьепришественное словоупотребление? Этноментальным. Что и можно увидеть воочию, сравнив тексты 1913 и 1918 годов. (Не из трусости ж к советской власти он третьепришественное уничтожил.) Например.
Замечаем, что есть две сноски. Первая (потом оказалось, что она не предмет спора, т.к. в ней от третьем Откровении ничего нет):
Вторая сноска:
Собственно, даже и в 1913-м Святой Дух и Третье Пришествие применяется как образ, для объяснения превосходства произведений с подсознательным идеалом относительно произведений с идеалом осознаваемым. А не как идеал для людей. Подумать при этом, что у Кандинского не эстетический утопизм (свойство людей всё больше видеть глубь явлений, каких бы то ни было), а морально-политический – запросто. Что и демонстрирует комментатор Б.М. Соколов: ""Ступени" представляют собой автоперевод немецкого текста. Кандинский внес в него ряд изменений, отражающих обстоятельства появления нового издания [мировая война, русская революция – озверение]. Помимо нескольких дополнений и уточнений, убраны биографические детали слишком "домашнего" характера и усилен мотив русского мессианизма” (http://www.kandinsky-art.ru/library/isbrannie-trudy-po-teorii-iskusstva53.html#footnote123). Но здесь я возвращаюсь к мысли начала статьи: Кандинский-художник имел врага – своё сознание. Сознанию хотелось, например, верить в русский мессианизм. Сознанию не хотелось рвать абсолютно со всеми людьми, как представителями Этого мерзкого мира. В его сознании была эстетическая утопия, что эстетический вкус людей со временем улучшается, и те всё лучше и лучше чуют и ценят ЧТО-ТО в произведениях, словами невыразимое. Ну отказал он в уважении символистам за иллюстраторство… Ну сам искоренил в себе юношескую тягу к обновленцам религии: перестал упоминать третье Откровение… Но со всеми утопиями сознание не покончило. Оно ему-художнику – враг. И малейшие проявления этого врага истолковываются людьми, для которых подсознательного идеала художника не существует, как доказательство того, что у него был благообразный идеал, похожий на христианство, на символизм… Вот возьмём картину “Москва. Красная Площадь” (1916). Турчин назвал её “Москва 1” и прознал, что писал её Кандинский до того, как познакомился с девушкой, ставшей его женой: "…они в действительности познакомятся чуть позже” (https://art.1sept.ru/article.php?ID=201000107). Можно ли это чем-то документальным подтвердить? Вот выписки из книги Н.В. Автономовой, Д.В. Сарабьянова "Василий Кандинский: путь художника" (М., Галарт, 1994): Письмо 31 мая 1915 года любовнице, которую избегает: "Я готовлюсь приступить к живописи маслом. Я хочу написать картины для Абрикосовых… те картины, которые я хотел бы написать, требуют московской атмосферы. Этот год необычайно трудный для меня и только последний месяц я вновь обрёл душевное равновесие, в котором так нуждался. Для этой работы мне так настоятельно нужны цветовые и духовные впечатления московской жизни” (https://www.prlib.ru/item/322849). Кандинский. Москва. 1915. Бумага; акварель, тушь, карандаш. Что-то весёленькое, да? И парочка (он и когдатошняя жена Анна) тоже присутствует. Воспоминания то бишь. Не сразу, видно, парочка появилась. Кандинский. Москва. 1915. Бумага; акварель, тушь, карандаш. И не маслом написано. Весёлость и акварель зачем: чтоб всё наоборот потом выразить маслом? – Во всяком случае, заметим: парочка появилась больше, чем за год до появления на его горизонте будущей второй жены. Или он так просто отбрехивается от немки-любовницы, страсть как хотящей оформить их давние отношения? Или он врать не умел и не хотел? А вот письмо 8 октября 1915 в тот же адрес: "…я смогу привезти около 15-20 акварелей и рисунков, которые я сделал в этом году (я не писал маслом)… Если бы только знала, как много я работаю теперь. Я могу сделать что-то действительно значительное” (Там же). Заметьте: "сделать”, а не сделал. То есть догадка об акварелях (весёленьких, о воспоминаниях), как о том, что является предметом отталкивания для, наконец, работы маслом – верна. Как факт: он эти акварели 1915 года на выставку в Стокгольм в феврале 1916 года не отправил. Там были: "…19 картин 1919 – 1914 годов, 7 гравюр, четыре живописных панно, написанных для Эдвина Кэмпбелла, семь “багателей” [безделушек] и две темперные работы” (Там же). В марте 1916-го до открытия выставки верной любовницы Кандинский "уезжает в Москву” (Там же). “Летом и осенью Кандинский продолжает переписываться с Мюнтер (Там же). Явно до знакомства с будущей новой женой, с которой познакомился он в сентябре 1916-го. Он из-за Нины Андриевской общение с любовницей прекратил. Цельный человек. Так что слова "и осенью” не верны. И что он пишет летом? "Чтобы что-либо добиться, нужно работать, работать, работать. И как бы забыть всё, что знаешь” (Там же). Это перекликается с моей угадкой, что весёленькие акварели о Москве должны быть как-то опровергнуты. "Вся великолепная сила моих старых этюдов была потеряна” (Там же). Там он доходил до экспрессионизма (“Боже! Зачем ты нас оставил!”). Там для него ещё существовал Бог. То было давно. Теперь Бога больше не было. "Но вчера, наконец, я её вновь обрёл. Мне захотелось написать большой пейзаж Москвы – взять составляющие отовсюду и соединить их в картине – и слабые и сильные куски – всё смешать вместе – ведь и мир состоит из различных элементов. Это должно быть как звучание оркестра. Я ощущаю основную идею, но главную форму я чувствую пока неточно. В 8 вечера я пошёл в Кремль, чтобы увидеть церкви под тем углом зрения, который мне необходим в картине. И новые богатства открылись моим глазам. Потом я вернулся на Зубовскую и работал до настоящего момента над эскизом, который получился неплохо… …маловато ещё различий, богатств, мало трагического… Всё это время я работал над эскизами к своей картине “Москва”, и ещё ничего не выходит так, как хотелось бы (так, как надо), надеюсь, что однажды меня озарит” (Там же). Жаль, нет в интернете эскизов маслом. Но было много резонов у Турчина предположить, что сама картина всё же получилась до знакомства с будущей женой. Но автор книги “Кандинский” в серии ЖЗЛ Якимович, решил не поверить сведению Турчина (ну кто из читателей наткнётся на сведение этого Турчина?). И как описал эту картину Якимович? Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916. Холст, масло. "Пятидесятилетний корифей мирового искусства, уже официально разведенный (с 1911 года) с первой женой Анной, женился на семнадцатилетней Нине Андреевской, дочери генерала царской армии и студентке университета. Связанные с этой историей картины увенчиваются полотном “Москва. Красная площадь” 1916 года. Это картина свадебная и счастливая. Перед нами своего рода мир с растрепанными чувствами. Холмы и здания Москвы ходят ходуном, словно захмелели, закачались, замотали головами и собрались пуститься в пляс. На вершине пляшущего холма стоят двое, он и она, держатся за руки и смотрят на эту удивительную панораму, словно привидевшуюся в счастливом сне”. Произведение человека, мол, вполне обладающего утопиями. Корень которых – вера в Третье Пришествие. А на самом деле (приходится брать "текстовые реалии" у Турчина, но интерпретировать их иначе) – предание проклятию розового прошлого своего, связанного с Москвой и с первой женой, Анной, сделавшейся его деспотом, от которой он удрал. А буквы НА — это сокращение немецкой записи “Heilige Anna” (то есть “Святая Анна”), как политкорректно звал первую жену Кандинский за то, что 14 лет не давал ей развода, а она терпела. И вот в связи с мировой войной он вынужден вернуться из Германии в Москву и жить в этом, теперь, аду для него, где все воспоминания над ним теперешним насмехаются. А он их – проклинает. Со страшной силой. Доводя зрителя этим хаосом до предвзрыва, - предвзрыва такой силы, что взрыв, мыслится, должен зрителя унести вообще в иномирие какое-то, вон из Этого мира. На самом деле ницшеанский подсознательный идеал от любого воздействия Этого проклятого мира, даже от воздействия позитивного, должен возбуждаться негативно. Что доказывает толкование картины “Неизвестному голосу”. Кандинский. Неизвестному голосу. 1916. Засвидетельствованно новою женой: Кандинский создал эту картину, влюбившись по телефону в голос незнакомки, передавшей ему деловое сообщение, Нины Андриевской. Поблагодарив за сведение, он тихо попросил о продолжении знакомства. Но она уезжала из Москвы на отдых, и они договорились, что она ему позвонит, когда вернётся. Вот он ждал и нарисовал. А познакомившись вживую, они скоро поженились и были счастливы до конца его жизни, наступившей через 28 лет. – Однако что он претерпел, пока ждал её звонка… Да, жёлтое очень нежно переливается своим оттенками. Такой нежности, пожалуй, и не найдётся в других его картинах. Но! Как цвет он выбрал! Жёлтый! "Желтый. Означает все острое, резкое, нападающее, насилие, взрыв. Его динамика очень велика. Движение вперед к зрителю, вверх и за границы картинной плоскости” (http://www.kandinsky-art.ru/library/cvet-v-tvorchestve-kandinskogo.html). “…желтый ассоциируется с теплом, он колет глаз, приближаясь вплотную к зрителю” (https://www.shad.ru/media/publikacii/teoriya-cveta-vasiliya-kandinskogo/). “…от яркого лимонно-желтого глазу через некоторое время становится больно, как уху от высокого звука трубы” (https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-tsveta-v-teorii-v-v-kandinskogo-1). Так пишут о символике жёлтого у Кандинского. Здесь у него не ярко-лимонный, а тусклый, доходящий в иных местах до холодного. "Тёплые тона имеют положительное значение, холодные — отрицательное. Например, во Франции прохладный жёлтый издавна считается символом женской супружеской измены” (https://inormal.ru/psihologiya/zheltyi-cvet). Он же чувствовал по голосу, что девушка очень молода. Ей было 17 лет. Ему – 50. – Кошмар!.. – Отсюда и выбор основного цвета картины.
Острое, занозистое чёрное добавляет драматизма ситуации. "Черное — пассивное сопротивление, поглощение, покинутость, дыра без дна, смерть, тишина” (http://www.kandinsky-art.ru/library/cvet-v-tvorchestve-kandinskogo.html). “…черный отражает стремление к темному началу мира” (https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-tsveta-v-teorii-v-v-kandinskogo-1). Попроклинал себя человек, наверное, пока ждал, и опять можно вспомнить о предвзрыве для зрителя, представляющего, что от ТАКОГО будет взрыв, уносящий в иномирие. 8 апреля 2021 г.
|
||||||||||
11.04.2021 |
Я не верю футуристу, мол, Зданевичу
|
||||||||||
10.04.2021 |
Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»
|
||||||||||
09.04.2021 |
Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»
|
||||||||||
07.04.2021 |
|
||||||||||
06.04.2021 |
|
||||||||||
05.04.2021 |
Ещё одна попытка понять Хлебникова
|
||||||||||
04.04.2021 |
|
||||||||||
02.04.2021 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"