TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Антиреформа

Олег Шведов

Как бороться с 12-леткой? 

(Размышления молодого ученого - лидера в рейтинге "Молодых ученых России" по математике) 

1. Последствия второгодничества

Надвигающаяся реформа общего образования вызывает все большее беспокойство общественности. Это и понятно: всю Россию оставляют на второй год, унижая человеческое достоинство наших еще не родившихся детей, давая всем понять, что представители последующего поколения изначально считаются более ущербными, чем мы. Отчасти в этом виноваты те, кто обучаются сейчас в школе: в настоящее время подростки достаточно активно употребляют спиртные напитки, курят, а кто-то пристрастился и к наркотикам вместо того, чтобы осваивать школьную программу. При этом у учителей складывается мнение, что детям трудно учиться, они перегружены, и программу надо растянуть. Нерадивые же учащиеся пользуются всеми льготами еще советской системы образования, получая возможность беспрепятственного поступления в вуз в 17-летнем возрасте практически без усилий: потенциальных "второгодников" школа вытягивает изо всех сил, чтобы не портить статистику. Расплачиваться за халатность и безалаберность нынешних школьников придется нашим будущим детям.

О негативных последствиях увеличения возраста поступления в вузы уже написано немало, в том числе в "Русском переплете" . Действительно, эффективность подготовки молодых ученых будет резко снижена. Еще Д.И.Менделеев ("Заветные мысли". М.:Мысль, 1995, с.234) писал: "Когда заговорят потребности, естественные в возрасте выше 20 лет, тогда ученье и вся прелесть науки не могут уже так увлекать и захватывать всю жизнь, как то делается в более ранний период. Самым впечатлительным и влиятельным для всей остальной жизни должно считать, судя по моему опыту, основанному на многих тысячах испытанных мною юношей, именно возраст от 16 до 20 лет, и этот период наибольшей умственной восприимчивости должно назначать прежде всего для получения или специального образования в высших учебных заведениях, или по окончании среднего образования в жизненном вступлении в ту или иную специальность дальнейшего служения интересам общества."

Сейчас объем информации, необходимый для того, чтобы только приступить к научной работе, по сравнению с 19-м веком многократно возрос. А значит, следовало бы задуматься над снижением, а не увеличением возраста поступления в вузы, чтобы к 20-летнему возрасту молодой человек мог получить образование хотя бы на уровне магистра. Ведь современные сложные разделы квантовой физики и абстрактной математики требуют длительного самостоятельного обдумывания. Для этого студент должен быть свободен от всех посторонних (бытовых, семейных, материальных) проблем. А такими качествами обладают только дети.

Далее, любая творческая деятельность требует полной самоотдачи, работы в буквальном смысле днем и ночью. Но даже при самых благоприятных условиях для полноценной самореализации человеку отпущено природой очень мало времени хотя бы потому, что первого ребенка рекомендуется рожать до 30 лет. На Западе многие пары не могут иметь своих детей и всеми правдами и неправдами пытаются усыновить наших. Не является ли это обратной стороной 12-летнего образования в школе?

Даже сейчас, когда возраст поступления в вузы составляет, как правило, 17 лет, для получения квалификации "магистр" требуется 6 лет, а срок обучения в аспирантуре составляет 3 года, только к 26 годам среднестатистический молодой ученый формируется как личность. Аналогичные проблемы возникают и в искусстве: будущий специалист в области музыки поступает в консерваторию, как правило, после музыкального училища, а затем обучается в аспирантуре или ассистентуре-стажировке, получая необходимые навыки лишь к 27 годам. Разумеется, столь позднее получение образования абсолютно неприемлемо.

Не случайно выдающимися учеными становились те, кому удалось приступить к научной работе в значительно более молодом возрасте. Такими людьми были Л.Д.Ландау и Н.Н.Боголюбов: первый из них в 14 лет поступил в институт, второй - в 13 лет стал сразу аспирантом. Впоследствии они и стали наиболее яркими личностями, определившими пути развития теоретической и математической физики в 20-м веке. Сейчас трудно сказать, были бы наши научные достижения значимы на мировом уровне, если бы наших выдающихся ученых заставили учиться в 12-летней школе.

В то же время, нынешнее бурное развитие "лженауки" свидетельствует о том, что многие недостаточно хорошо изучили то, что формально "прошли" в вузах. Многие студенты и аспиранты не проявляют должного интереса даже к своей области науки, недостаточно активно осуществляют научные исследования. Вот к чему приводит послупление в вуз в "зрелом" возрасте!

Негативное влияние увеличения сроков обучения отражается и на уровне научных публикаций, который неуклонно падает, хотя количество ученых растет. Сейчас уже нет выдающихся ученых, равных Л.Д.Ландау и Н.Н.Боголюбову. И если в начале 20-го века Нобелевские премии присуждались за создание квантовой теории, перевернувшей наши представления о мироздании, в середине 20-го века - за устранение расходящихся выражений в квантовой теории поля, то в конце века - всего лишь за вычисления в одной из моделей квантовой теории поля с использованием размерной регуляризации.

Вообще, любая система образования с фиксированным сроком обучения представляется социально несправедливой для тех, чья деятельность в будущем потребует более высокого уровня образования. Например, рабочий и при 12-летнем сроке обучения в школах сможет спокойно начать трудовую деятельность в 19-20 летнем возрасте, окончив основную школу и ПТУ. Для него увеличение сроков обучения в школе будет даже выгодно: не так быстро придется прощаться с детством. А у будущих научных работников детство затянется до 27-28 лет. И это несмотря на то, что физиология у всех людей (продолжительность жизни, границы детородного возраста, возраст полового созревания, потребности в пище) практически одинаковая. Пожалуй, такая дискриминация более образованных людей неприемлема.

При нынешней образовательной системе люди науки достигают вершин в своем деле занчительно позже, чем представители других профессий. Сейчас никто не удивляется артистам эстрады, добившимся славы в 16-летнем возрасте; преуспевающим молодым бизнесменам; политикам, пробившимся в депутаты Госдумы в 22 года; 23-летним чемпионам мира по шахматам. И только среди научных работников самому молодому академику - за 40. Значит, что-то не так в подготовке научных кадров.

Думается, всем гражданам независимо от будущей профессии следовало бы предоставить одинаковые стартовые возможности. А этого можно достичь, только устанавливая сроки обучения в школе индивидуально в зависимости от способностей ребенка. Такая возможность у нас уже давно (с 1992 г.) предусмотрена законодательно, только ее почему-то очень плохо используют: Закон РФ "Об образовании" предусматривает право на ускоренный курс обучения для обучающихся всех образовательных учреждений.


2. Успехи семейного образования

Меня очень удивляет, что многие из журналистов, освещающих проблемы школьной реформы, не очень хорошо знают права и обязанности родителей, детей, школы и государства в области образования. Наша Конституция четко разграничила полномочия родителей и государства. Обязанность родителей - обеспечить получение ребенком основного общего образования. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" родители вправе как направить своего ребенка в школу по своему выбору, так и дать ему школьное образование своими силами в семье. Государство при этом должно разработать государственный образовательный стандарт, установив, чему конкретно должны научить родители своего ребенка (самостоятельно или с помощью школы), и поддерживать различные формы образования и самообразования. Законом РФ "Об образовании" установлены следующие формы освоения образовательных программ: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат. При этом допускается сочетание различных форм получения образования.

И в советское время находились родители, которые стремились ускорить развитие своих детей, считая школьную программу слишком замедленной. Классический пример - выдающаяся семья Никитиных (Б.П.Никитин, Л.А.Никитина. "Мы, наши дети и внуки". М.:Лист, 1997). Каждый из семерых детей в этой семье окончил школу раньше сверстников. При этом дети практически не болели и добились также больших успехов в спорте. Развитие детей в семье Никитиных начиналось с самого раннего детства. Играя в различные интеллектуальные игры, дети успешно осваивали элементы школьной программы. Самый талантливый из детей - Антон - в 8 лет пошел в 5-й класс.

Увидев в системе Никитиных непосредственную опасность для своего безоблачного существования, официальные педагоги и врачи набросились на беззащитную семью. Никитиных поливали грязью, обвиняли в "антинаучности", вместо того, чтобы обобщать подобный прогрессивный опыт. И в наши дни "Московский комсомолец" уже после смерти Б.П.Никитина назвал семью Никитиных "выродочной".

К сожалению, семья не была свободна от внутренних противоречий. Л.А.Никитина фактически была против интеллектуального развития детей в части получения ими высшего образования. В результате дети не смогли реализовать свои способности в полном объеме и достигли меньшего, чем могли бы. Первопроходцам, как известно, всегда трудно. Тяжело в одиночку бороться с целым государством, отстаивая права своих детей.

Но результаты Никитиных не пропали даром. Используя разработанные Никитиными интеллектуальные игры и тщательно анализируя их опыт, семья Князевых сумела добиться еще больших успехов в воспитании дочерей Дианы и Анжелы, которые, обучаясь в форме экстерната, закончили школу и поступили в Финансовую академию при Правительстве РФ в 10 и 12-летнем возрасте. Девочки за 3 года успешно прошли 5-летнюю вузовскую программу и поступили в аспирантуру, где сейчас и обучаются.

Успехи семьи Князевых должны вдохновлять каждого, кто только собирается обзаводиться детьми. Важно отметить, что никакого ущерба здоровью детей не наносится: дети развиваются самостоятельно с использованием преимущественно игровой формы получения образования, гармонично сочетая умственные и физические нагрузки вместо того, чтобы просиживать за партой в соответствии с непонятно кем разработанным расписанием занятий. Не будем забывать и о том, что Диана Князева лишь повторила достижение Н.Н.Боголюбова, который в свое время поступил в аспирантуру также в 13 лет, при этом никаких негативных последствий для здоровья отмечено не было.

По-видимому, график развития сестер Князевых - оптимальный для тех, кто собирается в дальнейшем заниматься научной или иной интеллектуальной деятельностью, требующей серьезного образования. Хочется надеяться, что к моменту создания семьи Диана и Анжела успешно получат ученую степень доктора наук и (возможно) ученое звание профессора, сумев хоть в какой-то степени реализовать себя в профессиональной деятельности. Вот и путь решения демографических проблем, подробно описанных у М.Кондратовой ("Демографический пролог к педагогической поэме" // "Русский переплет").

К сожалению, и сейчас некоторые представители официальной педагогики, забыв об успехах Н.Н.Боголюбова, с нетерпением ждут ошибок Дианы и Анжелы и даже не могут скрыть своей зависти и злости от того, что у девочек все идет хорошо.

"Родительская" педагогика не стоит на месте. Интеллектуальные игры для детей постоянно совершенствуются. Выдающийся педагог-новатор П.В.Тюленев (П.В.Тюленев "Как развивать детей одаренными?". М.:Социальная защита, 1998) разработал систему наглядных пособий и игр для детей до 1 года, которая прошла успешную апробацию, в частности, в семье П.В.Тюленева: его дочь Лариса развивалась быстрее сестер Князевых, успешно освоив программу начальной школы уже к 5-летнему возрасту. Поначалу Лариса, Диана и Анжела вместе обучались в форме экстерната, но потом мать и бабушка Ларисы выступили категорически против развития ребенка, по существу предав девочку. К сожалению, разногласия между родителями - распространенная причина неудач в воспитании детей.

Указанные выше примеры относились к обучению детей в семье. В последнее время похожая система раннего образования, разработанная Н.А.Зайцевым (Н.А.Зайцев "Письмо. Чтение. Счет." СПб.:Лань, 1997), начала внедряться и в детские сады (в основном, негосударственные), которые правильнее было бы назвать школами для 3-5-летних детей. Дети получили возможность осваивать программу начальной школы, не прибегая к классно-урочной форме.

Для обучения чтению и письму в игровой форме Н.А.Зайцевым были разработаны специальные кубики со складами (типа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ). При этом гласные буквы изображаются одним цветом, звонкие согласные - другим, глухие - третьим. Твердые склады (Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ) изображены на больших кубиках, мягкие (БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ) - на маленьких. Кубики со звонкими складами наполнены железками (гремят "звонко"), с глухими - деревяшками. Тем самым дети привыкают к буквам и звукам в игре; ничего заучивать не надо. Обучение математике осуществляется также в игровой форме с карточками от 0 до 99. С данным материалом придумываются разные (индивидуальные и между командами) игры.

Результаты апробации системы Н.А.Зайцева в д/с N31 г.Санкт-Петербурга таковы: за полгода работы с группой из 22 пятилетних детей шестеро подготовлены на уровне выпускников 2-го класса, 12 - на уровне выпускников 1-го класса. При этом заболеваемость оказывается в 3 раза ниже, чем в среднем по Санкт.-Петербургу. Многие из детей, занимавшихся по данной методике с двух-трехлетнего возраста, в 7 лет идут в 5-й класс.

Указанные факты свидетельствуют о том, что даже нынешняя "официальная" система дошкольного и школьного образования рассчитана скорее на детей с явными задержками в развитии и направлена на то, чтобы замедлить получение образования остальными детьми. Наверное, иного и не следовало ожидать от устаревающей классно-урочной формы обучения: ведь если главная цель - обеспечить отсутствие второгодников, то и ориентироваться приходится на отстающих учеников, подгоняя под них все образовательные программы.


3. Когда начинать образование?

Критики 12-летки обращают внимание только на срок обучения. Не менее важный вопрос о возрасте поступления детей в школу почему-то и не поднимается. А ведь в настоящее время программа "1-3" в начальной школе уже свернута, а возраст приема детей на программу "1-4" в большинстве школ составляет "не менее 6.5 лет на 1 сентября", т.е. 6.5-7.5 лет (в среднем 7 лет). При не очень удачной дате рождения ребенку придется до 11.5 лет ограничиваться получением лишь начального образования, обучаясь лишь письму, чтению и счету. Понятно, что при таком уровне образованности подросток легко может быть вовлечен, например, в компанию сверстников-пьяниц.

Таким образом, соросовские профессора должны бороться не только против "12-летки", но и за восстановление программы "1-3" и снижение возраста поступления в школу. В настоящее время и без 12-летки окончание школы уже запланировано на 18-летний возраст. В.М.Филиппов заявил: "Сейчас мы имеем 11-летку с 7-летнего возраста, будем иметь 12-летку с 6 лет", пообещав в одном из интервью снизить со временем возраст приема детей в школу до 5.5 лет.

История вопроса о возрасте начала общего образования такова. В соответствии со школьной реформой 1984 г. начальное образование становилось четырехлетним, при этом возраст приема детей в школу снижался с 7 до 6 лет. Однако в 1996 г. Госкомсанэпиднадзор издал документ под названием "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", где установил, что "обязательным условием для приема детей 7-го года жизни в школу является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста 6 лет 6 месяцев", грубо нарушив Конвенцию о правах ребенка , предоставляющую детям право на развитие их способностей и талантов в полном объеме, Конституцию РФ , где сказано, что права человека могут быть ограничены только федеральным законом, и Закон РФ "Об образовании" , предписывающий, что образовательное учреждение самостоятельно устанавливает возраст приема граждан. С точки зрения законности, следовало бы ожидать от Госкомсанэпиднадзора "гигиенических требований" для школ, обучающих детей 6 лет, 5 лет, 4 лет и т.д.: например, можно было бы запретить использование классно-урочной системы для таких детей, разрешив их обучение в игровой форме по безопасным для здоровья методикам типа Н.А.Зайцева. Но нет - вышеупомянутое ведомство решило попытаться запретить развитие детей. Уважаемые санитары рьяно ищут опасность для здоровья детей в раннем развитии, но почему-то совсем не оценивают вред, причиняемый ребенку из-за недостаточной образованности: возможность быть впоследствии вовлеченным в пьянство, курение, наркоманию, преступные группровки даже не принимается во внимание.

Строго говоря, пункт о запрете на обучение детей до 6.5 лет вообще не может применяться не только потому, что он противоречит Конституции, но и потому, что "гигиенические требования" не были официально опубликованы в "Российской газете". А в соответствии с Конституцией РФ , только официально опубликованные нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, могут быть применены.

К большому сожалению, никто из родителей даже не попытался оспорить вышеупомянутые санитарные правила в суде. И где в то время были соросовские профессора?

На практике ограничения Госкомсанэпиднадзора можно обойти двумя способами. Первый - осуществлять обучение детей не в школе, а в образовательном учреждении типа "начальная школа - детский сад", типовое положение о котором было утверждено Правительством РФ в 1997 г. В таких учреждениях осуществляется обучение и воспитание детей в возрасте от 3 до 10 лет, причем дошкольная и школьная программы представляют собой единое целое.

Еще на одном способе следует остановиться подробнее. Это освоение школьной программы в форме экстерната. Еще в 1992 г. Закон РФ "Об образовании" установил, что граждане, освоившие самостоятельно образовательную программу соответствующего уровня, имеют право на аттестацию в форме экстерната в государственном образовательном учреждении, независимо от возраста и других обстоятельств.

Однако в нарушение закона в течение долгого времени экстернат в начальной школе вообще предусмотрен не был. И только в 2000 г. "Положением о получении общего образования в форме экстерната" детям было, наконец, предоставлено право на получение начального образования в форме экстерната. Положением установлено также, что "получение общего образование в форме экстерната не ограничивается возрастом" (ни сверху, ни снизу).

Тем самым вырисовывается следующий способ работы с талантливыми детьми, не достигшими 6.5-летнего возраста, но тем не менее способными осваивать школьную программу: они принимаются в школу, но только на обучение в форме экстерната. Наверное, это достаточно разумный компромисс между родителями, педагогами и санитарами. Хорошо бы, чтобы он успешно воплотился в жизнь...


4. Как взаимодействовать со школой

Что же могут сделать родители, желающие обеспечить своим детям возможность развиваться в соответствии с их способностями? Как помочь ребенку приступить к освоению школьной программы в дошкольном возрасте? Думается, что можно начать с применения рекомендаций, приведенных в вышеупомянутых книгах Б.П. и Л.А.Никитиных, П.В.Тюленева, Н.А.Зайцева, на www-страницах П.В.Тюленева , Е.А.Даниловой , М.Федотова , посвященных раннему развитию детей, с учетом специфики каждой конкретной семьи. Понятно, что приступать к изучению указанных рекомендаций следует задолго до рождения ребенка, иначе можно и запоздать с его образованием: есть точка зрения, что после 3-летнего возраста влиять на ребенка уже поздно... Отрадно и то, что, по мнению педагогов-новаторов, успехи семейного образования зависят не от вложенных денег, а от личного участия родителей в воспитании ребенка. Поэтому указанные методики доступны и малообеспеченным семьям: вспомним, что семья Никитиных была небогатой, за что ее и критикует "Московский комсомолец".

Интернет-издания типа "Русского переплета" могли бы сыграть огромную роль в развитии семейного образования. Можно было бы организовать по аналогии с "Рейтингом молодых ученых России" "Рейтинг одаренных детей России", где собирать информацию о детях:

В "Русском переплете" можно собрать также информацию о методиках, применяемых родителями, чтобы посетители сайта могли сами оценивать их эффективность. Тогда "Русский переплет" действительно превратится в центр борьбы как за снижение возраста поступления в школу, так и за сокращение сроков обучения.

Каждая семья, осуществляющая самостоятельное обучение ребенка, фактически является маленькой лабораторией, где воплощаются в жизнь мечты многих поколений, апробируются новые методики развития способностей и талантов, которые впоследствии могут быть использованы и в официальной педагогике. Возникает острая необходимость в своего рода "профсоюзе" для родителей, развивающих своих детей с опережением насаждаемого сверху графика: необходимо осуществлять деятельность по защите прав таких родителей, создавать условия для широкого распространения их прогрессивного опыта по всей России, организовывать детские и молодежные общественные объединения одаренных детей.

Перед родителями, занимающимися развитием способностей детей в полном объеме, неизбежно встанут большие организационные проблемы. В одиночку их решить будет очень трудно, поэтому помощь интернет-изданий и общественных организаций была бы неоценима. Сестрам Князевым повезло: им разрешили обучаться экстерном, а как быть родителям, если директор школы препятствует их ребенку? Вот почему крайне необходимо собирать информацию о том, в каких школах с пониманием относятся к детям, идущим с опережением графика, в каких - нет.

Вообще, возможны два варианта взаимодействия со школой: конфликтный и дружественный.

Но даже в первом случае родители, на мой взгляд, обязаны бороться за своего ребенка. И начинать надо как можно раньше. Например, родители 3-летнего ребенка могут прийти с двумя свидетелями к директору школы и положить ему на стол следующее заявление: "Наш ребенок успешно освоил программу 1-го класса школы в форме самообразования. На основании ст.50 п.3 Закона РФ "Об образовании" и пп. 1.3 и 1.6 "Положения о получении общего образования в форме экстерната" просим аттестовать нашего ребенка за 1-й класс на условиях экстерната. В случае отказа просим письменно сообщить нам причину отказа." Аналогичные заявления подаются в органы местного самоуправления, местный орган управления образованием (роно). Хорошо бы привлечь к проблеме внимание местных журналистов, которые могли бы в красках написать о дискриминации самых одаренных детей, являющихся гордостью данного микрорайона.

Отказ аттестовать ребенка экстерном может быть вызван двумя причинами: или в школе экстернат не предусмотрен вообще, или возраст приема на обучение в форме экстерната установлен "не менее 6.5 лет на 1 сентября". В первом случае школа нарушает п.1.4, во втором - п.1.6 "Положения о получении общего образования в форме экстерната" . Орган местного самоуправления нарушает при этом ст.50 п.3 Закона "Об образовании" и п.1.3 Положения. В обоих случаях родители подают жалобу в районный суд на незаконные действия (бездействие) директора школы и органа местного самоуправления. На судебный процесс можно пригласить прессу.

Если ребенок уже обучается экстерном, но школа отказывает в ускоренном прохождении образовательной программы - можно также попытаться пробить право на ускоренный курс обучения в соответствии со ст.50 п.4 Закона РФ "Об образовании" через суд. Думается, что хотя бы по одному году на каждой из ступеней образования (начальной, основной, старшей) выиграть при желании и везении можно.

Совсем другая ситуация возникает, если школа положительно относится к стремлению ребенка пораньше поступить в вуз. Но и в этом случае родители не должны упускать свое счастье: ведь настроение директора может в любой момент измениться. Прежде всего, надо убедить диреткора внести в Устав школы такие дополнения, которые бы максимально защищали права одаренных детей. В первую очередь хотелось бы обратить внимание на следующее.

Указанные изменения можно внести в Устав школы без согласования с вышестоящими инстанциями.

Родителям надо принять во внимание и имеющиеся в настоящее время законодательные препятствия к получению образования. Прежде всего, не допускается обучение на следующей ступени до полного освоения предыдущей. Например, ребенок, даже сдавший экстерном всю математику за начальную школу, не может посещать занятия по математике вместе с 5-классниками до полного освоения программы начальной школы. В пределах ступени можно, в принципе, посещать занятия в любых классах (с разрешения администрации школы, разумеется). Если по данному предмету программы 7-го и 8-го класса независимы, то законодательных запретов на одновременное посещение занятий 7-го и 8-го класса нет; технически, правда, это можно осуществить лишь в том случае, если отдельные предметы ребенок осваивает самостоятельно экстерном, не посещая занятий. К обучению на старшей ступени также нельзя приступить до прохождения обязательной государственной (итоговой) аттестации (которая проводится, как известно, раз в год) и получения аттестата об основном общем образовании. Без документа государственного образца о среднем (полном) общем образовании нельзя полступить в вуз, так что ребенок, даже блестяще знающий необходимый для поступления материал по профилирующим предметам вуза, не может быть допущен к вступительным экзаменам, пока он еще полностью не рассчитался со школой.

При обучении ребенка в форме экстерната следует обратить внимание на существенное ограничение: нельзя сдавать экстерном более 12 экзаменов в год. Хорошо, если удалось договориться с администрацией школы о возможности прохождения аттестации не только по классам, но сразу за полный курс предмета. В этом случае ребенок может, в принципе, за 1 год сдать все экзамены за начальную школу, за 1 год - за основную и за 1 год - за старшую.

Что делать, если такая возможность не предусмотрена? Обратимся к проекту базисного учебного плана 12-летней школы, который был опубликован в сентябре 2000 г. в "Учительской газете". За начальную школу необходимо сдавать следующие экзамены:

Всего набирается 21 экзамен. В принципе, есть возможность пройти экстерном начальную школу за 2 года.

Растянутая на 1 год основная ступень (5-10 классы вместо 5-9) выглядит следующим образом:

Всего набирается 46 экзаменов, которые можно сдать за 4 года вместо 6. Очень богатые возможности открывает сочетание очной и экстернатной форм обучения. Например, ребенок, хорошо изучивший к 5 классу естественные науки, может обучаться так. За первый год он осваивает все предметы за 5-й класс, обучаясь вместе со сверстниками в очной форме. Параллельно он сдает экстерном математику с 5 по 8-й класс, природоведение с 5 по 6-й класс, биологию с 7 по 8-й класс, географию с 7 по 8-й класс, физику за 8-й класс (11 экзаменов). На следующий год он посещает занятия за 9-й класс по точным наукам (математике, физике, химии, биологии, географии, информатике), "подтягивая" экстерном "хвосты" по истории, русскому языку и литературе за 6-9 классы (всего 12 экзаменов). Иностранный язык за 6-й класс осваивается вместе со старыми друзьями в очной форме. Наконец, на следующий год ребенок уже на законном основании идет учиться в 10-й класс, ликвидировав в начале учебного года задолженность по иностранному языку за 7-10 классы экстерном. Конечно, указанная схема чисто теоретическая, умозрительная, нереальная, но она показывает, что основная ступень может быть, в принципе, пройдена в 12-летней школе за 3 года.

На старшей ступени (11-12 классы) необходимо сдать экзамены по следующим 6 дисцилинам:

Всего набегает 12 экзаменов, которые сдаются за год. Кстати, в настоящее время многим школьникам успешно удается пройти за год и сдать экстерном программу 10 и 11 классов.

Возможно, если опыт сестер Князевых будет успешно использован другими родителями, Минобразование РФ пойдет и на сокращение сроков обучения в очной форме, хотя бы для наиболее одаренных детей. Соответствующий прецедент уже создан: я знаю школу, где открыли специальный класс ускоренного обучения, "уложив" программу "1-4" в 3 года, а программу "5-9" - в 4 года. В принципе, ст.50 п.4 Закона РФ "Об образовании" это позволяет: ведь государственный образовательный стандарт фиксирует лишь нормативные, а не фактические сроки освоения образовательных программ.

Думается, создание классов ускоренного обучения - куда более разумный и справедливый способ работы с одаренными детьми, чем "углубленное" изучение отдельных предметов. Талантливым детям следует дать шанс пораньше поступить в вуз и получить нормальное полноценное высшее образование. Обеспечить всестороннее развитие таких детей можно было бы путем создания системы дополнительного образования для ребят, поступивших в вуз раньше сверстников.

В настоящее время ребенок, обучающийся, например, в физико-математической школе, фактически тормозится в развитии: его не допускают к высшему образованию в течение того же срока, что и ребят, являющихся пьяницами и хулиганами, а вместо этого дают в школе какой-то упрощенный вариант вузовской программы (недостаточный для дальнейшего ускоренного обучения в вузе) или сведения из таких областей науки, которые вряд ли пригодятся для дальнейшей научной деятельности. Специализированные школы играют огромную положительную роль в объединении детей, имеющих сходные интересы в жизни, но их образовательные программы, пожалуй, направлены скорее на то, чтобы просто "занять" ребят, а не развить их способности в максимально полном объеме.

Если и пытаться вводить какие-то элементы вузовской программы в специализированные школы для одаренных детей, то делать это надо на достаточно высоком уровне и с таким расчетом, чтобы впоследствии при поступлении в вуз выпускнику школы можно было бы перезачесть отдельные предметы, сократив срок обучения в вузе. Данный вопрос должен быть согласован заранее, чтобы не обманывать ребят. Такая возможность сейчас предусмотрена Законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" , где прямо говорится, что обучение в вузе по ускоренной программе допускается, в частности, для студентов, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. Соответствующее решение принимает ученый совет вуза без получения каких-либо разрешений от Минобразования РФ или иных ведомств, независимо от того, предусмотрен экстернат в данном вузе или нет. Для внедрения подобных планов в жизнь соросовские профессора могут обратиться не к В.М.Филиппову (который тут все равно ничего не сможет сделать), а к ректорам и ученым советам соответствующих вузов.


Нынешние попытки увеличения нормативных сроков обучения говорят об одном: эпоха, когда государство могло обеспечить всех детей достойным образованием за более-менее приемлемый срок, безвозвратно ушла в прошлое. Сегодня родители должны брать в свои руки образование своих детей, помогая им в развитии способностей и талантов в полном объеме, отстаивая их законные права (ускоренное обучение, экстернат) во взаимоотношениях с системой образования и борясь с принудительным второгодничеством: ведь успехи семьи Князевых свидетельствуют о том, что и 12-летнюю школу к 12-летнему возрасту освоить можно. Реформа образования будет эффективна и принесет пользу только тогда, когда она будет инициироваться родителями снизу, а не насаждаться государством сверху, и будет расширять, а не ограничивать возможности детей в части получения качественного образования в разумные сроки.


Извлечения из нормативных актов


Из Конвенции о правах ребенка

Статья 29.

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме...


Из Конституции РФ

Статья 15.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статья 43.

4. Основное общее образование обязательно. Родители (лица, их заменяющие), обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 55.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Из Закона РФ "Об образовании"

Статья 10. Формы получения образования.

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Статья 17. Реализация общеобразовательных программ.

5. Обучающие, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

2. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются уставом образовательного учреждения.

Статья 40. Государственные гарантии приоритетности образования.

8. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством РФ в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников.

3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждений, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

3. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.


Из Закона РФ "О высшем и послевузовском профессионалном образовании"

Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием.

1. Прием в высшие учебные заведения производится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование ...

7. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, по решению ученого совета высшего учебного заведения допускается получение высшего профессионального образования по сокращенной или по ускоренной программе высшего профессионального образования. Обучение в высшем учебном заведении по сокращенной или по ускоренной программе допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. Решение об обучении лиц по указанной программе принимают ученые советы высших учебных заведений.


Из "Положения о получении общего образования в форме экстерната"

(утверждено Приказом Министерства образования РФ от 23.06.2000 N1884, с изменениями от 17.04.2001 (Приказ Минобразования РФ N1728))

1.2. Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

1.3. Лица, осваивавшие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

1.4. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию экстерном по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

1.6. Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом.

2.1. Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина. Заявление о прохождении экстерном промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования от имени несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы в данном общеобразовательном учреждении очно, подают их родители (законные представители).

2.2. Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; документ об основном общем (неполном среднем) образовании. Кроме того, могут быть документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образваония, в образовательных учреждениях иностранных государств. При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документов, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) установление уровня освоения общеобразовательных программ осуществляется в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения.

2.3. Сроки подачи заявления в общеобразовательное учреждение о прохождении промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением. Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации не может быть менее трех месяцев до ее начала.

3.1. Порядок, форма и сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением и отражаются в его уставе.

3.3. Промежуточная аттестация экстернов предшествует государственной (итоговой) аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, кроме предметов образовательных областей "искусство", "физическая культура", "технология", если эти предметы не являются профильными в данном общеобразовательном учреждении, классе. Выбор иностранного языка осуществляется экстерном и указывается в заявлении о зачислении.

3.4. По решению руководителя общеобразовательного учреждения экстерну могут быть перезачтены отметки по предметам, полученные ранее в другом образовательном учреждении.

3.5. Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов не должно быть более 12 в год. Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.

3.7. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме. Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об основном общем или среднем (полном) общем образовании.


К Положению приложен следующий образец справки о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении. Наверху - ФИО, наименование общеобразовательного учреждения, адрес, фраза "в ... учебном году пройдена промежуточная аттестация". Далее идет таблица, в первой графе которой указывается порядковый номер - от 1 до 12, во второй - наименование учебных предметов, в третьей - "полугодие, класс, полный курс предмета", в четвертой - оценка. Далее идет фраза "ФИО переведен/продолжит обучение в ... классе", подпись директора общеобразовательного учреждения и печать.



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
231862  2001-08-25 01:18:21
Александр
- По поводу сокрашения сроков обучения в школе. Мне это напомнило известное произведение китайского классика Лао Шэ "Записки о кошачьем городе". Там описан куда более прогрессивный эксперимент. Все обучение в университете было сведено к ОДНОМУ ДНЮ!

231870  2001-08-25 11:27:43
Nik
- Мне думается, что все давно ясно. Обучить детей бОльшему объему знаний возможно только и исключительно за счет усовершенствования и интенсификации школьного образования, повышения квалификации каждого учителя, уменьшения кол-ва детей на одного педагога и улучшения качества учебных пособий. В общем, в детей надо вкладывать свою душу и свой талант, а не растягивать детство на 11-12-13 и далее лет.



В России же все иначе. Квалификация учителей падает, престиж профессии учителя уже лет двадцать как низкий, а в последние десять лет и вовсе никакой. Традиционное уважение к Учителю год от года уменьшается, среди учителей весьма часты случаи открытого или скрытого вымагания взяток (мне о некоторых рассказывали от первого лица родители детей, которые учатся в школе, которую я сам кончал 12 лет назад). Государство и частные инвесторы на школу не тратят и десятой части необходимого финансирования. Поэтому мы, как всегда, выбераем экстенсивный путь развития.

231871  2001-08-25 11:56:00
Сергей Ру
- Нельзя не поддержать беспокойство автора о талантливых детях. Но что касается самой реформы (переход на 12 лет школы), - то вряд ли есть смысл бить горшки о самом изменении. Очень часто режет глаза неадекватное отношение наших людей к законам. У нас, за многие десятилетия, укоренилось отсталое понимание законов как у законодателей, так и у "законобрателей". По крайней мере глупо спорить о самом законодательном изменении. Гораздо разумнее думать о механизмах, способах, субьектах и обьектах реализации любого закона. Уверяю Вас, что при "хорошем" подходе очень даже можно повернуть нововведение "передом" к народу и детям, а не к "лесу", алкаголю и наркотикам. Так, если ввести для "неталантливых" детей хороший обьем трудового и профессионального воспитания, и позволить продвинутым детям идти альтернативными путями .... Это очень спорный вопрос, что лучше для обычных детей, ходить в школу при родителях или ввергаться в пучину "иногороднего разврата" в столь юном возрасте.... Ко всему же прибавляется очень сложный вопрос об армии и уменьшении шансов отложить ее поступлением в вуз. По-моему, главные "эмоции" автора порождены мыслью о том, что в школе "так плохо", - как же можно ее продлять. .... Но где же хорошо?? В армии? В техникумумах и училищах? На работе? На улице? Сергей Ру.

231899  2001-08-26 18:18:10
Закиев
- В своем выступлении автор весьма аргументировано доказал, что двенадцатилетка является нарушением прав людей талантливых, наделенных от Бога. Его попытка связать проблему двенадцатилетки с проблемой падения уровня научных исследований выглядит довольно надуманной. Это отдельная тема для очень серьезного разговора и начинать этот другой разговор нужно, по моему мнению, отправляясь от другой точки. От вопросов как и за что платят в науке, как и чему учят будущих ученых и т. д. Не только у нас, но и за рубежом. Тут есть, что обсуждать... Поэтому вернемся к основной теме и попробуем проверить, а не будет ли двенадцатилетка ущемлением прав и свобод подавляющего большинства граждан. Предлагаю каждому проделать мысленный эксперимент (по Энштейну) - представить ту атмосферу, которая бы была в его в школе, если бы в ней "царили" не семнадцатилетние старшекласники, а девятнадцатилетние. Те, которые "измыслили" двенадцатилетку, как всегда, упустили некоторые "детали". Например, физиологию человека. Следуя этой самой физиологии на западе в колледжах полностью отделяют старших от младших. Это, кстати, и соблюдение прав "младших". То есть нужно начинать именно с подобного деления, о котором пока что-то не очень понятно. В противном случае тот аналог армейской "дедовщине", который возникнет в школе потребует создания специального хорошо укомплектованного подразделения милиции, которое будет ловить школьников, зарезавщих, застреливших, отравивших и т.д. и т.п. своих старших соучеников. О человеческих стастях, которые вспыхивают и сжигают максималистские юные души писали, наверное, все классики. Поэтому разгул этих страстей естественно должен приходиться на тот "взрослый" период когда ищется работа и свое место в жизни. То есть когда человек понимает, что он полностью несет ответственность за свои поступки. Как такая ответственность будет пониматься великовозрастными балбесами, тоже, кстати, немножко описана. Помните "Очерки бурсы" Помяловского? Перейдем к другому аспекту. Кого будет готовить такая школа. То, что не будущих ученых автор доказал достаточно убедительно. Будущих рабочих и крестьян? Исключено. Основную массу и тех и других в нашей бедной стране составят те, кто как раз не доучится до конца. Их право тоже будет ущемлено, так как сейчас уже рухнула система "школ рабочей молодежи." Потенциальных абитуриентов для вузов? Ой ли. Возраст семнадцать еще позволяет родителям как то ориентировать свое чадо и куда-то там направить. В девятнадцать (вспомните самих себя) родители если и остаются советчиками, то "плохо разбирающимися в жизни." Да, везде и всюду были и будут исключения. Но это будут именно исключения. Большинству захочется "взрослой" жизни без всяких оттяжек на пять или даже шесть лет. Причем "красивой" взрослой жизни. Я знаю только одну сферу деятельности, которая такую красивую жизнь у нас в стране может сразу дать вчерашнему школьнику. Преступность называется. Она, родная, уже теперь "кое где у нас порой" в школах... Думаю, что "паханы" сейчас тосты поднимают за отцов реформаторов. Очень прошу убедите меня, что я не прав или подскажите, что можно сделать. Я очень боюсь за будущее своей взрослеющей дочери.

231901  2001-08-26 19:19:49
Дедух
- Закиев, вы хотите воспитывать нас "по Эйнштейну" - вот и учите свою дочь.
А мы желаем растить наших детей по Ломоносову.
Я сейчас ходатайствую перед Российским Правительством и лично Президентом за то, чтобы отобрать у Московского университета право называться именем нашего славного предка - как учреждения, не оправдавшего это звание, начиная с 1955 года.
Заместо, имя Михайлы Васильевича Ломоносова будет носить возобновлённая мною
Славяно-Греко-Латинская Академия. Слава!

231902  2001-08-26 20:04:50
Сергей Ру Закиеву
- В правильном направлении Вы мыслите, - я думаю, что эта заморочка сама собой отпадет, когда придется строить общежития для семейных школьников и оплачивать школьные декретные отпуска.

231903  2001-08-26 20:22:45
РТФ
- Господа, по моему вы напрасно ищете на лице идиота след глубокой мысли. Мысля тут одна- хочешь аттестат, бери одновременно и повестку под роспись.

231904  2001-08-26 20:53:02
Василий Пригодич
- Мои дорогие высокие сетевые друзья! Всем нижайший поклон и нежнейщий привет из благословенного Петергофа. У меня сломался ноутбук, посему не могу выходить в сеть. Вернусь 1 октября в Питер. Особый привет Владимиру Михайловичу, Юлию Борисовичу и Валерию Леонидовичу. Всеобщий дедушка Кот.

231911  2001-08-26 23:15:04
Дедух
- По следам стертого хамско-расистского послания.



Сдаётся мне, что мы действительно имеем дело с группой платных провокаторов, цель которых - посеять национальную рознь среди соотечественников.
Зловещий симптом. Видимо, в ближайшее время Америка перейдёт в массированное наступление. Я полагаю, что вскоре мы окажемся свидетелями переломного события - Россия перестанет существовать в качестве независимого государства. Во всяком случае, именно таковы амбиции семьи Бушей.
Собственно, ничего уже поделать нельзя. Единственно на что мы можем уповать - чтобы это произошло бескровно.

231914  2001-08-27 10:29:15
Дедух
- 11253
Вы - о форуме. А я о России.

231958  2001-08-30 01:03:02
Сергей Ру Наше и "ихнее" понимание ...
- "Науки" с "древней" методологией вряд ли способны трактовать такие вещи. Даже если брать атеистическую религию, основывающуюся на "философии" позапрошлого века, не понимающую обьектно-субъектного анализа, принципа неопределенности, достижений той же логики и т.п., и т.д. ....

Меня, вообще умиляют "современные философы" не владеющие UML (Унифицированный язык моделирования), ... когда тогдашняя философия (30-50гг.)находилась на "острие атома", некоторые философы рассуждали о том как-и-что-там обдумывал Аристотель или Галлилей о пространстве и времени (да и сейчас находятся такие "ископаемые" любители древности или философо-антиквары). Мне "нравятся" наши "философские мужи", которые до сих пор НЕ ЗНАЮТ, что за последнее десятилетие произошла РЕВОЛЮЦИЯ преодоления человеческим пониманием уровня сложности, недоступного ранее. Такие философские революции делаются, конечно не чистыми (оторванными от прикладных реальных областей человеческого познания) философами. Позитивизм, вообще, в свое время "вычеркнул" философов из философии (история философии - это другая "наука", - педагогическая, можно сказать, а может быть вредящая педагогике ...) Репрессии - это конечно крутовато и бессмысленно, но если в мире происходит СЕРЬЕЗНОЕ открытие, важное для экономики, а у нас - и не слыхали ... публичную порку розгами соответствующих академиков на заседании Академии наук, имело бы смысл ввести. ((-:

235287  2001-12-02 13:45:18
Евгений Быков
- Господину Шведову от Евгения Быкова, папы Анжелы и Дианы Князевых. Ответ на публикацию http://www.pereplet.ru/text/shvedov.html

Господин Шведов!

Ваше и г. Тюленева вранье, становится все более нахальным и агрессивным. Развешивание лапши на уши доверчивых читателей уже даже престало быть даже смешным. Пару лет я встречаю о себе и своей семье глупости за его и Вашей подписью. Дальше уже либо в суд, либо, в соответствии с традицией, по-мужски. Пока, решил все же Вам написать. Вдруг Вы вменяемы. Вы пишете:

1. ╚Используя разработанные Никитиными интеллектуальные игры семья Князевых сумела добиться еще больших успехов в воспитании дочерей╩

К Вашему нелюбопытному сведению сообщаю, что ни одной игры, разработанной семьей Никитиных, мы не использовали. Просто не знаю я ни одной такой игры, а книжки Б. Никитина к сожалению не читал. Потому как уже первая, случайно попавшая в руки, показалась предельно банальной и скучной в отличие от самого Б.М. Кто-то Вам, видно, соврал ╚за недорого╩ про использование.

2. ╚По-видимому, график развития сестер Князевых - оптимальный для тех, кто собирается в дальнейшем заниматься научной или иной интеллектуальной деятельностью, требующей серьезного образования.╩

Чушь собачья! Каждый человек, даже если он ребенок, заметьте, личность незаурядная, а вы для всех умненьких заочно один график залудили! Чем же вы лучше тогда нашего Минобразования?

3. ╚Хочется надеяться, что к моменту создания семьи Диана и Анжела успешно получат ученую степень доктора наук и (возможно) ученое звание профессора, сумев хоть в какой-то степени реализовать себя в профессиональной деятельности.╩

Да, надейтесь, на что хотите. Не вашими надеждами и чепухой всяческой дело движется.

4. ╚Поначалу Лариса, Диана и Анжела вместе обучались в форме экстерната╩

Лжете батенька!! Да-с! Нагло лжете! Никогда они вместе с Ларисой не обучались. Из пяти лет ╚потраченных╩ на 11-летнюю школьную программу 1 год сестры Князевы учились как все ╚нормальные╩ школьники, а остальные 4 года в форме семейного образования. Если вы не знаете, чем это отличается от экстерната, то сначала прочтите законы и положения соответствующие, прежде чем на себе рубаху рвать за наше светлое будущее!

Правда заочная ╚встреча╩ была. Г. Тюленев заглядывал в ту школу-экстернат, где блестяще сдали два экзамена за 11 класс в возрасте 10 и 11 лет Диана и Анжела Князевы. Моим дочерям надо было сдать экзамен по второму иностранному языку для аттестата, а в той школе, где они учились, он не был предусмотрен обязательной программой. В школе-экстернате г.Тюленева запомнили надолго и рассказывали нам, что большей ахинеи, чем от г.Тюленева в жизни не слышали. Так теперь это называется учиться вместе с Ларисой!?!? Более наглую, преднамеренную ложь слышать не часто приходилось. НЕ ГОЖЕ ПРИМАЗЫВАТЬСЯ К ЧУЖИМ УСПЕХАМ ГОСПОДА!

5. ╚но потом мать и бабушка Ларисы выступили категорически против развития ребенка, по существу предав девочку.╩ А может не лезть в чужое белье? Не копаться? Или запах манИт?

6. ╚Выдающийся педагог-новатор П.В.Тюленев╩ Удивительной непорядочностью выдающийся человек, несостоявшийся коммерсант, ╚руководитель╩ существующих только на бумаге общественных организаций, не раз вравший на публике и в Интернете о том, что Анжела и Диана якобы пользовались его пособиями. Этот фигляр от педагогики проникал без пропуска, по его собственным словам, в Финансовую академию, чтобы хоть что-нибудь вынюхать о сестрах Князевых, а потом без зазрения совести писал, что девочки пользовались его методиками. Да таких новаторов на пушечный выстрел надо держать от детей и педагогики. Легко понять маму и бабушку Ларисы. То ╚педагогическое╩, что висит в Интернете и приписывается г.Тюленевым себе представляет собой редкую композицию дилетантской дидактики и ╚широких заимствований╩ замешанную на горячем желании нагреть руки на родительском беспокойстве за судьбу собственных детей. Впрочем, мало ли на чем греют руки? Но ╚выдающийся педагог-новатор╩, не воспитавший собственного ребенка, не выпустивший ни одного класса, не имеющий никакого педагогического образования, никакой степени, то есть ну вообще НИЧЕГО!!! Это даже по нашим временам КРУТО! 7. ╚ведь успехи семьи Князевых свидетельствуют о том, что и 12-летнюю школу к 12-летнему возрасту освоить можно╩ Господи! Да, когда же ты избавишь нас несчастных от ученых неучей! Ведь МОЖНО не означает ДОЛЖНО!!! Стометровку можно пробежать быстрее 10 сек., но не ДОЛЖНО! В высоту, как Бубка, прыгнуть на 6м с гаком тоже можно, но снова не ДОЛЖНО! А кому-то и 12 лет в школе мало. Не было бы сейчас иначе такого количества безграмотных взрослых. Оглянитесь вокруг, болтуны от педагогики! Нет системы, с которой нельзя было бы справиться. Только одни промышляют на ее построении, а другие забашливают на борьбе с ней. Вы, гг. Шведов и Тюленев, из последних.

Без уважения, Евгений Быков.

294668  2010-11-20 13:29:32
АлёнаК http://www.shtabkpe.narod.ru/
- Мне очень понравилась статья Олега Шведова! - На самом деле, это - выдающееся публицистическое произведение, достойное настоящего ученого. :) Он, Олег Шведов, полностью оправдывает свой рейтинг и показывает пути решения сложнейших гуманитарных проблем, как настоящий ученый, указывает на первоисточники и факты... Но, в отличие от замечательного труда О. Шведова, некорректные высказывания г-на Быкова доказывают, что ни высшее образование, полученное даже в МГУ, ни успехи в интеллектуальном развитии детей вовсе не гарантируют наличие у личности каких-либо элементов морально-нравственного воспитания: "в семье не без урода"! :( Вот факты, которые можно найти в существующих публикациях. В своих первых интервью отвечая на вопросы об источниках идей воспитания своих дочерей, он упоминал, что перечитал все книги педагогов - новаторов. Г-н Быков старался повторить все приёмы и методики, которые о которых рассказывалось в этих книгах! Например, так, даже во время отдыха на море он занимался с 2-3 летними дочерьми выкладыванием букв из камешков... Таким образом, центральное место в "методике Быкова" занимало обучение чтению по буквам, о котором писали Никитин (1969 г.) и Тюленев(1995 г.), в отличие от американской методики, где предлагалось "обучения чтению путем запоминания целых слов" - по Гленну Доману. Когда по методикам отечественных авторов Быкову удалось научить детей читать к возрасту, о котором сообщал Никитин, - у которого дети в 1963 года начинали читать в 3 года, - пришло осознание того, что, действительно, педагогам новаторам можно верить и "надо вкладывать капитал в детей". Но педагоги новаторы в своих книгах допускали и призывали повторить опыт выпускников МГУ Боголюбова, который поступил в аспирантуру в 12 лет, и Грибоедова, который получил три высших образования до 17 лет... Моя проверка фактов показала, что не сдавали вместе экзамены экстерном, хотя и сдавали некоторые экзамены в одной и той же школе: Лариса Тюленева сдавала экзамены экстерном в школе 705 г. Москвы на 3 года раньше. Читать и писать она начала на несколько лет раньше - её тексты напечатанные в годовалом возрасте опубликованы в Интернете и каждый родитель и педагог может проследить, как развивался ребенок с рождения до школьного возраста: от 1 до 7 лет. :) В Интернете можно найти печатные работы и видеозаписи Ларисы Тюленевой, датируемые 1988 - 1995 годами. Так, имеются дневниковые записи 3-х летней Ларисы; сценарии, напечатанные в возрасте 4-х лет, и даже роман "Миледи", который Лариса начала печатать в возрасте 5-ти лет; научные сказки, печатаемые после посещения МГУ и трактат об устройстве Академии наук, которую создали для управления своим обществом знакомые Ларисе собаки: Докс, Кокс и другие. Можно просмотреть видеозаписи, где Лариса Тюленева, немедленно после исполнения 7 лет готовится сдать экзамены по математике, литературе и прочие ... за курс полной средней школу! На видеокументах Лариса демонстрирует знание математики, а также школьных стихов наизусть, включая поэму Евгений Онегин! К сожалению, в тексте работы Олега Шведова обнаружена неточность, из разряда куда поставить запятую ╚казнить нельзя помиловать╩, порождающая, естественно, неоднозначное толкование важного смысла, по тексту размещенному в Интернете, следует: ╚Поначалу Лариса, Диана и Анжела вместе обучались в форме экстерната╩, из которой неясно, кто занимался вместе: Диана и Анжела вместе, или Лариса, Диана и Анжела вместе╩? :) Но Лариса не могла заниматься ╚вместе╩ с Дианой и Анжелой, постольку, поскольку разница в результатах по времени составляет годы, да и жили эти семьи в разных районах Москвы! Эта неточность, прокравшаяся в текст по-видимому, из-за того, что часть экзаменов сдавались Тюленевой и Князевой в одной и той же школе, у Шведова сформулирована, как ╚занимались вместе экстерном╩ и, естественно, она вызвала бурную и, к сожалению, неадекватную реакцию г-на Быкова. :( Хотя, впрочем, хочется верить, что под псевдонимом Быков нас тут дезинформирует и дискредитирует самого тов. Быкова некий злопыхатель, противник раннего развития и одаренности вообще, скрывающийся враг Быкова, Тюленева, Шведова - в частности. :( К сожалению, неотъемлемой чертой "российской интеллигенции" уже более 200 лет стало преклонение перед любыми "ценностями" Запада, поношение отечественных достижений науки, культуры, образования ... И об этом моральном уродстве писали многие выдающиеся государственные деятели - радетели России. Увы, г-н Быков откровенно и искренне, прямолинейно демонстрирует эту, видимо, свою сущность в каждой строчке, почти в каждом своём слове и представляет нам, счастливый и яркий образец этого явления. :( Тут, конечно, непроизвольно сразу вспоминаешь о категории тех выкормышей дикого капитализма, которые разуверились во всём и вся, всё продали и предали и живут по принципу: "Мочить всех и вся ради своих шкурных интересов!". :) Дай бог, чтобы и такие люди в конце концов, покаялись и были не блаженны, но счастливы, но чтобы их дети стали носителями некоей более высокой духовно-нравственной культуры, не пошли по стопам, естественно неуважаемого и "неуважающего всех и вся г-на "Быкова", оставляющего, вероятно, повсюду следы аморальности и безнравственности. :)

294690  2010-11-22 14:53:16
Олеся З.
- Уважаемый Олег Шведов! Ваша статья замечательная, очень серьёзная и её, или её развитие и продолжение необходимо опубликовать в журналах и газетах России. Вы - надежда не только нашей науки, теоретической физики, но и самый важный человек, необходимый для возрождения талантов для российской физико-математической науки. Вы даже не представляете, насколько ваши взгляды и разработки в области создания новой системы образования необходимы не только для МГУ, но и каждого вуза России! Ну, а г-н, называющий себя "Быковым", к сожалению, ничего не сделал для отечественной науки, кроме, как видно из текста, вреда - он полный или абсолютный - как ему будет угодно - нуль, возможно даже, судя по его отношению к проблемам российского образования, "минус бесконечность" ... Не обращайте внимания на уколы и нападки ничтожеств и м.у., именно Ваша позиция симпатична миллионам родителей, и она чрезвычайна важна для детей - будущего России! Относитесь к "Быкову" с пониманием, примерно так: "Моська лает на слона. Обычное её занятие: сидеть в своём углу и тихо грызть свою "сладкую косточку". Но, естественно, в силу своей сущности и характера, она будет рычать на всех, кто случайно идёт мимо неё своей благородной и целеустремленной дорогой во имя блага людей...". Хотелось бы, чтобы Вы не волновались, и занимались своим благородным делом спокойно - искренне желаю Вам успехов! Я попросила своих знакомых студентов и преподавателей разобраться с "Быковым", если таковой персонаж заявится, приедет в Россию - "по-мужски", но корректно, как он этого заслуживает, дабы не позорил МГУ...

294706  2010-11-23 12:20:21
Виталий Константинович
- Хотелось бы представить, как на практике могла бы выглядеть программа "Развитие - воспитание - образование" для будущих ученых, о которой пишет и предлагает Олег Шведов? Но так же, как и в любой другой науке, одних благих пожеланий и юридических оснований недостаточно: нужна методология, методики и какие-то особые пособия. Мы являемся свидетелями, что родители, добившиеся успехов, не склонны выдавать свои тайны: "у каждого ребенка - свой график развития", "у каждого - свои способности и таланты", и т.д. и т.п. Нередко при этом, к сожалению, обструкции и оскорблениям подвергаются все, кто пытается внести ясность в эту проблему. Но я, всё же, поискал и то, что предлагает сделать О. Шведов, кажется, нашел. Пока что в России разработана и, судя по результатам и публикациям и книгам, действует с 1988 года довольно привлекательная по графику развития детей система "МИР ребенка", сокращение от полного названия "Методы Интеллектуального Развития ребенка". Судя по результатам, она позволяет родителям и педагогам впервые в истории МАКСИМАЛЬНО раскрыть генетически-обусловленный интеллектуальный и духовный потенциал своих детей и воспитанников! Но какой взять критерий развития и что такое "максимально"? Для начала были разработаны методики обучения младенцев и предложены два критерия: "Читать - раньше, чем говорить" (А. Шароваров)и ещё более ранний: "Читать - раньше, чем ходить" (П.Тюленев). Результаты показали, что при этом раночитающие дети становятся одаренными! Очевидно, что при этом известная тетрада: "развитие-воспитание-обучение и образование" сворачивается в одну: "Развивающий уход: основа будущего образования в XXI веке" - с таким подзаголовком вышли соответствующие книги, которые перевернули представления об образовании: в 1995 - книга "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка", а в 1996 году книга "Читать - раньше, чем ходить", автор П.В. Тюленев. Оказалось, что аналогичными темпами можно развивать не только навыки чтения, но и навыки счёта (математики), навыки исследователя, музыкальной грамоты, физкультуры, предпринимательства и даже ... управления! Поэтому в 1996 году вышла книга П.В. Тюленева "Когда начинать воспитывать будущего президента России?". Но, как раз в том году у должности "президент" был самый низкий рейтинг наверное, в истории, и эта книга не привлекла наше внимание. Мне кажется, прав Олег Шведов, что после этого появилась возможность "поставить на поток", поднять уровень развития детей. Но, судя по всему, это стало возможным после изобретения методик "Читать, считать, знать ноты ... осваивать иностранные языки - раньше, чем ходить" и других методик, реализованных известными педагогами-новаторами вопреки гонениям тоталитарной системы на практике за период длиной в 30 лет: с 1968 по 1988 г.

294707  2010-11-23 12:23:09
Виталий Константинович
- Разрешите продолжить: Результаты, имеющиеся на сегодня, показали, что предложенный О. Шведовым ╚график темпов╩ и система оптимального развития ребенка позволяет не ждать и не искать в будущем в детском саду или школе неведомые таланты, а по существу, самим родителям ещё до детского сада сделать детей универсально - одаренными и, более того, потом, в будущем дать высшее образование каждому ребенку ещё до исполнения 18-ти лет - в условиях домашнего обучения и с учетом того, к чему ребенок сам проявит свои наклонности. Любой родитель в России, если он желает отказаться от традиционной системы образования и перейти в оптимальную - может зарегистрироваться в программе "Каждой семье - шестерых одаренных и талантливых детей!", которая реализуется в России с 1991-1992 года. Пока нас тут отговаривали, государственную федеральную программу "Гении - на поток" - запустили в США: с 2001 года, или "Early reading - first!" ("Раннее чтение - превыше всего!"). На основании анализа результатов, представленных в Интернете, каждый может убедиться, что уже через полгода Ваш ребенок будет показывать уникальные результаты и будет признан одарённым (см.: www.rebenokh1.narod.ru ). Конечно, признаки одаренности могут и будут изменяться с течением времени. Но в США уже около 50 лет в программе МЕРИТ используется тестирование - старый добрый IQ . Но даже не в одаренности и талантах дело! Исследования того же автора показали, что методики обучения с самого зачатия существуют уже более 3-х тысяч лет (у ортодоксальных иудеев), а методики обучения с 4-х месяцев беременности работают уже 1,5 тысячи лет (мусульмане)... Это даёт возможность привлечь сравнительно богатую статистику тем, кто любит аргументы больших чисел.

Русский переплет


Rambler's Top100