Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

11.11.2022
09:35

"Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

10.11.2022
21:21

Метеорологический спутник JPSS-2 и надувной замедлитель LOFTID были запущены в космос

10.11.2022
20:47

"«Соцреализм» и соцреализм" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

10.11.2022
19:41

Правительство РФ поставило задачу создания импортонезависимой отрасли связи

10.11.2022
19:37

В Большом Лондоне появится крупнейший ЦОД в Европе: 175 га, 600 МВт и $6 млрд

10.11.2022
18:27

Поиск жизни на очень эксцентричных экзопланетах

10.11.2022
17:23

Названа самая горячая планета Солнечной системы

10.11.2022
17:19

Расстояние от Земли до Солнца резко меняет времена года в экваториальной части Тихого океана каждые 22 тысячи лет

10.11.2022
17:13

Астрономы обнаружили странную звезду с твердой поверхностью

10.11.2022
17:06

До трети ледников из списка мирового наследия могут исчезнуть к 2050 году

10.11.2022
17:02

«Записи» об изменении климата за последние 500 000 лет нашли в Мексике

10.11.2022
16:56

IBM представила квантовый процессор с рекордным количеством кубитов

10.11.2022
16:51

«Хаббл» показал сверхновую всего через шесть часов после взрыва

10.11.2022
16:44

Первые женщины, удостоенные Нобелевской премии

10.11.2022
16:40

Открыта ранее неизвестная связь между климатом Земли и орбитальными циклами

10.11.2022
14:15

БЕСКИСЛОРОДНАЯ РЕАКЦИЯ ПОМОЖЕТ ПОЛУЧАТЬ ЭНЕРГИЮ В КОСМОСЕ И МОРСКИХ ГЛУБИНАХ

10.11.2022
14:09

5 НОЯБРЯ 1929 Г. В МОСКВЕ ОТКРЫЛСЯ ПЕРВЫЙ ПЛАНЕТАРИЙ

    1920-е гг. ознаменовались созданием новых научно-просветительских учреждений. В это время в Европе начинают появляться планетарии, купольные театры, открывающие массовому зрителю просторы Вселенной. Возможности оптико-механических проекторов, используемых для демонстрации космических объектов, поражают своей зрелищностью и в то же время обладают высоким познавательным потенциалом. Президиум Моссовета оценил достоинства звездного центра и в 1927 г. постановил открыть первый в СССР планетарий.

    Началась разработка масштабного проекта. Московский планетарий и по сей день считается самым большим планетарием в России и одним их самых крупных в мире. Проектировать здание поручили молодым архитекторам М.О. Барщу и М.И. Синявскому. Они обратились к популярному в 1920–1930-х гг. направлению — конструктивизму, а за основу сооружения взяли природную форму яйца. Зал должен был вместить 1,4 тыс. человек и перекрываться куполом диаметром 27 м. По плану рядом должен был быть построен корпус астрономического музея, но задумка так и не была реализована.    

    В основу работы лег инженерный опыт немецких коллег, в Германии на тот момент работали десять из 12 планетариев в мире. И уже в 1928 г. советское правительство договорилось о покупке у берлинской компании Carl Zeiss проекционного аппарата «Планетарий» № 313, который прослужил звездному центру следующие 50 лет до покупки более современного оборудования.

    Осенью того же года, 23 сентября 1928 г., был заложен фундамент. В установке сферического купола-экрана советским инженерам помогали все те же немецкие специалисты. В мае 1929 г. зрительный зал был готов, а в августе завершилась установка оптического аппарата, который проецировал на куполообразный экран изображения различных небесных тел и моделировал их движение. 

    После первых закрытых просмотров началась проработка материалов, основных тем и форм изложения. Содержание должно было удовлетворить запросы массового зрителя и заинтересовать школьников. С 1929 по 1939 г. тематическое разнообразие расширилось с трех до 40 тем, среди которых были происхождение и развитие Солнечной системы, строение Солнца, Луна и ее движение, кометы и метеоры, затмения. 

    И через год, 5 ноября 1929 г., состоялось торжественное открытие первого в СССР Московского планетария. В память о событии Владимир Маяковский написал стихотворение «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий», а журнал «Огонек» назвал постройку «событием исключительной культурной важности».

    Со дня основания сотрудники совершенствовали технические возможности звездной обсерватории. Одним из таких случаев, заставивших пересмотреть функционал планетария, стало замечание Константина Паустовского, который в первый день открытия обратил внимание на «мертвое» небо, проецируемые звезды которого не мерцали. Это стало вызовом для первого директора планетария К.Н. Шистовского, который решил создать так называемое «живое» небо. Немецкие коллеги утверждали, что это невозможно, но К.Н. Шистовский изготовил из проволоки решетчатую колбу с напаянными на нее в разных местах «мушками». Колба надевалась на лампу мощностью тысяча ватт, дающую свет звездам, и с помощью электромоторчика вращалась вокруг нее, перекрывая свет. И звезды засияли. 

    К 1934 г. планетарий воспроизводил небо во всем многообразии и мог удивить не только мерцающими звездами, но и плывущими облаками, полярными сияниями, августовским звездопадом, солнечными затмениями, полетом ракеты отца космонавтики К.Э. Циолковского. А в конце сеанса под музыку советского композитора Р.М. Глиэра восходило солнце. Подобного репертуара, воспроизводимого уникальными техническим решениями, не было больше нигде в мире.

    В 1934 г. в стенах Московского планетария появился первый астрономический кружок: в звездном зале знаменитые астрономы читали школьникам лекции, а под руководством профессора П.П. Паренаго работала группа по наблюдению переменных звезд. 

    С развитием советской космонавтики возник небывалый интерес ко всему космическому. Начиная с 1960-х гг. в программу планетария были включены занятия с будущими космонавтами, где их знакомили с основами астронавигации. Московский планетарий в свое время принял Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, В.В. Терешкову и других видных деятелей космонавтики. А по возвращении покорители космоса выступали с лекциями в Звездном зале.

    Московский планетарий был не только образовательным, но и научно-исследовательским центром СССР. На заседаниях созданного под крылом звездной обители можно было увидеть С.П. Королева, В.П. Глушко, В.П. Ветчинкина и др. При планетарии работали инженерно-конструкторские курсы. 

    Функционал постоянно расширялся. Возможности оптического аппарата «Планетарий» использовались в театральных постановках. А под звездным небом планетария школьники наглядно изучали астрономию и географию.

    И даже в тяжелые военные годы Московский планетарий закрылся всего один раз на два месяца, все остальное время звездный центр продолжал работу. Примечательно, что серебристый купол стал спасительным для планетария, — по нему ориентировались как свои летчики, так и вражеские. Стратегическое значение играло важную роль, поэтому его не стали ни маскировать, ни разрушать.

    После войны, с 1947 г., научно-просветительский центр продолжил активную работу по популяризации естественно-научных знаний. При его содействии открывались планетарии по всей стране, сегодня в России их уже 42. 

    Несмотря на успех научного заведения, в 1994 г. в истории Московского планетария начался долгий застой. Здание закрылось на ремонт, и только спустя три года, в 1997 г., после длительных поисков источников финансирования началась разработка проекта реконструкции длиной еще в три года.

    Возродил планетарий архитектор Александр Анисимов, который за свой проект реконструкции в 2000 г. получил премию и диплом I степени Союза архитекторов России. Согласно чертежам, в шесть раз была увеличена общая площадь здания, вместившая музей, выставочный зал, научный отдел, кафе, подземную стоянку и комплекс технических помещений. При этом памятник архитектуры сохранился практически в своем первозданном виде. По своим размерам планетарий в Москве должен был стать самым крупным в Европе. Однако реконструкция затянулась еще на 11 лет. 

    И только 12 июня 2011 г. отреставрированный планетарий вернулся к жизни, чтобы продолжать выполнять свою главную миссию — принимать под своим звездным куполом москвичей и гостей столицы и популяризировать знания о необъятной Вселенной.  Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

    По информации https://scientificrussia.ru/articles/5-noabra-1929-g-v-moskve-otkrylsa-pervyj-planetarij

    Обозрение "Terra & Comp".

Выскажите свое мнение на:

10.11.2022
13:23

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ РАЗВЕРНУЛИ НАУЧНЫЙ ЛЕДОВЫЙ ЛАГЕРЬ В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ

10.11.2022
13:23

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ РАЗВЕРНУЛИ НАУЧНЫЙ ЛЕДОВЫЙ ЛАГЕРЬ В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ

10.11.2022
13:18

УЧЕНЫЕ ОБНАРУЖИЛИ НЕЙТРИНО, КОТОРЫЕ ИСПУСКАЕТ ГАЛАКТИКА В МИЛЛИОНАХ СВЕТОВЫХ ЛЕТ ОТ НАС

<< 291|292|293|294|295|296|297|298|299|300 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList