Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

15.01.2003
16:53

Очередной пятничный вечер "Русского переплета" начнется в 17 час. 17 мин.!

15.01.2003
16:11

Американские астронавты начали работу в открытом космосе

15.01.2003
03:36

"Незаконный Запад " - новое в обозрении Юрия Крупнова

15.01.2003
01:03

80 лет Евгению Веснику!

15.01.2003
00:57

15 января Русская Православная Церковь чтит память преподобного Серафима Саровского

15.01.2003
00:42

Очередное назначение в НАСА

15.01.2003
00:41

Старт "Розетты" в январе не состоится

15.01.2003
00:27

"Когда речь заходит об экономике" - новое в обозрении "Золотые прииски" Юлия Андреева

14.01.2003
18:56

23 января состоится открытие Клуба русского этнического танца

14.01.2003
18:45

Небывалый рост числа электронных и печатных СМИ в России

14.01.2003
13:24

Новый рассказ букеровского лауреата

14.01.2003
12:01

На мысе Канаверал начат предстартовый отсчет времени

14.01.2003
03:38

"Тень на плетень, или Новая Книга Виктора Суворова" - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

14.01.2003
00:48

Сегодня будет определена дата старта "Розетты"

14.01.2003
00:46

Пентагон будет продолжать использовать систему "Иридиум" в своих интересах

14.01.2003
00:44

Затерянные следы "Лунохода": комментарий РИА "Новости"

              Недавняя полемика Российского авиакосмического агентства с НАСА о том, может или не может слегка занемогший российский космонавт Николай Бударин трудиться в открытом космосе за бортом Международной космической станции (МКС) и выполнять работы, между прочим, по американской программе и в американском скафандре, выглядит совсем неконструктивной. А ведь еще совсем недавно "космический спор" СССР и США был куда как принципиальным и определял развитие высоких технологий в мире на десятилетия вперед. Ярким примером тому служит советская программа исследований Луны с помощью беспилотных луноходов, последний из которых достиг поверхности спутника Земли 30 лет назад - 16 января 1973 года.
              Планирование экспедиций на Луну началось в СССР задолго до начала реализации соответствующей американской программы - еще с середины 1950-х годов. По словам Олега Роговского, в те годы ведущего конструктора в ОКБ Сергея Королева, идея создания лунного самоходного аппарата представлялась совершенно определенной. "От нее нельзя было уйти. Создание подвижного аппарата для исследования Луны на рубеже 50-х и 60-х годов было на кончике языка у всех. Прежде всего, даже не у инженеров, а у ученых, которые ставили перед собой задачи расширения лунных исследований", - рассказал Роговский.
              В 1960 году последовало "историческое" постановление ЦК КПСС, определившее, что пилотируемые полеты на Луну должны проводиться "при поддержке" дистанционно управляемых аппаратов, которые, в частности, должны служить как транспортное средство для будущих лунных экипажей.
              На основе обширного исследовательского материала работа над луноходом шла достаточно быстро. Однако способ передвижения аппарата по лунной поверхности вызвал немало споров и чуть было не привел страну ко "второй целине". Дело в том, что тогда практически не было никакой информации относительно характера лунного грунта. Считалось, правда, что поверхность Луны - некая "хлябь", образованная 10-метровым слоем ничего не несущей пыли. Исходя из этого, одна совсем не космическая, но "серьезная" организация предложила проектировать вместо лунохода луноплав, а для отработки его ходовой части построить громадный, площадью несколько тысяч кв метров ангар и засыпать его... 10-метровым слоем нелущеного проса. "Товарищи" считали, что нелущеное зернышко проса, очень скользкое за счет своей оболочки и не способное нести на себе никакой нагрузки, будет полным аналогом лунного грунта. На вопрос, где набрать столько проса, "товарищи" совершенно серьезно предложили распахать новые специальные просяные поля...
              Точку в этом "споре", к счастью, поставил вовремя сам Королев, в приказном порядке определивший "Луну считать твердой". Исходя из этого, для теперь уже точно "лунохода" была выбрана ходовая часть на колесах.
              Тем временем в феврале 1967 года вышло очередное постановление ЦК о работе над техникой по лунной программе. В нем был установлен график лунных экспедиций и полетов автоматических аппаратов обеспечения.
              В рамках первой советской пилотируемой лунной экспедиции луноходу отводилось немаловажное место. Он должен был не только детально обследовать предполагаемый район посадки, но и играть роль радиомаяка. Запас топлива в лунной кабине космонавта был сильно ограничен, так что большие маневры при выборе места посадки она выполнять не могла. Чтобы идти точно в заранее выбранное место и нужен был луноход. Предполагалось, что перед осуществлением высадки космонавта на Луну, намеченную на третий квартал 1968 года, в месте прилунения должны работать два лунохода.
              Однако первая попытка запуска первого аппарата была предпринята только в феврале 1969 года и была неудачной. Из-за ошибок в расчетах на прочность головной обтекатель ракеты-носителя разрушился, и ракета взорвалась на 53-й секунде полета.
              Следующий запуск лунохода состоялся почти через два года и был полностью успешным. 17 ноября 1970 года кабина с аппаратом благополучно прилунилась в Море Дождей, и через два с половиной часа Луноход-1 съехал со ступени трапа на лунный грунт. Он стал пятым подвижным объектом на Луне после американских астронавтов Армстронга, Олдрина, Конрада и Бина.
              Несмотря на явные конструктивные недоработки, связанные, прежде всего, с системой контроля и камерами слежения, итоги работы аппарата были впечатляющие: более чем за 300 суток рабочего времени, превысив в несколько раз расчетный норматив, луноход обследовал площадь 80 тыс кв метров, с помощью телесистем получил свыше 20 тыс снимков поверхности и более 200 панорам, пройдя при этом расстояние в 10,5 км.
              16 января 1973 года на лунный грунт съехал модифицированный Луноход-2 и чуть не перевернулся, угодив в незамеченный кратер. Несмотря на сбои в навигационной системе, аппарат "чувствовал себя бодрее" своего предшественника. Сеансы связи длились с ним, порой, более 11 часов. Благодаря усовершенствованной системе теленаблюдения удалось сделать уникальные стереоскопические панорамы лунной поверхности.
              Но погубил аппарат все-таки лунный кратер, куда он угодил в начале мая и из-за ограниченных технических возможностей так и не смог выбраться.
              Между тем, руководству СССР становилось ясно, что от пилотируемых полетов на Луну вследствие неоднократных аварий так и недоработанной специальной ракеты-носителя Н-1 придется отказаться. Изменилось и в принципе отношение к лунной тематике. Тогдашние "космические генералы" стали активно проталкивать программу доставки на Землю марсианского грунта. Проиграв в равной борьбе американцам "лунный спор", о луноходной программе просто "тихо" забыли.
              "Вспомнили" в декабре 1993 года, когда Луноход-1 вместе с посадочной ступенью был выставлен фирмой Lavochkin Association на аукционе в Сотбис. При стартовой цене в 5 тыс долларов первый "лунный трактор", припаркованный сейчас в Море Дождей, ушел за 68 тыс 500 долларов.
              В наши дни "космический спор" бывших равных соперников не только, как видно, не конструктивный, но и совсем не равный. Горько звучат слова генерального директора Росавиакосмоса Юрия Коптева о том, что из-за недостаточного финансирования и неэффективного распределения имеющихся средств, в частности, в пользу МКС, российская космическая наука в 2003 году "вновь останется на Земле", а Россия окажется "оттесненной на униженную роль извозчиков при МКС".
              Ну, а лунная программа продолжается. Американская. В июне-августе текущего года неправительственная компания "Трансорбитал" планирует произвести первый запуск своей ракеты-носителя с космодрома Байконур. Эта первая частная компания, получившая разрешение на исследование, фотографирование и совершение посадки на лунную поверхность в рамках специального решения ООН о том, что Луна является общим достоянием человечества.
              Проект, конечно, совсем еще "сырой" со всех точек зрения, но неоспоримая правда в данном случае слышна в словах представителя "Трансорбитал" Дэнниса Лори о том, что "настало время подготовиться к тому, что очень скоро мы будем смотреть на небо другими глазами". Кто-то - из посадочного модуля, а кто-то - с Земли, ожидая, в лучшем случае, приказа: "Извозчик! На Луну! И быстро!".


    Космические новости от Александра Железнякова

Выскажите свое мнение на:

14.01.2003
00:42

Оставшись внутри МКС, Бударин в зарплате не потеряет

13.01.2003
17:18

С наступающим праздником!

13.01.2003
16:39

"Не бойся темного сна..." - новая повесть в "Русском переплете"

13.01.2003
15:32

"Славянское море" - новое в обозрении Алексея Шорохова

<< 1831|1832|1833|1834|1835|1836|1837|1838|1839|1840 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList