Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия Rambler's Top100
Лучшие молодые
ученые России

АФИША
Игры про покемонов на геймбой Игра поиск покемонов Что за новая игра найти покемона Скачать игры про покемонов бесплатно Игра покемоны чимчи Как удалить аккаунт pokemon go Где найти покемон го Покемон го картинки Как использовать камеру в pokemon go Игры для девочек бесплатно покемоны Игра маджонг покемоны играть онлайн бесплатно Покемон игра на компьютер онлайн Скачать логическую игру покемоны на компьютер Игры на подобие покемонов на пк Pokemon go market Покемон го рф Играем игры онлайн покемоны Pokemon go не работает artmoney Игры онлайн бесплатно маджонг покемоны Покемон карточная игра онлайн Pokemon go asus Pokemon go лагает Pokemon go на андроид Скачать игру pokemon go на ios Игра маджонг покемоны на компьютер Игры на двоих покемоны Прохождение игры покемоны лесной квест видео Pokemon go плей маркет Pokemon go форум Покемон иви игра Покемоны игры взлом Гайд по игре покемон го

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

К читателю

Содержание

Публицистика

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

ХРОНОС

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Тип запроса: "И" "Или"

15.06.2001
17:53

18-24 июня новая выставка Геннадия Борисова "Цвета небес"

14.06.2001
09:56

-олотой голос России ВЛАДИЯР (бас)

07.06.2001
07:15

9 и 15 июня 2001 г. любителям музыкального фольклора

07.06.2001
06:59

8 июня 2001 г. в Малом зале Московской консерватории

02.06.2001
22:11

6 июня фильм по рисункам Пушкина в музее Цветаевой

30.05.2001
13:03

22 июня Александр -иновьев на вечере "Русского переплета"

26.05.2001
13:55

Вагнер, Брамс и другие

    -аслушавшись Брамса, тоской изойду.
    Борис Пастернак

          Когда человек знаменит, то уж о нём ничего такого и сказать нельзя. Но наша задача как раз и состоит в соскребании позолоты.

          Когда уже изрядно прославившийся к тому времени германский композитор Рихард Вагнер построил свой оперный театр в Байройте (Бавария), то условием было: ставить в нём только то, что было написано после "Риенци". Узнав об этом, автор настоящей статьи испытал приступ самоуважения: "Ну вот, значит мой вкус подтвердился." Ведь "Риенци" - единственное творение знаменитого композитора, которым мне случалось увлечься. А с другой стороны, и Вагнер таким образом получил реабилитацию. -начит он либо сознательно выбрал такой путь, либо какое-то событие круто развернуло его жизнь. Может быть, женитьба. А может - отсидка в долговой тюрьме. Но факт остаётся фактом. Вскоре после увольнения с места дирижёра Рижского оперного театра (1939), 26-летний композитор впал в тенденцию, определившую характер всего его дальнейшего творчества. Политически, это его новое настроение обычно связывают с германским национализмом или - в более мягкой формулировке - с движением за объединение немецких княжеств в единое государство. И это справедливо. Но нас сейчас не очень волнует. Потому что, когда речь идёт о композиторе, то единственно, что в конечном счёте имеет значение - качество его музыки. А вот музыка Вагнера в меня лично никак не идёт. И так уже не одно десятилетие - несмотря на постоянное, хоть и неумышленное, её прослушивание. Конечно, я не Гитлер и даже - не Ленин. Так что моё мнение вряд ли для кого-нибудь авторитетно. Однако, я в нём не одинок. Те черты, которые не позволяют мне и некоторым другим любителям и музыковедам полюбить Вагнера можно определить одной фразой - дурной вкус. Его там не так и много, но достаточно, для того, чтобы отвратить от желания добровольно поставить пластинку (или теперь уже - диск) с сочинением этого действительно великого композитора. В случае Вагнера дурной вкус - это преувеличенная патетика, многозначительность, театральная бутафория (чувствующаяся в звуках), ну и отрицательно сказывающиеся на музыке завиральные внемузыкальные идеи. Что касается последнего, то меня, например, прямо-таки раздражает навязчивая, и, как мне представляется, трусливая попытка увязать древнегерманскую мифологию с христианским морализаторством. С удовлетворением я узнал, что именно это послужило причиной охлаждения, а затем и разрыва с Рихардом Вагнером его великого современника и первоначально горячего поклонника - Фридриха Ницше. Впрочем, этого я тоже не люблю. И за то же самое - безвкусицу его сочинений. В независимости от того, чего он там написал и - справедливо или несправедливо.

          В те революционные времена, как водится, публика разделилась на два лагеря: горячих сторонников и противников реформатора немецкой оперы и музыки вообще. При этом значительная часть противников Вагнера была почитателями другого великого композитора - Иоганнеса Брамса. И это как раз меня больше всего веселит и возбуждает. Вот пример мнения об очередном сочинении (симфонии) Брамса крайнего вагнерианца, Гуго Вольфа (который и сам был значительным композитором): безвкусная стряпня. И с этим трудно не согласиться. В самом деле, Брамс - это патетические аккорды и в тоже время чувствительные мелодии и классические музыкальные обороты. И всё это в одном букете. Дурной вкус и эклектика, эклектика и дурной вкус. Поначалу и меня это - если не отталкивало, то во всяком случае не привлекало. И даже несмотря на убедительные рекомендации любимого мной Бориса Пастернака, который, как известно, первоначально хотел стать музыковедом - и в первую очередь из-за увлечения музыкой Брамса. Так продолжалось до тех пор, пока я не приобрёл пластинку с двойным концертом Брамса в исполнении французского скрипача Жана Фурнье и югославского виолончелиста Антонио Янигро (впрочем тогда Югославии, наверное, ещё и не было). Ах, лучшей интерпретации чего бы то ни было я никогда и не слышал. Особенно Антонио Янигро (словенец?). Также горячо всем рекомендую 2-ю симфонию и фортепианный концерт Брамса.

          Другим антагонистом, а первоначально - покровителем Вагнера, был Джакомо Мейербер. Дело кончилось знаменитой вагнеровской публицистикой "Еврейство в музыке", где Мейербер обвинялся во всех смертных грехах. -десь более всего забавляет то, что в действительности французский композитор являлся прямым идейным предшественником Вагнера - по части помпезности, напыщенности и вообще хронического дефицита вкуса.

          В результате, дополнив список Феликсом Мендельсоном, мы имеем великолепную пятерку почти современников - проводников дурного вкуса в искусстве: Мейербер, Мендельсон, Вагнер, Брамс, Ницше. Ну как тут не удержаться и не закончить эту заметку выводом в духе другого пошляка - Карла Маркса. Ведь до этого ничего подобного в музыке (или около музыки - как Ницше) известно не было. Даже сладкозвучных Виотти и Пиччини (18-й век) трудно было бы классифицировать таким образом.

          Наступление безвкусицы связано с выходом на авансцену нового хозяина - буржуазии. Ну а уж когда вслед за ней, как и положено, пришёл гегемон, тогда всех нас с головой накрыла попса.

         

    Глюк Ксилофонов

23.05.2001
17:06

31 мая в ЦДРИ выступает профессор риторики В.И.Аннушкин

<< 101|102
НАУКА

Новости

Научный форум

Научно-популярный журнал Урания в русском переплете

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые ученые

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's Top100