TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Юрия Крупнова


08.10.2003
12:22

Путин должен освободить Буданова

    Десять лет назад, после указа N 1400 21 сентября 1993 года в ответ на многочисленные указания на абсолютную незаконность данного указа и последовавших за ним действий . . .

24.09.2003
13:59

Почему Россия Россия (Северная цивилизация-2)

    Значительная часть нашей элиты и <простого> населения, прочитав популярную книгу А. Паршева <Почему Россия не Америка>, сделала из рассуждений автора о . . .

19.09.2003
15:38

Семья - родовой дом - малая церковь

    И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте: над всею землею Бытие, 1: 28 Одним из . . .

14.09.2003
14:33

Рефлексивные практики, инфраструктуры и государственность - основа реконструкции России

    Основное дело в России на ближайшие десятилетие - восстановление и развитие страны как мировой державы (см. Ю. Крупнов. Стать мировой державой. - М., 2003). Это возможно . . .

11.09.2003
22:51

Новая книга М. Калашникова и Ю. Крупнова "Оседлай молнию"

    Вышла из печати и продаётся (в Москве, по крайней мере) книга Максима Калашникова и Юрия Крупнова "ОСЕДЛАЙ МОЛНИЮ". Представление книги и информация по книге - на . . .

10.09.2003
00:39

Приамурье - центр мира 21 века

    В последние месяцы внимание всего мира приковано к Ираку. А полтора года назад - к Афганистану. А ещё пять лет назад - к Югославии и Балканам. Однако эти регионы . . .

26.08.2003
14:40

Доренко - левый уКЛОН

    Пятнадцать лет демократии в России имеют огромное историческое значение. Эти годы однозначно и блестяще показали, что никакого созидательного содержания эта . . .

19.08.2003
21:16

<Против всех> - первый шаг на пути из тупика

    По различным предварительным социологическим исследованиям от 5 до 30 (!) процентов взрослого населения страны на предстоящих выборах будет голосовать <против . . .

25.07.2003
22:33

Приговор Буданову - приговор власти

    Сегодня, 25 июля 2003 года, суд Северо-Кавказского военного округа приговорил Юрия Буданова к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Буданов признан . . .

05.07.2003
21:46

Вся власть - помещикам!

    Что Россия может подарить миру Большинство жителей России собственными стараниями превратили свою страну в нечто неприличное. Не только Запад нелестно . . .

12.06.2003
14:34

Преэмптивная война. США против мира

    К концу 2002 года, за несколько месяцев до начала агрессии против Ирака, США окончательно разработали и официально утвердили свою новую доктрину действий в 21 веке . . .

27.05.2003
22:10

Лучшая в мире школа

    Образование в России является сегодня единственной сферой, которая напрямую нужна каждому и против развития которой не выступает ни одна партия. Но образование также является и тем уникальным ресурсом, который позволит в кратчайшие сроки восстановить страну как мировую державу.

    Для этого нам необходимо принять на себя беспроигрышную сверхзадачу: сделать российскую школу во всех отношениях лучшей в мире.

    Все возможности для того, чтобы Россия стала мировой образовательной державой и мировым лидером в образовании, чтобы наша школа была вне конкуренции есть.

    Во-первых, отечественная образовательная традиция и культура чрезвычайно сильны. Это по факту признаётся всеми и во всём мире. Поэтому важно перестать разрушать эту традицию, а сделать её исследование и описание приоритетом - как в содержательной и организационной части, так и в технологиях сохранения здоровья. Важной задачей должно при этом стать изучение советской школы, которая в этой традиции занимает достойное место и без воспроизводства которой в новой российской школе мы будем продолжать деградировать. Но в целом нужно исследование в масштабе тысячелетней российской образовательной традиции как мирового достояния.

    Во-вторых, к настоящему моменту в стране есть фундаментальные разработки, экспериментальные и инновационные площадки, которые представляют прорывные практики образования, существенно опережающие все зарубежные аналоги. Речь идёт о развивающем образовании, о мыследеятельностном образовании, о персональном образовании, о неоклассическом образовании. Через эти практические заделы видна и новая российская школа, которую мы можем сделать в течение ближайших 7 - 12 лет[i].

    В-третьих, ещё осталась сеть дошкольных учреждений на основе которых, через опережающее развитие и финансирование, возможен стратегический выигрыш на этапе начального образования (от 0 до 11 лет), которое закладывает базис способностей человека и основу успешности в средней школе и в жизни.

    В-четвёртых, в связи с тем, что количество учащихся в ближайшие годы резко падает, появляется возможность интенсификации образования через снижение нагрузки учителей и улучшения обеспечения школ на одного учащегося. Вместо ЕГЭ, который в условиях, когда по официальным заявлениям (того же А. Починка) количество мест в вузах с 2005 года будет превышать количество выпускников школ, оказывается трижды бессмысленным механизмом, вместо готовящихся массовых увольнений учителей, вместо закрытия школ (под лозунгами так называемой <реструктуризации сети>) необходимо концентрировать усилия той же по мощности образовательной машины на меньшем количестве учеников и кардинально, в разы, улучшать качество образования.

    В-пятых, в ведущих экономически развитых странах сегодня происходит существенная деградация образования - особенно школьного, общего образования. Россия в данный момент является здесь, к несчастью, вполне <на уровне> и, видно, не случайно многие деятели у нас любят повторять, принимая губительные для образования и страны решения: <во всём мире так делают>. Но отставание в развитии зарубежных систем образования в плане создания лучшей в мире школы нам, так или иначе, на руку.

    В-шестых, опережающее развитие образования является единственным и последним шансом для разгромленной страны достаточно резко, в десятилетие, преодолеть отсталость и войти в общество 21 века. Поэтому выигрыш в сфере образования даёт выигрыш всей стране. И все ресурсы можно сконцентрировать на цивилизационный прорыв в нашей школе.

    Что же нужно сделать для того, что российская школа стала лучшей в мире?

    Прежде всего, поставить в основу новой школы принцип образовательного права каждого ребёнка и взрослого, т.е. неотчуждаемую и законную возможность каждому без исключения получить от государства и общества равные и необходимые условия для освоения высших способностей (понимания, воображения, мышления, идеализации и др.), делающих человека полноценным и дееспособным человеком,  для образовательного продвижения, общего развития и личностного роста.

    В России надо будет вокруг образовательных прав личности каждого человека сформировать образовательный фундаментализм - единственный фундаментализм в стране.

    Во-вторых, необходимо руководству страны принять на себя и на государство неукоснительно выполняемую государственную гарантию по обеспечению неущербной реализации образовательных прав личности каждого без исключения человека в стране. Вместо того же пролоббированного малоосмысленного обязательного автострахования в стране должно быть введено обязательное государственное образовательное страхование, которое в случае нарушения образовательных прав обеспечит механизм компенсаций и финансовой ответственности государства перед человеком.

    Такая конституционная и подробно фиксированная в конституции гарантия, в определённом смысле, делает вторичным вопрос о том, из каких именно источников будут поступать средства на лучшее в мире образование - из госбюджета, из регионального бюджета, из местного бюджета или из семейного бюджета, делает неактуальным споры о <платности> или <бесплатности> образования. Важно, чтобы средства поступали и в нужном размере, и чтобы глава государства нес полную персональную ответственность за реализацию государственных гарантий.

    С другой стороны, для России средства федерального и региональных бюджетов всегда будут составлять не менее 80 %, иначе попросту не будет никакого ответственного финансирования и непременно для каждого без исключения ребёнка. Поэтому все действия по переводу бремя финансирования на само население, на семью, являются, как минимум, безответственными, а, по правде, преступными.

    В-третьих, должно быть всеми признано, что эффективная и лучшая в мире новая российская школа требует создания новой формации персонального образования, в которой объективное образовательное продвижение должно происходить у каждого без исключения ученика за счёт не абстрактного разнообразия программ и школ, а за счёт его личной образовательной программы и организации для разных категорий учащихся нескольких базовых типов школ (программ). Эти типы: гуманитарно-классического образования (ориентирующегося на дореволюционные гимназии), углубленного естественнонаучно-математического (образец - советские физматшколы, а также школы с углубленным изучением отдельных предметов), методологического (вокруг мыследеятельностного подхода) и  реальной школы (соединённой с профучилищами, техникумами, отдельными вузами, бизнес-школами и пр.).

    Эта новая формация потребует не революции (её будет недостаточно), а сверхрывка и цивилизационного прорыва (выражаясь марксистским языком, организации <скачка из феодализма в социализм>), но иначе мы потеряем школу и страну.

    В-четвёртых, необходимо объединить четыре ныне существующих министерства - промышленности и науки, образования, энергетики и атомной энергии  - в единый штаб промышленно-научно-энергетическо-образовательного восстановления и развития страны как мировой державы, в своего рода министерство будущего.

    Наука, образование и промышленность не могут развиваться сами по себе - а только через связь друг с другом. Наука должна открывать и задавать новые горизонты развития и отвечать за лучшее в мире мышление, промышленность должна реализовывать мышление в соответствующих вещах и машинах, а образование воспроизводить личности и способность открывать горизонты и на практике идти за горизонт. А два энергетических ведомства должны стать основными инвесторами прорывного развития страны, своего рода энерговалютой развития - иначе любая сверхзадача останется нереализованной.

    Министерство развития или министерство будущего должно стать первым административным органом страны.

    В-пятых, нужно ввести в мировое образование российский международный стандарт, благодаря которому систематически сопоставлять и индексировать российские школы в отношение к лучшим зарубежным и международным школам и системам образования.

    В-шестых, нужно отработать новую модель российской школы.

    Каковы основные черты такой модели? Как будет в итоге выглядеть лучшая в мире российская школа к 2010 году?

    В её основе будет лежать реализация образовательного права личности каждого без исключения российского ребёнка. За этим будут следить патронатные или антропологические службы, осуществляющие персональное сопровождение и научно-методическое обеспечение развития, образовательного продвижения и личностного роста каждого ребёнка (некоторым аналогом здесь можно рассматривать HR-department в современных корпорациях).

    Ядром образования станут высшие способности. Понимать, воображать, мыслить, строить идеализации и иные обобщения, проектировать, управлять и организовывать собственный и чужой труд - вот что предстоит учащимся осваивать через личные образовательные программы и собственными темпами.

    В основе новой российской школы, таким образом, будет лежать принцип личности и задача развития высших способностей каждого без исключения российского ребёнка.

    Одновременно каждый сможет выбирать одну из четырёх базовых программ: гуманитарно-классического образования, естественно-математического, философско-методологического и  реального.

    Одним из главных эффектов лучшей в мире российской школы станет обеспечение свободы самоопределения и идентификации для каждого ребёнка за счёт представления ему высших образцов мировой культуры и помощи в воспроизводстве тысячелетней российской идентичности. Не подавить личность, соблюсти её достоинство у каждого, но, в то же время, увлекая высшими образцами на переоткрытие достояния человечества, на трудовое образовательное усилие, на дельность и самостоятельность.

    Создание и реализация по подобной модели лучшей в мире школы потребует кардинально увеличить финансирование.

    Что ж, ничего странного тут нет. При нефиктивной  постановке стратегической задачи, при определении сверхзадачи сразу же выясняется, что даже по отношению к задаче воспроизводства советско-российского качества образования, и, тем более, к задаче формационного развития российского образования наша школа сегодня гигантски недофинансируется.

    Образовательный бюджет Российской Федерации является в наши дни бюджетом выживающей колониальной школы, бюджетом попрошайки, сознательно выпихнутого на паперть.

    А для создания лучшей в мире школы требуется увеличение финансирования образования на всех уровнях в разы, как минимум в 3 - 4 раза, чтобы общий объём средств, направляемых в России на школу составил не менее чем 10 % от ВВП (сегодня - не более 2 % ).

    Каким образом этого возможно достичь?

    Прежде всего, во-первых, необходимо кардинальное изменение отношения к образованию. Вместо убыточной <непроизводственной>  сферы образование необходимо рассматривать как сферу производства будущего. Следует заставить монополии и сферу торговли <делиться> доходами в пользу образования. Без этого мы проедим собственное будущее и не обеспечим своим детям и внукам перспективы, самой возможности достойной жизни.

    Во-вторых, необходимо назначить персонально отвечающего за качество образования в стране, за системное улучшение положения дел в каждой без исключения школе страны. Фактически это будет означать объявление чрезвычайного положения в сфере образования - и это будет правильно. С признания действительной разрухи нашей школы и с определением лично ответственного за преодоление разрухи и за превращение нашей школы в лучшую в мире начинается ответственное действие в образовании и стране.

    В-третьих, прямое замыкание неучтённых рентных  доходов от продажи природных ресурсов на капитальные вложения в образование. Что это значит? Буквально поступление потребителю каждой тонны нефти должно сопровождаться поступлением в российскую школу материально-технической и финансовой базы, например, новейшего микроскопа, двух здоровьесберегающих парт и сканера для учителя. А сегодня господин Ходорковский справно направляет реальные гигантские доходы от нефти в личную собственность (напомню, что он является официальным первым по богатству гражданином в России), а копейки отстёгивает в социальные программы по типу ФИО (Федерации Интернет-образования) - и эти <проекты> являются либо малополезными, либо просто вредными. А В. Матвиенко, будучи вице-премьером, и В. Филиппов вводят господина Ходорковского во все верховные <советы по развитию образования>, вместе с ним разъезжают по стране и режут ленточки на открытии создаваемой им сети центров интернет-образования - так они делают ПиАр <радетелю просвещения> и <отцу нации>. До отъёма ли средств в пользу образования тут?

    В-четвёртых, следует ввести прямой и сквозной образовательный налог в размере 1 процента от всех налогов. Все разговоры о и без того тяжёлом налоговом бремени при этом ничего не стоят, поскольку надо сокращать налоги за счёт уже существующих, а не за счёт предлагаемого целевого налога с ясным назначением.

    В-пятых, следует сделать гигантскую сферу образования финансово прозрачной и открытой. Огромные бюджетные затраты на образование сегодня не работают на повышение хозяйственной мощности и самостоятельности образования, а проедаются. Так, вместо создания собственных образовательных компьютеров и торговли ими с целью повышения образовательного уровня детей бездарно тратятся значительные суммы на закупку типовых офисных компьютеров и низкоэффективную расстановку их по школам, т.е. вместо собственного промышленного развития и инвестиций в сферу образования, правительство превратилось в крупнейшую сбытовую контору западных приборов.  С большими трудностями запущенная в министерстве образования в 1999 году программа <Индустрия образования> быстро выродилась в кормушку и проплачивание не передовых собственных разработок, а вчерашней туземной рухляди или импортных изделий, не в создание собственной внутрисферной промышленности, а в закупки и торговлю чужими и низкоэффективными вещами.

    В-шестых, следует реализовывать принцип образовательной автономии каждой образовательной организации, в том числе и хозяйственной образовательной автономии. Это означает не только прямую ответственность школы за качество образования и, с другой стороны, ответственность государства и общества за капитальные вложения и текущее финансирование школы, но также и два фундаментальных хозяйственно-финансовых принципа: наделение школ собственной землёй (по образцу тех решений, которые в настоящее время обсуждаются для Русской православной церкви) и освобождение от всех без исключения налогов школы и все инвестиции или иные материальные и финансовые вложения в них. Должен действовать простой принцип: всё, что вложено в образование - на благо детей и страны и не должно изыматься.

    В-седьмых, следует ввести принцип образовательной ренты, т.е. взимания в пользу школы платы за образованные трудовые и социальные ресурсы.

    В-восьмых, надо прекратить бессмысленные реформы и модернизации. Одно правильное использование тех средств, которые были привлечены из-за рубежа и выделены из госбюджета на бессмысленные и вредные <преобразования>, которые были бездарно растрачены за последние десять лет, могло бы существенно повысить образовательный бюджет страны. А эти траты по прежнему продолжаются.

    И главное. Создание лучшей в мире школы позволяет нам стать мировыми монополистами в образовании и вести крупномасштабный экспорт образования по экономически выигрышным ценам. Каждый год США на экспорте образования зарабатывают до 12 млрд. долларов. И в шутке о том, что американский университет представляет из себя место, где русский профессор учит китайского студента, есть не только большая правда, но и указание на бездарность российского руководства, которое по сути выгоняет наших профессоров и талантливую дельную молодёжь из страны.

    Правильные действия в сфере образования выступят также образцом того, как надо действовать в любой сфере восстановления и развития страны как мировой державы. Без выделения приоритетов, без связывания политики, социальной сферы и экономики, без персональной ответственности за результат, без определения ясного и законного бюджета ни в одной сфере никогда ничего не улучшится и не сдвинется с мёртвой точки.

    Ну, что, за дело?



    [i] Форме и содержанию новой российской школы будет посвящена отдельная статья. См. также, в частности, монографию <Практика персонального образования> под моей редакцией (М., 2003, также на  http://www.tvoja.paideia.ru/manual.htm  ), мои статьи по проблемам образования на  http://www.pereplet.ru/obrazovanie/reforma/ и http://www.p-rossii.ru/prnewsc/sos.phtml .

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
252321  2003-06-05 16:27:21
Ирина Логинова
- Уважаемые господа! Я зашла к Вам на сайт и увидела тут обсуждение образовательной проблематики. Она меня как раз интересует. Я тут нашла очень интересное место, на котором задаваемые читателями вопросы передают работникам министерства образования и те через пару дней отвечают. Интересный подход, не правда ли? Я туда зашла, вот жду реакцию. Да сами посмотрите - http://www.newseducation.ru/forums/16/show.asp?l=1&c=0

22.05.2003
19:22

Державный труд России

    Россия является законной преемницей двух сверхдержав - Царства Ромеев (Византии) и Монгольского царства-Орды (с 18-го века ещё в оригинальной форме русского царя . . .

14.05.2003
11:07

Путину до пенсии осталось семь месяцев. В Новый год случится первый олигархический переворот в России

    Как сообщила на днях газета The Financial Times, число увольнений главных исполнительных директоров корпораций по всему миру в последнее время стремительно растёт из-за . . .

08.05.2003
22:29

Уроки Ирака. Часть вторая

    Окончание. Начало - см. Уроки Ирака. Часть первая Понимание гражданского характера Пятой мировой войны накладывает ещё одно важное ограничение на тип военных . . .

08.05.2003
22:11

Уроки Ирака. Часть первая

    Туман остался от России Да грай вороний от Москвы Еще покамест мы - живые, Но мы последние, увы. Шагнули в бездну мы с порога, И очутились на войне. И услыхали голос . . .

25.04.2003
13:46

Спасти страну от <профессиональной армии>

    Есть такая профессия - Родину защищать Генерал Иван Варава в кинофильме <Офицеры> Модное ныне выражение <профессиональная армия> появилось от неправильного . . .

18.04.2003
00:16

Книга Максима Калашникова и Юрия Крупнова "Гнев орка"

    Вышла из печати и продаётся в Москве книга Максима Калашникова и Юрия Крупнова "ГНЕВ ОРКА". Представление книги и информация по книге - на странице http://www.gnev-orka.narod.ru/. . . .

16.04.2003
01:06

Перевоспитать олигархов и население

    Всё чаще раздаются удивлённые возгласы: надо же, даже наши олигархи - и те наперебой говорят, что их не устраивает сложившаяся в стране ситуация. Создаётся . . .

08.04.2003
22:10

Партия России

    В нашем царстве одна партия: братья и сестры во Христе Петр Краснов <За чертополохом> Большой ошибкой нынешних аналитиков и политиков является . . .

<< 11|12|13

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100