TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


06.07.2002
01:54

Александр Глейт. Прогулка. Цикл стихотворений (1970-2002).

21.06.2002
15:05

Иммануил Кант (рифмованный текст - первый в новом тысячелетии)

14.06.2002
17:25

Утопия, или Казнь через повешение - заметка о романе генерала Петра Краснова "За чертополохом"

29.05.2002
16:19

Александр Осипов, Василий Пригодич."Анекдоты из Пушкинского Дома, или Мы о них"

14.05.2002
22:31

Александр Богатырев. Что мы делаем?! - статья о том, как компьютерные игры и телевидение калечат наших детей

12.05.2002
14:25

"Сталин Кирова убил в коридорчике, или "Лаврентий Палыч Берия" - заметка о книге Ю.И.Мухина "Убийство Сталина и Берия"

25.04.2002
15:20

Бульвар имени ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ, ФСБ - заметка о книге А.А.Здановича "Свои чужие - интриги разведки"

08.04.2002
22:30

Сокровищница "Серебряного века" - заметка о книге: Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903-1919. Публикация, предисловие и комментарии А.В.Лаврова

29.03.2002
18:10

"Три источника и три составные части" "английскости" - заметки Сергея Кондратьева

20.03.2002
23:12

В "Кошачьем ящике" - рассказ Сергея Кондратьева "Анюта".

13.03.2002
18:49

В "Кошачьем ящике" - заметка "Время собирать камни", или Научно-популярная книга - о работе Стивена Хокинга "Краткая история времени: От большого взрыва до черных дыр.

07.03.2002
20:11

В "Кошачьем ящике" - "Рассказы для чтения. NN 1, 2, 3" - молодого прозаика Сергея Кондратьева.

26.02.2002
21:13

Не "все могут короли", или Грустная книга о великой монархине - заметка о книге Сары Брэдфорд "Елизавета II. Биография Ее Величества королевы" (монархист о монархине)

13.02.2002
07:39

Интеллектуальный роман с Теорией права - заметка о книге А.В.Полякова "Общая теория права"

30.01.2002
19:51

"Исторический бульвар, или Бульварная история - первая в новом году заметка о книге Александра Бушкова "Россия, которой не было"

28.12.2001
18:09

"Двести лет вместе, или О закваске и тесте" - заметка о книге А.И.Солженицына "Двести лет вместе". Часть I.

    <Двести лет вместе>,

    или О закваске и тесте

    Любезный читатель, на сей раз у нас пойдет непростой разговор о самой скандальной книге минувшего года: А.И.Солженицын. Двести лет вместе (1795-1995). Часть I. Иследования новейшей русской истории. Том 7. М. Издательство <Русский путь. 2001. 512 С. Тираж не указан. Редактор тома Н.Д.Солженицына.

    Скандальность первого тома исследования, охватывающего 1795 - 1916 годы (второй - на подходе к Питеру), заключается не только в том, что это произведение вызвало буквально шквал диаметрально противоположных рецензий, зачастую, просто зубодробительных, но и горячие кухонные споры, ну, прямо, как при коммунистах, взаимные заушания-оскорбления токующих, как тетерева, оппонентов. Отмечу, что полемика возникла задолго до появления фолианта в печати. Все как всегда: книгу я не читал, но скажу. Одолеть толстенный том не так-то просто, но это никоим образом не смущает спорщиков. Полемисты разделились на два лагеря: одни, ничтоже сумняшеся, обвиняют Солженицына в юдофобстве (антисемитизме), другие - в рабской приверженности сионистским идеям (в русофобстве и юдофильстве). Вот так всегда на Руси-Матушке, что поделаешь: не в Бельгии живем. Масло в огонь скандала подлила смастряченная неким анонимом книжонка: <Александр Солженицын. Евреи в СССР и в будущей России> (М., 2001), к написанию которой Александр Исаевич не имеет никакого отношения.

    Не правы и те, и другие. Вот об этом и поговорим. Обвинения Солженицына в антисемитизме весьма не новы. Еще в 1985 году в Конгрессе США недругами писателя были устроены <слушания> по поводу романа <Август 14-го>, мол, роман антисемитский. Книга еще не была переведена на английский, никто из конгрессменов ее не прочитал, однако, жаркие дебаты состоялись только потому, что один из героев романа - М.Богров - убийца П.А.Столыпина - был евреем. Вот так: <Почему я не скрыл, что убийца Столыпина был еврей?.. Нескрытие с моей стороны - это был антисемитизм> (С. 443). Обвинения Солженицына в антисемитизме, а уж тем паче в русофобстве - просто безумны. Читайте книги Александра Исаевича.

    Кстати об антисемитизме. При советской власти (начиная с конца 1940-х годов) он был нематериальным, но ощутимым и зловещим. В законах ничего такого не было, а тайные устные инструкции и по сей день не увидели света (прием в элитарные высшие учебные заведения, на престижную работу и т.д.). Правда, открыто советское государство давило любые проявления еврейской многовековой религиозной и культурной самобытности. Я прожил жизнь среди историков литературы, писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых. Допустить антисемитское высказывание в нашем <круге первом> было подобно публичному признанию в зараженности венерической болезнью. Несколько лет я провел в заброшенной деревеньке Коровкино в двенадцати километрах от поселка городского типа Сясьстрой. Местные люди - охотники, крестьяне, рабочие целлюлозно-бумажного комбината все, как один, вспоминали добрым словом доктора Шапиро, горевали о том, что тот уехал в Израиль (<небось голодует>). Никаких других евреев за долгие десятилетия они и в глаза не видели. Маргинальные антисемитские <общества>, малотиражная антиеврейская пресса появились в угаре <перестройки>. Свобода способствует как культивированию красивых и полезных <духовных> цветов и злаков, так и - сорняков. Нужно терпеть убытки. Вернемся к книге.

    Над циклом романов <Красное колесо> писатель работал 54 года. Над книгой <Двести лет вместе> - минувшие десять лет. Последняя работа Александра Исаевича представляет собой некий сухой остаток тем и проблем, которые он оставил за пределами <Красного колеса>. Солженицын очень стар, посему это исследование представляет собой некое его завещание потомкам. На самом деле книга полна искренней любви и к русским, и к евреям. Солженицын после возвращения из Америки в новую Россию принял на себя странную роль непонятого пророка, над которым не глумится лишь самый ленивый. Его отринули как патриоты, так и либералы. Его монотонные, менторские, императивно-категорические поучения раздражают всех. Что поделать? В этой книге он взвалил на себя миссию Высшего Существа, возжелавшего изменить прошлое. Как? Да рассказать-поведать о нем дробно-подробно, методично, вплоть до занудства, без гнева и пристрастия. Опасная проблематика, как косовское минное поле. Беспристрастный <судия> обращается ко всем нам: <Я призываю обе стороны - и русскую, и еврейскую - к терпеливому взаимопониманию и признанию своей доли греха> (С. 6). Глас вопиющего в пустыне. Увы, никто не хочет услышать бормотание пророка.

    Книга наполовину состоит из цитат. Обработав неимоверное количество источников (мемуары, пресса, исторические исследования, три многотомных издания Еврейской энциклопедии и т.д.), Солженицын, как Бог черепаху, раскалывает устоявшиеся, насильственно внедренные в сознание многих поколений мифы. Какие? Например, миф о том, что Россия была для евреев тюрьмой: <За век с лишним под русской короной еврейство выросло из 820 тысяч (с Царством Польским) до свыше 5 миллионов, еще при том отдав эмиграции более полутора миллионов, - то есть рост 8-кратный от 1880 до 1914> (С. 439). Прямо скажем: не самая худшая из тюрем (к началу первой мировой войны в Российской империи проживало существенно более половины мирового еврейства).

    Да, царское правительство организовало 10 комитетов, занимавшихся проблемами еврейского меньшинства в России, да, были нелепые ограничения и <стеснительные меры>, но из десятилетия в десятилетие, от царствования к царствованию (вопреки временным <заморозкам> Александра III) жизнь евреев смягчалась, входила в приемлемое русло. Так, пресловутая <пятипроцентная> норма приема евреев в высшие учебные заведения никогда не соблюдалась, превышала на самом деле десятипроцентный барьер даже в столичном Санкт-Петербургском университете (С. 434). Ничего подобного не было при коммунистах. Солженицын напоминает о том, что позорную <черту оседлости> отменили отнюдь не большевики, а Николай II осенью 1915 года (С. 490). Жизнь евреев в Великом княжестве Финляндском, в Польше и Австро-Венгрии была намного тяжелей, чем в императорской <тюрьме народов>.

    Исследователь касается весьма болезненных, по сей день кровоточащих проблем. К примеру, первые еврейские погромы были спровоцированы после убийства народовольцами Александра II (царь намеревался даровать исповедовавшим иудаизм все <свободы>), оставшимися на свободе революционерами, которые хотели таким способом внести смуту и брожение в низшие классы. С документами в руках Солженицын опровергает вековую ложь, что гнусные Кишиневский, Киевский, Одесский погромы начала XX века были инициированы властями. Нет, была глупость, бездействие, растерянность военных и чиновников, но не прямой осуществленный зловещий умысел.

    В главах шестой <В российском революционном движении> и девятой <В революцию 1905 года> писатель весьма обстоятельно анализирует тот факт, почему еврейская молодежь ринулась расшатывать, зачастую взрывать вековые имперские устои. В 1930-е годы Сталин безжалостно вычеркнул почти все еврейские фамилии из революционного <синодика>. К примеру: в декабре 1876 года в Петербурге, у Казанского собора состоялся первый в России политический митинг, на котором с пламенной речью выступил молодой Г.В.Плеханов, и впервые был поднят красный флаг. Читатель, это ты, возможно, помнишь из школьного курса истории. А кто поднял красное знамя, - Фелиция Шефтель (С. 215). Вот об этом советские историки помалкивали.

    В краткой рецензии не расскажешь толком о столь пространном сочинении. Читатель, я просто хочу обратить твое благосклонное внимание на это исследование, потребовавшее от автора трудов неимоверных и подвижнических. Книга написана весьма специфическим языком. Как говаривал Маршак: каков художник, таково и его искусство. Очень полезная книга, мозг проветривает.

    Читатель, ты спросишь: а при чем в заголовке <закваска и тесто>. В книге Солженицын восклицает: <Роль маленького, но энергичного еврейского народа в протяжной и раскидистой мировой истории - несомненна, сильна, настойчива и даже звонка. В том числе и в русской истории. Однако она остается - исторической загадкой для всех нас. И для евреев - тоже> (С. 416). В интервью, записанном Виктором Лошаком и опубликованном русскоязычной канадской газетой (2001, N 149, 28 июня), писатель рассматривает версию предназначения <народа Моисеева>: <Евреи посланы как катализатор общественной жизни, движущий катализатор>. В свободной России нам нужно учиться жить с евреями заново, с чистого листа, забыв саднящие обиды, предрассудки, претензии. Кто пожелал - уехал. Кто остался, тот, будучи евреем по крови и вере, добровольно сделался подданным не только еврейской, но и ее Величества русской Культуры. Солженицын пишет: <Евреи получили руку и верность русской интеллигенции. Сила их развития, напора, таланта вселилась в русское общественное сознание. Понятия о наших целях, о наших интересах, импульсы к нашим решениям - мы слили с их понятиями. Мы приняли их взгляд на нашу историю и на выходы из нее> (С. 474). Если это антисемитизм, то пусть у меня язык отсохнет. Итак, закваска-катализатор есть, будем ждать пока взойдет новое и небывалое российское тесто. Василий Пригодич. 28 декабря 2001 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
266315  2005-11-30 02:21:22
-

14.12.2001
22:15

Исповедь шпиона, или Прелестная книга - заметка о книге Михаила Любимова "Гуляния с Чеширским Котом. Мемуар-эссе об английской душе" (СПб., 2001)

06.12.2001
01:51

В Кошачьем ящике" - статья замечательного петербургского поэта Галины Гампер "На очной ставке с прошлым"

27.11.2001
17:45

"Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар" - заметка о книге Олега Андреева "Телевидение"

11.11.2001
15:23

Маска сброшена, или Истинное лицо Бориса Акунина - заметка о книге Г.Ш.Чхартишвили "Писатель и самоубийство"

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100