TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


08.04.2008
16:15

Василий Пригодич. Вся сеть - Государю, или Отменная книга

    Василий Пригодич

    Вся сеть √ Государю, или Отменная книга

    Читатель, друг мой высокий, погутарим (как говаривали донские казаки) об одной чрезвычайно нетривиальной (так скажем) книге: Александр Житинский. Государь всея Сети. Роман. Эксмо. 2007. Тираж 10 000 экз.

    Как всегда √ об авторе. А.Н.Житинский родился 19 января 1941 г. (как раз подоспел к Великой войне). По первому образованию (ленинградский Политех) √ инженер-электрофизик. Публикуется с 1970 г. (и много). Писатель родом из той ярчайшей центурии питерских литераторов, к которой принадлежат: И.Бродский, Е.Рейн, С.Довлатов, В.Уфлянд, А.Кушнер, Д.Бобышев, А.Найман, Б.Улановская, К.Азадовский, В.Кривулин и др. Житинского часто именуют ╚культовым писателем╩. А почему? Да потому, что он и есть культовый писатель. Сетевики давно создали лелеемый культ Массы (основной интернет-псевдоним писателя). Александр Николаевич √ самый известный в Питере меценат-покровитель начинающих писателей и начинающих рокеров √ щедрый и бескорыстный. Сколько литературных дарований стартовали в его издательстве ╚Геликон Плюс╩.

    ╚Его Превосходительство
    Любил домашних птиц
    И брал под покровительство
    Рифмующих девиц╩.

    Никакой иронии, высокое уважение. Житинский ввел ╚за ручку╩ в большую литературу, к примеру, блестящих молодых поэтов: Алю Кудряшеву, Веру Полозкову, Наилю Ямакову, Светлану Бодрунову. Барышни-прелестницы, ау. Целую ручки.

    И самое главное: Житинский √ патриарх русской литературной Сети РУЛИНЕТа). Громовержец и милостивец. ╚Массу╩ знают тысячи если не сотни тысяч сетевых насельников. Почему вся Сеть (литературная) Государю? √ в заголовке статьи. Да потому, что он венчался на сетевое царство тогда, когда многие сетевые писатели еще в школу ходили. Акулы Сети благодарны своему Государю.

    Житинский основал десять лет назад легендарное сетевое ╚Литературное объединение им. Лоренса Стерна" (английский писатель; 1713-1768; автор романов "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" и "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"; основоположник сентиментализма), из горнила которого вышли превосходные авторы Дмитрий Горчев, Линор Горалик, Дмитрий Коваленин, Вадим Смоленский. Перу Житинского принадлежат такие книги, вызвавшие огромное читательское внимание, как, например, ╚Желтые страницы Internet: Отдых и развлечения. Записки WEB-дилетанта╩ (вышла несколькими тиражами).

    Писатель Дмитрий Быков назвал предыдущий фолиант Житинского ╚Потерянный дом, или Разговоры с Милордом╩ ╚лучшим романом восьмидесятых╩. Проблематику новой книги Александра Николаевича он очертил так: ╚Сегодня Житинский во второй раз написал роман, в котором каждый прочтет главную правду о времени и о себе. ╚⌠Государь всея Сети╩ √ книга, в которой сказано о русском прошлом, настоящем и будущем нечто очень важное, понятное всем, но до сих пор не сформулированное вслух╩. Можно любить Дмитрия Львовича (можно не любить; да еще как), но в тонком уме и тонком вкусе ему не откажешь. Все так, все именно так.

    Мне еще хочется поговорить об Александре Николаевиче. В ╚Разговорах с милордом╩ писатель дал великолепное определение художественной литературы как феноменального явления, определил эйдос (выражаясь простецким языком) этого великого вербального ╚построения╩:

    ╚Литературные сочинения постоянно путают с инструментами, которые должны бить, вскрывать, поднимать, протягивать, указывать, сигнализировать, вдалбливать, пронзать и тому подобное. Или же считают их зеркалом и одновременно осветительным прибором. Между тем, все перечисленные вами цели √ суть частные следствия общей объединительной роли, которую призвана играть литература... Литература есть игра, она сродни актерскому ремеслу, между тем как ее обычно поверяют не законами игры, выдуманными автором, а законами самой жизни... Литература √ игра, не более, но и не менее, и относиться к ней следует как к игре √ не менее, но и не более. Великая это игра или мелочная, трагическая или пародийная √ она всегда остается игрой, ибо дает читателю возможность проиграть в душе тысячи ситуаций, поступков, характеров, лежа при этом на диване и перелистывая страницы╩. Как просто, и как... мудро. Прошу прощения за столь пространную цитату. Эх, ввести бы эти положения в марксистско-ленинскую теорию литературы. Поздно, ибо оная приказала долго жить. Впрочем, вдруг быть и воскреснет. Читатель спросит: а почему я так много пишу о писателе. Да потому, что я его люблю. Вот и вся тайна сакральная.

    Роман Житинского принадлежит к весьма редкому в отечественной литературе жанру УТОПИИ (не путать с антиутопией). В числе предшественников писателя √ князь В.Одоевский, В.Брюсов, А.Богданов (Малиновский), А.Беляев, И.Ефремов. Утопия (от названия книги Томаса Мора) √ идеальная страна, идеальное общество, которого нет и не будет, а жаль. Антиутопия √ все наоборот: ужасающее государство, террористический режим, казни бессудные, подавление мысли. Естественно, антиутопии популярней утопий. Западные читатели любили пощекотать себе нервишки романами Е.Замятина, Д.Оруэлла и т.д. А мы, грешные, семьдесят один год прожили в натуральной (не литературной) антиутопии.

    Я не буду (как всегда) ╚раскрывать╩ сюжет. В романе идет речь о ┘┘. попытке восстановить на Руси-Матушке ┘┘┘ форму правления и создать ╚первое государство виртуального мира╩ (С. 306). В книге два основных героя: отставной физик Алексей Донников и таинственный юноша Кирилл Демидов, его ученик. Таинственный потому, что у него великая миссия стать ┘.. Есть и еще великая героиня книги √ Великая Сеть. Велик и грозен сетевой универсум.

    Никак не могу привыкнуть к новой критической манере. Самый злой критик в России Виктор Топоров написал разнузданную, неправедную и лживую статью о романе Житинского. Заметка смастрячена в простой манере: подробнейший пересказ сюжета плюс хамские арабески. Так вот, критик неправильно излагает сюжетную линию романа, т.е. полистал книгу кое-как и облыжно ╚наехал╩ на писателя. Эх, грешно, право. Маршак когда-то хорошо сказал: Каков художник, таково и его искусство (это относится и к писателю, и к критику-Зоилу).

    Читатель, помнишь ли Ты школьное литературоведение? Всем нам училки-словесницы задиктовывали презабавные, ей-Богу, цитаты Белинского: ╚Евгений Онегин╩ √ ╚энциклопедия русской жизни╩; ╚Герой нашего времени╩ √ ╚грустная дума о нашем времени╩. Вот эти цитатки содержат квинтэссенцию последнего романа Житинского. Стопроцентное попадание. Роман Житинского √ моментальный снимок и монументальный срез того, что именуется действительностью и реальностью. Есть ли ОНИ на самом деле √ вопрос.

    Герои романа принадлежат к разным классам-стратам, танцующим под волшебную дудочку романиста. В незапамятные годы критик А.Пикач определил ╚триаду╩ дарования Житинского: ╚комическое, фантастическое и лирическое╩. Писатель верен себе: все это щедро представлено в романе. Я бы еще добавил иронию и гротеск в отношении абсурдности жизни нашей грешной.

    Автор делает важное признание: ╚Я не пишу чужих романов, то есть тех, которые не прожил сам. Потому что романы не выдумываются, а проживаются, о чем сейчас практически забыто╩ (С. 3). Открою детский секрет: в каждой большой книге есть наиглавнейший герой √ сам Автор.

    Помнишь, Читатель, четверостишие Бродского:

    Только то и тревожит,
    Что грядущий режим,
    Не изведан, не прожит,
    Но умом постижим.

    Вот писатель и пытается предвосхитить и осмыслить грядущее.

    Книгу Житинского можно назвать ╚компьютерным романом╩, жанр, который уже проклевывается. Речь идет не только о содержании книги, но и о новых писательских технологиях.

    Читатель, знаешь ли Ты олбанский (олбанцкий) язык. Нет? Ну, Тебе пора на пенсию. Впрочем, ╚превед-медвед╩ Ты наверняка встречал в новом обиходе. Это сетевое поветрие распространяется, как пожар в степи, пожар в Сети. Олбанский язык, культивируемый сайтом ╚Удафф╩, суть отдых ╚интеллигента от интеллекта╩ (так четко выразился главный удаффовец √ Д.В.Соколовский). Разумеется, в столь злободневном романе уделено внимание и ╚олбанскому╩ языку.

    Поприветствуем писателя по-олбански: Аффтар √ аццкий сотона √ жжот ни па-деццки √ пеши исчо. Читатель, не криви губу. Это совершенно новое течение в русском языке: олбанцы используют фонетический принцип написания (в отличие от морфологического √ в нормативной грамматике, т.е. приближаются к белорусской системе письма) и отчасти транскрипцию.

    В завершение приведу финальный абзац моей давней статьи о предыдущем романе Житинского: ╚Отменная книга, господа, созданная тонким и высокоталантливым автором, исписавшим тысячи страниц, много продумавшим и пережившим, перестрадавшим и перетерпевшим. Смело рекомендую роман читателям всех возрастов. Да, помимо всего вышесказанного новый роман Житинского √ мастерская, тщательно спроектированная проза, отточенная, оперенная. Рекомендую╩. Ни убавить, ни прибавить. Все так и есть.

    Читатель, обрати внимание на классическую классификацию ╚юзеров Живого Журнала╩ (Ты ведь наверняка один из НАС √ С. 47-48). Завершу заметку ╚максимой╩ романиста: ╚У меня с первых моих дней в Сети есть принцип √ писать о себе правду. Какой есть √ такой есть╩. Читатель, как хорошо сказано. Афористично. P.S. В следующий раз потолкуем о знаменитом романе знаменитого московского адвоката Павла Астахова ╚Рейдер╩. Смею думать, что проблематика романа заинтересует людей, проживающих на цветущих лугах ╚Территории бизнеса╩. Автор идеи романа √ покойный Б.Н.Ельцин.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
280500  2008-04-08 16:16:20
-

280569  2008-04-12 00:52:56
-

280570  2008-04-12 10:57:35
Лора - Всем
- Всех с Днем Космонавтики! Одним из самых моих любимых праздников. Творческиих Вам, господа, полетов в заоблачные пространства. С любовью Лора.

280729  2008-04-16 15:34:19
-

280730  2008-04-16 15:34:26
-

280899  2008-04-22 00:57:57
-

05.03.2008
01:16

Житие праведника, или Праведник жития (о романе Людмилы Улицкой)

04.02.2008
01:28

Король литературный, или Королевская литература

19.12.2007
17:20

Михаил Бабкин. К восстановлению патриаршества в Русской православной церкви: 1905-1917 гг.

15.12.2007
15:01

Д.И.Луковская. Понятие прав человека: многообразие подходов. Проблема универсальности прав человека.

20.11.2007
02:49

Д.И.Луковская. Личность и право в истории правовой мысли

17.09.2007
14:47

Александр Рашковский. Зловещая фигура

14.09.2007
00:34

Александр Богатырев. Ад достоин посмеяния...

11.09.2007
15:56

М.А.Бабкин. Была ли альтернатива действий у Святейшего Синода Православной Российской Церкви в феврале-марте 1917 г.

03.09.2007
23:16

Протоиерей Алексий (Касатиков), Александр Богатырев. Ответ ува жаемым и известным, а также не очень известным авторам "Письма российских ученых".

30.08.2007
23:45

Александр Богатырев, Александр Шпаков. Экология и нравственность

25.06.2007
01:18

Станислав Голем. Вертинский. Томная тайна.

19.05.2007
17:39

Станислав Голем. Три стихотворения.

24.04.2007
02:15

Памяти Бориса Николаевича Ельцина (давнее стихотворение)

15.04.2007
19:17

Михаил Бабкин. Духовенство русской Православной Церкви и Февральская революция. Отказ от символов "старого режима". Март 1917-го.

11.04.2007
15:25

Владимир Резниченко. Маргинальные сонеты - IV

09.04.2007
21:35

Умер Алексей Иванович Королев

23.03.2007
00:15

Василий Пригодич. Пелевин, Пелевин и еще раз Пелевин.

04.03.2007
22:27

Василий Пригодич. Интеллектуальный роман (Э.Радзинский о Г.Распутине)

24.02.2007
00:09

Помогите спасти библиотеку. Крик души.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100