TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


28.10.2001
01:41

"Протоперестройка" царевны Софьи, или Снова они о нас - заметка о книге исследовательницы старой России, профессора истории Лондонского университета Линдси Хьюз "Царевна Софья". СПб., 2001

11.10.2001
02:17

"Князь детектива, или Прелестная книга" - заметка о романе Леонида Юзефовича "Князь ветра""

24.09.2001
14:35

""Томов премногих тяжелей..," или "Отгадки" питерского политолога"

08.09.2001
00:48

"Тонкая" книга Татьяны Толстой, или "кысь", "брысь", "рысь", "Русь"

29.08.2001
01:08

"Поэт о поэтах, "о времени и о себе"" - первая в новом сезоне заметка Василия Пригодича о "большой" книге интервью Иосифа Бродского

25.06.2001
23:30

В "Кошачьем ящике" - последняя в этом сезоне заметка "Первый роман Империи, или Талант не подделаешь" - о романе питерского писателя Павла Крусанова "Укус ангела"

09.06.2001
17:11

В "Кошачьем ящике" - новая заметка Василия Пригодича - "Сага о сыщике Путилине, или Анти-Акунин" о романах Леонида Юзефовича, удостоенного Российской литературной премии "Национальный бестселлер"

25.05.2001
00:00

Один в трех, или Три в одном (о трех книгах Бориса Акунина)

15.05.2001
19:11

В "кошачьем ящике" - статья известного критика, председателя секции критики и литературоведения Союза писателей Санкт-Петербурга Александра Рубашкина - "Юбилейное? (Иосиф Бродский и его критик)"

09.05.2001
17:25

Разговоры с Лоренсом Стерном, или Отменная книга (заметка о романе Александра Житинского "Потерянный дом, или Разговоры с милордом"

26.04.2001
20:58

В "Кошачьем ящике" - новая заметка Василия Пригодича - "Раз... Путин, два... Путин, или Интеллектуальный роман - о книге Эдварда Радзинского "Распутин: жизнь и смерть".

09.04.2001
00:19

Оправдание системы, или Тайна советской власти - о романе Дмитрия Быкова "Оправдание"

01.04.2001
00:10

"Книга писем" или "Записки из подполья"

17.03.2001
05:31

Мертвые духом стыда не имут.... Александр Богатырев и Василий Пригодич

01.03.2001
17:29

Последний роман Империи, или Талант не спрячешь

    Ну-ну, скажет проницательный читатель, опять Пригодич волынку заводит об очередном писательском даровании. Что мне ответить, друг мой высокий, кроме того, что о бесталанных книжонках (а их - море разливанное) какой мне профит сочинять. Я такую книжицу закрываю на десятой странице и выбрасываю в корзину для бумаг (никогда не передариваю). А рвать автора плохой книги <на куски>, разоблачать и изобличать, увольте, не мое дело. Это - для иных борзописцев-рецензентов.

    Итак, рекомендую с ясным умом, горячим сердцем и чистыми руками (как Ф.Э.Дзержинский) высокоталантливую книгу: Владимир Хлумов. Мастер дымных колец: Интеллигентская хроника. Роман. М., 2000. Торговый дом <Диалог>. 416 С. Тираж 5000 экземпляров. Предисловие Вячеслава Румянцева.

    Автор романа, укрывшийся под псевдонимом, - крупнейший астрофизик, профессор Московского государственного университета, издатель самого респектабельного в русской Cети интернет-журнала, художник, прозаик, - широко известен в научной и писательской среде. Так что это не первое произведение робеющего неофита. <Два угодья в нем>

    Скажу сразу и резко: я не поклонник фантастической литературы. Роман <Мастер дымных колец> - как бы (употребим это навязшее на зубах паразитическое словосочетание) - фантастический роман. Однако нет здесь многостраничных описаний звездолетов, пальбы из бластеров и прочей чепухи. О чем книга? Да все о том же, что составляет плоть мировой литературы: о любви, о призвании, о подвиге, о смерти (вечная тема русского художника), о славе, о жизни изменчивой, прихотливой и опасной как для героев, так и обывателей при тоталитарном режиме на родине нашей и в иных мирах. <Ужасы без ужасов>, они - ментально-психические скорее. Замечу, что фантастика Владимира Хлумова <реалистически мотивирована>. Не понял, читатель? А сколько у тебя в школе было по литературе? Ах, четыре! Вспомнил, ну, и слава Богу.

    Друг мой, частенько я пишу о таких книгах, которые читаешь - и словно в цирк попал: огни бенгальские, слоны танцуют, львы сквозь обруч прыгают, ручные обезьянки на дрессированных собачках разъезжают, девки полуголые пляшут, в оркестре Некто в сером (персонаж знаменитой драмы Леонида Андреева <Жизнь человека> - воплощение сатаны) в тарелки медные лупит. Ошеломительно интересно, но душно. А взял я в руки роман Владимира Хлумова, так причудилось мне на сотой странице, что сижу я на пеньке в березовом лесу, и воздух сладкий, и ветви славно шелестят.

    Проза Хлумова специально мастерски выделана в манере русской литературы позапрошлого века. Писатель постоянно вступает в полемику со своими именитыми предшественниками. Как? Соизволишь прочитать - узнаешь. Наряду с продуманной ориентацией на прошлые шедевры писатель использует все новомодные трюки ультрасовременной литературы. Прежде всего поражает изощренная игра с именами собственными. Так, Ф.М.Достоевский, создатель романа <Бесы>, закамуфлирован под писателя Неточкина (фамилия восходит к названию незавершенного романа классика <Неточка Незванова>), автора, натурально, книги <Черти>; Пушкин в романе - Основоположник, М.Е.Салтыков (писатель Н.Щедрин) - Губернатор, Чехов - Доктор, Б.Л.Пастернак - Мастер переводов со староанглийского (великий поэт переводил для хлеба насущного Шекспира), А.И.Солженицын - Иван Денисов (<Один день Ивана Денисовича>) и т.д. Санкт-Петербург, в частности, выписан под маской некоей Северной Заставы. Языковая игра, пронизывающая весь роман, ведется с читателем корректно, с большим тактом, все взвешено, все в меру, все умно и тонко.

    Одного из центральных персонажей, соединившего в себе черты великих <проектантов> - К.Э.Циолковского и Н.Ф.Федорова, автора <Философии общего дела>, глобальной идеи физического <воскрешения отцов>, т.е. всех умерших, - духовных прародителей безумных В.В.Маяковского и Андрея Платонова - зовут Илья Ильич Пригожин. Эге, скажет читатель, слышал про такого. Читатель всегда прав: лукавый автор заставляет вспомнить Илью Романовича Пригожина, нашего современника (дай, Бог, ему здоровья), великого бельгийского (увы!) ученого, лауреата Нобелевской премии по химии за 1977 год, естествоиспытателя и блистательного натурфилософа-идеалиста. Очень непростую книгу сочинил господин Хлумов: узорчатую шкатулку из слоновьей кости с тройным дном и семью тайниками.

    Я отчасти начитанный человек, что делать - профессия обязывает. Книга, о которой я веду речь, меня чрезвычайно поразила тем, что ее можно читать в автобусе, просто удовольствуясь сюжетными хитросплетениями, а можно аналитически впитывать как трактат, например, по эстетике или философии. Вот это новое качество настоящей новой литературы, небывалое свойство первоклассной современной прозы. Явление, требующее внимательного обдумывания и скрупулезного исследования. Братья-литераторы, - за дело.

    Автор мимоходом высказывает, в частности, чрезвычайно глубокие и оригинальные суждения о природе эстетических феноменов, о своеобычности русской литературы. Не удержусь, процитирую Хлумова: < Русская литература как раз и знаменита не вечной красотой, отточенной красивостью, а душевной, человеческой. И язык у нее не холеный, а с зазубринами, с беспечными повторениями, с бесшабашным русским авось Многие не понимают этого, стараются до совершенства довести, особенно не русские люди, образованные, конечно, которые идеально говорят и пишут по-русски. Но в том-то и фокус, что это уже не то, потому что правильность, отточенность - это настоящая смерть, туристическая красота, дурная бесконечность> (С. 246). Читатель, список таких авторов весьма пространен

    В романе четко прослеживаются пласты, элементы и обертона злой, изощренной и остроумной социальной сатиры, автор бичует научную и обывательскую <мелочную жизнь>, иронизирует по поводу бессмертного марксистско-ленинского учения, над земным и внеземным мироустройством. Инопланетная жизнь весьма напоминает квазидемократический ад и <посттехнократическое чистилище> Эх, в короткой рецензии всего не скажешь. По первое число достается элите и спецслужбам эпохи застоя. Да, забыл сказать о том, почему <Мастер дымных колец>, которые виртуозно создает из табачного дыма один из персонажей, - последний роман Империи. Я никогда не пересказываю сюжет, ограничусь одной фразой: наша канувшая в Лету Великая Держава создает межзвездный космический проект, который Прочитай - узнаешь.

    Читатель, напоминаю, автор романа по <базовой> специальности - астрофизик, носитель уникальных познаний, абсолютно неведомых <пожирателям книг>. Как сказал великий Ленин великому Горькому по поводу романа <Мать>: <Очень своевременная книга>, - так и я, грешный, отзовусь о романе Владимира Хлумова. Очень талантливая, очень умная, очень веселая и трагическая одновременно, затейливая и искрометная. А какой у романа финал, чем все оканчивается.., пальчики, друг мой высокий, оближешь.

    Читатель, прибегну к кулинарной аналогии: едал ты, возможно, улиток, устриц, лягух склизкокожих. Не болит живот? Побаливает! Прочитай роман Владимира Хлумова - ржаной серый каравай, испеченный не на поточном хлебозаводе, а в русской печи, по старым рецептам, но с изысканными заморскими пряностями, услаждающими язык, пьянящими, новомодными. А дух-то какой идет от поджаристой корочки, аж голова кружится. Русская печь, кстати, доподлинно знаю, несколько лет прожил в деревне на берегу Ладожского озера без электричества, - величайшее создание на века нашего национального гения: отопление, приготовление еды и баня в одном приборе. Сказанное целиком относится к роману <Мастер дымных колец>: в одной отличной книге упрятано несколько отличных книг. Не веришь, прочитай, поспорим всласть и без обиняков. Я сказал.

    Если кто-либо соблаговолит, см.: Гречишкин С.С., Лавров А.В. Андрей Белый и Н.Ф.Федоров // Творчество Блока и русская культура XX века. Блоковский сборник III. Тарту, 1979. С. 147-164.

17.02.2001
01:11

Кромешный свет, или Проделки Люцифера

08.02.2001
19:18

Кто такой Пелевин?

04.02.2001
17:46

Обломов в Межзеркалье, или Очень "крутая" книга

18.01.2001
17:32

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ, или СЕНСАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА

04.01.2001
20:42

Власть и писатель, или Воланды и Михаил Булгаков

<< 11

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100