TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


28.10.2001
01:41

"Протоперестройка" царевны Софьи, или Снова они о нас - заметка о книге исследовательницы старой России, профессора истории Лондонского университета Линдси Хьюз "Царевна Софья". СПб., 2001

11.10.2001
02:17

"Князь детектива, или Прелестная книга" - заметка о романе Леонида Юзефовича "Князь ветра""

24.09.2001
14:35

""Томов премногих тяжелей..," или "Отгадки" питерского политолога"

08.09.2001
00:48

"Тонкая" книга Татьяны Толстой, или "кысь", "брысь", "рысь", "Русь"

29.08.2001
01:08

"Поэт о поэтах, "о времени и о себе"" - первая в новом сезоне заметка Василия Пригодича о "большой" книге интервью Иосифа Бродского

25.06.2001
23:30

В "Кошачьем ящике" - последняя в этом сезоне заметка "Первый роман Империи, или Талант не подделаешь" - о романе питерского писателя Павла Крусанова "Укус ангела"

09.06.2001
17:11

В "Кошачьем ящике" - новая заметка Василия Пригодича - "Сага о сыщике Путилине, или Анти-Акунин" о романах Леонида Юзефовича, удостоенного Российской литературной премии "Национальный бестселлер"

25.05.2001
00:00

Один в трех, или Три в одном (о трех книгах Бориса Акунина)

15.05.2001
19:11

В "кошачьем ящике" - статья известного критика, председателя секции критики и литературоведения Союза писателей Санкт-Петербурга Александра Рубашкина - "Юбилейное? (Иосиф Бродский и его критик)"

09.05.2001
17:25

Разговоры с Лоренсом Стерном, или Отменная книга (заметка о романе Александра Житинского "Потерянный дом, или Разговоры с милордом"

26.04.2001
20:58

В "Кошачьем ящике" - новая заметка Василия Пригодича - "Раз... Путин, два... Путин, или Интеллектуальный роман - о книге Эдварда Радзинского "Распутин: жизнь и смерть".

09.04.2001
00:19

Оправдание системы, или Тайна советской власти - о романе Дмитрия Быкова "Оправдание"

01.04.2001
00:10

"Книга писем" или "Записки из подполья"

17.03.2001
05:31

Мертвые духом стыда не имут.... Александр Богатырев и Василий Пригодич

    АЛЕКСАНДР БОГАТЫРЕВ,

    ВАСИЛИЙ ПРИГОДИЧ

    Мертвые духом стыда не имут

    Заметка написана в соавторстве с прозаиком, поэтом, драматургом, сценаристом-режиссером нескольких десятков документальных фильмов по различным аспектам русской духовности.

    Велика сила общественного мнения! Напишет Чернышевский или Михайловский разгромную статью - и вся Россия до последнего провинциал-гимназиста знает - никудышный писатель Достоевский, да и граф Лев Николаевич тоже весьма посредственный литератор. Кто бы вспомнил всех этих добролюбовых-писаревых, если бы не генералы от агитпропа? В каком бреду можно было восхищаться занудными пошлостями Михайловского? А ведь не то, что читали - зачитывали до дыр, передавая друг-дружке "на ночь", как полтора десятилетия назад - Солженицына. А как боялись этих <творцов общественного мнения>! Трепетал Гоголь, дрожали Толстой, Достоевский, Лесков.

    Лабазники от музыкальной критики травили Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского. Не только не видели самобытности русской музыки, но и убеждали всех и вся в том, что всерьез говорить о русской опере или русском балете по меньшей мере смешно. То ли дело итальянские или немецкие! Не слышали, не чувствовали, не понимали, потому что не любили. Хамское бесчувствие и презрение к своему, родному: нет французского изящества, итальянской мелодичности, немецкой философичности... А все эти разговоры о духовности, нежности, сострадании и жертвенности - от комплексов, да от отсутствия европейской культурности.

    Надо было пройти "проверку интуристом", ошеломить Париж Русскими Сезонами накануне Февральско-Октябрьской катастрофы, потерять в кровавом кошмаре революции всё, даже самоё Родину, чтобы потом оттуда, <из-за бугра> заскулить о величии русской культуры. Ну, а тем, кто пришел на смену доморощенным либеральным пророкам-культуртрегерам от интернационала, все русское было ненавистно. Пушкина за борт корабля истории! Достоевского с Толстым туда же! Заулюлюкали - забурлюкали "дыр-бул-щил!" Нет места русской культуре, нет русского слова. Слушайте грозный рык революции!

    Послушали Нарычались, охрипли. Кое-кто навеки умолк в кровавом безмолвии ГУЛАГа... Теперь внуки подросли (шибко говорливые получились), да и права добились говорить что ни попадя. А что скажешь, когда в сердце мрак, да сквозняк ледяной, когда ненависть душит до спазм и судорог...

    От избытка сердца говорят уста И заговорили <новорусские уста> дерзко, иронично, не скажем смело - какая уж тут отвага, когда <все позволено> (<дозволено>)! Всё рассказали: кто у кого чего украл, кто с кем спит, кого убили, а кого непременно убьют в текущей пятилетке... Вместо гектаров эяби и озимых, ломящихся закромов Родины в одночасье западали самолёты, стали взрываться дома и трубы нефтепроводов, вчерашние соседи стали резать друг друга. Загуляли по экранам, страницам, лесам и морям тайфуны, цунами, басаевы... А главные проблемы, как оказалось, <ниже пояса>, решаются они и исключительно <нетрадиционным способом>, потому как традициям даже в интимной сфере объявлена беспощадная война. Какая уж тут огненная тайна пола! Музыка в одночасье превратилась в адский скрежет, <голубой> экран заволокло подкрашенным дымом, явственно запахло серой.

    А чтобы до поры до времени не всем стало ясно, что <властители умов>, законодатели мод и творцы общественного мнения вышли не из политического подполья, а из самой натуральной преисподней, и что виртуальный мир ими не творится, а лишь материализуется, проходя через их далеко не свободные головы прямиком из бездны в наши дома через электронные ящики, нужно было нежити облечься в ПЛОТЬ: напитавшись нашей энергией стать не просто подобием жизни, а стать - больше чем жизнь! Заставить жизнь, криво подскакивая, семенить за собой, виляя, запутывая следы, постоянно <меняя курс>. Даже культурную родословную придумала для себя нежить, чтобы ещё более сойти за "взаправдашних". Мы - от Герцена, от Чаадаева, а зубоскальство наше от Гоголя и Н.Щедрина (М.Е.Салтыкова).

    Может быть, и ТАК. Скорее всего, так и есть. Однако Гоголь, заглянув в глаза <инспиратору вдохновения>, побежал к камину жечь написанное (второй том <Мертвых душ>) и до конца дней молил Творца избавить его от "дара" видеть всё в отвратительном и смешном виде...

    Какая страшная метаморфоза (а лучше по старинке: ужасный метаморфоз) произошла с "демократической" мыслью. Если в XIX веке литератор прежде всего <милость к падшим призывал>, сгорая в чахотке и <нервических> болезнях от любви к угнетенным и ненависти к угнетателям (не беремся судить - чего было больше: глупости или наивности, бесспорно одно - они были чисты и сострадательны, упрекнуть их в ангажированности никак нельзя), то нынешнюю <демпечать>, отстаивающую <реформы>, можно заподозрить в чем угодно, но только не в любви и сострадании народу.

    Манифестированная, самодовольная, нескромная любовь к длинным <зеленым> рублям-баксам настолько очевидна и отвратительно, что об этом и толковать нечего. Пацаны, ваша взяла, время горячее, гужуйтесь и кайфуйте, но не тычьте нагло в лицо толстой мошной обездоленным людям.

    Разумеется, и о Пушкине можно сказать, как о литераторе, работавшем ради денег, да он и сам никогда этого не скрывал. Например, в октябре 1823 г., приступая к работе над <Евгением Онегиным, он отчетливо понимал, что <это купят хорошо>. Однако своим творческим подвигом Пушкин ПОДНИМАЛ читателя в <горнюю высь>, на невероятно высокий уровень. Он делал читателя умнее, культурнее, образованнее и добрее, раскрывал перед ним грозные тайны Духа.

    Удаль же многих нынешних <властителей дум> коренится в том, чтобы опустить читателя (зрителя) как можно ниже: сделать его не просто соглядатаем чужого падения или беды, но обязательно злорадным (в лучшем случае - равнодушным) соучастником. Бесспорная вина средств массовой информации состоит в том, что насилие и разврат перестали ужасать и отталкивать. Журналисты и телеведущие <открыли> <географию греха> и каждого снабдили подробным путеводителем. То, о чем украдкой вполголоса бормотали дворовые хулиганы, стали бесстыдно обсуждать <телезвезды>, бизнесмены и даже люди от науки. А вслед за ними - школьные учителя, активисты, невесть откуда появившихся, как поганки в лесу, всевозможных <мыслительных> центров. Понятия нравственности, чести, достоинства, любви к Родине (святые слова!) глумливые <журналюги> высмеивают, как нечто пошлое и площадное, и, главное, абсолютно бессмысленное. Нам, детям, внукам, правнукам и праправнукам пращуров, воевавших за Россию, все это больно, горько, тяжко.

    Громогласно продекларированные плюрализм и свобода слова обернулись беспощадной цензурой со стороны <хозяев> телеканалов и "демократических" газет. Никакой конструктивный диалог на телевидении просто невозможен. Бесчисленные ток-шоу, интервью со знаменитостями при бесспорной талантливости многих ведущих и телережиссеров всенепременно имеют одну тенденцию - сделать зрителя <гражданином мира>, не умеющим самостоятельно мыслить, принимающим на веру всё, что исходит из "ящика", ориентированным только на потребление, алчбу удовольствия и богатства.

    И надо сказать, что во многом цели достигнуты. Мало кто замечает, как производится манипуляция сознанием. За внешней корректностью кроется грубое, циничное проталкивание <идеологии нового типа>. Она настолько мелка и уморительно убога, что требует от шоу-<токарей> особого таланта: умения многозначительно говорить о ничтожных предметах. Явную ложь, облачив в полуправду, затем пропустив через километровые пассажи, сдобренные ссылками на неизвестные и непонятные источники, авторитеты, опросы <общественного мнения>, нам сервируют как неопровержимую истину. При этом телевизионные боги-бонзы-боссы долго и многозначительно поглядывают на нас, детей несмышленых, поверх очков. Поглядывание поверх очков - суть их фирменный знак. В самом поглядывании поверх очков нет ничего дурного. Однако эти ухари проделывают это уж слишком серИозно (словечко Маяковского), нарочито, тенденциозно. Сие похоже означает не что иное, как: <В гробу мы вас, ребята, видели>.

    Чего стоит нынешняя истерия по поводу <наезда> властей на свободу слова?! Зритель бы поверил, если бы передачи велись, ну, скажем, из соседней Эстонии-Латвии-Литвы или с чердака дома, определенного под снос. Но ведь <вещают> из родимого Останкино... Хотя бы один господин хороший, не мазурик какой-нибудь, рванул бы тельняшку на груди и сказал: символ свободы, величайший журналист Владимир Гусинский отнюдь не жулик, все у него прозрачно, чисто и законно, да и налоги он всегда платил исправно родной казне. Ан нет. Основная (увы, не слишком затейливая) идея бескорыстных и доблестных защитников НТВ: ату, все прохвосты, не только мы, но вы нас кусаете потому, что мы вас кусаем. А мы хотим вас кусать тотально и монопольно, ибо мы - <четвертая власть>. Власть, натурально, в свою очередь, не слишком элегантно даёт понять, что власть - это власть, а <телетокари-многостаночники> - щелкоперы и ничего более. И отношение к оным, точь-в-точь, как у известного гоголевского персонажа. Выпороть - да и только, а толк будет. Пошли вон, суконнорылые стрекулисты Весь мир знает о том, сколько денежек истрачено на покупку квартиры Генеральному прокурору, а плутни в щедрой кассе НТВ - табуированная сакральная тайна, на коей почил магический покров Изиды. Эх, служивые, скромность украшает журналиста (и) чекиста.

    Нам всегда не нравились слуги народа, скрывавшие за идеологически выдержанной и псевдопатриотической трескотней нехитрою корысть и готовность беспринципно служить кому и чему угодно, мол, чего изволите, расстараемся. Однако еще отвратительней и омерзительней нынешние "правдолюбы", чье недавнее славное прошлое никем не забыто. Мы помним о том, кто такие "выездные" журналисты. Странно слышать от них, годами торчавших <за бугром>, с пеной у рта восхвалявших родимый <развитой социализм> и проклинавших <капитализм>, то, как они обеспокоены возможностью возврата к прошлому. Стыда-то нету Эфир и бумага все стерпят. Право слово, чего вам бояться.

    Кто может, например, в парадигме обыденного здравого смысла объяснить: почему российские тележурналисты истерически требуют от российских солдат ни в коем случае, ни при каких условиях не вести огонь по домам, из которых стреляют чеченские боевики (дабы не причинить вреда мирным жителям, ничего плохого, гуманно), но одновременно и одномоментно душевно приветствуют приказ израильского премьера Шарона открывать ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ огонь по домам палестинцев, не дожидаясь выстрелов арабов по израильским солдатам. Нам до боли сердечной жаль мирных жителей в любой части планеты, и солдатиков всех жалко, а вот щелкоперов-провокаторов - не очень. И дело не во власти, она-то, болезная, свое дело туго знает, а в нас - пишущей и вещающей братии.

    Почему не проходит и дня, чтобы телевизионщики не напомнили Президенту о его чекистском прошлом и не разъяснили нам, дуракам лопоухим, трагические теноры то, что нас ожидает в трагическом будущем. Братва, а вдруг Президент вспомнит, что он не хореографическое училище с консерваторией окончил. Чего здесь больше: глупости, бесстрашия, хамства, Бог весть! Нам назойливо и бесцеремонно дают понять, что власть ругать можно, поскольку она - не главная персона на нашем дичающем поле. Натурально, ругать ругательно нельзя только обладателей денежных мешков, из коих сыплются магистрам виртуальной магии вполне материальные сребреники. Грустно, господа.

    Тем, кто постоянно талдычит о <цивилизованном мире>, до уровня которого неумытая Матушка-Русь на протяжении нового века якобы не подтянется, осмелимся напомнить, что цивилизованные люди соблюдают писаные и неписаные правила приличия. В нормальных странах закон запрещает оскорблять не только Президента, но и самого распоследнего обывателя. Такой <свободы слова> (мол, давно отнятой и растоптанной) - как у нас, - когда позволительно изобразить Президента в виде профессионального сотрудника борделя, нет ни в одной цивилизованной стране мира. А где все эти смельчаки-камикадзе были в пресловутые годы застоя, чего тогда не обличали, не распинали, а сидели с фигой в кармане тихо, как цековские мыши.

    Можно только руки и очи <воздевать горе> (т.е., к небу, так изъяснялись предки наши): <властители дум>, увы, не знают - что такое приличие. Когда всезнайки-телеведущие вальяжные вальяжно вопрошают: <А что такое нравственность? И кто нам будет указывать на то, что нравственно, а что - нет>. Можно только руками развести. Тысячу лет на Руси об этом знали все - от старика до младенца. Все!!! А вот нынешние кумиры и понятия не имеют. Тогда о какой свободе стрекочут эти незнайки на всех каналах, во всех (почти) газетах. Невежды не заслуживают свободы великой и грозной. Ихняя (так теперь принято изъясняться) свобода - ящик Пандоры, источник бед духовных для многих Неловко, но осмелимся напомнить кое-каким господам - мздоицам, растлителям малолетних, убийцам духовным, что есть такая занятная книга с казенным названием <Уголовный кодекс>. Эта заметка, простите великодушно, написана несколько сумбурно и нервно, но наболело А о болезни справно и складно не напишешь.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
290670  2009-11-22 19:20:56
юрий
- На удивление точно и незлобливо, но уж очень объективно и откровенно, а следовательно не "модно", что бы не сказать невостребованно.

01.03.2001
17:29

Последний роман Империи, или Талант не спрячешь

17.02.2001
01:11

Кромешный свет, или Проделки Люцифера

08.02.2001
19:18

Кто такой Пелевин?

04.02.2001
17:46

Обломов в Межзеркалье, или Очень "крутая" книга

18.01.2001
17:32

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ, или СЕНСАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА

04.01.2001
20:42

Власть и писатель, или Воланды и Михаил Булгаков

<< 11

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100