TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова: "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание . . .

14.04.2020
18:30

Народное творчество

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения. Я, по его . . .

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

09.04.2020
16:26

Удар

    Я получил крепкий удар по моему самому яркому наблюдению – что в “Явлении Христа народу” Иванова никто Христа не видит. А если не по наблюдению, то по выводу из . . .

07.04.2020
15:53

Ну что поделать...

    Каждый плюс, как говорится, имеет свой минус. Так и со мной, толкователем произведений неприкладного искусства. Слишком много их истолковал. Настолько много, что . . .

05.04.2020
09:47

Микены и Украина

    Есть шанс что-то внятное сказать о такой вот скульптуре. Богиня со змеями (малая). Ок. 1600 г. до н. э. Фаянс, глазурь, пигменты, обжиг. Можно объяснить, почему . . .

04.04.2020
22:40

Авось...

    Авось, сама трудность задачи сотворит чудо, и я смогу… Ну чего уж мелочиться? – Смогу увидеть у Полозковой в подсознательном идеале – только не плюйтесь – . . .

03.04.2020
18:03

Почему Бродский писал по-русски и вне родины

    Бродский разочаровался во всём Этом свете. Естественно. Стал ницшеанцем. То есть его подсознательным идеалом было принципиально недостижимое метафизическое . . .

02.04.2020
11:11

Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)

    Всякий стиль углублен до мировоззрения, а всякое мировоззрение конкретизировано и доведено до стиля. Лосев. Прочли, читатель, эпиграф? А я хочу ещё большей . . .

31.03.2020
12:22

Поражение, почти равное победе

    Я вздумал опубликоваться в рецензируемом журнале. Смешно началось. За эл. почтой следят и вставляют соответствующую рекламу. Ну вдруг вставили рекламу помощи . . .

29.03.2020
16:31

Провал или спасусь?

    Я был очень благополучен, обнаружив соответствие спусков и подъёмов на большой Синусоиде идеалов в искусстве истории смены общественных формаций (см. тут). Тем . . .

28.03.2020
12:32

На что я уповаю

    Так жаль, что каждый раз, начиная писать, я стою перед проблемой ввести в курс того почти маниакального состояния, которым я одержим: поиском следов . . .

26.03.2020
09:38

Что-то про ничто

    К непосредственному впечатлению в случае с песней Веберна “Как я рад!” (1934) обращаться бессмысленно, но я предлагаю обратиться, чтоб удостовериться (слушать тут). Стихи Х. Йоне (гуглоперевод):

       

    “Wie bin ich froh”!

    Noch einmal wird mir alles grün

    und leuchtet so!

    Noch überblühn

    die Blumen mir die Welt!

    Noch einmal bin ich ganz ins Werden

    hingestellt

    und bin auf Erden.

    "Как я счастлив”

    Все снова становится зеленым

    и светит вот так!

    Все еще цветет

    цветы дарят мне мир!

    Я снова в полном росте

    размещены

    и я на земле.

    Если сориентироваться на год создания, то Веберн в ужасе от прихода к власти Гитлера в соседней Германии (через 4 года нацисты его отстранят от дирижёрства на Австрийском радио). И выражает он свободу от? – Думаю, от вообще Этого мира. В подсознании – метафизическое иномирие. – Это настолько сложно для восприятия, что нацисты его не убили. Они были против такой ультратонкости, как серийная музыка.

    А мне хочется её защитить, но не имею пока средств.

    Но надеюсь. Через подобие.

    Подобие – конкретная музыка, музыка естественных шумов, которым придана анонимность. Нельзя понять, что это звучит. Вот, например (слушать тут). – В самом конце, правда, вы угадываете, что мужчина прочищает горло. Но перед этим – загадка. Что-то нарастающее, механическое и потом падение чего-то.

    Вот этот мизер для меня чрезвычайно многозначителен и волнующ. Не то, что песня Веберна.

    Но я хочу к толкованию загадочной звуковой дорожки подойти издалека.

    Чем она схожа с совершенно непостижимой песней Веберна? – Аналогией обеих абстрактной живописи.

    Но начинать постигать нужно с противоположности живописи музыке.

    В живописи есть два уровня обозначения: 1) цвет и форма того, что есть в природе и что перенесено на холст и 2) культурой изменённые цвет (например, подчинение зелёного тёплому колориту всей картины) и форма (например, геометризация черт лица в кубизме).

    В обычной музыке уровни обозначения такие: 1) музыкальный звук (голоса человека или музыкального инструмента) и ритм (культура) и 2) физическое изменение первого уровня (например, громкостью или темпом) – природа. Два уровня обогащают возможности образного выражения того, что автор хочет сказать. В случае, когда автор хочет сказать восприемнику нечто, не слишком далёкое тому по духу. Даже если выражаемое и воспринимаемое являются подсознательными: у автора – подсознательный идеал. Требующий (обычно удачно) выразить себя тем, что автор переживает смутное вдохновение ЧЕМ-ТО, а от воспринявшего требует (и обычно неудачно) осознать, назвать словами, почему он, скажем, плакал или дрожал, бледнел или задыхался.

    А может быть случай выражения автором того, что по духу очень далеко от большинства восприемников. Например, ницшеанство. Особенно в неприкладном искусстве. Имея в виду, что с прикладным (выражающим, вообще-то, знаемое) проще. В случае с ницшеанством (которое лучше б назвать недоницшеанством) этим знаемым оказывается идеал сверхчеловека, исключительности, вседозволенности. А подсознательным идеалом ницшеанства (когда искусство неприкладное) является принципиально недостижимое метафизическое иномирие (антагонист тому свету христианства с принципиально достижимым благом для всех прощённых в виде вечной жизни бесплотной души в Царствии Божием). Такая необычность иной раз требовала для выражения себя в живописи и в музыке иного использования уровней обозначения.

    В живописи – абстракционизма, например, потребовала отказа от первого уровня обозначения (от природного). Оставила только второй (культурный).

    Поллок. Голубые полюса или Номер 11, 1952. 1952. Эмаль.

    В данном случае этим культурным является привнесённое культурой разнообразие. В разнообразии – единство именно этого произведения. (Даже в звёздном небе меньше разнообразия, даже в пятнах плесени чудятся фигуры.) Отказавшись от естественного для живописи первого уровня выражения, художник зато приобрёл возможность этим выразить неестественное – иномирие метафизическое, куда из-за непереносимости действительности ему подсознательно хочется убежать. (Сознанием он только переживает ту радость, что удалось выразить ЧТО-ТО, словами невыразимое.)

    То же самое с серийной музыкой у Веберна (только я не смог это почувствовать). Музыка лишила себя тоже естественного первого уровня обозначения (культурного: с иерархией звуков в лады, привычные с детства и усваиваемые без обучения). И тем открыла себе возможность выразить метафизическое иномирие, куда тянет от ужаса действительности.

    Так вот то же самое с конкретной музыкой. Она, как музыка, тоже отказалась от своего естественного (культурного) первого (ладов) уровня обозначения ради для-неё-второго, природного, ради природных шумов, приведённых к анонимности. И тем тоже обрела возможность выражать противоестественные улёты.

    И мне повезло почуять этот улёт в звуковой дорожке второго активного “тут” этой статьи. Я нарочно применяю слово “почуять”. Потому что я подозреваю в том акте участие моего подсознания, общавшегося с подсознательным идеалом Германа старшего в его фильме “Мой друг Иван Лапшин”, не пущенном в прокат сперва (почуяла цензура лжесоциалистического строя левое диссидентство в этом фильме). А я, тоже стихийный левый диссидент, тоже сумел это почуять. В тех звуках падения чего-то из-за нарастания какого-то отчуждённого, какого-то механического жужжания – негативизмом этих звуков дан образ желанного иномирия, подобного христианскому тому свету – коммунизму, которого теперь (в 1982 году) достичь можно будет только в сверхбудущем. Ибо социализм провален.

    Я не уверен, что я не привираю насчёт чутья к тем, непонятно каким, звукам. Потому что сильнейшие эмоции от них на меня нахлынули, когда я те звуки соотнёс со звуками конца фильма (слушать тут). Просто страшными. И не подвергнутыми анонимности (видишь – трамвай с оркестром на прицепной платформе), как в начале. – Убьют Лапшина в Москве, куда его вызвали на переподготовку. Арестуют и убьют. Ибо он – за настоящий социализм.

    И в начале, и в конце – звук приближающегося трамвая, символа индустриализации страны за счёт упадка гуманитарной сферы, что и угробит (как факт – угробило) социализм.

    Мне очень хочется думать, что я это почуял в первых звуках фильма (которых теперь вы вообще не услышите, ибо теперешние версии в интернете – с отрезанной этой частью; у меня просто сохранилась старая запись фильма).

    24 марта 2020 г.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100